Шпаргалка по "Зарубежной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:09, шпаргалка

Описание работы

Революции (1789 – 1794) Соц- эконом предпосылки – распад старых феодальных отношений и развитие капитализма. Политич. – приход к власти буржуазии, которая лишила дворянство крупных привилегий. И это крушение сословно иерархических отношений вызвало иллюзию свободы, индивидуализм со всеми его последствиями.
Романтизм опирался на традиции всей предыдущей литературы, а в 30-годы наряду с романтизмом стал развиваться и реализм. Невосполнимый разрыв между творчеством и мечтой.

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по Зарубежной литературе 19 века.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

 

Бронте сестры Шарлотта, Эмили и Анна, английские писательницы. Выросли в семье сельского священника в местечке Хоуорт графства Йоркшир. Жили в условиях нужды, тяжёлого труда и деспотизма отца. Работали учительницами и гувернантками. В 1846 сестры Б. совместно опубликовали сборник стихов под псевдонимом братья Белл. В 1847 в печати появились их романы. Шарлотта Б., наиболее известная писательница из семьи Б. Под псевдонимом Каррер Белл она послала издателям свой первый роман "Учитель". Роман был отвергнут (опубликован в 1857). Шарлотта Б. обличала уродства буржуазного строя, бесправное положение женщины с прямотой, необычной для английского викторианского романа. Главные произведения - романы "Джен Эйр",( Полное пренебрежение ко всякой условности, яркость и сила в обрисовке характеров, неприкрашенный, жизненной правдой дышащий реализм - все это увлекательно действовало на читателя и предвещало появление крупного, оригинального таланта на литературном горизонте. Картина суровой северной природы с ее грубоватыми, но мужественными типами обывателей, казалось, открывал новый неизвестный литературе мир и вызывал общий интерес к автору, скрывавшемуся под псевдонимом) "Шерли" и "Вильетт" К. Маркс причислял Шарлотту Б. к "блестящей плеяде... английских романистов... " вместе с Ч. Диккенсом, У. Теккереем и Э. Гаскелл . Эмили Б. (литературный псевдоним Эллис Белл) с юных лет создавала цикл романтических стихов и поэм о вымышленной стране Гондал, где на фоне мрачных пейзажей господствуют бурные страсти, политические потрясения. В её философской лирике выражены пантеистические взгляды. В 1847 появился единственный роман Эмили Б. "Холмы бурных ветров" (русский перевод - "Грозовой перевал", 1956). Анна Б. (литературный псевдоним Актон Белл) , автор стихов и романов "Агнес Грэй" (1847) и "Арендатор Вайлдфелл-Голла" (1848)

 

Диккенс (Dickens) Чарлз английский писатель. В первом произведении Д. - "Очерки Боза" (1836) сказались склонность Д. к реалистической сатире, его жизнелюбивый юмор и сентиментальный пафос, в основе которого - социальное сострадание. Роман "Посмертные записки Пиквикского клуба" (1837) - комическая эпопея, в центре которой благодушный чудак мистер Пиквик, наивный и трогательный благодетель человечества.В дальнейшем Д. становится на путь критического реализма. Роман "Приключения Оливера Твиста" (1838) написан под впечатлением закона о бедных, обрекшего безработных и бедняков на голодное вымирание в так называемых работных домах. Своё возмущение невыносимыми условиями существования народных масс Д. воплотил в истории мальчика, рождённого в доме призрения и обречённого на скитания по мрачным трущобам Лондона. В конце романа всё же одерживает верх традиционная моральная схема и добродетель (в лице "добрых" капиталистов) торжествует. В романе "Жизнь и приключения Николаса Никльби" (1839) особое внимание уделено изображению ужасающих методов школьного воспитания детей и разоблачению могущества "злых денег". Однако в конце романа вновь торжествует фиктивная компромиссная социальная сила - "добрые деньги». Сентиментальное умонастроение особенно сказалось в "Лавке древностей" (1841) и в "Рождественских повестях" (1843-46), где использовано и сказочное начало.

