Аристотель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:57, доклад

Описание работы

Древнегреческий ученый Аристотель, философ, энциклопедист и основоположник логики, первым в систематическом виде изложил воззрения на душу.
Жил Аристотель в 384-322 годах (IV в. до н.э.).

Файлы: 1 файл

Аристотель.docx

— 484.27 Кб (Скачать файл)

В указанной работе приводится схема нарушения организации  познавательной деятельности при поэтапном  лишении сна. На первом этапе, когда  лишение сна у испытуемых осуществлялось на сравнительно небольшом промежутке времени, выпадала или существенно  ослаблялась реакция на будущее, затруднялся процесс воображения, в поведении исчезала инициативность, снижалась обратимость психического времени вперед от актуального момента. На втором этапе, при более длительном лишении сна происходило выпадение  прошлого, нарушалась память, появлялась забывчивость, снижалась обратимость  психического времени назад от актуального  момента. И на последнем, третьем  этапе, когда более значительно  увеличивался период длительность лишения  сна, терялась ориентировка уже в  самом настоящем, действительность представлялась фрагментарно, ослаблялось  внимание, снижалась способность  одновременного восприятия ряда происходящих событий. Таким образом, мы получаем информацию о зависимости между  ослаблением определенных видов  познавательной деятельности (воображение, память, внимание) и ориентировкой  в модусах времени (будущее, прошлое  и настоящее).

В данных исследованиях использовались тесты типа ТАТ (тематически апперцепционный  тест) и некоторые другие. Опыты  показали, что по мере увеличения продолжительности  воздействия, направленного на лишение  сна, закономерно изменялась организация  времени рассказов по картинам ТАТ. Сначала в них выпадало будущее, – сюжеты заканчивались моментом, изображенным на картине. В дальнейшем исчезало прошлое – рассказы сводились  к описанию непосредственно изображенного на картине. И, наконец, на высоте познавательных нарушений, вызванных лишением сна, – настоящее, прошлое и будущее хаотически перемешиваются между собой, обуславливая потерю последовательности течения времени в развертывании сюжета, нелепость, алогичность рассказов. Отдельные стороны сюжета выхватываются фразами рассказа, не развиваясь в дальнейшем.

Модусы времени: прошлое, настоящее и будущее настолько  специфичны, что о них целесообразно  сказать еще несколько слов. Прошлое  и будущее, точнее, знания о прошлом  и будущем, играют несколько различную  роль в процессе выработки наиболее эффективных средств приспособления человека к среде существования, нахождения оптимальных путей использования энергии внешней среды. Знание прошлого увеличивает опыт. Чем больше человек знает о событиях прошлого, тем больше его "банк данных", он может более эффективно взаимодействовать с объектами окружающей среды. В ряде работ встречаются суждения о том, что время – это условие хранения информации. В известном смысле такой подход оправдан. По сути, при таком подходе происходит отождествление времени и памяти. Будущее воплощается в настоящем, а настоящее становится прошлым, все проходит.

Из сказанного можно сделать  вывод о существовании, по крайней  мере, двух последовательностей в  расположении модусов времени:

1. В геометрической модели  – прошлое, настоящее, будущее.  Если мы расположим события  в виде точек на прямой линии  и эту линию представим как  ось, вектор, то этот вектор  будет устремлен в будущее.

2. В генетической модели  – другая последовательность. Наиболее  жизненно важной и простой  является реакция на непосредственно  происходящее. Такая реакция формируется  у новорожденного, затем постепенно  включаются все более совершенные  механизмы памяти, самым сложным  из которых становится механизм  построений моделей будущего.

Знание будущего способствует оптимизации поведения, но сам процесс  построения моделей будущего является очень сложным. О специфике событий будущего Аристотель писал: "...будущие события имеют своим истоком и решения, и некоторую деятельность, и что вообще у того, что деятельно не постоянно, возможность быть и не быть одинакова; у него возможно и то и другое, т. е. быть и не быть, а потому и произойти, и не произойти" [6]. Об этом же говорил поэт Борис Пастернак: "Будущее – это худшая из всех абстракций. Будущее никогда не приходит таким, каким его ждешь. Не вернее ли сказать, что оно вообще никогда не приходит? Если ждешь А, а приходит Б, то можно ли сказать, что пришло то, чего ждал? Все, что реально существует, существует в рамках настоящего" [7, с. 166].

