Шпаргалки по "Зарубежной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:25, шпаргалка

Описание работы

Айрис Мердок выступает в этом романе сторонницей национально-освободительного движения в Ирландии. Писательница сосредоточивает свое внимание на раскрытии психологии будущих борцов и на событиях, которые предшествовали восстанию. Патриотизм ирландцев, их свободолюбие представлены как романтический порыв. Ведущей темой романа является любовь к родине; ирландские патриоты готовы идти на смерть во имя освобождения своей страны от британского владычества.Среди персонажей романа выделяется героический образ Пата Дюмэя. Несмотря на ущербные моменты в психологическом ана-лизе характера Пата, Мердок сумела передать в его облике мужество, способность к борьбе, стойкость перед лицом смерти. Пат Дюмэй — патриот и романтик.

Содержание работы

1.Типологические особенности средневекового героического романа («Песня о Беовульфе»).
2. Своеобразие английского рыцарского романа и его источники.
3. Жанровое своеобразие аллегорической поэмы (В. Ленгленд «Видение о
4. Гуманистические тенденции в творчестве Д. Чосера, новаторский характер
5. Утопический роман и его специфика (Т. Мор «Утопия»).
6. Лирика поэтов-гуманистов Т. Уайета и Г. Сарри.
7. Новаторский характер творчества Ф. Сидни.
8. Гуманистическая направленность лирики Э. Спенсера.
9. Исторические предпосылки возникновения английского театра. Предшественники В. Шекспира (Т. Кид, Р. Грин).
10. Новаторство драматургии К. Марло.
11. Проблемное содержание исторических хроник В. Шекспира.
12. Гуманистическая направленность комедий В. Шекспира.
13. Гуманистическая концепция личности в трагедии В. Шекспира «Гамлет».
14. Сюжетно-композиционные особенности трагедии В. Шекспира «Гамлет».
15. Тематическое содержание сонетов В. Шекспира.
16. Бен Джонсон как создатель английской комедии нравов.
17. Идейное содержание поэмы Д. Мильтона «Потерянный рай».
18. Пуританские идеалы в произведении Д. Беньяна «Путь паломника».
19. Просветительская концепция личности в романе Д. Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо».
20. Жанровое своеобразие романа Д. Дефо «Жизнь и приключения
21. Тематическое содержание романа Д. Свифта «Путешествия Гулливера».
22. Эволюция образа Гулливера в романе Д. Свифта «Путешествия
23. Г. Фильдинг – создатель английского социально-бытового романа
24. Характеристика английской поэзии сентиментализма (Д. Томсон, Э. Юнг,
25. Новаторский характер творчества Л. Стерна.
26. Сатирическая комедия нравов Р. Шеридана.
27. Характеристика английского романтизма, его течения.
28. Тематическое содержание поэзии Р. Бёрнса.
29. Христианские мотивы в лирике У. Блейка.
30. Эволюция и трансформация образа Чайльда Гарольда в поэме Д. Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда».
31. Место и роль образа автора в поэме Д. Байрона «Паломничество
32. Жанровое своеобразие романа в стихах «Дон Жуан» Байрона. 33. Особенности романтического мировосприятия У. Вордсворта.
34. Фантастический и сверхъестественный характер лирики С. Кольриджа.
35. В. Скотт — создатель жанра исторического романа.
36. Художественное своеобразие романа В. Скотта «Айвенго».
37. Тематическое содержание поэзии П. Б. Шелли.
38. Социальные романы Ч. Диккенса 30–40 гг. (произведение по выбору).
39. Образ капиталистического города и его хозяев в романе Ч. Диккенса
40. Разоблачение снобизма как социального явления в творчестве У. Теккерея (произведение по выбору).
41. Эстетические взгляды О. Уайльда и их воплощение в романе «Портрет
42. Социальная направленность сборника Б. Шоу «Неприятные пьесы».
43. Художественное своеобразие интеллектуальной драмы Б. Шоу «Дом, 44. Исследование психологии форсайтизма в романе Д. Голсуорси
45. Тематическое содержание литературы «потерянного поколения» (роман
46. Своеобразие научной фантастики Г. Уэллса (произведение по выбору).
47. Характеристика английского модернизма (В. Вулф).
48. Формалистические искания Д. Джойса в романе «Улисс».
49. Философский роман экзистенциалистской ориентации (произведение по

Файлы: 1 файл

Зарубежная литература )Шпоры).docx

— 186.96 Кб (Скачать файл)

Глубоко правдивы, реалистичны картины, воссоздающие жизнь в работном доме, в лондонских трущобах. На примере некоторых образов (Нэнси, Оливер) Диккенс рисует трагизм положения людей, оказавшихся в тисках страшной действительности.

