ТТрагизм женской красоты (по пьесам А. Островского «Гроза», «Бесприданница»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследуя художественные функции портретной характеристики и ее своеобразия, выяснить, в чем особенности созданных Островским портретов, какую роль они играют в произведениях. Проследим это на примере женских образов его пьес «Гроза», «Безприданница».
Цель работы определила следующие задачи:
1) Изучить научную и критическую литературу.
2) Выделить наиболее интересные рассуждения по анализу текста.
3) Рассмотреть и самостоятельно проанализировать пьесы «Гроза», «Безприданница».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Общественная роль женщины в XIX веке……………………….…....5
1.1. Конфликт между "темным царством" и душевным миром Катерины.......5
1.2. Девушка-бесприданница - товар, чью красоту разыгрывают в орлянку...7
Глава 2. Семья в творчестве А. Н. Островского и место женщины в ней….…9
2.1. Изображение Островским двух миров героини…………………………...9
2.2. Европеизированные отношения в семье ломают жизнь героини……….11
Глава 3. Катерина и Лариса: кто сильнее……………………………………...13
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

островскийй.docx

— 33.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Трагизм женской красоты (по пьесам А. Островского «Гроза», «Бесприданница»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2 
Глава 1. Общественная роль женщины в XIX веке……………………….…....5 
1.1. Конфликт между "темным царством" и душевным миром Катерины.......5 
1.2. Девушка-бесприданница - товар, чью красоту разыгрывают в орлянку...7  
Глава 2. Семья в творчестве А. Н. Островского и место женщины в ней….…9  
2.1. Изображение Островским двух миров героини…………………………...9 
2.2. Европеизированные отношения в семье ломают жизнь героини……….11  
Глава 3. Катерина и Лариса: кто сильнее……………………………………...13 
Заключение………………………………………………………………………17 
Список используемой литературы.  
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Во все времена женщине уделялась  различная роль в обществе и в  семье. Женщина была и мебелью  в доме, и прислугой в своей  собственной семье, и властной хозяйкой своего времени и своей судьбы.  Наши писатели XIX века часто раскрывали неравноправное положение русской  женщины. "Доля ты! - русская долюшка  женская! Вряд ли труднее сыскать ",- восклицает Некрасов. Писал на эту тему и Чернышевский, и Толстой, и Чехов и многие другие. Но по-настоящему открыл трагедию женской души А.Н. Островский в своих пьесах. Впервые прочитав его произведения, я часто вспоминаю героинь Островского. Прежде всего, он выражал в них свои мечты, свои надежды и сравнивал их с предрассудками, страстями и заблуждениями общества всей страны. Пьесы Островского – глубокий океан, в который можно погрузиться в поисках ответа на вопросы души и сердца. Из этих творений поистине можно извлечь уроки, которые стоит, и даже необходимо, применять и в нашей сегодняшней повседневной жизни. Даже спустя столько лет все еще актуальны проблемы, которые ставил перед читателями А.Н. Островский ещё в XIX веке. Мне кажется, что даже люди, совсем далекие от литературы, знают произведения Александра Николаевича Островского. Так часто по телевидению показывают спектакли и фильмы по пьесам великого русского драматурга.

Цель работы – исследуя художественные функции портретной характеристики и ее своеобразия, выяснить, в чем особенности созданных Островским портретов, какую роль они играют в произведениях. Проследим это на примере женских образов его пьес «Гроза», «Безприданница».

Цель работы определила следующие  задачи:

1) Изучить научную и  критическую литературу.

2) Выделить наиболее интересные  рассуждения по анализу текста.

3) Рассмотреть и самостоятельно  проанализировать пьесы «Гроза», «Безприданница».

 4) показать на конкретных примерах, как окружающая среда влияет и определяет облик героев произведения, каково влияние других персонажей на характеристику героя.

Методы – анализ художественного  текста, работа с критической, справочной и научно-популярной литературой.

