Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации прямо или косвенно является продуктом древнегреческой культуры, важнейшей частью которой является философия.
Так, Чанышев А.Н. отмечает, что "древне-западная, античная, сначала только греческая, а затем и римская философия существовала в течении более чем тысячелетия (с 6 в. до Н.Э. по 6 в. Н.Э.). История античной философии распадается на четыре периода:

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Софисты и Сократ…………………………………………………………….4

1.1. Возникновение софистов……………………………………………………4
1.2. Философские взгляды софистов……………………………………………5
1.3. Философские взгляды Сократа……………………………………………6

2.Учение Платона об идеях……………………………………………………7

2.1. Мотивы и предпосылки возникновения учения об идеях…………………7
2.2. «Мир идей» и «мир вещей»………………………………………………….9
2.3. Теория познания Платона…………………………………………………..10
2.4. Телеологический порядок в мире идей Платона: идея блага.....................11

3.Философская система Аристотеля…………………………………...........

3.1.Философское учение Аристотеля…………………………………………12
3.2. Философия природы………………………………………………………14
3.3.Первая философия…………………………………………...…………….15
3.4.Практическая философия………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………...19

Литература…………..………………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная работа по философии.docx

— 59.92 Кб (Скачать файл)


  

                                       

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

1. Софисты и  Сократ…………………………………………………………….4

 

1.1. Возникновение софистов……………………………………………………4

1.2. Философские взгляды  софистов……………………………………………5

1.3. Философские взгляды Сократа……………………………………………6

 

2.Учение Платона  об идеях……………………………………………………7

 

2.1. Мотивы и предпосылки возникновения учения об идеях…………………7

2.2. «Мир идей» и «мир вещей»………………………………………………….9

2.3. Теория познания Платона…………………………………………………..10

2.4. Телеологический порядок в мире идей Платона: идея блага.....................11

 

3.Философская  система Аристотеля…………………………………...........

 

3.1.Философское учение Аристотеля…………………………………………12

3.2. Философия природы………………………………………………………14

3.3.Первая философия…………………………………………...…………….15

3.4.Практическая философия………………………………………………….16

 

Заключение……………………………………………………………………...19

 

Литература…………..………………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации  прямо или косвенно является продуктом  древнегреческой культуры, важнейшей  частью которой является философия.

Так, Чанышев А.Н. отмечает, что "древне-западная, античная, сначала только греческая, а затем и римская философия существовала в течении более чем тысячелетия (с 6 в. до Н.Э. по 6 в. Н.Э.). История античной философии распадается на четыре периода:

  1. зарождение и формирование (6 в. до Н.Э.)
  2. зрелость и расцвет (5-4 вв. до Н.Э.)
  3. закат ¾ это греческая философия эпохи эллинизма и латинского философского периода. Римская республика (3-1 вв. до Н.Э.)
  4. период упадка и гибели в эпоху римской империи (1-5 вв. Н.Э.)".

История греческой философии  представляет собой общий и, вместе с тем, живой индивидуальный образ  духовного развития вообще. Этот период по преобладающим в нем интересам  можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно-философским. Абсолютно все ученые-философы отмечают, что первый период развития античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В 6 и 5 вв. до Н.Э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе – отдельно от философии. Космологическое умозрение 7 и 6 столетий поднимает вопрос о последнем основании вещей. Таким образом появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся прежде всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении звезд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОФИСТЫ И СОКРАТ

 

1.1 Возникновение софистов

В V в. до н.э. во многих городах  Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании  пришла власть рабовладельческой демократии. Развитие созданных ее господством  новых выборных учреждений – народного  собрания и суда, игравшего большую  роль в борьбе классов и партий свободного населения, - породило потребность  в подготовке людей, владевших искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать силой слова  и доказывать, способных свободно ориентироваться в различных  вопросах и задачах права, политической жизни и дипломатической практики. Некоторые из наиболее выдвинувшихся  в этой области людей – мастера  красноречия, юристы, дипломаты –  становились учителями политических знаний и риторики. Однако нерасчлененность тогдашнего знания на философскую и  специально научные области, а также  значение, которое в глазах образованных людей греческого Запада успела в V в. до н.э. получить философия с ее вопросами о началах вещей, о  мире и его возникновении, привело  к тому, что эти новые преподаватели  обычно не только учили технике политической и юридической деятельности, но и  связывали эту технику с общими вопросами философии и мировоззрения.

