Тема Любви в Творчестве З.Н. Гиппиус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Зинаида Николаевна Гиппиус – замечательный, но во многом не разгаданный до сих пор писатель и человек. Она начала свой творческий путь как символист. Сложным явлением в символическом искусстве ХХ века была лирика Зинаиды Гиппиус. Тема любви занимает центральное место в её творчестве. Поэтому изучение творчества Зинаиды Гиппиус на тему любви очень важно для понимания художественного мира поэтессы.

Файлы: 1 файл

Тема Любви в Творчестве З.Н. Гиппиус.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Чье ныне злое око

Нарушит тишину,

Хоть рыцарь и далеко

Уехал на войну?

 

Ряд мирных утешений

Гризельде предстоит;

Обняв ее колени,

Кудрявый мальчик спит.

 

И в сводчатом покое

Святая тишина.

Их двое, только двое:

Ребенок и она.

 

У ней льняные косы

И бархатный убор.

За озером – утесы

И цепи вольных гор.

 

Гризельда смотрит в  воду,

Нежданно смущена,

И мнится, про свободу

Лепечет ей волна,

 

Про волю, дерзновенье,

И поцелуй, и смех...

Лепечет, что смиренье

Есть величайший грех.

 

Прошли былые беды,

О, верная жена!

Но радостью ль победы

Душа твоя полна?

 

Все тише ропот прялки,

Не вьется бледный  лен...

О, мир обмана жалкий!

О, добродетель жен!

 

Гризельда победила,

Душа ее светла...

А все ж какая сила

У духа лжи и зла!

 

Увы! Твой муж далеко

И помнит ли жену?

Окно твое высоко,

Душа твоя в плену.

 

И сердце снова жаждет

Таинственных утех...

Зачем оно так страждет,

Зачем так любит грех?

 

О, мудрый Соблазнитель,

Злой Дух, ужели ты –

Непонятый Учитель

Великой красоты?

("Гризельда”, 1895)

В стихотворении «Гризельда» Дьявол, которого считают продолжением Бога, выступает в качестве соблазнителя. И вернейшая из жен, устоявшая  перед искусителем, вскоре начинает сомневаться о правильности своего поступка. В этом стихотворении можно увидеть сомнения и самого автора, однако Гиппиус пытается оправдать любовь тем, что к настоящей Любви, которая есть путь к Богу, Дьявол не должен иметь никакого отношения. Однако, выраженная в стихотворении мысль, никуда не исчезает. Гиппиус постоянно разрывалась между духовной любовью и плотской. По религиозным взглядам того времени духовная любовь является чистой и невинной, в то время как плотская воплощает в себе телесные утехи. В своих стихах Зинаида Гиппиус делает попытку воссоединить любовь духовную и любовь плотскую. И данная проблема была теоретически решена, однако все же оставалось найти ей подтверждение в реальной жизни. Но при любой попытке остановиться на чистоте и невинности, все равно проявлялась греховность. Еще один аспект, подтверждающий для Гиппиус греховность любви, является приобретение ею власти над влюбленными. И получается, что Любовь, вместо становления пути к Богу, обращает в рабство. Встает вопрос об отказе от Любви ради сохранения свободы. Однако для Зинаиды Гиппиус было ясно, что без Любви нельзя. Потому она и не оставляла попыток облагородить Любовь, сделать ее чище, себя в ней чище; продвигаться с ее помощью к Богу.

 

Заключение

Изучив ряд произведений на тему любви Зинаиды Николаевны Гиппиус, мы пришли к выводу, что идеал любви Гиппиус – это поиск гармонии, попытка соединить "две бездны" (небо и землю, дух и плоть, временное и вечное) в одно единое целое. По мнению З. Гиппиус, любовь тесно связана с Богом, свободой, смертью.

В ранних произведениях на тему любви Зинаиды Николаевны звучат декадентские мотивы.

Стоит отметить, что ее религиозная мысль повлияли на ее взгляды на любовь.

Даже в браке с Мережковским смог отразить её взгляды на любовь. Взаимоотношения супругов до конца их дней оставались необыкновенно устойчивыми, хотя и специфическими. Впрочем, специфическими были и многочисленные любовные романы Зинаиды Гиппиус – мучительные и зачастую более умозрительные, чем реальные. Представление о том, каково ее отношение к любви дает вот такая поэтическая иллюстрация: "Вам жаль "по-человечески" меня... Но вас – "по-Божьему" жалею я. Кого люблю - люблю для Бога".

Исследование темы любви в творчестве З.Н. Гиппиус не только имеет большое значение для изучения писательницу З.Н. Гиппиус, называемые "Само" в росии, но и имеет большое значение для изучения русского символизма, и даже целого Серебряного века.

 

 

 

 

 

Литература

[1]Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.

[2]Вульф В. Декадентская мадонна // Ж. «L'Officiel». Русское издание. № 41, октябрь 2002.

[3]Гиппиус З.Н. Дневники. М., 2002. с. 12.

[4]Королева Н.В. Опыт свободы Зинаиды Гиппиус // Опыт свободы. М., 1996. с. 5.

[5]Минц З.Г. А. Блок в полемике с Мережковскими // Наследие А. Блока и актуальные прблемы поэтики. Блоковский сборник № 4. Тарту, 1981. с. 116-222.

[6]Пайман А. История русского символизма. М., 2000. с. 41.

[7]Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. МЦ «Система», 1989. с. 10.

[8]任光宣:俄罗斯文学简史 [M].北京大学出版社,2006.

[9]王福祥:20世纪俄罗斯诗歌选粹 [M].外语教学与研究出版社,2003.

[10]郑体武:俄国现代主义诗歌 [M].上海外语教育出版社,2001.

[11]http://www.allbest.ru/

[12]http://www.lyubi.ru/phil13.php

 

1 А. Пайман. История русского символизма. М., 2000. с. 41.

2 З.Г. Минц. А. Блок в полемике с Мережковскими // Наследие А. Блока и актуальные прблемы поэтики. Блоковский сборник № 4. Тарту, 1981. с. 116-222.

3 А. Вежбицкая. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001. с. 235.

4 А. Вежбицкая. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001. с. 31.

5 Там же. с. 34.

6 З.Н. Гиппиус. Дневники. М., 2002. с. 12.

7 Там же. с. 12.

8 З. Фрейд. Очерки по психологии сексуальности. МЦ «Система», 1989. с.10.

9 Н.В. Королева. Опыт свободы Зинаиды Гиппиус // Опыт свободы. М., 1996. с. 5.






Информация о работе Тема Любви в Творчестве З.Н. Гиппиус