Однако проблема взаимоотношения человека и окружающей его среды в «Оливере Твисте» не получила достаточно убедительного раскрытия. Писателю еще не удалось показать непосредственного воздействия социальных условий на процесс формирования характера героев. Фейджин, Сайке показаны как «исконные преступники». Вне влияния окружающих обстоятельств формируется и характер Оливера. Маленький мальчик, попадающий в самые неблагоприятные условия, на протяжении всего романа сохраняет присущую ему детскую наивность и чистоту. Белинский писал об этом романе: «Как истинный художник,. Диккенс верно изображает злодеев и извергов жертвами дурного общественного устройства; но как истинный англичанин, он никогда в этом не сознается даже самому себе».

В романах  первого периода Диккенс ставит и вполне определенно решает проблему положительного героя. Положительные герои Диккенса — простые люди, познавшие бедность и унижения и выдержавшие тяжелые жизненные испытания. Их жизнь проходит в труде и постоянных заботах. Их добрые сердца, отзывчивость, их благородство и честность, их оптимизм привлекают к ним симпатии читателей.

Молодой писатель глубоко верит в силу морального воздействия и возможность просвещения  людей. В его ранних романах добро  торжествует, над здом. Диккенс убежден, что хотя социальное зло велико, а царящая в мире несправедливость ужасна, но зло можно исправить, и путь к этому лежит в моральном воздействии на читателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Образ капиталистического города  и его хозяев в романе Ч.  Диккенса «Тяжёлые времена».

Важное место  в творчестве Диккенса занимает роман  «Тяжелые времена». В этом произведении писатель стремится раскрыть сущность противоречий между буржуазией и пролетариатом. В «Тяжелых временах» получили свое отражение положение английского рабочего класса и чартистское движение в Англии. Чернышевский писал, ссылаясь на роман Диккенса: «Тяжелый переворот совершается на Западе; во Франции он прошел уже несколько медленных мучительных кризисов, до основания потрясавших благосостояние всего народа; кто хочет убедиться, что то же совершается и в Англии, может прочесть — хотя бы «Тяжелые времена» Диккенса, если не хочет читать монографий о хартизме»

Можно с полным основанием говорить, что нигде обличение  у Диккенса не получает такого обобщенного  характера, как в этом романе, где  он пытается представить не отдельные  явления социальной жизни, а показать буржуазную систему в целом. Символическим  изображением этой системы является фабричный город Коктаун. Описывая его, Диккенс подчеркивает всеобщую обезличенность: все здесь одинаково одеты, все встают в одни и те же часы, в одно и то же время выходят из дома, идут по одним и тем же деревянным тротуарам, одинаково стуча одинаковыми башмаками. Здания этого города похожи одно на другое: ратушу можно принять за больницу, больницу за тюрьму, тюрьму за школу. Диккенс показывает, как обезличивающая капиталистическая система влияет на взгляды, характеры и судьбы людей. Капиталист Гредграйнд усвоил истину: в жизни важны только факты и цифры. В его лице Диккенс критикует дух практицизма и утилитаризма, пропитавший все поры английского буржуазного общества. О самом себе Гредграйнд говорит таким образом: «Томас Гредграйнд, сэр. Человек действительности. Человек фактов и цифр. Человек, который действует по принципу, что дважды два — четыре и ничего больше, и которого вы не уговорите признать еще что-нибудь, кроме этого... Всегда с линейкой и весами и с таблицей умножения в кармане, сэр, готовый взвесить и измерить любой клочок человеческой природы и сказать вам точно, на что он годен». У Гредграйнда своя система воспитания. Он считает, что воспитывать детей нужно только на фактах и цифрах, обучая их статистике и политической экономии. Фантазию, детские радости и развлечения надо изгнать из воспитания. Так он воспитывает своих детей, сына и дочь. В результате Луиза несчастна, а Том становится преступником. На упреки отца сын отвечает: «На известное количество порядочных людей всегда приходится некоторое количество негодяев, — таков закон статистики. Ты утешал этим законом других, попробуй теперь утешиться сам».

