Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 17:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Русской литературе".
41. Роман “Война и мир”
является исторической эпопеей
доблести и мужества русского
народа - победителя в войне 1812 года.
Главный герой романа - русский
народ. Как и в “Севастопольских
рассказах”, так и в этом романе
Толстой реалистически рисует
войну в “крови, в страданиях,
в смерти”. Толстой говорит нам
о тяжести войны, о ее ужасах,
горе (уход населения из Смоленска
и Москвы, голод), смерти (умирает
после ранения Андрей
Большое значение в ходе военных событий
имеет общее настроение солдат, партизан
и других защитников Родины. Война 1805-1807
гг. велась за пределами России и была
чужда русскому народу. Когда же французы
вторглись на территорию России, то весь
русский народ от мала до велика поднялся
на защиту своего Отечества.
В романе “Война и мир” Толстой разделяет
людей по нравственному принципу, особенно
выделяя отношение к патриотическому
долгу. Писатель изображает патриотизм
истинный и патриотизм ложный, который
даже нельзя назвать патриотизмом. Настоящий
патриотизм - это прежде всего патриотизм
долга, поступка во имя Отечества, умение
в решающую для Родины минуту подняться
над личным, проникнуться чувством ответственности
за судьбу народа. По мнению Толстого,
русский народ глубоко патриотичен. При
занятии французами Смоленска крестьяне
сжигали сено, чтобы не продавать его своим
врагам. Каждый по-своему старался причинить
боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть
истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов
сжег собственную лавку, чтобы она не досталась
французам. Истинными патриотами показаны
жители Москвы, которые уходя из родного
города, покидают жилища, так как считают
невозможным остаться под властью самозванцев.
Настоящими патриотами являются русские
солдаты. Роман насыщен многочисленными
эпизодами, рисующими разнообразное проявление
патриотизма русскими людьми. Мы видим
истинный патриотизм и героизм народа
в изображении классических сцен под Шенграбеном,
Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Конечно,
любовь к отечеству, готовность пожертвовать
ради него своей жизнью наиболее ярко
проявляется на поле боя, в прямом столкновении
с врагом. Именно в Бородинском сражении
с особой проявилась необычайная стойкость
и мужество русских солдат. Описывая ночь
перед Бородинским сражением, Толстой
обращает внимание на серьезность и сосредоточенность
солдат, которые чистят оружие, готовясь
к бою. Толстой неоднозначно относится
и к самой партизанской войне. Народная
война восхищает писателя как высшее проявление
патриотизма, как единение людей всех
сословий в их любви к родине и в общем
желании не дать врагу захватить Россию.
Только война партизанская, то есть освободительная,
являющаяся не “игрой”, не “забавой праздных
людей”, а возмездием за разорения и несчастья,
направленная на защиту собственной свободы
и свободы всей страны, справедлива, по
мнению Толстого.
Объединяя людей по нравственному принципу,
подчеркивая особую важность при оценке
человека истинности его патриотического
чувства, Толстой сближает самых разных
по своему общественному положению людей.
Они оказываются близкими по духу, поднимаются
до величия народного патриотизма. И недаром
в трудный период жизни Пьер Безухов, оказавшись
на Бородинском поле приходит к убеждению,
что истинное счастье - слияние с простым
народом.Таким образом, истинный патриотизм
в понимании Толстого, есть высшее проявление
нравственной силы и духа народа. Народный
патриотизм является непобедимой силой
в борьбе с врагами. Победитель - русский
народ. Подлинные герои - простые русские
люди, которые совершили великое дело
- победили “непобедимого Наполеона”.
42. В 1890-е годы отечественная
литературная ситуация
Менялся ритм времени, оно лихорадочно убыстрялось, устремлялось навстречу XX веку с его катаклизмами и динамикой. А главное – пик развития русской литературы XIX столетия был пройден, золотая эпоха осталась позади, вобрав в себя энергию векового развития отечественной словесности, - и последовал неизбежный спад.
Жанр рассказа как нельзя лучше подходил для литературы в этой ситуации.
