Тема любви в творчестве Кристины Россетти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 06:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы выявить своеобразие любовной лирики Кристины Россетти. .
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить исследования литературоведов по данной проблеме;
- рассмотреть биографию Кристины Россетти;
- проанализировать поэзию Кристины Россетти.

Содержание работы

Введение
Глава I. Лирические произведения
1.1 Предмет и содержание лирики
1.2 Любовная лирика
Глава II. Тема любви в творчестве Кристины Россетти.
2.1.Биография. Особенности творчества, жизнь, социальные условия.
2.2. Своеобразие поэзии Кристины Россетти
2.3. О любви в лирике Кристины Россетти
2.4. Анализ стихотворений о любви
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Кристина Россети.docx

— 90.28 Кб (Скачать файл)

О чем бы ни писала Кристина Россетти - это всегда стихи о любви. Любовь к одному - единственному сливается в них с любовью к земле, на которой он живет, к самым обыденным вещам.

Лирика пронизана нежностью и теплом, болью и достоинством. От неё веет юностью, что неотделима от любви – всепобеждающего чувства, проходящего через всю нашу жизнь:

 

Половина Луны… Равновесие зыбко!

Похудеет Луна или пустится в рост?

Половина Луны - как сквозь слезы улыбка.

В ней и горе, и радость - вперемешку, внахлест! 

                                                «Половина луны»

Любовь для Кристины - смысл всей жизни, это разлука, ожидание, страдание и счастье. Смело вторгаясь в неосвоенную область, она призывает к подлинно человеческим отношениям между людьми, говорит о высокой любви.

 

 Моя душа, как птичий хор,

Поет на тысячу ладов,

Моя душа - как летний сад

Под сладкой тяжестью плодов,

Моя душа - как океан,

Нахлынувший на берег вновь…

Моя душа счастливей всех:

В нее вошла любовь.

(из цикла сонетов «Иная жизнь»)

 

Кристина Россетти - человек, умеющий тонко чувствовать, пронзительно искренний и чистый. Удивительно красивая женщина, прекрасно знающая истинную цену любви, верности, умеющая дорожить каждым мгновением счастья.

Обладая невероятным творческим потенциалом, Кристина создавала яркие, пронизанные теплом и нежностью стихи. Их поэзия ошеломляет искренностью, добротой, простотой и вместе с тем удивляет целостностью осмысления своего времени и своего места в нем.

Каждая встреча с лирикой  Кристины - праздник души.

Лирическая героиня Кристины Россетти - это чаще всего героиня любви несбывшейся, безнадежной. Любовь в её лирике почти никогда не изображается безмятежной, идиллической, а наоборот – в драматические моменты: в моменты разрыва, разлуки, утраты чувства и первого бурного ослепления страстью. Обычно ее стихи – начало драмы или ее кульминация. Один из часто встречающихся мотивов в поэзии Кристины – мотив смерти: Например, в стихотворении "Помни":

 

Помни обо мне, молю…

Настаёт пора расстаться:

Мне – уйти, тебе – остаться…

Руку отпусти мою.

Помни обо мне родной,

Не скорбя и не тоскуя…

Словно всё ещё живу я

В мыслях говори со мной.

Кристина – поэт любви, но любви особенной, любви-признания. В ее любовной лирике не часто услышишь такие строчки:

 

 

 Когда-то, в ранней юности моей

Мне сладкими казались только сласти…

Теперь, познав все беды, все напасти,

Я вкус приобретаю настоящий:

Теперь мне много слаще  и милей

Кусок солоноватый и горчащий.

(из цикла сонетов «Иная жизнь»)

 

Стихи о любви Кристины Россетти легко угадываются благодаря  эмоциональному напряжению, некой таинственности и непонятности, своеобразия рифмы, ритма и синтаксиса. которые автор создает особым образом. Переживания и накал чувств, раздумья над своей судьбой - вот характерные черты лирики Кристины.

Интересно, что творчество у Россетти не зависит от нее. Ее стихи слагаются сами по себе, независимо от воли поэтессы, они словно живут своей, обособленной жизнью.

 

Всё вверх и вверх. С  усильем, понемногу…

Настала ночь, на гору пала мгла.

Теперь подмогой путнику была

Любовь. И воля. И молитва  Богу.

                                «ВОСХОЖДЕНИЕ»

 

Читая любовную лирику Кристины Россетти, иногда возникает чувство, что поэтесса страдает от своей одаренности, что она желает быть как все, как любая женщина ее эпохи. Однако, можно с уверенностью сказать, что лирическая героиня отчетливо понимает и различает эти две ипостаси – женщину-поэта и земную женщину, которой не чужды откровения любви, но которая не может любить просто, не сомневаясь:

Ах, не так ли и жизнь, –  та же полуошибка,

То ли полуответ, то ли полувопрос.

