Шпаргалки по "Зарубежной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:25, шпаргалка

Описание работы

Айрис Мердок выступает в этом романе сторонницей национально-освободительного движения в Ирландии. Писательница сосредоточивает свое внимание на раскрытии психологии будущих борцов и на событиях, которые предшествовали восстанию. Патриотизм ирландцев, их свободолюбие представлены как романтический порыв. Ведущей темой романа является любовь к родине; ирландские патриоты готовы идти на смерть во имя освобождения своей страны от британского владычества.Среди персонажей романа выделяется героический образ Пата Дюмэя. Несмотря на ущербные моменты в психологическом ана-лизе характера Пата, Мердок сумела передать в его облике мужество, способность к борьбе, стойкость перед лицом смерти. Пат Дюмэй — патриот и романтик.

Содержание работы

1.Типологические особенности средневекового героического романа («Песня о Беовульфе»).
2. Своеобразие английского рыцарского романа и его источники.
3. Жанровое своеобразие аллегорической поэмы (В. Ленгленд «Видение о
4. Гуманистические тенденции в творчестве Д. Чосера, новаторский характер
5. Утопический роман и его специфика (Т. Мор «Утопия»).
6. Лирика поэтов-гуманистов Т. Уайета и Г. Сарри.
7. Новаторский характер творчества Ф. Сидни.
8. Гуманистическая направленность лирики Э. Спенсера.
9. Исторические предпосылки возникновения английского театра. Предшественники В. Шекспира (Т. Кид, Р. Грин).
10. Новаторство драматургии К. Марло.
11. Проблемное содержание исторических хроник В. Шекспира.
12. Гуманистическая направленность комедий В. Шекспира.
13. Гуманистическая концепция личности в трагедии В. Шекспира «Гамлет».
14. Сюжетно-композиционные особенности трагедии В. Шекспира «Гамлет».
15. Тематическое содержание сонетов В. Шекспира.
16. Бен Джонсон как создатель английской комедии нравов.
17. Идейное содержание поэмы Д. Мильтона «Потерянный рай».
18. Пуританские идеалы в произведении Д. Беньяна «Путь паломника».
19. Просветительская концепция личности в романе Д. Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо».
20. Жанровое своеобразие романа Д. Дефо «Жизнь и приключения
21. Тематическое содержание романа Д. Свифта «Путешествия Гулливера».
22. Эволюция образа Гулливера в романе Д. Свифта «Путешествия
23. Г. Фильдинг – создатель английского социально-бытового романа
24. Характеристика английской поэзии сентиментализма (Д. Томсон, Э. Юнг,
25. Новаторский характер творчества Л. Стерна.
26. Сатирическая комедия нравов Р. Шеридана.
27. Характеристика английского романтизма, его течения.
28. Тематическое содержание поэзии Р. Бёрнса.
29. Христианские мотивы в лирике У. Блейка.
30. Эволюция и трансформация образа Чайльда Гарольда в поэме Д. Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда».
31. Место и роль образа автора в поэме Д. Байрона «Паломничество
32. Жанровое своеобразие романа в стихах «Дон Жуан» Байрона. 33. Особенности романтического мировосприятия У. Вордсворта.
34. Фантастический и сверхъестественный характер лирики С. Кольриджа.
35. В. Скотт — создатель жанра исторического романа.
36. Художественное своеобразие романа В. Скотта «Айвенго».
37. Тематическое содержание поэзии П. Б. Шелли.
38. Социальные романы Ч. Диккенса 30–40 гг. (произведение по выбору).
39. Образ капиталистического города и его хозяев в романе Ч. Диккенса
40. Разоблачение снобизма как социального явления в творчестве У. Теккерея (произведение по выбору).
41. Эстетические взгляды О. Уайльда и их воплощение в романе «Портрет
42. Социальная направленность сборника Б. Шоу «Неприятные пьесы».
43. Художественное своеобразие интеллектуальной драмы Б. Шоу «Дом, 44. Исследование психологии форсайтизма в романе Д. Голсуорси
45. Тематическое содержание литературы «потерянного поколения» (роман
46. Своеобразие научной фантастики Г. Уэллса (произведение по выбору).
47. Характеристика английского модернизма (В. Вулф).
48. Формалистические искания Д. Джойса в романе «Улисс».
49. Философский роман экзистенциалистской ориентации (произведение по

Файлы: 1 файл

Зарубежная литература )Шпоры).docx

— 186.96 Кб (Скачать файл)

Для Спенсера существо поэзии раскрывалось в художественной манере, которая является тщательным и по-своему предельно верным отражением некоего идеального, освобожденного от случайной эмпирики мира. «Пастухи»  и «крестьяне» в «Пастушьем календаре» не просто не похожи на сколько-нибудь реальных английских поселян того времени, это вообще люди другие, изображенные под видом «пастухов». Это Спенсер  и его друзья, а властительницей  их, «королевой пастухов», оказывается  сама Елизавета.