Предмет работы – пьесы А. Н. Островского «Гроза», «Бесприданница».

Объектом исследования данной работы являются женские образы пьес А. Н. Островского «Гроза», «Бесприданница».

Гипотеза - Островский всегда смотрел на свою писательскую и общественную деятельность, как на выполнение патриотического долга, служение интересам народа. В его пьесах нашли отражение самые животрепещущие вопросы современной ему действительности: углубление непримиримых социальных противоречий, тяжелое положение тружеников, всецело зависящих от власти денег, бесправия женщины, господство насилия и произвола в семейных и общественных отношениях, рост самосознания трудовой разночинной интеллигенции.

 

 

 

 

 

 

     
 

            

Глава 1. Общественная роль женщины в XIX веке. 
 
       Жизнь любого человека нельзя представить вне какого-либо общества - будь то семья или городская община. В своих пьесах А. Н. Островский проводит путь женщины от городских знакомых до семьи. Он дает нам полно понять и представить общественную жизнь женщины в его время. Но не одна пьеса не копирует другую. Хоть "Гроза" и "Бесприданница" созданы одним автором, в них проявляются совершенно разные общественные взгляды.  
 
1.1. Конфликт между "темным царством" и душевным миром Катерины. 
 
         Город Калинов - провинциальный город, поэтому можно сказать, что в пьесе описание быта данного города есть часть описания быта вообще всей российской провинции. Провинциальное население России жило по домостроевским законам и религиозным обрядам, в отличие от столицы, где прогрессировали уже совершенно новые идеи, отличные от провинциальных. В быте можно отметить несколько моментов: это социальное, семейное и экономическое положение. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство. Распространенная социальная группа в обществе - это купцы. Их быт и нравы составляют основу быта провинции. Одни люди довольны купцами - Феклуша: "Купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими!"- а некоторые недовольны - Кулигин. Вообще о быте города можно сказать словами Кулигина: "Вот какой у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят наряд показывать. ... Бедным гулять некогда, у них день и ночь работа". По мнению Кулигина, провинциальное общество больно. И все это связано с отношениями в семье. Иерархия сильно сказывалась на отношениях в ней, а значит и на отношениях в обществе. Яркими представителями "темного царства" являются Дикой и Кабаниха. Первый - законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев "темного царства". Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь разрушает привычные для нее отношения: "Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего". Под этой смиреной жалобой Кабанихи - человеконенавистничество, неразлучное с религиозным ханжеством. Катерина попадает в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Об этом ясно говорит сестра ее мужа Варвара, утверждая, что на обмане у них "весь дом держится". И вот ее позиция: "А, по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было". "Грех не беда, молва нехороша! "- так рассуждают очень многие. Но не такая Катерина. В этом мире Диких и Кабаних Катерина - натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской матери. В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между "темным царством" и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. "А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" - говорит она. Катерина предельно честный человек, она искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу. Но не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувства обращаются к человеку, непохожему на всех окружающих. Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини. Вот эта-то борьба между долгом своим, как она его понимает, (а понимает, думаю, верно: мужу изменять нельзя) и новым чувством и ломает ее судьбу. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини.  
 
1.2. Девушка-бесприданница - товар, чью красоту разыгрывают в орлянку.  
 