Наше счастье, созрев, вдруг  становится зыбко…

Наша боль,  лишь утихнув,  вновь пускается в рост.

                                         «Половина луны»

 

Доверительность, камерность, интимность – несомненные качества поэзии Кристины Россетти. Однако с течением времени любовная лирика Кристины перестала восприниматься как камерная и стала восприниматься как общечеловеческая, потому что проявления любовного чувства были исследованы поэтессой глубоко и всесторонне.

 

Он был рожден под небом  юга.

Он был влюблен - и никогда

Не огорчал меня нисколько,

Он говорил мне только «да». 

 

Я загрущу - и он бывало

Нахмурится за мною вслед…

Мы с ним не спорили  нимало,

Мы ссор не затевали, нет.

                             «ДА» и «НЕТ»

 

Тема расплаты за любовь, за минутную слабость, за преступное бездействие пронизывает творчество Кристины Россетти. Мысль о том, как достойно встретить смерть, утешить близких, облегчить расставание, занимала ее всегда. В тридцатилетнем возрасте она написала стихотворение «В гору», часто открывающее или завершающее ее поэтические сборники, как лучшее. Совсем молодой она написала и другие известные свои стихотворения - «Помни» и «Когда я умру».

 

Когда я умру, мой милый,

Не мучайся лишней виной,

Не плачь над моею могилой

И песен печальных не пой…

Взойди травой надо мною,

Сосною высокою будь.

Меня, если вспомнюсь я, вспомни.

А нет - и не надо, забудь.

            «Когда я умру»

Любовная лирика Кристины Россетти настолько многогранна, что любой читатель может найти что-то свое, созвучное его ощущениям, его ситуации. Это любовь – ожидание:

 

…Нынче непогода: и ветер, и стужа.

Но настанет время и для наших  роз.

Голые кусты и холодные лужи

Сменит время майских, непрошенных гроз.

Кончатся морозы. Расцветут и  розы.

               «Где они растут, эти розы?»

Любовь – восторг:

Мне сердце птицами поёт,

Что гнёзда вьют среди болот,

Мне сердце яблоней цветёт,

Родящей в осень к плоду плод,

Мне сердце словно небосвод,

Что в безмятежности плывёт,

На сердце больше нет забот – 

Идёт ко мне любовь, идёт!

              «День рождения»

 

Любовь – сомнение:

Там или здесь – но, наверное, есть – 

Не слышен глас, в тени лицо,

И сердце, с моим - ни разу - о нет!

Не билось в унисон.

                            «Там или здесь»

Любовь – неверие:

Любовь, что звёзд дороже

Мертва. Ей сложим ложе

Цветами вялыми,

В изглавье дёрн подложим,

Могильный камень в ноги,

Где сидеть могли бы

Вечерами мы.

                   «Конец»

Любовь – отчаяние:

Возлежит рука на её спине,

К брови прижата бровь.

Ко лбу её прижат пистолет.

Прости их за это, Господь.

…………………………….

Поцелуй. «Поцелуй – 

Умирать с тобой – рай,

Ещё один попрошу – и

 «Прощай!» - «Прощай!»

«В круглой башне Джанси».

 

Сейчас, спустя сто семьдесят пять лет со дня рождения Кристины Россетти, в мире вновь вспыхнул интерес  к ее творчеству. Не прекращаются споры о месте Кристины Россетти в ряду выдающихся английских поэтов XIX века. Писательница и литературный критик Вирджиния Вулф, ценившая ее не меньше, чем поэта-лауреата Теннисона, писала об одном из самых радостных ее стихотворений: «Поэзия Россетти будит в нас такой порыв и восторг потому, что чувство, которое она празднует, знакомо каждому».

 

2.4. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В СТИХАХ О ЛЮБВИ КРИСТИНЫ РОССЕТТИ

Самое важное в стихах Кристины Россетти - жизненность и реалистичность,  способность увидеть поэзию в обычной жизни - уже было заложено в ее таланте самой природой.

 

 

   Портьеры спущены, пол чисто подметен,   

Устелен лапником, и розмарина цвет   

Скрывает ложе; в ложе я и смерть.    

Сочится свет в окно, увитое плющом.

 

   Недаром, говоря  о Россетти,  о ее любовной лирике,  критики впоследствии замечали,  что ее любовные драмы, развертывающиеся в стихах, происходят как бы в молчании:  ничто не разъясняется, не комментируется, слов так мало, что каждое из них несет огромную психологическую нагрузку. Предполагается, что читатель или должен догадаться, или же, что, скорее всего, постарается обратиться к собственному опыту,  и тогда окажется, что стихотворение очень широко по своему смыслу:  его тайная драма,  его скрытый сюжет относится ко многим и многим людям.