Представления о механизмах построения моделей будущего в настоящее  время обогащаются за счет привлечения  данных относительно феномена функциональной асимметрии мозга человека. Установлено, что за построение моделей будущего у правшей (у левшей – с точность до наоборот) "ответственно" левое  полушарие мозга. Долгое время считалось, что функциональная асимметрия имеет  место только у человека. Однако последние исследования показали, что  данная асимметрия наблюдается также  и у разных животных, особенно у  птиц. У людей при определенных врожденных дефектах мозга, функциональная асимметрия оказывается выраженной очень слабо, при этом человек  лишается возможности осуществлять какую-либо сложную деятельность. Деятельность полноценного, здорового, нормального  человека обязательно должна быть связанной  с адекватной реакцией на все модусы времени.

Напомним в этой связи, что Хайдеггер также проводит некоторую аналогию между временем и способами отражения бытия. Но сама функция времени как особого  рода отражения по-разному проявляется в ситуациях различных модусов времени (прошлое, настоящее и будущее). В ситуациях прошлого и будущего всегда закономерно имеется та или иная, обычно достаточно высокая, степень неопределенности. В настоящем, если иметь в виду временной аспект самого понятия "неопределенность", такой искаженности, как правило, не бывает.

Если продолжить аналогию между воображаемым зеркалом и временем, то вырисовывается следующая модель: у нас есть зеркало, в котором  одни участки в той или иной мере искажают изображение, подобно  тому как это имеет место в "кривом зеркале", – это соответствует  модусам прошлого и будущего; другие участки, наоборот, как правило, дают адекватное отражение, – такая ситуация имеет место в настоящем. В этой модели именно "теперь" почти не допускает искажений, а прошлое и будущее – это такие участки, на которых заведомо будет иметь место та или иная степень неадекватности. Другими словами, понятие "неопределенность", на наш взгляд, в большей степени может быть соотнесено с представлениями о прошлом и будущем, чем с настоящим. Настоящее – это момент, текущие события; прошлое – уже исчезнувшие, не существующие более, но запечатленные в памяти события; будущее же вначале моделируется в нашем сознании при помощи воображения, а лишь потом, с той или иной мерой вероятности, может реализоваться.

Для уменьшения степени неопределенности в суждениях о событиях прошлого используются многообразные средства: записи, фотографии, кинодокументы  и т. п. Более подробно вопрос о  том, что собой представляют методы переработки информации, относящиеся  к различным модусам времени, рассматривается в работах [8], [9].

Для прогнозирования событий  будущего стало возможным широко использовать т. н. "виртуальную реальность". Технические средства, называемые "виртуальной  реальностью", стали использоваться прежде всего в авиации и других областях. Оказалось, что при подготовке пилотов было целесообразно зафиксировать их поведение в экстремальных ситуациях, смоделированных в "виртуальной реальности". Погружение в "виртуальной реальности" даже в ситуацию аварии и катастрофы гарантирует сохранность самолета и пилота. Используется "виртуальная реальность" и в градостроительстве. Многие сооружения, такие, как памятники, дома, жилые застройки и т. д., могут быть представлены в "виртуальной реальности" реально обозримыми. После просмотра экспертами в единстве как уже существующих застроек, так и возможных сооружений ими делается вывод о целесообразности или нецелесообразности реализации того или иного проекта.

Ряд ценных суждений Аристотель высказал по вопросу об особенностях и роли фактора времени в искусстве. В период начавшегося кризиса  античного рабовладельческого общества (когда завоевания Александра Македонского вызвали процесс взаимопроникновения  греческой и восточной культур), Аристотель стремился найти средства сохранения его наиболее важных культурных ценностей. К числу величайших культурных ценностей, созданных афинской рабовладельческой  демократией периода ее расцвета, Аристотель относил афинский театр. При этом повышенный интерес он проявлял к трагедии. Греческая трагедия свои сюжеты брала из мифологии, но она  находила средства отражать с помощью  этих сюжетов наиболее существенные стороны современной ей жизни  демократических Афин.

