Шпаргалки по "Зарубежной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:25, шпаргалка

Описание работы

Айрис Мердок выступает в этом романе сторонницей национально-освободительного движения в Ирландии. Писательница сосредоточивает свое внимание на раскрытии психологии будущих борцов и на событиях, которые предшествовали восстанию. Патриотизм ирландцев, их свободолюбие представлены как романтический порыв. Ведущей темой романа является любовь к родине; ирландские патриоты готовы идти на смерть во имя освобождения своей страны от британского владычества.Среди персонажей романа выделяется героический образ Пата Дюмэя. Несмотря на ущербные моменты в психологическом ана-лизе характера Пата, Мердок сумела передать в его облике мужество, способность к борьбе, стойкость перед лицом смерти. Пат Дюмэй — патриот и романтик.

Содержание работы

1.Типологические особенности средневекового героического романа («Песня о Беовульфе»).
2. Своеобразие английского рыцарского романа и его источники.
3. Жанровое своеобразие аллегорической поэмы (В. Ленгленд «Видение о
4. Гуманистические тенденции в творчестве Д. Чосера, новаторский характер
5. Утопический роман и его специфика (Т. Мор «Утопия»).
6. Лирика поэтов-гуманистов Т. Уайета и Г. Сарри.
7. Новаторский характер творчества Ф. Сидни.
8. Гуманистическая направленность лирики Э. Спенсера.
9. Исторические предпосылки возникновения английского театра. Предшественники В. Шекспира (Т. Кид, Р. Грин).
10. Новаторство драматургии К. Марло.
11. Проблемное содержание исторических хроник В. Шекспира.
12. Гуманистическая направленность комедий В. Шекспира.
13. Гуманистическая концепция личности в трагедии В. Шекспира «Гамлет».
14. Сюжетно-композиционные особенности трагедии В. Шекспира «Гамлет».
15. Тематическое содержание сонетов В. Шекспира.
16. Бен Джонсон как создатель английской комедии нравов.
17. Идейное содержание поэмы Д. Мильтона «Потерянный рай».
18. Пуританские идеалы в произведении Д. Беньяна «Путь паломника».
19. Просветительская концепция личности в романе Д. Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо».
20. Жанровое своеобразие романа Д. Дефо «Жизнь и приключения
21. Тематическое содержание романа Д. Свифта «Путешествия Гулливера».
22. Эволюция образа Гулливера в романе Д. Свифта «Путешествия
23. Г. Фильдинг – создатель английского социально-бытового романа
24. Характеристика английской поэзии сентиментализма (Д. Томсон, Э. Юнг,
25. Новаторский характер творчества Л. Стерна.
26. Сатирическая комедия нравов Р. Шеридана.
27. Характеристика английского романтизма, его течения.
28. Тематическое содержание поэзии Р. Бёрнса.
29. Христианские мотивы в лирике У. Блейка.
30. Эволюция и трансформация образа Чайльда Гарольда в поэме Д. Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда».
31. Место и роль образа автора в поэме Д. Байрона «Паломничество
32. Жанровое своеобразие романа в стихах «Дон Жуан» Байрона. 33. Особенности романтического мировосприятия У. Вордсворта.
34. Фантастический и сверхъестественный характер лирики С. Кольриджа.
35. В. Скотт — создатель жанра исторического романа.
36. Художественное своеобразие романа В. Скотта «Айвенго».
37. Тематическое содержание поэзии П. Б. Шелли.
38. Социальные романы Ч. Диккенса 30–40 гг. (произведение по выбору).
39. Образ капиталистического города и его хозяев в романе Ч. Диккенса
40. Разоблачение снобизма как социального явления в творчестве У. Теккерея (произведение по выбору).
41. Эстетические взгляды О. Уайльда и их воплощение в романе «Портрет
42. Социальная направленность сборника Б. Шоу «Неприятные пьесы».
43. Художественное своеобразие интеллектуальной драмы Б. Шоу «Дом, 44. Исследование психологии форсайтизма в романе Д. Голсуорси
45. Тематическое содержание литературы «потерянного поколения» (роман
46. Своеобразие научной фантастики Г. Уэллса (произведение по выбору).
47. Характеристика английского модернизма (В. Вулф).
48. Формалистические искания Д. Джойса в романе «Улисс».
49. Философский роман экзистенциалистской ориентации (произведение по

