Шпаргалка по "Зарубежная литературы первой половины 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 21:14, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Романтизм

Романтизм – это художественное направление, зародившееся в Германии, которое возделывает личность, ее субъективные переживания, ее богатый внутренний мир.

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 264.81 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Романтизм

 

 Романтизм – это  художественное направление, зародившееся  в Германии, которое возделывает  личность, ее субъективные переживания, ее богатый внутренний мир.

 

 В 18 веке этот термин  имел другое значение: романтическим  называлось все фантастическое, необычное, странное, встречающееся  чаще в книгах, чем в действительности. На рубеже 18-19 вв. это слово использовалось  для обозначения нового художественного  направления, противоположного классицизму.

 

 Социальной основой  романтизма становится разочарование  в своей эпохе, в новом обществе, с которым были связаны большие  надежды, так как это общество  предсказывали великие умы Европы. Романтики считали, что им выпало  жить под бесславной звездой, когда Европа страдает от революций, когда опошлены все лучшие  человеческие порывы. Такое разочарование  непременно сопровождалось настроением  безнадежности, отчаяния, «мировой  скорби – это «болезнь века»  Альфред де Мюссе в своем  романе «Исповедь сына века»  писал: «Безнадежность шагала по  земле, и сыны века, полные сил, отныне никому не нужных, опускали  праздные руки и пили из скудной чаши этот отравленный напиток. Болезнь нашего века происходит от двух причин, народ носит в сердце две раны. Все, что было, уже прошло. Все, что будет, еще не наступило». Пушкин говорил, что бедой всего романтического стала преждевременная страсть души: «Нет: рано чувства в нем остыли» (Евгений Онегин).

 

 Человек оказывается выпавшим из социальных отношений Þ возникает иллюзия свободы личности от жизненных обстоятельств, создается миф о том, что один человек способен преобразить мир (личность Наполеона).

 

 Неудовлетворенность  современной действительностью  приводит к появлению двоемирия (мир реальный и мир идеальный, мир мечты). Большое внимание романтики  уделяют детству. Детство осмысливалось  как идеальный мир, мир гармонии, чья глубина и прелесть притягивает  к себе взрослых. «Взрослость» - это  время, утратившее непосредственность  и чистоту детства.

 

 Романтизм отвергал  один из основных принципов  просветительской литературы –  «подражание природе». Романтики  считали, что автор должен быть  абсолютно свободен, он должен  творить только по своим собственным  законам. Оскар Уайльд писал: «Не  приписывайте художнику нездоровых  тенденций, ему дозволено изображать  все».

 

 Эпоха романтизма характеризуется  обновлением художественных форм  и всей системы литературных  жанров, происходит реформа сцены (сращение лирики и драмы). Создаются новые, переходные жанры (лиро-эпические и лиро-эпико-драматические), заново создается романтическая поэма (символическая, нравоописательная, фольклорная), романтическая драма обращается к традициям Шекспира и Кальдерона, появляются «драматические поэмы» (Байрон, Шелли). Необычайного расцвета достигает лирика (слова ассоциативны, многозначны, метафоричны). Теоретики романтизма проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, синтез искусства, религии и философии, подчеркивали музыкальное и живописное начала в поэзии. Из лироэпических жанров наиболее популярна баллада, в прозе преобладают поэтические формы – сказка, лирическая новелла.

 

 Проза романтизма развивалась  по многим жанровым направлениям. Романтизм использовал и классическую  новеллу, и рыцарский роман («Граф  Монте-Кристо» Дюма-отца), и элементы  плутовского романа, и восточную  сказку рококо. В 30-40 гг. складывается  романтический социальный роман (Ж. Санд, Э.Сю, В. Гюго), появляется фантастическая  повесть. Исторический роман, существовавший  в предыдущий период, был коренным  образом переработан и стал  одним из центральных жанров.

 

Вопрос 2. Философские и эстетические основы романтизма.

 

Романтизм — духовная ситуация европейской культуры в XVIII—XX веках, представляющая собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. От (франц. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й половины 19 вв. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы.

 

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

 

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.

 

Определить «романтизм» безотносительно формы его проявления (в литературе, музыке, философии и пр.) крайне сложно. Однако некоторые элементы понимания романтизма можно выделить:

 

1. Это прежде всего порыв к свободе человеческого духа от сковывающих условий бытия.

