Шпаргалка по "Зарубежной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 04:05, шпаргалка

Описание работы

1) Тенденции развития культуры Западной Европы и Америки на рубеже 19-20 веков. Понятие «модерна». Принципы морфологии истории О. Шпенглера («Закат Европы»).

В литературе двадцатого века сложно выделить четкую систему или классификацию.
Стиль «модерн» появляется в литературе, музыке, танце, скульптуре, музыке, декоративно-прикладном искусстве. Везде он проявляется через идею отрицания старого. Как новая культура молодых.

Файлы: 1 файл

bilety_po_zarubezhnoi_literature_pervaya_polovina_20_veka.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Билет 1.

1) Тенденции развития  культуры Западной Европы и  Америки на рубеже 19-20 веков. Понятие  «модерна». Принципы морфологии  истории О. Шпенглера («Закат Европы»).

 

В литературе двадцатого века сложно выделить четкую систему или классификацию.

Стиль «модерн» появляется в литературе, музыке, танце, скульптуре, музыке, декоративно-прикладном искусстве. Везде он проявляется через идею отрицания старого. Как новая культура молодых.

Термином «Модернизм» называют:

- все явления культуры  двадцатого века;

-совокупность тенденций, направлений, стилей, которые объединяет отрицание старого искусства и кардинальное новаторство;

- финал начинавшегося  ранее движения разрыва со  всем человеческим.

Модернизм часто путают с авангардом. Некоторые считают авангард частью модернизма, некоторые – разводят эти понятия.

Руднев «Словарь культуры двадцатого века»: Авангард вытекает из потребности само выразиться, черпая идеи только в самом себе.

У модернистов есть потребность в эпатаже. Часто это перекрывает созидательное начало.

Модернизм противопоставлен традиции (позитивизму). Позитивизм стремиться к описанию предшествующей реальности, к подражанию природе. Модернисты, напротив, не интересуются внешней реальностью, а моделируют свою реальность (сверх реальность).

Основой для создания этой новой реальности являются:

- сознание человека,

- сам язык с его законами  и возможностями,

- миф (модель мира как  мифологическая модель).

Большое влияние на развитие модернизма оказали исследования сознания.

Для модернистских произведений нет и четких критериев анализа.

Признаки литературы модернизма:

- отсутствие сюжета,

- отсутствие персонажа (шокирующий  эффект на читателя), у героя  часто нет ни имени, ни описания  внешности, ни своей истории, Мандельштам  статья «Конец романа»: роль личности  в литературе падает. Раньше художественные произведения строились вокруг человека, теперь происходит «распыление биографии», у героя часто нет ни имени, ни описания внешности, ни своей истории,

- нет деления персонажей  на положительных и отрицательных, главных и второстепенных,

- отсутствие морали,

- использование приемов, созданных в других областях  искусства (например, принцип монтажа, взятый из кинематографа: куски  текста просто «склеиваются», реакция  читателя – «взрыв мозга»),

- разорванность сознания (важен не конфликт человека и толпы, а конфликт человека с самим собой),

- акцент на психику, внутреннее  состояние человека, внешние действия  уходят на второй план (действие  некоторых романов занимает всего 1 день),

- тотальный разрыв с  традициями (с позитивизмом), пересмотр того, что считать положительным и отрицательным,

- ощущение катастрофы, приближающегося  апокалипсиса, (многие произведения  грустные, депрессивные), изображение  мира без будущего ( у Ремарка  – тема неизбежности новой  войны, Хемингуэй: первая мировая война произошла из-за появления поколения безразличных людей),

- на первое место выходит  поиск форм, а не содержание.

- пафос субъективизма (все  истины субъективны),

- плюрализм (право самому  решать, что истинно, а что ложно),

- реальность растворяется в аллюзиях, цитатах и т. д.,

- конфликт не важен, все  конфликты даны через преломление  сознания человека,

- распад окружения героя, уход героя в одиночество, модернистский  персонаж «играет» в сверхчеловека,

- тема детства раскрыта  в романах анти воспитания, феномен потерянного поколения.

Мнение: истоки модернизм пришли к нам из глубины веков. Его появление – естественный процесс.

 

Освальд Шпенглер

Предлагает использовать идею развития мировой культуры и цивилизации по кругу.