Файлы: 1 файл

Зарубежная литература )Шпоры).docx

— 186.96 Кб (Скачать файл)

Просветительский  реализм зрелого периода представлен  в Англии творчеством Генри Филдинга. (1707 - 1754) Романист, драматург, создатель английской политической комедии, блестящий публицист, Филдинг выступил и как первый теоретик романа. Его творчество явилось вершиной английского просветительского реализма. Но главную ведущую роль в ней играли комедийные жанры — фарс, пародийная травестия (где мифологические сюжеты применялись к грубой прозе английского быта), балладная опера и сатирическая комедия, нередко принимавшая форму злободневного политического обозрения.По своим взглядам Филдинг принадлежал к радикально-критическому, антипуританскому направлению в английском Просвещении.

В английской литературе Филдинг был  первым, кто соединил плутовской приключенческий  роман с семейно-бытовым или, как определял это он сам, - «эпос большой дороги» с «эпосом частной жизни».

Крупнейшим  вкладом Филдинга в национальную и мировую литературу стали его  романы, среди которых первое место  принадлежит «комическим эпопеям» - «Истории приключений Джозефа Эндрюса» и «Истории Тома Джонса, найденыша».

Создаваемые им романы Филдинг определяет как  «комические эпопеи в прозе. Этот вид романа отличается от комедии «тем же, чем серьезная эпическая поэма от трагедии: действию его свойственна большая длительность и больший охват; круг событий, описанных в нем, много шире, а действующие лица более разнообразны».

Комический  роман отличается не только от драматических  и поэтических жанров, но и от серьезного романа. Если в серьезном романе фабула и действие возвышенны и торжественны, то в комическом романе они легки и забавны. «Отличается комический роман и действующими лицами, так как выводит особ низших сословий и, следовательно, описывает более низменные нравы, тогда как серьезный роман показывает нам все самое высокое». Филдинг подчеркивает, что в комическом романе внимание обращено не на возвышенное, а на смешное. Источник смешного он видит в притворстве; притворство проистекает от тщеславия и лицемерия.

Важнейшим положением филдинговской теории является утверждение о связи романа с жизнью.

Большое внимание уделяет Филдинг вопросам композиции романа. Он защищает принцип единства действия и драматический способ его развития, говорит о необходимости соединять в одном романе смешное и серьезное, возвышенное и низкое, обычное и чудесное. Выдвигает Филдинг и проблему протяженности времени в жизни и в романе. Задача романиста заключается в том, чтобы обстоятельно воспроизводить лишь те периоды и моменты в жизни героев, которые наполнены значительными событиями.

Тема  «большой дороги» связана с характерной  для английского романа темой  путешествий. Однако, в отличие от Дефо и Свифта, Филдинг изображает путешествия своих героев не в далекие страны; он ведет их по Англии, знакомя с повседневной жизнью и нравами обыкновенных людей. Местом действия становятся постоялые дворы и захудалые гостиницы, помещичьи усадьбы и тюрьмы, придорожные деревенские харчевни.