 

2. Интерес к тому, что  еще не воплотилось в жизни  в виде готовых произведений  искусства, науки, природы. «Жизненное  брожение», процессы творчества  – в центре внимания романтиков.

 

3. Романтики переживают  «разорванность» жизни в современном  им обществе. Понятия, которыми романтики  описывали свои состояния, точно  передают конфликт с реальностью: «ностальгия» - желание вернуться  к состоянию покоя и счастья, когда-то утраченному; «страсть», «тоска», «желание» - обычно связаны с некоторым  идеалом жизни, который романтики  «чувствуют», но не желают и  не могут точно сформулировать. Романтический идеал по замыслу  не мог быть сформулирован  рационально. Этот идеал есть  внутренний мир человека. Этот  идеал всегда полностью неопределен, его нельзя выставить на показ, напротив, его стремятся утаить от людей.

 

4. Чувственность ставится  выше разума. Неоднократно декларируется, что поэт, художник глубже понимает  мир, чем ученый, потому что пользуется  синтетическим художественным образом, а ученый степени строгой рациональностью  мышления.

 

Философия.

 

Основными факторами, определявшими характер литературного процесса конца XVIII- первых трех десятилетий XIX в., были влияние Французской революции, политическая раздробленность и экономическая отсталость страны, антинаполеоновское освободительное движение и атмосфера общей политической реакции периода Реставрации без предшествовавшей революции.

 

XIX в. своим важнейшим компонентом  имели вопросы эстетики. И Кант, и Шеллинг, и Гегель в своем  истолковании системы мироздания  важное место отводили искусству.

 

Крупнейшим представителем философии классического немецкого идеализма является И. Кант (1724- 1804), систему которого Маркс назвал «немецкой теорией французской революции»* Противоречивая в своей основе философская концепция Канта, признававшая существование вещного материального мира независимо от субъективного сознания человека, вместе с тем утверждала непознаваемость этого мира («вещь [36] в себе»), существование априорных, лежащих вне чувственного опыта, форм сознания.

 

Значительное влияние Французской революции испытал другой крупнейший философ Германии того времени И. Г. Фихте (1762-1814), представитель субъективно-идеалистического направления философской мысли. С идеями Фихте были связаны многие основные положения философско-эстетической системы ранних немецких романтиков. Как и у Канта, конкретные социально-политические принципы Французской революции трансформировались у Фихте -в связи со спецификой общественного развития Германии в отвлеченный философско-этический план вне конкретной общественной практики. Однако именно под влиянием Французской революции понятие свободы личности, абсолютной свободы воли становится одним из узловых положений в учении Фихте.

 

В годы наполеоновской оккупации Фихте выступил страстным пропагандистом освободительных идей («Речи к немецкой нации»), хотя призывы и имели некоторый националистический оттенок. Эта позиция Фихте завоевала ему большую популярность в среде передовой интеллигенции и особенно у студенческой молодежи. В 1810 г. он стал первым ректором только что основанного университета в Берлине.

 

Фихте отвергал кантовский дуализм, отрицая положение Канта о существовании «вещи в себе», т. е. объективного материального мира. При том, что у Фихте есть некоторые незначительные отступления в сторону объективного идеализма, в целом он занимал последовательные субъективно-идеалистические позиции, утверждая, что активная деятельность абсолютного «Я» является изначальной силой, созидающей все мироздание.

 

В значительно меньшей мере влияние Французской революции коснулось другого выдающегося представителя немецкого классического идеализма - Шеллинга (1775-1854). В конце 90-х - начале 1800-х годов Шеллинг принимал участие в разработке эстетической программы иенского романтизма. В эту же пору Шеллинг создал свои основные работы: «Философия природы», «Система трансцендентального идеализма» и «Философия искусства».

 

Натурфилософия Шеллинга, возникшая как попытка обобщения новейших достижений естественных наук, [37] имела свои позитивные моменты, заключающиеся прежде всего в том, что природа рассматривается как всеобщее единство различных проявлений, как единство, развивающееся в результате столкновения противоположных сил.

 

Представляя в классическом идеализме разновидность идеализма объективного, Шеллинг разработал в отличие от Фихте концепцию идеалистического монизма. Снимая фихтеанскую антитезу «Я» и «не-Я», субъекта и объекта, Шеллинг утверждал единство природы и создания. На ранней стадии развития, по Шеллингу, существовала лишь природа как воплощение бессознательного духовного начала, которое на последующих ступенях эволюционировало к своему высшему выражению - человеческому сознанию-Несколько позже философ сформулировал этот принцип иначе - как тождество природы и сознания. Поэтому систему Шеллинга называют нередко философией тождества.