Переходными от ранних сочинений  к зрелому реалистическому творчеству явились любимые юношеством романы Д. "Домби и сын" (1848), где в  центре - образ жестокого собственника, и "Дэвид Копперфилд" (1850) - роман воспитания, в котором прослеживается жизнь героя, напоминающая жизнь самого Д. В романе "Тяжёлые времена" (1854) место действия - чудовищный, не существующий на карте угольный город "Коктаун". Д. создал непревзойдённые по сатирической насыщенности гротескные образы буржуазных дельцов, для которых "факты и цифры" - единственная реальность. Несколько особняком в цикле зрелых сочинений Д. стоит исторический роман о Великой французской революции - "Повесть о двух городах" (1859). Изображая нищету и бесправие масс, Д. горячо возмущается их угнетателями, считает революцию неизбежной, но вместе с тем осуждает активные действия народа с точки зрения христианского идеала. Последние романы Д. - "Большие ожидания" (1861), "Наш общий друг" (1865), "Тайна Эдвина Друда" (неокончен, 1870) сочетают элементы детективного и криминального жанров с глубокой социальной проблематикой.

 

 

Проблема  добра и зла в романах Диккенса

Писатель был  уверен  в удовлетворительности мирового порядка. По  его  убеждению, "принцип  Добра" неизменно в конечном счете побеждает "принцип Зла" в мире. В соответствии с философией  молодого  Диккенса  персонажи  его  первых романов резко делятся на положительных и отрицательных ("добрых" и "злых"). Прием постоянного сталкивания контрастных характеров, составляющий  одну  из особенностей ранних романов Диккенса, также вырастал из идейного замысла. И поскольку действительность представлялась молодому  Диккенсу  ареной  борьбы добра и зла, люди воспринимались им как "добрые" и "злые" в зависимости от того, в какой мере они были  человечны и как понимали  свои  общественные задачи. При всей сатирической остроте романов 50-х годов, при всем том,  что в них наблюдается углубление критического  реализма  Диккенса,  те  же  романы наиболее противоречивые из всех произведений великого писателя.      Вещи переставали укладываться в те простые и готовые схемы, за  которые писатель еще недавно настойчиво держался. В мировоззрении  Диккенса  уже  не было места прежней уверенности в закономерности  конечной  победы  Добра и Справедливости над Злом. (записки пиквикского клуба, николас никльби, Оливер твист)

 

Тема  детства в творчестве Диккенса

Дети всегда глубоко волновали Диккенса как  художника. В ряде  романов, написанных им в последующие годы,  писатель  создал  трогательные  портреты детей, чаще всего терпящих всяческие лишения и преодолевающих  непосильные для них моральные испытания. Незабываемы образы забитого и отупевшего от побоев Смайка  в  "Николасе Никльби",  маленькой  Нелли  в  "Лавке  древностей",  Дэвида  Копперфилда  в одноименном романе. До глубины души  потрясает  читателя  трагический  образ Флоренс, ребенка, отвергнутого родным отцом (в "Домби и  Сыне"),  маленького оборвыша Джо, покрытого "доморощенными паразитами  и  доморощенной  грязью". Эти портреты - лишь немногие из тех многочисленных детских образов,  которые были созданы писателем на протяжении его творческого пути. Диккенс  надеялся потрясти сердца, вызвать у читателя сочувствие и сострадание, заставить  его задуматься над участью тысяч других таких же детей в стране и этим  добиться улучшения их доли. Но, конечно, содержание первых романов  не  исчерпывалось этой темой. Еще Белинский заметил по этому поводу: "Большая часть  романов Диккенса основана на семейной  тайне:  брошенное  на  произвол  судьбы  дитя богатой и знатной фамилии преследуется родственниками,  желающими  незаконно воспользоваться его наследством.  Завязка  старая  и  избитая  в  английских романах". Но как бы традиционна ни  была  завязка фабулы  этих  первых  романов Диккенса и как бы мало она ни определяла значение и ценность  их  взятых  в целом, нельзя пройти  мимо  того,  с какой теплотой  нарисованы  некоторые образы, вокруг которых строится сюжет. Диккенс  нашел  исключительно  теплые  интонации,   говоря   о   судьбе несчастного ребенка, родившегося в  работном  доме  и  с  первых  лет  жизни разделившего суровую участь миллионов  обездоленных,  о  несчастных  жертвах "воспитательной" системы Сквирса.