Образам капиталистов (Гредграйнд, Баундерби) в романе противопоставлена рабочая масса (сцена рабочего митинга). В изображении Диккенса рабочие — мужественные люди, которые, несмотря на ужасающие условия их жизни, сохранили лучшие качества людей из народа. Они понимают полную бесполезность разговоров с хозяевами, лживость их обещаний. Рабочие начинают забастовку, сознавая, что другого выхода у них нет. Сама жизнь приводит их к такому выводу. Диккенс горячо сочувствует рабочим. Но в то же время он пытается убедить читателей в возможности взаимопонимания между хозяевами и рабочими. В отрицательном плане изображается чартист Слэкбридж, выступающий с речью на митинге. Для Диккенса Слэкбридж — опасный демагог, увлекающий рабочих на неверный путь. Революция страшит писателя, хотя неизбежность революционного выступления рабочих обоснована им в романе весьма убедительно.

Не верит  в революцию и герой романа рабочий Стивен Блекпул. Более правильным он считает путь нравственного перевоспитания богатых. Однако судьба самого Блекпула убеждает в тщетности подобных надежд. Блекпул ничего не достигает: убедить хозяев ему не удается, он погибает. На страницах романа «Тяжелые времена» почти не звучит мягкий диккенсовский юмор. Общий тон повествования суров и сдержан. Конец романа трагичен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Разоблачение снобизма как социального  явления в творчестве У. Теккерея (произведение по выбору).

Теккерей (1811 - 1863) был современником чартистского движения и европейских революций 1848 г. Его творчество отразило настроения широких народных масс. И хотя сам  писатель не был сторонником идеи социальной революции, его сатирический смех заключал в себе большую разрушительную силу. Он был направлен против господствующих классов, их паразитизма, лицемерия  и тщеславия. Сатирические обобщения  Теккерея имеют вполне определенный социальный смысл: они антибуржуазны по своему характеру. Реалистическая сатира Теккерея народна в своей основе.

Разоблачению  типично английского порока господствующих классов, которому автор дал впоследствии название «снобизм» писатель посвящает  серию очерков «Английские снобы», печатавшуюся в «Панче» в 1846 — 1847 годах (позже были изданы под названием «Книга снобов»).

 «Книга снобов» стала своеобразным эскизом к развернутой картине, нарисованной в прославленном романе Теккерея «Ярмарка тщеславия». Произведение создавалось в очень напряженный исторический период, обусловленный развитием революционного движения на континенте и чартизма в Англии.

Реалистическая  эпопея о современной Англии «Ярмарка тщеславия» — вершина творчества писателя. По замыслу автора, роман должен был дать картину всего современного ему общества. Хотя автор ограничивался изображением «средних» и «высших» классов, тем не менее художественная сила обобщений, которые сделаны в романе, огромна.

Заглавие  романа позволяет понять отношение  автора к изображаемому. В глазах Теккерея законы, управляющие английским буржуазным обществом те же, что и законы ярмарки житейской суеты у Беньяна. В свете этих законов писатель и хочет показать типичных представителей современной ему буржуазно-аристократической Англии. В то же время в романе писателя XIX века несколько изменяется значение слова «тщеславие», оно освобождается от христианского морализаторского смысла и используется для обозначения определенной социальной болезни. В этом смысле в романе ощущается более тесная связь с «Книгой снобов», чем с «Путем паломника». Тщеславие в мире героев Беньяна осуждается как человеческий порок. В мире героев Теккерея тщеславие — норма человеческого поведения. Оно необходимо, чтобы выглядеть респектабельным. Культ респектабельности тесно связан со снобизмом, так как определяет социальный статус, а, следовательно, и человеческое поведение.

Подзаголовок  «Ярмарки тщеславия» — «Роман без  героя». Писатель хотел подчеркнуть, что все по существу одинаково плохи на «ярмарке житейской суеты» — одни в большей, другие в меньшей мере алчны, корыстолюбивы, сознательно или бессознательно эгоистичны и тщеславны, лишены подлинной человечности. В романе не может быть героя, поскольку единственным героем этого общества Теккерей считал саму «ярмарку». Смысловая интонация в ее изображении — «таковы все».

Сатирическое  мастерство Теккерея-художника и  писателя проявилось в создании групповых  портретов и массовых сцен. В книге немало персонажей, о которых только упоминается. Вместе с тем в романе все действующие лица крепко связаны между собой и подчинены одному замыслу. Образы, созданные художником-реалистом большого дарования, показывают, как тщеславие и денежные интересы проникают не только в общественные, но и в семейные и личные взаимоотношения, как они уродуют людей, толкают их на скрытые, а порой и совершенно открытые преступления.