«Истории  Тома Джонса, найденыша»

Место действия в романе - деревня и город, помещичьи  усадьбы и столичные салоны, придорожные  гостиницы и ярмарки, тюрьмы и  жилища бедняков. В романе изображены люди различных социальных слоев: дворяне, крупные и мелкие буржуа, служители  церкви, бездомные бродяги, судейские  чиновники. Роман строится как история  жизни главного героя Тома Джонса (со дня его рождения до исполнения ему 21 года). С образом Тома Джонса Филдинг связывает свои представления об истинной «человеческой природе». В нем отразились свойственный Филдингу в период создания этого романа оптимизм и вера в здоровые начала, заключенные в человеке и в жизни. Том Джонс - подкидыш, выросший в доме помещика Олверти, который воспитал его вместе со своим племянником Блайфилом. Том умен, смел, общителен, внешне привлекателен. Он честен и добр, отзывчив и прямодушен. Он не похож на хитрого и лицемерного Блайфила, умело скрывающего свою подлинную сущность за внешней скромностью и показной набожностью. С годами неприязнь Блайфила к Тому и дух соперничества между ними возрастают. Нищий и безродный подкидыш становится соперником Блайфила и в любви. Коварные происки Блайфила, его клевета приводят к изгнанию Тома из дома Олверти. Начинаются скитания героя. Как и Джозеф Эндрюс, Том претерпевает всевозможные злоключения на своем пути в Лондон. Его ждут тяжелые испытания. Тома хотят насильно завербовать в матросы; он попадает в тюрьму; ему лишь случайно удается избежать виселицы. В конце концов он соединяется с любимой им Софьей Вестерн и женится на ней. Человечность Тома раскрывается при сопоставлении его с Блайфилом. С помощью этих двух контрастных характеров Филдинг стремится раскрыть противоречивость мира. Контраст лежит также в основе действия многих эпизодов романа; по принципу контраста строятся и описания. Просветительский реализм Филдинга связан с его верой в организующую и направляющую роль разума.Но реалистическое новаторство Филдинга стало отправным пунктом последующего развития повествовательных жанров — прежде всего жанра романа — и не только в Англии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Характеристика английской поэзии  сентиментализма (Д. Томсон, Э.  Юнг, Т. Грей — по выбору  студента).

Период позднего Просвещения в Англии приходится на 60-80-е годы XVIII в. Характерные явления  в литературе этого времени - сентиментализм и предромантизм.

Название  «сентиментализм» укрепилось после  появления в 1768 г. романа Стерна «Сентиментальное путешествие».Сентименталисты противопоставляют разуму выдвигаемый ими культ чувства. Но при всем этом сентименталистам были свойственны демократизм, глубокое и искреннее сочувствие простому человеку, интерес к его внутреннему миру, к его переживаниям.Сентименталисты стремились воздействовать на эмоции читателей. Они рисовали идиллические картины сельской жизни, восторгались красотой природы, оплакивая ее гибель под воздействием цивилизации. Они стремились к простоте и непосредственности выражения чувств; заставляли читателя сопереживать с героями и сочувствовать им.В романе английского сентиментализма человек изображен в его противоречивости и сложности; его «природа» лишена той определенности и преобладающей «господствующей страсти», которые декларировались писателями классицизма. Сентименталисты не стремятся к изображению общего, к изображению «вида»; их интересует неповторимое, конкретное, частное во всей его прихотливой и неожиданной сложности. В литературе раннего сентиментализма (30-50-е годы) основное место принадлежит лирическим жанрам. Основные темы сентиментальной лирической поэзии - природа и смерть. Сентименталисты воспевают уединение на лоне природы, тишину лесов и полей, кладбищенский сумрак и молчание могил. Лирический герой их произведений - углубленный в свои думы отшельник, предпочитающий одиночество и меланхолические размышления о бренности бытия и суетности жизни