Культуру рассматривает как сверх организм, который, рождается, развивается, стареет и умирает. Для описания циклов развития пользуется терминами – детство юность старость смерть, или весна лето осень зима. Культура полностью умирает тогда, когда умирает последний человек, способный ее воспринимать.

Западная культура, по его мнению, находится на стадии умирания. Для этого явления использует термин «зима».

Признаки упадка:

- появление литературы  смерти (смерть героя в конце  произведения – обыденность смерти  в литературе),

- появление музыки смерти,

- традиционную систему  ценностей заменяет либо пустота, либо попытка создать свои  традиции,

- сиюминутность культуры, жизнь как произведение искусства, отсутствие стремления что-то  оставить после себя,

- в литературе – поворот  от содержания к форме, вместо образа – эстетика конструкций,

- отход от грамматических  норм языка,

- внешний мир представляется  грезой, реальность – в нас  самих,

- писатель не несет  ответственности за то, как поймут  его произведение,

- интерес – восприятие  мира человеком,

- отсутствие пропаганды  общественных идей,

- попытка разрушить господство  разума, стремление к дискредитации  разума. Считал, что человек концентрируется  на себе. Он может выбрать самоанализ (осознанно выбирать). Но разум  все разрушает, не дает воспринимать мир как чудо, творить. Постепенно человек превращается в бездушный объект исследования.

Один из самых популярных жанров двадцатого века – антиутопия: рисует негативный мир в результате воз обладания в нем сил разума.

 

Объективная реальность для нас не доступна.

Наука – иллюзия власти.

«Закат Европы» - попытка найти черты западной культуры, ее духа.

Черты Западной культуры:

Одиночество

Отсутствие понятия «предел»

Воля к власти, влиянию

 

Шпенглер отказывается от рассмотрения истории как линейной последовательности. Что западная культ наследница античности. Считал, что великие культуры не является точкой отчёта на остальных.

 

Западная культура – фаустовская. Шпенглер сравнивает ее с Античной культурой.

Античная культура: замкнутая, статичная, ей чужда идея внутреннего развития, закрытое пространство.

Западная культура: открытая, динамичная, насыщена внутренней жизнью, внутренней рефлексией, расширяющееся пространство, склонность к бесконечности пространства. Типичные представители культуры (которые воплощают в себе ее идеи): Тристан, Гамлет, Фауст (наивысшее символическое воплощение души западного человека), Вертер.

Стремление западного человека во всем видеть цель привнесено христианством. Для античного человека – история была не важна, она превращается в миф. А Европа которая пытается выстроить историю линейно с перспективой классифицировать, не является наследницей античной культуры.

По Шпенглеру 19-20 вв. – «зима», закат, стадия кристаллизации западной культуры, цивилизации.

Выделяет города – Мадрид Париж Берлин Лондон, всё остальное – провинция, которая питает города остатками человеческого материала. Вместо богатой культуры – спешащая культура больших городов. Вместо традиций – человек без корней, человек в толпе большого города, безликий.

Шпенглер пишет, что мы не выбирали это время. Те творения литературы и живописи в 20в – это произведения кт рассматривают проблемы большого города. Те проблемы кт волнуют чел большого города – эти проблемы начинают восприниматься как проблемы универсального порядка. Проблема самоидентификации в большой толпе – это проблемы всего человечества.

Конец формы

 

Всего Шпенглер выделял 9 культур: египетская, византийская, вавилонская, китайская, античная (апполонистическая), византийско-арабская (магическая), западная (фаустовская), культура майя, русско-сибирская (предсказывает ее возникновение).

 

Билет 2.

1) Критика традиций  европейской культуры Фридрихом  Ницше («Антихрист»; «Так говорил  Заратустра»). Понятие деконструкции  у Ницше.

 

Ницше развенчивает все традиции европейской культуры. Он пишет, что рациональный мир – это ложь, противопоставляет рациональное сознание мистическому сознанию. Рассматривает безумие как более здоровую альтернативу западному сознанию. Он считает, что нужно проживать каждое мгновение жизни так ярко, чтобы хотелось повторить. Отказ от иллюзий и утешений, которые будут «по ту сторону». Из религий Ницше понимает только буддизм, остальные отвергает. Понятие воли он сохраняет. Искусство ставит выше науки, а самое высшее искусство – это миф. Многие идеи Ницше черпает у Шопенгауэра. Мир – это объективация воли. Искусство – высшая форма деятельности человека. Творчество не должно иметь практического применения. Самым мудрым существом для Ницше является ребёнок. Дети могут играть. И из игра не имеет никакой другой цели, кроме удовольствия. «Я поверил бы только в того бога, который умел бы танцевать и смеяться». Мир может быть оправдан только если воспроизводить его как объект искусства. 

