Тема природы в творчестве Фета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 17:49, доклад

Описание работы

По нашему мнению, Фета можно назвать певцом русской природы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью; здесь скрытый от невнимательного глаза

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 17.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема природы в творчестве Фета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По нашему мнению, Фета можно  назвать певцом русской природы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких  мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью; здесь скрытый от невнимательного глаза……………………………………………

***

Так резко - сух снотворный и трескучий

Кузнечиков неугомонный  звон.

***

Как мошки зарёю,

Крылатые звуки толпятся.

Нельзя не заметить, что  у Фета человек и природа, живое  и живущее – две половины одной  всеохватывающей мировой гармонии.

Мотылёк мальчику.

Цветы кивают мне, головки  наклоня,

И манит, куст душистой веткой;

Зачем же ты один преследуешь  меня

Своею шелковою сеткой?

Дитя кудрявое, любимый  нежно сын

Неувядающего мая,

Позволь мне жизнию упиться день один,

На солнце радостном играя.

Постой, оно уйдет, и блеск  его лучей

Замрет на западе далеком,

И в час таинственный я  упаду в ручей,

И унесет меня потоком.

В стихотворении ''Мотылёк  мальчику'' Фет показывает беспечность  человеческого отношения к насекомым. Как это ни печально признавать, но человечество в большинстве своём  думает, что может обойтись без  природы и её обитателей, хотя всё  совершенно наоборот, и, не осознавая  всей серьёзности вопроса, уничтожает все попадающееся на пути, что подтверждает слова: ''Человек уничтожает тех, перед  кем чувствует силу''.

Мотылёк, понимая, что его  жизнь быстротечна, ценит её, стремясь в полной мере насытиться её прелестью  и красотой. Однако, большой и умный по сравнению с ним человек не желает осознавать ценность тех немногих часов жизни мотылька, что отведены ему природой. Здесь можно увидеть философскую мысль о кратковременности и смысле жизни. Ведя повествование от первого лица, Фет обращает наше внимание на то, что природа взывает о помощи, но мы не замечаем её мольбы. Она пытается показать нам, что жизнь столь неприметного существа ценна ничуть не меньше человеческой. Показывая зыбкость и ничтожность жизни мотылька, Фет подталкивает нас к мысли о сущности нашего бытия. Наша жизнь много длиннее жизни мотылька, однако, ничтожно малое количество людей способно испытать ту бурю чувств и эмоций, осознать всю полноту жизни, её прелести и горести, которые доступны этому маленькому, незаметному существу.

В этом стихотворении звучит тема любви к жизни. Эта же тема раскрывается в стихотворении ''Бабочка''. Оба они любят жизнь и хотят  жить, но мотылёк стремится жить осознано, желая понять всем своим  существом, что же это- ''жизнь'', в то время как бабочка живёт и радуется этому, восторженно созидает окружающий её красочный и удивительный мир, не задумываясь о том, как и зачем живёт:

Бабочка

Ты прав

Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его  живым миганьем —

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без  усилья,

Дышать хочу.

Вот- вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

Бабочка в стихотворении  А. Фета олицетворяет беззаботность  и легкомысленность.

Мы задумались, что же лучше, быть мотыльком или бабочкой? И  пришли к выводу, что характер бабочки  присущ ребёнку, который, любуясь красотой предмета, не задумывается о его  ценности и предназначении. Это внимание моментально, оно может переключаться  на более яркое или эмоциональное  явление. Такова бабочка, а каков  же мотылёк? Он скорее похож на серьёзного, вдумчивого человека, который стремится  осознать своё бытие, подчиняя свою жизнь  философским нормам.  

Фетовские весенние стихотворения поразили нас стихийной силой любовного влечения: ''Смело можно сказать, что на русском языке ещё не бывало подобного изображения весенней неги, доходящей до болезненности''. Так сказал критик Дружинин о стихотворении ''Пчёлы'', в котором поет буквально не находит места от сжигающего его ''весеннего огня'':

Сердце пышет всё более  и более,

Точно уголь в груди  я несу.

Музыка ''сердечного огня'' звучит пчелиной песнью: ''В каждый гвоздик  душистой сирени // Распевая, вползает пчела'' – и сам поет, как будто превращается в пчелу.

ПЧЕЛЫ

Пропаду от тоски я и  лени,

Одинокая жизнь не мила,

Сердце ноет, слабеют колени,

В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела.

Дай хоть выйду я в чистое поле

Иль совсем потеряюсь в  лесу...

С каждым шагом не легче  на воле,

Сердце пышет все боле и боле,

Точно уголь в груди  я несу.

Нет, постой же!

С тоскою моею

Здесь расстанусь.

Черемуха спит.

Ах, опять эти пчелы  под нею!

И никак я понять не умею,

На цветах ли, в ушах ли звенит.

Мы заметили, что Фет  особо выделяет пчелу среди разнообразного, красочного мира насекомых. Она несёт  в себе ''радость земли'' – она  символизирует как раз ту ''страстную  чувственность'', которую отмечала критика  в фетовской поэзии среди других характерных черт.

Ещё одним из весенних стихотворений  является стихотворение ''Это утро, радость эта''.

***

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - весна.

Здесь Фет утверждает, что  мошки и пчёлы являются неотъемлемой частью прекрасной весны.

Фетовские ''песни любви'' часто поёт пчела, символизирующая страстно- чувственное начало в его поэзии. Так, некогда в стихотворении ''Роза'' поэт говорил:

И тебе, царица Роза,

Брачный гимн поёт пчела.

Мы заметили, что Фет  глубоко ценил и уважал насекомых, как равноправных жителей нашего мира, отражая в своих стихотворениях их характеры, настроения и чувства, которые подчас не замечают в них  люди:

''Вот жук взлетел и  прожужжал сердито''

''Плачась, комар пропоёт''

''Жук, налетевший на  ель

Хрипло подругу позвал''

В некоторых стихотворениях Фет использовал образы насекомых  для более глубокой передачи окружающей обстановки и атмосферы в ней:

У Камина.

Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьётся огонёк.

Так плещет на багряном маке

Крылом лазурным мотылёк.

Видений пёстрых вереница

Влечёт, усталый теша взгляд,

И неразгаданные лица

Из пепла серого глядят.

Встаёт ласкательно и  дружно

Былое счастье и печаль,

И лжёт душа, что ей не нужно

Всего, чего глубоко жаль.

В изображении энтомологии  Фет часто использовал изобразительные  средства языка такие как метафоры, сравнения, эпитеты:

''На тмине горят светляки''

''Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьётся огонёк.

Так плещет на багряном маке             

 Крылом лазурным мотылёк''.

Надо подумать ещё 

Только Фету свойственен  такой язык. Только поэтический глаз Фета мог бы заметить такие тонкости в смутной окружающей среде.

Исследовав все эти  поэтические произведения мы готовы поддержать философскую мысль: ''Человек и природа едины и зависимы друг от друга''. Как бы мы ни хотели их не замечать, тем не менее, насекомые – это часть нашей жизни.


Информация о работе Тема природы в творчестве Фета