Теккерею  было близко XVIII столетие. Повествуя  о судьбах двух героинь, он имеет  перед собой образец романа нравоописательного. Характеры Бекки и Эмилии тесно  связаны с той средой, с теми условиями, в которых они живут. Теккерей заботится о том, чтобы характеры его героев при всей их относительной условности не производили впечатления надуманных, неправдоподобных, а были выписаны на мастерски воссозданном фоне социально-исторической действительности первой трети XIX века. Судьба каждого человека оказывается неотделима от истории, от судьбы нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Эстетические взгляды О. Уайльда  и их воплощение в романе  «Портрет Дориана Грея».

Насквозь идеалистичная философия искусства, развернутая Уайльдом в его трактатах, явилась выражением глубокого упадка буржуазной эстетической мысли. Защита «чистого искусства», Отстаивая основной тезис идеалистической эстетики – независимость искусства от жизни – и призывая к уходу от действительности в мир иллюзий, Уайльд утверждал, что искусство по самой своей природе враждебно действительности, враждебно каким бы то ни было социальным и моральным идеям.

Отвергая  искусство больших социальных обобщений, Уайльд отстаивает характерную для  декаданса замену реалистического образа импрессионистическими зарисовками, говоря, что современное искусство должно «передать мгновенное положение, мгновенный облик того или иного предмета». В борьбе с искусством открытой социальной тенденции, глашатаем которого выступал в это время в английской литературе Шоу, Уайльд требует «всепоглощающего внимания к форме» как «единственному высшему закону искусства».

Отрицая действительность, существующую объективно, вне сознания человека, Уайльд пытается доказать, что  не искусство отражает природу, а  наоборот, - природа является отражением искусства.

Отрицая социальные функции искусства и, заявляя, что задача каждого художника «заключается просто в том, чтобы очаровывать, восхищать, доставлять удовольствие», - Уайльд стоял на реакционных позициях противника литературы, проникнутой демократическими тенденциями: «Мы вовсе не хотим, - писал он, - чтобы нас терзали и доводили до тошноты повествованиями о делах низших классов».

История падения  молодого аристократа Дориана Грея, развращенного великосветским циником  лордом Генри, развертывается в изысканной обстановке богатых комнат, затянутых  старинными гобеленами, оранжереей с  цветущими орхидеями, затемненных  кабинетов с потайными шкафами, прячущими ядовитые зелья и не менее ядовитые книги. Любование  предметами салонно-аристократического быта, эстетизация нравственного растления, оправдывающая циничные рассуждения и порочные похождения героев, делают этот роман одним из наиболее характерных произведений декадентской прозы. Но по способу выражения заложенного в них смысла они находятся в полном созвучии со стилем Уайльда-романиста. Вместе с тем предисловие и сам роман как бы ведут между собой своеобразный диалог, в ходе которого согласия и противоречия чередуются.

Дориан красив, и красота оправдывает все негативные стороны его натуры и ущербные моменты его существования («избранник - тот, кто в прекрасном видит лишь одно – Красоту»). Тот, кто покушается на Красоту, - независимо от причин и помыслов – сам становится жертвой, как, например, Джеймс Вейн, брат несчастной Сибиллы.

Дориан  карается только тогда, когда поднимает  руку на прекрасное – на произведение искусства. Искусство как воплощение прекрасного вечно, и потому погибает герой, а остается жить прекрасный, как и в момент окончания работы художника, портрет. Все как будто бы согласуется с теоретическими воззрениями писателя.

Вместе с  тем финал романа может иметь  и несколько иное истолкование. Мертвый  человек, лежащий на полу, опознан  его слугами лишь по кольцам на руках: «лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее». Сам облик  мертвого Дориана антиэстетичен, а это обстоятельство позволяет даже в системе ценностей эстетизма прочитать наказание, понесенное за преступления. Именно преступления (во множественном числе), ибо одно лишь покушение на портрет не оставило бы такого обилия следов на лице героя. Общая окраска преступлений Дориана – абсолютная аморальность, полный нравственный индифферентизм. Даже порицающий «эстетические симпатии художника» писатель, вопреки собственной программе, показал не только душевный кризис своего героя, но и в конце концов привел его к наказанию. В первых главах романа душа и ум главного героя растревожены проникновением новых представлений о жизненном предназначении красоты, в последней главе Дориан гибнет.Текст романа говорит нам: красиво плыви по поверхности – и некрасиво сгинешь в глубинах. Автор, прославляя эстетизм, сам предъявляет ему обвинение. «Портрет Дориана Грея» замкнут, обращен на себя в самом что ни на есть хитроумном смысле, как и его центральный образ.Дориан восходит – или опускается – от жизни к искусству и от него обратно к жизни.

Информация о работе Шпаргалки по "Зарубежной литературе"