Среди сказочных, изысканных декоративных образов поэмы  иногда появляются реальные описания природы Англии.

Великолепно поэтическое мастерство автора «Королевы  фей». В английской поэзии еще не было таких ярких описаний, такого полета фантазии, многообразия образов, гибкости и музыкальности стиха, богатства языковых средств. Благодаря этой поэме в английскую поэзию вошла новая стихотворная форма - девятистрочная строфа с определенной рифмовкой, получившая название «спенсеровой строфы» (ababbcbcc). Впоследствии к спенсеровой строфе обращались великие английские поэты Байрон, Шелли, Ките.

Именно  в эпоху Спенсера, на протяжении 80—90-х годов XVI в., в Англии совершается  своего рода поэтический взрыв, качественный и количественный. Поэтический расцвет в Англии был пышным и всеобъемлющим. Трудно назвать литератора той поры, который не был бы и поэтом. Поэзия становится бытовым явлением: полагалось приличным умение играть на лютне, а стало быть, петь и сочинять стихи. Количество напечатанных в ту эпоху сонетов измеряется тысячами, написанных — не поддается исчислению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Исторические предпосылки возникновения  английского театра. Предшественники  В. Шекспира (Т. Кид, Р. Грин).

Исторические  предпосылки возникновения театра

XVI в. в  Англии был периодом расцвета  драматургии. Английский театр  отвечал народным интересам. К  концу XVI в. в Лондоне насчитывалось  около двадцати театров; из  них особенно знамениты были  театр Ричарда Бербеджа и театр Филипа Хенсло.

Возрожденческий английский театр восходит к искусству  бродячих актерских трупп, они показаны в «Гамлете», хотя и на более позднем  этапе, уже в эпоху самого Шекспира. Наряду с профессиональными актерами в спектаклях выступала и мастеровая братия, а кроме того, университетская  молодежь.

В английских университетах, как и в других старых университетах Европы, культивировались школьные театры, любительские студенческие труппы ставили на сцене классические произведения сначала латинской, а  затем и греческой драматургии. Постепенно к этому «ученому»  репертуару стали прибавляться пьесы, созданные в недрах университетских  кругов. Так могли возникнуть связи  с профессиональным бродячим театром; актеры приглашались студентами для  режиссуры и для исполнения наиболее сложных ролей, а затем лицедеи-профессионалы  возвращались в свою среду, обогащенные  общением с университетской молодежью: волна античных сюжетов хлынула  в английскую драматургию.

Театр прокладывал  себе дорогу и в высшее общество. При английском дворе, охотно перенимавшем манеры и обиход итальянских князей с их полной развлечений придворной жизнью, стали практиковаться большие эффектные представления-маскарады, требовавшие режиссуры и большого декоративного профессионального мастерства.

В 70-е годы XVI столетия английский театр стал развиваться  особенно быстро, для театра удалось  отвоевать постоянное место в  городе. В Лондоне стали появляться театральные здания, где обосновались актерские кочевые труппы. Они  носили имена своих покровителей. Тут были и «Роза», и «Лебедь», и «Куртина», и «Бык», а позднее «Глобус» — высокие деревянные многогранные строения, над которыми развевался флаг с эмблемой театра.

Итак, три  типа театров существовали в Лондоне, начиная с 70-х годов XVI столетия: общедоступный, частный и придворный. Придворный театр был только придатком придворных праздников. Частный театр, принадлежавший крупным вельможам и посещаемый светской публикой, рисуется как богатое  декорациями и музыкальным сопровождением зрелище. Следуя светской моде, частный  театр охотно ставил репертуар иностранного происхождения — переведенные или  перелицованные на английский манер  испанские и итальянские пьесы. Однако при всеобщей популярности на пути развития театра в Англии вставали многочисленные препятствия. Главной помехой являлись действия пуритан, считавших театр «бесовским» делом.

Предшественники В. Шекспира (Т. Кид, Р. Грин)

Роберт Грин (1558-1592) писал повести пасторального содержания и драмы. Повести включали в себя новеллы и стихи. От ранних пасторальных повестей Роберт Грин перешел к реалистическому изображению преступных нравов Лондона в плутовской повести «Вестник Черной книги, или Жизнь и смерть Неда Брауна, одного из самых замечательных карманников Англии» и в других произведениях. Сохранилось шесть пьес Роберта Грина; среди них комедии - «Альфонс, Король Арагонский» (1587), «Шотландская история короля Якова IV» (1591, опубликована в 1598 г.) и «Приятная комедия о Джордже Грине, Векфильдском полевом стороже» (1599).