 

ТЕККЕРЕЙ, УИЛЬЯМ МЕЙКПИС (Thackeray, William Makepeace) (1811–1863), английский писатель, автор знаменитого романа Ярмарка тщеславия. В 1836 едва не состоялся его творческий союз с Ч.Диккенсом, искавшим художника для Посмертных записок Пиквикского клуба. В серии литературных пародий Романы прославленных авторов (1839–1847) писатель выказал взыскательный вкус и отменное чувство стиля. В прошлом симпатии Теккерея были отданы восемнадцатому столетию, Веку Разума, а персонально – Г.Филдингу, Т.Смоллетту и другим просветителям. Теккерей не принял идеализации Средневековья в романах В.Скотта, и его наиболее язвительной пародией стало бурлескное окончание Айвенго – Ребекка и Ровена (1850). Слава и материальное благополучие пришли к Теккерею в 1847–1848, когда ежемесячными выпусками издавалась Ярмарка тщеславия. Роман повествует о тесно связанных между собой, но во многом противоположных судьбах двух подруг по пансиону; время действия – первые десятилетия 19 в. В образе яркой авантюристки Ребекки Шарп, ради положения в обществе забывшей о совести и чести, писатель дал исторически конкретный английский вариант бальзаковского Растиньяка. Название романа и всеобъемлющий образ «ярмарки житейской суеты» пришли из аллегорического романа Д.Беньяна Путь паломника. Обнажив глубоко поразившие общество лицемерие, эгоизм и моральную нечистоплотность, Теккерей дал многозначительный подзаголовок своему остросатирическому роману: Роман без героя. Духом критицизма проникнуты и другие масштабные романы Теккерея: Пенденнис (1848–1850), История Генри Эсмонда (1852), Ньюкомы (1853–1855), Виргинцы (1857–1859), Приключения Филиппа (1861–1862). писал стихи и баллады, читал лекции в Англии и Америке (изданы в 1853 под названием Английские юмористы XVIII века), редактировал журнал «Корнхилл», 1860–1862), где вышли его Ловел, вдовец (, 1860), Филипп и Заметки о разных разностях (1860–1863) – серия очерков, написанных с великолепной легкостью и демонстрирующих мудрую зрелость его взглядов на жизнь. Два года спустя Теккерей оставил журнал и приступил к новому роману, Дени Дюваль ( 1864). Роман не был закончен – писатель умер в Лондоне 24 декабря 1863. В романах, рассказах и очерках Теккерея развернута широчайшая картина человеческого бытия, однако она не охватывает все социальные группы в равной степени: низшие классы представлены относительно мало. Писатель имел дело в основном с высшими кругами общества и особенно интересовался людьми, поднявшимися предосудительным образом, из милости либо благодаря тугому кошельку. Он вывел эту многоликую породу в Книге снобов (1846–1847). Британцу, утверждал Теккерей, свойственно стремление любыми способами занять более высокое положение.

Теккерей, творческая концепция

Разнообразны жанры, в  которых творит Теккерей - писатель и художник. «Катерина» - роман, построенный на уголовной хронике XVIII в., «Убого благородная» - повесть, своеобразно интерпретирующая дендистский роман, «Карьера Барри Линдона» - пародия на семейную хронику. Но все эти произведения направлены против беспринципности, ханжества и проникнуты острым пародийным духом, что ведет к развенчанию псевдогероического и ложноромантического в обыденной прозаической действительности. Ранний этап творчества Теккерея - проба пера, но также и реализация писательских замыслов, подтверждающих правильность его позиции художника-гуманиста. В романах, рассказах и очерках Теккерея развернута широчайшая картина человеческого бытия, однако она не охватывает все социальные группы в равной степени: низшие классы представлены относительно мало. Писатель имел дело в основном с высшими кругами общества и особенно интересовался людьми, поднявшимися предосудительным образом, из милости либо благодаря тугому кошельку. Он вывел эту многоликую породу в Книге снобов (1846–1847). Британцу, утверждал Теккерей, свойственно стремление любыми способами занять более высокое положение. Теккерею было близко XVIII столетие. Вот и теперь, повествуя о судьбах двух героинь, он имеет перед собой образец романа нравоописательного. Характеры Бекки и Эмилии тесно связаны с той средой, с теми условиями, в которых они живут. Теккерей заботится о том, чтобы характеры его героев при всей их относительной условности не производили впечатления надуманных, неправдоподобных, а были выписаны на мастерски воссозданном фоне социально-исторической действительности [585] первой трети XIX в. Судьба каждого человека неотделима от истории, от судьбы нации. Этот основной структурообразующий элемент романа «Ярмарка тщеславия» не просто проходит через две сюжетные линии, он подчиняет себе различные пласты повествовательных линий. Характер этих повествовательных линий различен, он окрашен то в лирические, даже сентиментальные тона, то в иронические и даже резко сатирические