Незадолго до смерти Чехов писал И.А. Бунину: «Вам хорошо теперь писать рассказы, все к этому привыкли, а это я пробил дорогу к маленькому рассказу, меня еще как за это ругали… Требовали, чтобы я писал роман, иначе и писателем нельзя называться…»
До Чехова литература не знала метода, который бы позволял анализировать мимолетные черты текущего бытия и в то же время давал бы полную, эпическую картину жизни. Художественная система, созданная им, - это, в сущности, система отображения невообразимого множества частностей, освещенных под разным углом зрения, в разных жанровых ракурсах, частностей, сливающихся в огромное обобщение. Это своеобразный творческий метод углубленного реализма, реализма – в самом течении жизни, некое эстетическое «множество», заменившее старый роман. Главным художественным открытием Чехова считают рассказ «Немногими словами – о многом» поведал Чехов в своих многочисленных рассказах, в которых сначала давал описание характерных персонажей и бытовых сцен своего времени, позже эволюционизируя до сатирических рассказов огромной обобщающей силы.
43. В своих рассказах
Чехов, как правило, пытается проследить
жизнь отдельно взятого
Созданный писателем мир социально очень пестр: чиновники, мещане, купцы, крестьяне, попы, студенты, интеллигенция, столичное и поместное дворянство. Разнообразен поэтому и созданный им мир нравственной жизни современного русского общества. Жизнь многих чеховских героев могла бы сложиться по-иному, но они сами предпочли обывательскую жизнь свободной, смелой деятельности. Писатель в своих произведениях призывает не поддаваться губительному влиянию уродливой среды, не предавать светлых идеалов молодой любви, беречь в себе человека, найти свое дело. Чеховские рассказы напоминают нам о том, что свою судьбу мы определяем сами, именно мы в ответе за то, что будет в нашей жизни. И удел каждого поколения, каждого человека — заново открывать для себя назначение жизни. Вот почему чеховские уроки нравственности нужны нам всегда.
44. Пьеса «Вишневый сад»
- последнее драматическое
Образ вишневого сада является центральным
образом в комедии Чехова, он представлен
лейтмотивом различных временных планов,
невольно соединяя прошлое с настоящим.
Но вишневый сад – не просто фон происходящих
событий, он – символ усадебной жизни.
Судьба имения сюжетно организует пьесу.
Уже в первом действии, сразу после встречи
Раневской, начинается обсуждение спасения
заложенного имения от торгов. В третьем
действии имение продано, в четвертом
– прощание с усадьбой и прошлой жизнью.
45. Пьеса «Вишневый сад»
была написана А. П. Чеховым в 1902
году. Это время, когда в России
назревают общественные
А. П. Чехов в 80-х годах подчеркивал необходимость
самой тесной, органической связи литературы
с жизнью. «Художественная литература,
- утверждал он, - потому и называется художественной,
что рисует жизнью такою, какова она есть
на самом деле. Ее назначение – правда
безусловная и честная» (А. И. Ревякин,
1960:88).
46. Новаторство Чехова-драматурга
проявилось и в его подходе
к созданию системы образов. Писатель
предупреждал, что в его пьесах
не следует искать «ни святых,
ни подлецов», что его правило — не
выводить ни злодеев, ни ангелов, никого
не обвинять, никого не оправдывать. Поэтому
чеховские характеры изображаются не
в столкновении друг с другом, а в
Размышлении о смысле жизни. Важную роль
при этом Чехов отводит внесценическим
персонажам, которые становятся незримыми
участниками действия.
47. Новаторство в литературе (от
лат. novator — новатор, инициатор нового)
—
Нововведение, открытие новых путей, способствующих
преобразованию литературных традиций. Но
не всё новое в литературе является новаторством.
Новаторство — это существенное изменение
искусства, оно требует большого таланта
и глубокого ощущения требований времени.
Например, новаторским было обращение
представителей сентиментализма к частной
жизни человека, к миру его чувств. Великие
писатели мировой литературы, такие как
Гомер, Данте, Шекспир, Сервантес, Пушкин,
Шевченко, были новаторами. Они смогли
по-новому посмотреть на окружающую действительность,
осмыслить происходящие в ней процессы
и открыть для читателя новые жанры, темы,
образы, средства художественной выразительности.
Мировое значение, которое приобрела русская
литература второй половины ХIХ века
48. И. А. Бунина называют
последним русским классиком, представителем
уходящей дворянской культуры. Его
произведения действительно
49. 50. Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Идеи символизма Цель искусства – интуитивное постижение мира через символы.Символ – многозначное иносказание.Главный принцип –искусство для искусства. «Создания искусства – приотворённые двери в вечность»(В.Брюсов)Большое внимание уделялось экспериментированию со стихосложением.Московское крыло во главе с В.Брюсовым.Петербургское крыло – Д.Мережковский (религиозно-философские поиски). Мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, уход от повседневности в мир фантазий.
51. Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.
Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл. Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями. Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт.
52. Анна Андреевна— один из крупнейших
русских поэтов XX века, писатель, литературовед,