Томас Грей

Значительной  фигурой раннего сентиментализма  является Томас Грей (1716-1771). Произведением, принесшим Грею широкую известность, была его «Элегия, написанная на сельском кладбище» (An Elegy Written in a Country Churchyard, 1751), являющаяся наиболее ярким образцом сентиментальной «кладбищенской поэзии». У Грея художественные средства и образы служат выражению не столько религиозно-мистических настроений, сколько демократических симпатий и взглядов. Рассуждения о бренности жизни не имеют у него самодовлеющего значения. Они сочетаются с прославлением красоты трудовой жизни крестьян. Простых тружеников Грей противопоставляет богатым и знатным, чья жизнь основана на лжи, преступлениях, лицемерии и жестокости.«Элегия» начинается описанием спускающегося на землю ночного Сумрака. Поэт бродит по сельскому кладбищу, всматриваясь в надписи на могильных плитах. Основную часть «Элегии» составляют размышления поэта о судьбах усопших. Он вспоминает об их жизни, наполненной каждодневным трудом, и скромных радостях и осуждает «наперсников фортуны», которые презирают бедняков. В «Элегии» развивается мысль о том, что тяжелые условия жизни и невозможность приобщиться к знаниям не позволили простым людям проявить заложенные в них способности. Из тех, кто покоится под скромными надгробиями сельского кладбища, могли бы выйти великие ученые, полководцы и поэты.В «Элегии» создан лирический образ поэта; Грей запечатлел в нем свойственные сентименталистам представления о подлинно поэтической натуре. Поэт изображен как человек, «чувствительный душою» и «кроткий сердцем», погруженный в меланхолическую задумчивость, любящий уединение на лоне природы. Спокойны и тихи и раздумья поэта. Среди могил поэт слышит звуки, напоминающие о жизни: шаги усталого пахаря, мычание коров, возвращающихся с пастбища, и позвякивание их колокольчиков... Смерть здесь предстает как естественное завершение жизни, не обрывающее уз любви и дружбы (умершие по-прежнему живут в памяти односельчан). Поэт задумывается над судьбами тех, кто нашел вечный покой на этом заброшенном деревенском погосте. Примирительная нотка, звучащая здесь, очень характерна для Грея. Он не сетует на несправедливость общества, в котором угасли способности людей, призванных, быть может, на великие дела. Если они не смогли проявить себя в добре, то зато избежали и зла; судьба провела их сквозь жизнь тихой тропинкой, «вдали от шумной толпы».

25. Новаторский характер творчества  Л. Стерна.

Творчество Лоренса Стерна (1713 - 1768) венчает и завершает развитие английского сентиментализма и подготавливает почву для романтизма и критического реализма XIX в.

Глубокий  интерес к миру чувств сочетается у него с разрушительной иронией. Язвительно-сатирический смех приходит в столкновение со свойственной сентиментализму  чувствительностью. С полным основанием Стерна называют создателем сентиментально-юмористического романа. Предметом своего анализа он делает человеческую натуру, объектом изображения - сложный мир человеческих чувств и эмоций. С не меньшим энтузиазмом углубляется Стерн в самоанализ.

Субъективно-лирическое начало занимает в его романах  важное место. Наблюдения и исследования Стерна в своем конечном итоге ведут к мысли о неразумности и пошлости буржуазного бытия.Первый роман - «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760-1767), второй - «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768).

Композиция  стерновского произведения также является откровенным вызовом общепринятым принципам построения романа XVIII в. Стерн нарушает обычные формы повествования. Например, посвящение, которое принято предпосылать произведению, он помещает в середине романа; нарушает последовательность в нумерации глав; внезапно прерывая повествование, оставляет пустыми некоторые страницы; нарушается и последовательность в изложении событий. Писатель увлекается отступлениями . «Тристрам Шенди» - пародия на семейно-бытовой роман.

Свой  юмор Стерн распространяет и на самую  теорию познания. На протяжении всего «Тристрама Шенди» повторяется в разных вариантах одна и та же комическая ситуация: чем усерднее старается Тристрам разобраться в своих собственных воспоминаниях и рассказать читателям по порядку свою биографию, тем безнадежнее запутывается он во множестве фактов, пояснений, отступленийГуманизм Стерна — каковыми бы ни были его частные уступки религии — материалистичен по своей природе. Автор «Тристрама Шенди» нимало не сомневается в живой, телесной реальности людей, быта и нравов, изображаемых им так зримо и наглядно.