Роберт Грин высмеивал пороки всех слоев лондонского  общества. Комедийно-драматическое  начало сочеталось в его пьесах с  лиризмом. Грин создавал выразительные  женские характеры. Сюжетные мотивы пьес Роберта Грина заимствованы из английских легенд, хроник, песен, но писатель смело соединяет традиционные мотивы с современным содержанием. Драматические коллизии в его пьесах остры, однако развязка всегда счастливая.

Если Роберт Грин создавал комедии и трагикомедии, то другой драматург из группы «университетских умов» - Томас Кид (1558-1594) - был автором трагической драмы мести «Испанская трагедия» (около 1587), имевшей огромный успех на сцене. Кид – основатель патетической трагедии – жанра, который получил наименование «кровавой» трагедии ввиду скопления в ней убийств и злодеяний разного рода. В этой пьесе много жестокостей и убийств в духе трагедий Сенеки. Томас Кид достигает, однако, небывалого еще в английской драматургии единства характера и действия, строгой мотивированности поступков и стройной композиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Новаторство драматургии К.  Марло.

Одним из самых талантливых представителей «университетских умов» был драматург Кристофер Марло (1564 - 1593), по существу создатель английской трагедии эпохи Возрождения.

Трагедия «Тамерлан Великий» (1587-1588) состоит из двух частей, в которых представлена история жизни завоевателя Тимура. Историческое лицо истолковывается драматургом в духе ренессансных представлений о свободе и необходимости. В трагедии много вымышленных фактов, которые подчинены основному авторскому замыслу -показать характер сильной личности, раскрыть ее человеческую доблесть и индивидуалистическое своеволие. Но характер Тамерлана сложен и противоречив. Этот бесстрашный и мужественный человек непобедим в бою; возвышенна и сильна его верная любовь к Зенократе; ему свойственно преклонение перед красотой; как преданный друг относится он к своим соратникам; неутомим в преследовании и наказании земных властителей; для него не существует авторитетов, он смело бросает вызов богам («в битве страшной истребим богов»). Это человек, обладающий большими знаниями; так, он искусно излагает сыновьям правила фортификации и обучает их тайнам государственного правления. Но при этом индивидуалистическая натура Тамерлана одержима фанатическим стремлением к власти.

Тамерлану противостоят настоящие герои, мужественные люди, которые погибают в неравной борьбе с завоевателем, защищая свою родину. Это комендант города Бассоры и его жена, правитель Вавилона. Если помыслы Тамерлана «лишь войнами полны», то эти герои в бой идут, «когда велит нужда». Трагедия «Тамерлан Великий» создавалась в то время, когда шла война с Испанией. Этим объясняется интерес драматурга к проблемам войны, героики и патриотизма.

В творчестве Кристофера Марло трагедия наполнилась высоким общественным содержанием и стала жанром большой философской значимости. В трагедиях Марло ставятся большие общественные проблемы; драматург рисует яркие титанические характеры; его героям свойственна красочная патетическая речь.

Драма Марло «Трагическая история доктора Фауста» (1589) написана на основе мотивов народной книги о Фаусте, опубликованной в 1587 г. Иоганном Шписом во Франкфурте-на-Майне. В центре трагедии - образ ученого Иоганна Фауста, который, разочаровавшись в современных науках и богословии, ищет новых способов познания тайн мироздания и новых средств достижения могущества. Ради всего этого Фауст готов преступить дозволенное, предаться черной магии, которая открыла бы доступ к силам тьмы. Фауст заключает сделку с владыками ада - Люцифером, Вельзевулом и Мефистофелем: двадцать четыре года он будет всемогущ с помощью Мефистофеля, а потом станет навсегда жертвой адских мучений. В образе доктора Фауста возвеличивается сила разума человека незнатного происхождения, сила знания, хотя знание нужно Фаусту для достижения богатства и славы

Все титанические герои Марло стремятся к власти, невзирая на религиозные догматы смирения и покорности. Трагедии Марло, совершенно различные по сюжету, по персонажам и по времени действия, объединены одной темой — порыв и поражение дерзающей и незаурядной личности. Подобная тема была глубоко современна для второй половины XVI в., в ней отразились многие психологические коллизии позднего гуманизма.