        Быт и нравы провинции в пьесе "Бесприданница" отличаются от быта "Грозы". Это связано с тем, что в пьесе "Бесприданница" Островский осветил узкий круг людей - провинциальных дворян и дельцов. Разговор, которым начинается пьеса, это разговор двух слуг. Они рассуждают о том патриархальном быте, правил которого строго придерживаются мещане и купцы г. Бряхимова ("по старине живем"). "От поздней обедни все к пирогу да к щам, а потом, после хлеба-соли, отдых". Особенных развлечений в Бряхимове не было, разве что прогулки по вечерам после чаепития. Так же очень популярно было ходить в ресторан и заказывать с утра шампанское в чайниках. А в чайниках потому, что для людей было важно общественное мнение, так как с утра выпивать такого рода напитки было делом неприличным. Мир диких и кабаних в "Бесприданнице" претерпел существенные изменения. Здесь "значительные лица в городе" - европеизированные дельцы Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов; невежественную Кабаниху сменила расчетливая Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери. Здесь блистает барин - судовладелец Сергей Сергеевич Паратов (произошло сближение между торговым сословием и дворянством, некогда сторонившимся предпринимательства). Богатые люди в провинции отличаются между собой. Одни щедрые (Паратов), а другие скаредные (Кнуров). Купцы в "Бесприданнице" более нравственные люди, чем купцы из "Грозы". Это выражается прежде всего в отношении к другим людям. Это уважение, но не дикая злоба как у Дикого. Однако и здесь люди богатого сословия предпочитают общаться тоже с богатыми людьми. Но за внешним лоском этих хозяев жизни - тяжкое дыхание бессердечного мира, купли-продажи, циничного торга, беспощадного приобретательства. Главное для девушки в этом обществе, удачно выйти замуж, а это и умение развлекать гостей, и иметь приданое. Если одного из этих компонентов нет, то девушке еще долго придется ждать своего счастливого дня. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед роковым выстрелом говорит Ларисе: "Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь". И героиня соглашается, она, наконец, прозревает и понимает свое место в этом обществе: "Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек..." Выстрел Карандашева приносит ей избавление от страшной жизненной западни: ведь она уже была готова принять условия богача Кнурова. Золото - тот же омут, и в него уже была готова кинуться Лариса. Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает "горячее сердце" женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств. В этом "темном царстве" красота - проклятие, красота - гибель, или физическая, или духовная. 
 

Глава 2. Семья в творчестве Островского и место женщины в ней. 
 
        Общественное положение женщины имеет прямое непосредственное отношение к её роли в семье. Семья - это маленькая ячейка общества и отношение, взгляды, пристрастия, заблуждения людей в обществе закономерно отражающаяся на атмосферу. Хоть между "Грозой" и "Бесприданницей" не очень большой временно провал, Островский показывает стремительное изменение отношений между матерью и дочерью, мужчиной и женщиной.  
 
2.1. Изображение Островским двух миров героини. 
 
        В "Грозе" семейная сторона быта XIX века выражалась в том, что все люди жили по законам Домостроя. В семье существовала жесткая иерархия, то есть младшие подчинялись старшим. Обязанность старших - наставлять и поучать, обязанность младших - слушать наставления и беспрекословно подчиняться. Сразу замечается одна примечательная вещь - сын должен любить больше мать, чем жену. Обязательно соблюдение всяческих многовековых обрядов, пускай даже смешно выглядящих. Например, Катерина должна была устроить "плач", когда Тихон уезжал по своим делам. Так же хотелось бы отметить бесправие жены в доме. Девушка до свадьбы могла гулять с кем угодно, как Варвара, но после свадьбы она принадлежала целиком и полностью только мужу, как Катерина. Измена была исключена, после нее к жене относились очень сурово, и она теряла вообще все права. В пьесе Островский словами Катерины сравнивает две семьи как две жизни Катерины. В детстве она росла в зажиточном купеческом доме легко, беззаботно, радостно. Рассказывая Варваре о своей жизни до замужества, она говорит: "Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю". Воспитываясь в хорошей семье, она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - говорит она Варваре. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Основной конфликт у Катерины - со свекровью Кабанихой, которая всех в доме держит в страхе. Философия Кабанихи - пугать и унижать. Дочь ее Варвара и сын Тихон приспособились к такой жизни, создавая видимость послушания, но отводили душу на стороне - лишь бы "шито, да крыто было" (Варвара - гуляя по ночам, а Тихон - напиваясь и ведя разгульный образ жизни, вырвавшись из дома). Неспособность больше выносить гнет свекрови безразличие мужа, толкает Катерина в объятья другого. По сути дела "Гроза" - двойная трагедия: сначала героиня, нарушая моральный закон ради личного чувства, признает высшую силу закона. И подчиняется ей, но, призывая закон супружеской верности, она вновь нарушает его, но уже не для того, чтобы соединиться с любимым, а для того, чтобы обрести свободу, заплатив за неё жизнью. Таким образом, автор переносит конфликт в сферу семьи. С одной стороны - властная деспотичная свекровь, с другой - молодая невестка, мечтающая о любви и счастье, которые неотделимы о свободе. Героиня драмы оказывается среди двух противоположных чувств: религиозный долг, боязнь согрешить, то есть изменить мужу и невозможность продолжения прежний жизни, любовь к Борису. Катерина следует за своим чувством. Но обман открывается, так как она, из-за своей все, же чистоты и открытости, не способна сдерживать такой груз на своей душе. Впоследствии Островский подводит её к совершению еще более страшного, смертного греха. Нежная и хрупкая девушка просто не способна вынести такого всеобщего презрения. "Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу- все равно. ... В могиле лучше. ... Так тихо! Так хорошо. Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется. ... И люди мне противны, и дом мне мой противен, и стены противны! ... Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, как темно стало! ... Умереть бы теперь..."- рассуждает Катерина в своем последнем монологе. В поисках умиротворения она решается на самоубийства. Добролюбов в своей статье луч света в темном царстве скажет: "Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве... Возмужалое из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни".  
 