Особую роль фактору времени  Аристотель придавал потому, что на сцене действие очень часто охватывает только небольшие промежутки времени. В этой связи нам необходимо сделать  два примечания. Первое – следует  различать трагедию и эпический  состав событий. Эпическое произведение может охватывать различные по своей продолжительности промежутки времени, и в эпическом сюжете может быть много фабул. Второе примечание – сам Аристотель не выдвигал требований трех единств в трагедии: единства действия, времени и места.

Известный специалист в данной области А. А. Петровский пишет по этому вопросу: "...для Аристотеля единство действия есть требование безусловное, – непререкаемая, вытекающая из самого существа поэтического произведения норма..." И далее: "...желание подтвердить искусственные теории построения драмы авторитетом знаменитого философа привело к тому, что Аристотелю приписали в позднейшее время требование для драматических произведений двух других "единств" – единства времени и единства места" [10, с. 28].

Аристотель писал, что "определенность и четкость характера – это  требование имеет большое значение для сцены, где действие очень  часто охватывает и небольшой  промежуток времени и жизни людей... действие большей частью происходит в пределах одного круговорота солнца" [11]. Исключение Аристотель сделал только для трилогии, в которой могут  быть обозримыми и различные по своей  длительности во времени сюжеты.

Из ограниченности времени  сценического действия в драме вытекают далеко идущие следствия. Прежде всего, это аналогия с реальной жизнью одного отдельно взятого человека, индивида. Человек всегда глубоко эмоционально переживает тот факт, что его жизнь  ограничена во времени, и единственная подлинная ценность, данная ему, –  это тот промежуток времени от рождения до смерти, которым он может  распорядиться по своему усмотрению. Этот промежуток конечный, подобно  временной перспективе драмы.

Развертывание сюжета трагедии на ограниченном промежутке времени  – это, по сути дела, моделирование  или показ "растянутого" (или, как  недавно стали говорить, дилатированного, т. е. замедленного) времени. Представление о том, что время может "растягиваться", и изучение закономерностей этого процесса стало возможным в культуре в связи с появлением теории информации и сопоставления категорий времени и информации.

Одной из причин, в силу которых  характеры героев трагедии неизбежно  являются предельно выразительными, яркими и вырисовываются во всей полноте, несомненно, является тот факт, что  герои поставлены в ситуации если не полностью экстремальные, то, по крайней мере, в "полуэкстремальные"; при этом героям трагедии для выражения  своей сущности отводится не так  уж много времени. Подобно тому, как в афоризмах за счет краткости достигается предельная глубина мыслей, так и в трагедии ее герои всесторонне и ясно выражают себя в силу “краткости”, непродолжительности своей "сценической жизни". В трагедии даже речь героев "концентрированная". Многие "крылатые слова", взятые из трагедии, в дальнейшем живут своей самостоятельной жизнью, в культуре они используются как образцы красноречия.

Но может сложиться  и такая ситуация, когда события  в трагедии никак не хотят умещаться  в отведенное для ее показа время. Тогда автор прибегает к такому приему, как рассказ участников или  очевидцев этих событий. Обычно используется рассказ о событиях прошлого (показ  событий из "параллельных миров" в театре и кино стал применяться  значительно позже). В рассказе можно  предельно кратко, в сжатом виде описать события, которые в реальном времени имели достаточно большую  длительность. И в этой связи может  происходить инверсия времени. Рассказ  о прошлых событиях как бы "встраивается" в настоящее, и зрителю предоставляется возможность "путешествовать" во времени, перемещаться из настоящего в прошлое и обратно.

 

       

     

 
lib.rus.ec 
Аристотель под механическим движением понимал изменение места. 
215 x 336 - 22 Кб - png

 
sceptic-ratio.narod.ru 
Аристотель Во всех людей природа вселила стремление к государственному ... 
186 x 250 - 12 Кб - jpg


 

 

 

 

 

 


Информация о работе Аристотель