 

Проблема положительного героя  у Диккенса и Теккерея (бред):)

На английский роман 60- года существенное влияние оказал позитивизм того времени, в романе Диккенса «холодный дом»( с 53…) существенно расширяется круг положительных героев, появляется новый персонаж из среды буржуазии - Раунсэвелл, который с пониманием  относится к нуждам рабочих и те платят ему уважением и благодарностью. Исследуя корни зла, Диккенс все чаще апеллирует к доброму началу в человеке. В произведениях Теккерея герои становятся больше похожи на героев Диккенса «Крошка Доррит», чем на самих его персонажей, допустим ярмарки тщеславия, где проблема положительного героя представляла для Теккерея неразрешимую трудность. Он не мог найти достойного или достойную среди тех, кого описывал: все они живут по законам "ярмарки", где всё продаётся и всё покупается, где достоинство человека определяется величиной его капитала, всем правят успех и богатство, где деньги намного важнее, чем счастье. Внешность своей героини Диккенс уравновешивает величием ее сердца, целиком отданного другим. Она может показаться «скучной», как, собственно говоря, все положительные герои Диккенса. Но К.Д. героиня не реалистическая. Она абсолютно условна, так же как и знаменитые гротесковые персонажи писателя. Разные, они из одного мира. К.Д. по-своему гротескна. И все же не случайно, что именно К.Д. и идеализированные герои ее типа, а не эксцентрические персонажи с их яркостью, комизмом, агрессивностью и обаянием являются подлинными героями Диккенса. К.Д. стала символом авторской мечты о прочности и надежности в человеческих отношениях

 

ПАРНАС (фр. Parnasse) – литературное объединение, созданное во Франции во второй половине 19 в. Название «парнасцы» группа получила по аналогии с альманахом «Современный Парнас», выходившего трижды – в 1866, 1869 и 1876. Основные представители: Шарль-Мари Леконт де Лиль (1818–1894), Теофиль Готье (1811–1872), Хозе-Мари Эредиа (1842–1905), Теодор де Банвиль (1823–1891). К группе ненадолго примыкали Ш.Бодлер, П.Верлен, С.Малларме, Ф.Коппе. Первыми произведениями «парнасского» стиля стали поэтические сборники Т.Готье Эмали и камеи (1852) и Ш.М.Леконта де Лиля Античные стихотворения (1852). В предисловии к Античным стихотворениям автор выдвинул новую литературную программу, созданную в противовес романтизму. Взамен контрастов и преувеличенных страстей Леконт де Лиль предлагал ясность и отстраненность изображения, а его объектом вместо собственной души поэта призывал избрать историю древности. Он по-новому определил понятие Прекрасного, говоря, что оно не совпадает с понятием Правды, и утверждая самоценность Красоты и служащего ей искусства. По сути, Леконт де Лиль сформулировал принцип «искусства для искусства», ставший девизом «Парнаса». Небольшой трактат о французской поэзии Теодора де Банвиля (1872) продолжил идеи Леконта де Лиля о необходимости оттачивать поэтическое мастерство, чтобы создать ясное, классическое по своей форме произведение. Характерными чертами парнасцев стали точность и выверенность поэтики вместо вдохновенной небрежности романтиков, заботливое отношение к отделке стиха и внимание к вещи в ее чувственных проявлениях. Любовь к «романтическому пейзажу» сменилась любовью к «искусственной природе». Живое в их поэзии часто сравнивалось с неживым, материя с материалом (нагота женщины – мрамор, листва – медь, небо – голубая эмаль и т.д.). В отличие от романтика, изображавшего мир в его динамике, парнасец стремился остановить мгновение, придать ему законченность и величие. Таково изображение природы у Леконта де Лиля (Варварские стихотворения, 1862). Главным приемом парнасцев стало развернутое описание, создание «словесной картины». Особенно ярко эта черта проявилась в сборнике Эмали и камеи Теофиля Готье, состоящем из стихотворений-экфразисов (жанр экфразиса возник в эллинистической литературе и представляет собой описание предметов, сотворенных человеком, особенно произведений искусства). Здесь «природная» жизнь полностью заменена артефактами. К 1880-м мода на поэзию «Парнаса» уступила моде на символизм. Только Трофеи кубинца Х.-М.Эредиа, выйдя с некоторым опозданием (1893), обозначили конец направления.