Итак, в  центре внимания Марло — становление могучего характера человека эпохи Возрождения. Вместе с тем нельзя не заметить в его творчестве надорванности, противоречивости: раскрывая трагедию одинокого мощного борца, Марло, в отличие от Шекспира, будто и сам упивается его обреченностью.

Как гуманист-радикал  Марло смело выступал против феодальных установлений, религиозного мракобесия, макиавеллизма в политике, боролся за торжество идеалов гуманизма.Герои его трагедий обнаруживают не только бунтарскую силу, волю и разум, но и патологические страсти.

Значение  Кристофера Марло в истории ренессансной драмы огромно. Он сделал драму подлинно поэтическим произведением, ввел в нее белый стих, выражающий сложность переживаний героев и многообразные оттенки их возвышенной, патетической речи. Как создатель поэтической философско-психологической трагедии Марло явился непосредственным предшественником Шекспира.

Создатель могучих трагических характеров эпохи Возрождения обращал меньше внимания на обстоятельства, в которых  действуют созданные им титаны. Но при всем том драматургии Марло в целом присуща особая грозовая атмосфера, на фоне которой вырисовываются фигуры его героев. И это было дыхание эпохи, ее битв, в которых кроилась карта нового мира, его дерзаний, споров, злодейств.

Экспрессивность образов Марло усугублялась его стилем, склонным к резкой гиперболе, к перегруженности сложными сравнениями.

 

11. Проблемное содержание исторических  хроник В. Шекспира.

С особой силой гуманистическое мировоззрение  Шекспира раскрывается в художественном анализе социально-политических конфликтов и трагических противоречий в  жизни человека и общества, который  дан в его исторических хрониках. Существо жанра исторической хроники  состоит в драматургическом изображении  реальных лиц и событий национальной истории. В отличие от трагедий хроника характеризуется верным воспроизведением исторических событий, что, однако, предполагает художественный домысел и художественное пересоздание материала.

К историческим хроникам Шекспира относятся  десять пьес:

  • «Генрих VI. Часть первая» (1590-1592);
  • «Генрих VI. Часть вторая» (1590-1592);
  • «Генрих VI. Часть третья» (1590-1592);
  • «Ричард III» (1592-1593);
  • «Ричард II» (1595-1597);
  • «Король Иоанн» (1595-1597);
  • «Генрих IV. Часть первая» (1597-1598);
  • «Генрих IV. Часть вторая» (1597-1598);
  • «Генрих V» (1598-1599);
  • «Генрих VIII» (1612-1613).

В исторических хрониках Шекспир дает свое понимание  и свою трактовку исторических событий  и поступков исторических лиц. На материале прошлого он решает проблемы, волновавшие современников. История в его хрониках служит познанию современного состояния общества. Хроникам, так же как и трагедиям, свойственны этический пафос, философская постановка проблемы добра и зла, гуманистический интерес к личности и ее судьбе. Хроники во многом близки не только трагедиям, но и комедиям Шекспира; в них дано комедийное изображение «фальстафовского фона».

Возникновение жанра исторической хроники обусловлено  противоречиями самой английской действительности. Обращение Шекспира к жанру исторической хроники обусловливалось также  возросшим интересом общества к  отечественной истории в период борьбы за укрепление национального  государства.

Время у Шекспира — некий универсальный  закон. Оно служит у него ответом на основные исторические и социальные вопросы. В шекспировских хрониках феодалам-оппозиционерам так и говорят, что упраздняет их не воля короля, а время. И сами они, сопротивляясь централизующей власти, сознают, что пытаются остановить историю.

Шекспировский взгляд на вещи необычайно реален. Им все ухвачено, всему дана действительная цена. В этом чувстве, в этой реальности и трезвости восприятия и передачи действительности суть и основа его реализма.

 

12. Гуманистическая направленность  комедий В. Шекспира.

В первый период творчества наряду с историческими  хрониками Шекспир создавал жизнерадостные, оптимистические комедии, в которых  человек выступает творцом своего счастья, преодолевая подчас сложные  драматические ситуации. К комедиям относятся следующие пьесы: «Комедия ошибок» (1591), «Укрощение строптивой» (1594), «Два веронца» (1594-1595), «Бесплодные усилия любви» (1594-1595), «Сон в Летнюю ночь» (1594-1595), «Венецианский купец» (1595), «Виндзорские насмешницы» (1597), «Много шума из ничего» (1598-1599), «Как вам это понравится» (1599-1600), «Двенадцатая ночь, или Что угодно» (1600).

Информация о работе Шпаргалки по "Зарубежной литературе"