 

 

 

26. Сатирическая комедия нравов  Р. Шеридана.

Крупнейшим  мастером просветительской сатирической комедии был Ричард Бринсли Шеридан (1751 - 1816), известный не только как драматург, но и как прогрессивный общественный деятель.

Особенность Шеридана как одного из писателей  эпохи Просвещения заключается  в том, что, создавая блестящие образцы определенного литературного жанра, он разрабатывал и вопросы теории этого жанра.

Лучшее  произведение Шеридана - комедия «Школа злословия», являющаяся сатирой на нравы светского общества и обличающая лицемерие как основной порок буржуазной Англии. Молодая жена сэра Питера Тизла леди Тизл, попав после замужества в Лондон, ведет пустую жизнь светских кругов и испытывает на себе ее развращающее влияние. Общаясь с великосветскими сплетниками - леди Снируэл, миссис Кэндор, мистером Снейком, леди Тизл оказывается втянутой в круговорот интриг. Уроки, преподанные в «школе злословия», не проходят бесследно. Над репутацией и семейным благополучием супругов Тизл нависает угроза. Важную линию пьесы составляет история братьев Джозефа и Чарлза Сэрфес. Противопоставляя их друг другу, Шеридан предупреждает об опасности поверхностных суждений о человеке, а также о несоответствии сущности многих людей той маске, под которой они скрывают свое настоящее лицо.

Шеридан использует в своей драматургии  комедийные эффекты: переодевания, случайности, появление героев под вымышленными именами. Однако эти приемы подчинены основной задаче - сатирическому обличению пороков общества. Мастерство построения интриги сочетается в пьесах Шеридана с мастерством создания характеров. Сущность характера каждого из действующих лиц раскрывается постепенно.

Реализм Шеридана проявляется не только в социальной типичности его сатирических образов, но и в тонких оттенках психологических  характеристик. Избегая традиционных сентиментальных штампов, Шеридан, к удивлению современников, не пожелал ввести в «Школу злословия» ни одной любовной сцены между своим молодым героем Чарльзом Серфэсом и его избранницей Марией. Зато он подробно, с мягким юмором и теплотой разработал как одну из важных сюжетных линий комедии историю взаимоотношений сэра Питера Тизла и его жены, леди Тизл.

27. Характеристика английского романтизма, его течения. 

Романтизм как  литературное направление возникает  на рубеже XVIII и XIX столетий, в эпоху  перехода от феодального строя к  буржуазному. Становление романтизма в литературе происходит во время и после Французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Крушение феодально-дворянского мира, торжество новых социальных отношений вызвали важные сдвиги в сознании людей.

Романтическая культура с ее специфическими принципами является отражением процесса отчуждения личности в буржуазном обществе, разрыва прежних социальных связей в переходную эпоху, неопределенности и зыбкости устанавливающихся отношений. Индивид оказывается изолированным от прежней вековой социальной системы. Формируется характерный для романтизма художественный принцип - изображение личности как самоценной, не зависящей от уродливых социальных обстоятельств, которые романтиками подвергаются резкому осуждению. Эта личность живет своим неповторимым, индивидуальным внутренним миром и, не принимая реальной действительности, творит сама, с помощью своего воображения или эмоциональной активности, идеальный мир, соответствующий порывам и стремлениям ее субъективного духа. Но романтики не могут не сознавать, что на пути субъективного творчества самоценной личности и в процессе утверждения ее свободной воли она неизбежно наталкивается на жестокую реальность современного общества. Отсюда - появление романтической иронии, которая указывает на невозможность абсолютизации свободы личности и самоценности индивида.Психологии личности, живущей в эпоху романтизма, свойственны ожидание коренных перемен, стремление к новому, тоска по бесконечному, а также сомнения и колебания как выражение неопределенности и трагичности перехода от старого к новому.

Информация о работе Шпаргалки по "Зарубежной литературе"