 

Переплетение  сказочной фантастики и действительности в повести Гофмана «Золотой горшок».

Герой произведения –  студент Ансельм – характерный  романтич. образ. Человек с богатой  внутр.жизнью, крайне беспомощен и неловок  в обыденной жизни. Он живет как  бы в двух мирах: во внутр.мире своих  переживаний и в мире повседневной реальности. Конфликт мечты и реальности принимает гротескно-комический характер. Ситуация близка к сказке: за душу героя борются светлые и темные силы. Темные – это филистерский мир реальности: ограниченная мещанка Вероника, Паульман, Геербранд – ограниченные чиновники. Но и этот мир связан с мистикой: няня Вероники злая колдунья, стремящаяся насильно женить Ансельма на Веронике.Светлые силы имеют также свое земное и сверхъестественное происхождение; это архивариус Линдхорст, который в то же время оказывается князем саламандр, и его дочь Серпентина – золотисто-зеленая змейка. Победа светлых сил – это победа внутр.мира, мира мечты и поэзии над житейской пошлостью. Победа символизирована женитьбой Ансельма и Серпентины и их жизнь в сказочной стране Атлантиде, которая стала воплощением внутр.мира чел-ка, мира его мечтаний.

 

Байрон  Корсар  
В поэме "Корсар" сюжет усложнен. Герой поэмы Конрад - атаман  пиратской шайки  -  оказывается  в  разных  критических  ситуациях,  и  характер его обнаруживается в действии, в столкновении с препятствиями. Ни в какой другой романтической поэме Байрона этого периода герой так не  связан  со  своими товарищами, как в "Корсаре". Но даже в кругу своих единомышленников  Конрад остается одиноким, ибо одиночество его - результат давнего недоверия к людям ("очень рано был обречен стать жертвою обмана").

 

Байрон  «Гяур»

В первой романтической  поэме "Гяур" характер героя дается еще  эскизно, набросками. Объясняется  это  самой  композицией  поэмы,  состоящей  из  ряда фрагментов. Однако это не  мешает представить ход действия.  В последних фрагментах поэмы Гяур исповедуется старому монаху,  и здесь характер  его раскрывается  полнее,  так  как  в  его  рассказе-исповеди  переданы  мотивы поступков, известных нам по предыдущим отрывкам.

 

Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда»

Чайльд-Гарольд  устал  от веселого и бездумного времяпрепровождения, его тяготят  друзья  по  кутежам, женщины,  с  готовностью  отвечающие  на  любовь.  Разочарованный  во  всем, признав, что жизнь его пуста  и бессмысленна, он решает уехать  в  незнакомые края.  Готовя "Чайльд-Гарольда" к изданию, поэт  встретился  с  препятствиями. Его  издатель  Меррей  требовал  исключить  из  поэмы  ряд  строф,  носивших политический характер, но поэт отказался. "Паломничество     Чайльд-Гарольда"     -      первое      произведение Байрона-романтика,  романтика   нового   типа,   отличного   от   всех   его предшественников.    Отстаивая    свободу    народов,    их     право на национально-освободительную борьбу, Байрон не бежал от  действительности,  а

Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежной литературе"