2.2. Европеизированные отношения в семье ломают жизнь героини.  
 
        В отличие от "Грозы", где преобладают народные мотивы, "Бесприданница" уже немного европеизирована. Но также Островский рисует нам картину жизни девушки до замужества. Это картина является полной противоположностью девичьей жизни Катерины, в которой "маменька души не чаяла". Отношение Хариты Игнатьевны совершенно другое: "Ведь выдала же она двух. ... Огудалова разочла не глупо: состояние небольшое, давать приданое не из чего, так она живет, открыто, всех принимает... всегда полон дом холостых...". "Выдать-то выдала" мать своих дочерей, а за кого, что с ними потом сделается, даже и не тревожится: "Старшую увез какой-то горец, кавказский князек. Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого-то иностранца вышла, а он оказался совсем не иностранец, а шулер". Так и Ларису она хочет поскорее выдать за того, кто за "бесприданницу" посватается первым, "разве бы Харита Игнатьевна отдала за Карандашева, кабы лучше были". В доме звучат романсы, Лариса играет на гитаре. Творческое начало героини направлено не на удовлетворение своих личных потребностей (утешиться, успокоиться, исполняя песню), а, наоборот, для удовольствия окружающих. Вообще, дом Огудаловых на фоне общего консерватизма выделяется более свободной формой общения в нем с людьми, в особенности появляются особенные отношения между мужчиной и женщиной. То есть знакомства, встречи у себя дома с мужчинами не было постыдным. Уже появляются танцы в доме Огудаловых, только это выглядит очень и очень пошло. Меняются и нравственные нормы человека. Можно просить денег на подарок у незнакомого человека, при этом, впоследствии не отдавая долг. Жена может изменить мужу, и при этом ее не будет мучить совесть. В доме Карандашева Катерина, забыв все обещания и обязательства, бежит за Паратовым: (Паратов)» Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня; разве вместе с моею жизнью... Мы едем кататься по Волге - поедемте! - (Катерина)» Ах! А здесь?... Едемте ... Куда вам угодно". Таким образом, несомненно, огромное, а может и главное, отличие быта и нравов "Бесприданницы" проявляется в том, что в обществе появляется раскрепощенность. 