 

Эстетические взгляды Шеллинга были ярким выражением романтической концепции искусства и прекрасного. В «Философии искусства», где уже ощутимо намечается путь Шеллинга к религиозному мистицизму, суть искусства трактуется как наиболее совершенное выражение мирового духа, синтез субъекта и объекта, сознания и природы, т. е. искусство является «самосозерцанием абсолютного духа». А в «Системе трансцендентального идеализма» утверждается, что искусство - «извечный и подлинный органон философии». Иенская школа полностью разделяла эту концепцию искусства как некоего самоценного и всеобъемлющего изначального начала всех начал. Так, иенские романтики, как и Шеллинг, полагали, что наука возникла в лоне искусства и туда же она вернется в грядущем гармоническом универсуме. В отличие от просветителей, видевших задачи искусства в подражании природе, Шеллинг считает, что искусство есть выражение абсолютной идеи, заключающейся в природе. И только интуитивная сила гениального художественного прозрения, дарованная художнику, позволяет ему уловить в природе эту абсолютную идею. Поэтому в полном согласии с романтической философией творческого акта в искусстве Шеллинг утверждает бессознательность, чудесность творческого процесса.

 

Своей вершины немецкий классический идеализм [38] достигает в философии Гегеля (1770-1831). Реакционно-идеалистические черты в социологических, исторических, правовых и политических концепциях философской системы Гегеля вступали в резкое противоречие с его диалектическим методом. Углубляя концепции Шеллинга, Гегель с позиций объективного идеализма рассматривает в качестве основы бытия, как материального, так и духовного, абсолютную идею, которая в своем развитии проходит три ступени: логику, философию природы и философию духа. Абсолютный дух, утверждает философ, является высшей ступенью развития абсолютной идеи, имеющей три стадии самопознания: в искусстве, религии и философии.

 

Основные черты системы и диалектического метода Гегеля определены в его главных работах: «Феноменология духа» и «Наука логики». Его эстетическая концепция изложена преимущественно в «Лекциях по эстетике».

 

Развитие искусства, по Гегелю, проходит три этапа (формы) как три разных воплощения идеала, т. е. чувственного, образного выражения абсолютной идеи в действительности. Из этих трех форм (первые две - символическая, которой соответствует искусство восточное, и классическая с искусством античным) последняя - романтическая - наиболее полно воплощает реализацию идеи. Но в отличие от искусства классического, в котором форма находится в полном соответствии с содержанием, искусство романтическое характеризуется преобладанием содержания (идеи) над формой. К романтической форме Гегель причислял как средневековое, так и современное искусство.

 

В основе романтического мироощущения лежит «двоемирие» - ощущение глубокого разрыва между идеалом и действительностью. Идеал – нечто вечное, бесконечное, абсолютное, прекрасное, совершенное, при этом таинственное и часто непостижимое. Действительность, напротив, преходяща, ограничена, конкретна, безобразна.

 

Особое внимание человеческой душе, как к сгустку противоречивых мыслей, страстей, желаний – отсюда развитие принципа романтического психологизма. Романтики видят в душе человека соединение двух полюсов «ангела» и «зверя».

 

Вопрос 3. Романтизм в немецкой литературе

 

В немецком романтизме принято выделять три этапа: йенский, гейдельбергский, берлинский (по городам, где сформировались лит кружки).

 

Йенский романтизм.

 

1772-1829 г. Детально разрабатывали  романтическую теорию, воплощали  ее в произведениях. Фридрих Шлегель, Август Шлегель, Новалис, Л. Тик, Й. Шеллинг, Шлейермахер.

 

Новалис.(псевдоним)

 

Поэзия «Гимны к ночи», где основная тема – победа над смертью. Главное произведение «Генрих фон Офтердинген». Отказывается от иллюзии молодости, от художественного творчества ради обретения себя в реальности и практической деятельности Роман-воспитание, герой Новалис укрепляется стать поэтом. Воля и фантазия героя преобразуют мир в мечту, «роман воспитания» превращается в роман творение». Гл. герой – полулегендарный меннезингер13 века – неясно история или это или сказка.

Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежная литературы первой половины 19 века"