Гриппий обучал по свидетельству Ксенофонта и Платона, астрономии, метеорологии, геометрии и музыке; Пол бы сведущ в учениях физике; Критий разделял, по свидетельству Аристолеля, психологические взгляды Эмпедокла; Антифонт занимался задачей квадратуры круга и пытался объяснить метеорологические явления – то по Гераклиту, то по Диагену, то по Анаксегору. Новые учителя получили наименование «софистов». Первоначально словом «софист» называли искусных в каком-либо деле людей – поэтов, музыкантов, законодателей, мудрецов. Впоследствии писатели консервативного и реакционного образа мыслей, отрицавшее демократический строй, его учреждения и практику его деятелей, перенесли свою вражду и на новых учителей, подготовлявших молодых людей к политической и судебной карьере. «Софистами» они стали называть тех, кто в речах, обращенных к слушателям, стремились не к выяснению истины, а к тому, чтобы ложь выдавать за правду, мнение – за достоверную истину, верхоглядство – за знание.

Первые школы красноречия  возникли в городах Сицилии, где  еще Эмпедокл прославился как  образцовый оратор и где Пол был  уже настоящим софистом. Из сицилийских  Леонтин был родом также софист Горгий. Развитие в V в. до н.э. демократии в Афинах и особенно развитие связей с другими городами греческого мира сделало Афины ареной для выступлений и преподавательской ряда софистов – Протагора из Абдер, Гриппия из Элиды, Продика с Кеоса и Горгия из Леонтин, хотя афинские государственные люди самых различных убеждений относились к софистам в общем неприязненно. Софист Протагора из Абдер был даже осужден на изгнание за высказанное им сомнение в вопросе о существовании богов. 

 

1.2. Философские взгляды софистов

Как философское течение  софисты не представляют вполне однородного  явления. Наиболее характерной чертой, общей всей софистике, является утверждение  относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок; оно выражено Протагором и его  знаменитом положении: «Человек есть мера всех вещей: существующих – в том, что они существуют, - и несуществующих – в том, что они не существуют».

В развитии софистики различаются  старшая и младшая группы софистов. К старшей относятся Протагор (481-413), Горгий, Гриппий и Продик. Учение Протагора сложились на основе переработанных в духе релятивизма учений Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла. Согласно характеристике Секста Эмпирика, Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об относительности всех восприятий. Развивая положение атомистов о равной реальности бытия и небытия, Протагор доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Весьма прославилось развитое на почве элейской критики понятий  небытия, движения и множества учений Горгия, посетившего в 427 г. Афины в качестве посла и выступавшего в Фессальских городах. Горгий разработал рассуждение, в котором доказывал: 1) ничто не существует; 2) если и есть нечто существующее, то оно не познаваемо; 3) если даже оно и познаваемо, то его познание невыразимо и неизъяснимо.

Гриппий привлекал к себе внимание не только геометрическими исследованиями кривых, давшими толчок последующим работам Архита, но и размышлениями о природе законодательства.

Наконец Продик, учивший с большим успехом в Афинах, развил релятивистское воззрение до взгляда, согласно которому «каковы пользующиеся вещами люди, таковы и сами вещи». Софисты старшей группы были крупными мыслителями в вопросах права и общественно-политических науках.

В учениях младших софистов (IV в. до н. э.), о которых сохранились  крайне скудные данные, особенно выделяются их эстетические и социальные идеи. Так, Ликофрон и Алкидамант вступили против перегородок между социальными классами: Ликофрон доказывал, что знатность есть вымысел, а Алкидамант – что природа никого не создала рабами и что люди рождаются свободными. Антифонт не только развил материалистическое объяснение первоначал природы и происхождение ее тел и элементов, но пытался также критиковать явления культуры, отстаивая преимущества природы над установлениями культуры и над искусством. Фразимах распространил учение об относительности на социально-этические нормы и свел справедливость к полезному для сильного, утверждал, что каждая власть устанавливает законы, полезные для нее самой; демократия – демократические, а тирания – тиранические и т.д.