 
Глава 3. Катерина и Лариса: кто сильнее

      Главные героини двух, наверное, наиболее, популярных пьес А.Н. Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в "Грозе" - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Лариса в "Бесприданнице" - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, к самодурству, в отличие от терроризирующей Катерину свекрови, не склонной. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своем понимании. В результате бросается в Волгу Катерина, в чьей смерти Тихон обвиняет мать, и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только ' добра. Однако куда большее значение имеет не сходство ситуаций, а глубокое различие характеров Катерины и Ларисы. Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие "Грозы" разворачивается перед реформой 1861 г., оказавшей во многом революционизирующее влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова - жительница большого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Действие "Бесприданницы" происходит в конце 1870-х годов, на исходе второго десятилетия после освобождения крестьян. Бурно развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с "сильными мира сего". Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает правила игры, наивно надеясь, что и любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского "света" - вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть художественные способности - Лариса хорошо поет. Представить себе подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а разочаровавшись в возможности выгодной партии и согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых. Однако в целом она - человек иной эпохи и среды, чем Катерина. Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня "Грозы". Но это, же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами. Кроме того, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. И попав в безвыходное положение, о смерти они рассуждают по-разному. Катерина видит здесь возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой.

Лариса после того, как  надежды на брак с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает:

Здесь авторские ремарки  передают смятение главной героини "Бесприданницы", ее тягу к самоубийству и неспособность его свершить. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей поможет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли. Вот голова закружится, и Лариса случайно упадет вниз и уж точно разобьется насмерть. Или захворает, проболеет долго, простит всех и умрет. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе - и без греха самоубийства. Да и решимости самой лишить себя жизни у нее явно не хватает. Иное дело - Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубийство - это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с миром природы - птицами, деревьями, и освобождение из земной могилы - дома ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь. Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех - Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, - кто вольно или невольно способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна. Героиня "Грозы" - человек более волевой. Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. Героине "Бесприданницы" покончить с собой не хва тает воли. На помощь ей приходит случай в лице отвергнутого же ниха Карандышева, своим нелепым выстрелом оборвавший опостылевшую Ларисе жизнь. Думаю, что у Катерины воля сильнее потому, что она ближе к народному мировосприятию, где дл рефлексии нет места. Лариса же - дитя большого города, жизнь куда сложнее и не столь цельная, как в деревне или недалеко ушедшем от деревни Калинов. Ее психология тоньше, чем у Катерины, но вместе с этим слабее волевое начало.

                                         Заключение

 
        В пьесе «Гроза» А.Н. Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени – освобождение женщин от семейного рабства, её раскрепощение. А в пьесе «Бесприданница» автор ставит похожий вопрос. И в той, и в другой пьесе обе героини не выносят лжи и притворства. Сходство Катерины и Ларисы заключается в том, что обе женщины поэтически мечтательны. У Катерины в сознании не раз возникает образ птицы: «Отчего люди не летают?! отчего люди не летают так, как птицы?..» Но Лариса ещё и натура лирическая, талантливая и чувствительная. 
        Я же хочу сказать, что обе эти героини – уникальные личности, сразу выделяющиеся из общего потока глупых, бесчувственных людей. Они обе являются примером для подражания. У них обеих есть чему поучиться. И два эти образа объединяет то, что они говорят нам о невозможности преклонения перед издержками старых обычаев. Я думаю, что сам Островский не осознавал, какими характеристиками он наделяет своих героинь. Он предоставлял этот выбор именно читателю, показывая столь многогранные и сложные натуры. И подтверждением этому является то, что до сих пор не перестают появляться все новые и новые почитатели этих книг.  
 

 
Список  используемой литературы: 
 
1. А.Н. Островский. Пьесы.(1986г.) 
 
2. Н.А. Добролюбов. Собрание сочинений.(1990г.) 
 
3. Д.И. Писарев. Собрание сочинений.(1990г.) 
 
4. Н.А. Добролюбов. Луч света в темном царстве.(1965г.) 
 
5. Детская Энциклопедия. Том 11. Художественная литература. Расцвет критического реализма. А.Н. Островский.(1968г.)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе ТТрагизм женской красоты (по пьесам А. Островского «Гроза», «Бесприданница»)