   Так и в этом стихотворении. Так ли нам уж важно, что именно произошло в жизни героини? Ведь самое главное - боль, растерянность и желание успокоиться хотя бы при взгляде на солнечный луч,  - все это нам ясно, понятно и едва ли не каждому знакомо. Конкретная расшифровка лишь  повредила бы силе стихотворения, так как мгновенно сузила бы,  локализовала его сюжет,  лишив всеобщности и глубины.  Мудрость  сонета, чем-то отдаленно похожего на японскую хокку,  заключается в том,  что она говорит о целительной для души силе природы.  Солнечный луч, "такой невинный и простой",  с равной лаской освещающий и зелень розмарина, и человеческую душу, поистине является смысловым центром, фокусом и итогом всего этого удивительного стихотворения.

   Ее любовный стих, в том числе и самый ранний,  стих еще несовершенный , иногда почти отроческий по интонации,  все же произрастал из непосредственных жизненных впечатлений, хотя эти впечатления и ограничивались заботами и интересами "своего круга". Поэтическое слово молодой Россетти было очень зорким и внимательным по отношению ко всему, что попадало в поле ее зрения.  Конкретная,  вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи, обыденно обрывочная речь – все это не только бережно переносилось в стихи, но и составляло их собственное существование,  давало им дыхание и жизненную силу. При всей не распространенности первых впечатлений, то, что в нем запечатлелось, было выражено и зримо, и точно, и лаконично. Современники Кристины Россетти заметили,  какую необычно большую роль играла в стихах юной поэтессы строгая, обдуманно локализованная житейская деталь. Она была у нее не  только точной.  Не довольствуясь одним определением какой-либо стороны предмета, ситуации или душевного движения, она подчас осуществляла весь замысел стиха,  так что, подобно замку, держала на себе всю постройку произведения.

Нынче непогода: и ветер, и стужа.

Но настанет время и  для наших роз.

Голые кусты и холодные лужи

Сменит время майских  непрошенных гроз.

Кончатся морозы. Расцветут  и розы.

  Надежда на приход любви, роза, которая не может не расцвести. Ожидание любви - вот,  что составляет в эту минуту для этой женщины смысл ее жизни,  все сосредоточилось, в красном цветке, нежном, хрупком, но ослепительном и таком желанном. Ситуация стихотворения такова,  что не только героине,  но и нам,  читателям, кажется, что роза не "деталь" и уж, конечно,  не "штрих",  а что она - живое существо,  истинный, полноправный герой произведения,  внушающий восторг и благоговение.

   У иного  поэта   цветок так и остался бы  более или менее живописной  подробностью,  но Кристина вобрала в себя  изощренную  культуру многосмысленных значений. Ее так называемые вещные детали,  скупо поданные,  но отчетливые бытовые интерьеры, смело введенные прозаизмы, а главное, та внутренняя связь, какая всегда просвечивает у нее между внешней средой и потаенно бурной жизнью сердца, - это индивидуальный почерк в поэзии, выработанный неординарностью её таланта.

 

2.4. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ  О ЛЮБВИ

 

«Половина луны»

Половина Луны… Равновесие зыбко!

Похудеет Луна или пустится в рост?

Половина Луны - как сквозь слезы улыбка.

В ней и горе, и радость - вперемешку, внахлест!  

 

Ах, не так ли и жизнь - та же полуошибка,

Тот же полуответ, тот же полувопрос.

Наше счастье, созрев, вдруг становится зыбко…

Наша боль, лишь утихнув, вновь пускается в рост.

 

Стихотворение – размышление, стихотворение  – сомнение. Написано в сложную  для автора пору жизни, в период мучительных  поисков ответа на вопросы: Для чего живёт человек? Правильно ли живёт? Почему любовь приносит боль? Почему человек  не может быть счастлив всю свою жизнь? Кристина Россетти задавала вопросы, но не могла найти ответа на них. И чем больше вдумывалась она, тем больше возникало вопросов.

Тема стихотворения  - смысл жизни  человека, любовь в жизни человека. Идея – жизнь человека непроста, она ставит перед ним вопросы, задаёт задачи и решить их может  только он, один на один с жизнью. Настроение грустное, но это не грусть безысходности, это светлая грусть человека, любящего жизнь, и принимающего её такой, какая  она есть.

Лирический герой – человек  зрелый морально, он понимает, что изменить ничего в жизни нельзя, необходимо только стараться сделать её немного радостнее, немного чище, содержательнее.

Информация о работе Тема любви в творчестве Кристины Россетти