Хотя некоторые софисты  были действительно крупными мыслителями, релятивизм, ими развивавшийся, зачастую вел их к прямому отрицанию  познаваемости вещей и к субъективизму. Ленин отмечает, что, например, учение Горгия есть «не только релятивизм» но также и «скептицизм».

 

1.3. Философские взгляды Сократа

 

Сократ (469-399 до н.э.) – древнегреческий философ. Был сыном каменотеса и повивальной бабки. Получил разностороннее образование. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. В 399 г. до н.э. ему было предъявлено обвинение в том, «что он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Он был приговорен к смерти и выпил яд – цикуту.

Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов, в  то же время в своем творчестве и взглядах выражал те особенности  философской деятельности, которые  были специфичны для софистов. Сократ не признает проблем, характерных для  философов тех времен: о природе, ее первоначале, о мироздании и т.п. По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами и  сущностью знания. Вопросы этики  – вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным  предметом бесед Сократа.

При этом Сократ для обоснования  своих взглядов пользуется разработанным  им методом, вошедшем в историю философии  под названием сократического, а  именно – диалектика, искусство  диалектического спора. Диалектика – метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические  понятия. Для Сократа философия  – это рассмотрение конкретного  нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению  того, что представляет это явление, т.е. к определению его сущности.

Все диалектические рассуждения  проводятся по принципу деления родового поколения на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит  в том, чтобы дать различные определения  одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается  истина. Этот метод философствования еще называется майевтика – повивальное искусство.

Схема такого метода в форме  беседы выражается в виде постановки вопроса: «что такое то-то и то-то?» (добро, справедливость или другое этическое  понятие). Ответы на эти вопросы часто  отвергались один за другим. В этих диалектических спорах и рассуждениях Сократ впервые стал использовать индуктивный метод доказательства. Использование диалога как средства достижения истины – огромнейшая заслуга Сократа в истории философии, так как все предшествующие философы лишь постулировали свои положения. В диалектике Сократа выразились и его антидогматизм, плюрализм. Он не считал себя учителем мудрости, а пытался лишь вызвать у человека стремление истине. Известно изречение Сократа : «Я знаю, что ничего не знаю».

Таким образом, в этике  Сократа четко выявляется рационалистическая линия: добродетель – это знание, дурное – это незнание. Основные добродетели для Сократа –  это сдержанность, мужество, справедливость.

 

  1. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ

 

2.1 Мотивы и предпосылки возникновения

учения об идеях

В процессе исторического  развития нет другой эпохи, столь  важной, знаменательной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона. В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал человечества: созидание жизни посредством науки. В этом заключается самая сущность его личности и лучшее содержание его жизни и деятельности; в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения даже для наших дней.

Время жизни Платона античные источники определяют на редкость единодушно – с 427 (по некоторым сведениям  – 429) по 347 г. до н. э. Происхождения он был очень знатного. Его отец, Аристон, происходил из рода Кодридов, его мать, Периктиона, - из дома Солона. Подлинное его имя – Аристокл, Платон – прозвище, которое он получил в молодые годы, то ли за физическую силу, то ли за широту духовных интересов, поскольку «платос» в переводе с греческого означает «широкий».

Центром того, что Платон создал в области науки, он сам  всегда называл свое учение об идеях. Многие исследователи также склоняются к тому, что данное учение – своеобразное «ядро» всей философии Платона. Первоначально представляя собой логическую теорию, оно обратилось в мировоззрение и общий принцип философской науки. Вместе с тем, идеалистическая диалектика Платона не изолирована и не оторвана от остальных учений великого философа, а наоборот, являясь в принципе их основой, она гармонирует и дополняет все стороны платоновской философии.

Платоновская идеалистическая  диалектика развивалась в борьбе против материализма Демокрита и гераклитовской диалектики логоса и мира вещей, а также против античной софистики.

Как и всякая великая эпоха  в истории философии, эпоха Платона  обусловлена постановкой гносеологической проблемы, – размышлением о сущности знания. Этот поворот мышления в  сторону исследования самого себя совершается  здесь впервые, и великое научное  значение Платона заключается именно в том, что он в этом повороте увидел существенную и самую важную сторону  деятельности Сократа.

Ядром научной доктрины Платона  является основной вопрос о сущности знания, и в ответе на этот вопрос он превзошел Сократа.

Информация о работе Античная философия