«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (писалась в несколько приёмов с 1881 по 1883 под влиянием приступов вдохновения) — философский роман Ницше, впервые изданный в 1885. Изначально книга состояла из трёх отдельных частей, написанных в течение нескольких лет. Ницше намеревался написать ещё три части, но закончил только одну — четвёртую. После смерти Ницше все четыре части были опубликованы в одном томе. В книге повествуется о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры). Одной из центральных идей романа является мысль о том, что человек — промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека. «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной».Книга представляет собой отчасти поэтический, отчасти философский трактат, раскрывающий позицию самого Ницше относительно того, какое место человек занимает среди окружающего его общества, как он понимает свою жизнь, как путешествует, как познает себя и окружающий мир. В книге уделяется внимание общению человека с природой, с самим собой, и с окружающими людьми. Воспевается идея о необходимости идти своим путем. «Так говорил Заратустра» — один из ключевых текстов Нового времени. Доктрине прогресса (поступательного развития), которая господствовала в умах европейцев с Эпохи просвещения, Ницше противопоставил учение о вечном возвращении, о цикличности любого развития. Только сверхчеловек способен с готовностью принять бесконечное возвращение однажды пережитого, включая самые горькие минуты. Отличие такого существа от обычного человека, по Ницше, больше, чем отличие человека от обезьяны.

Заратустра только проповедует приход сверхчеловека. Но в сравнении с другими людьми он и есть сверхчеловек. Заратустра — образ человека, который встал на путь приобщения к дионисийской культуре. Нужно стать ребенком, чтобы открыть новый мир, начать новую игру. Но Заратустра в 40 лет, после 10 лет пребывания в горах возвращается в мир людей, затем снова уходит и возвращается, уходит снова - весь мир живет в ожидании 3-его пришествия Заратустры. Ницше любил называть себя «несвоевременным пророком».

Критика христианства. При анализе историй святых и евангелие пришёл к выводу, что это самые противоречивые тексты. Антихрист = антихристианин (в нем. яз) Христианство, по мнению Ницше не может быть изложено в книгах. Оно может быть передано только как практика. И следовать надо не букве, а практике. В существовании Христа как исторического персонажа Ницше верил и относился к нему с уважением, но говорил, что настоящее христианство было распято вместе с ним.  

Понятие «деконструкции» - это процесс разрушения с последующим воссозданием из старых составных частей чего-то «нового». Все свои идеи Ницше в той или иной степени берёт из того, что уже было. Он не отвергает религию вообще – он не принимает христианство. При этом, Заратустра и его спутники напоминают Христа и его учеников. Ницше разрушает старую иерархию и предлагает новую. Новое и оригинальное создаётся из кирпичиков прошлого. Деконструкция – это также название способа анализа постмодернистского текста. Остаточные смыслы становятся предметом поиска деконструктивизма. И приверженцы деконструктивизма борются с бинарными оппозициями, с мнением, что существует «единственно правильное» мнение. 

 

2

2. Экспериментальное  время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану» («В сторону Свана»).

 

Пруст получает богатое наследство, но тяжелая форма астмы вынуждает его вести с 1906 года затворнический образ жизни. Восстанавливал в книгах свою жизнь, сидя на одном месте. 1910(-1922) он начал работу над основным своим произведением - «В поисках утраченного времени». Сначала три части. Роман «По направлению к Свану» вышел в ноябре 1913 года и был незамечен. Его трудно было отнести к какому-либо из имеющихся жанров литературы, книга на 1й взгляд – хаотичное нагромождение случайных восприятий, несвязанных ни композиционно, ни идейно.

Три части превратились в пять (не обязательно)

1913 – По направлению  к Свану

1918 – Под сенью девушек  в цвету

1920-21 – Сторона Германтов

1922 – Содом и Гоморра

1924 – Пленница

Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежной литературе"