Шпаргалка по "Русской литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 17:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Русской литературе".

Файлы: 1 файл

Bilety_po_literature.docx

— 60.79 Кб (Скачать файл)

есть высшее выражение поэзии мира, отражение земной красоты в зеркале искусства.

16. Истинное величие Тютчева  обнаруживается в его лирике. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог -- таким представляется он в стихах, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, жизнь природы, связь человека с этой жизнью, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением. Как жесточайшее бедствие и тяжкий грех ощущал поэт самовластье «человеческого Я» -- проявление индивидуализма, холодного и разрушительного. Отсюда бессильные порывы Тютчева к христианству, особенно к православию с его выраженной идеей «соборности», смирением и покорностью судьбе. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человеческого существования -- источники постоянной внутренней тревоги поэта. Тютчев--мятущийся агностик--в поисках устойчивого мировоззрения не мог пристать ни к одному берегу. Любовь к жизни, почти физический «переизбыток» жизни ясно виден во многих стихотворениях поэта, посвящённых весне. Воспевая весеннюю природу, Тютчев неизменно радуется редкой и краткой возможности ощутить полноту жизни, не омраченной предвестниками гибели -- «Не встретишь мертвого листа»,-- ни с чем не сравнимой отрадой целиком отдаваться настоящему моменту, причастности «жизни божески-всемирной». Порой и осенью ему чудится дуновение весны. Ярким примером этого стало стихотворение «Осенний вечер», которое является одним из ярчайших примеров мастерства Тютчева-пейзажиста. Словно человек, природа живёт и дышит, радуется и грустит, непрерывно движется и изменяется. Картины природы помогают поэту передать страстное биение мысли. Воплотить в ярких и запоминающихся образах сложные переживания и глубокие раздумья. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он "принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину". Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия. Читатель слышит в стихах Тютчева грохот летних бурь, еле внятные звуки наплывающих сумерек, шорох зыбких камышей… Эта звукопись помогает поэту запечатлеть не только внешние стороны явлений природы, но своё ощущение, своё чувство природы. Этой же цели служат и смелые красочные сочетания в стихах Тютчева («мглисто-линейно», «лучезарно и сизо-тёмно» и т. д.). Кроме того. Тютчев обладает даром воспроизводить краски и звучания в нераздельности производимого им впечатления. Так возникают в его поэзии и «чуткие звёзды», и солнечный луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицанием», сообщая динамику и экспрессию поэтической фантазии Тютчева, помогая преобразить поэтические этюды с натуры в такие «пейзажи в стихах», где зрительно0конкретные образы проникнуты мыслью, чувством, настроением, раздумьем.

 

17. Николай Алексеевич Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям. Его душа и сердце откликались на народные беды. Только у беззаветно преданного народу человека могло появиться такое стихотворение, как «Размышления у парадного подъезда». Будничное событие, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Поэтический голос Некрасова всегда звучал в защиту простого угнетенного народа. Ведь ему с детства приходилось видеть страдания русского мужика от холода, голода и жестокости. В своем стихотворении«Железная дорога» поэт изображает строительство Николаевской железной дороги.  Некрасов правдиво изображал характер крестьян. Он мечтал увидеть людей свободными. Будущее страны представлял как жизнь свободного и процветающего общества. В поэзии Некрасова четко прослеживается гражданский мотив. Сам он считал себя человеком высокой морали: «Жить согласно со строгой моралью, я никому не делал в жизни зла» или «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». В стихотворении «Поэт и Гражданин» Некрасов обозначает нравственную позицию каждого человека – нельзя равнодушно смотреть на страдания и беды других людей. В стихотворении герой находится на распутье. Чувства поэта изменяются от иронии, от чувства превосходства над Гражданином к иронии и обиде на самого себя. Перед нами поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Некрасова искренне волнует судьба народа, способного делать не только печные горшки, но и строить железные дороги, создавать уникальные произведения искусства. Заступник народный, он верил в прекрасной будущее России.

 

18. Н. А. Некрасов начал  работу над поэмой «Кому на  Руси жить хорошо» в первой  половине 60-х годов XIX века. Упоминание  о ссыльных поляках в первой  части, в главе «Помещик», позволяет  считать, что работа над поэмой  была начата не ранее 1863 года. Но наброски произведения могли  появиться и раньше, так как  Некрасов долгое время собирал  материал. Рукопись первой части  поэмы помечена 1865 годом, однако, возможно, что это дата окончания работы  над этой частью.

Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год. Печатание растянулось на четыре года и сопровождалось, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями.

К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка» (1873 год), «Пир — на весь мир» (1876 год). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир — на весь мир».

В последнем прижизненном издании «Стихотворений» (1873-1874) поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана в такой последовательности: «Пролог. Часть первая», «Последыш», «Крестьянка».

19. В центре поэмы —  собирательный образ русского  крестьянства, образ хранителя родной  земли. Поэма отражает мужицкие  радости и горести, сомнения и  надежды, жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни  крестьянина вместились в это  произведение. Сюжет поэмы “Кому  на Руси жить хорошо” близок  к народному сказу о поисках  счастья и правды. Но двинувшиеся  в путь крестьяне — не странники-богомольцы. Они — символ пробуждающейся  России.

    Среди крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим  много настойчивых искателей  истины. Это прежде всего семь мужиков. Их главная цель — найти “счастье мужицкое”. И пока его не найдут, решили мужики

20. 20. Образ женщины в  стихотворениях Некрасова – это  стойкая, заботливая, мудрая и хозяйственная  женщина. В поэме «Кому на Руси  жить хорошо» поэт вложил эти  и другие положительные черты  характера в образ Матрёны  Корчагиной, которая рассказывает  нам о своей нелёгкой жизни  в части под названием «Крестьянка». Сколько тягот и бед свалилось  на плечи Матрёны, которая в  этой поэме олицетворяет всё  женское население России того  времени – это и разлука  с любимым человеком, и смерть  детей, и голод, и тяжелейший «не  женский» труд, которым всё-таки  приходилось заниматься многим. Тем не менее, русская женщина  в творчестве Некрасова не  сломлена тяжёлыми и длительными  испытаниями, потому что она сильна  духом. На долю Дарьи из поэмы "Мороз, Красный нос» выпадает страшное горе — смерть мужа, кормильца, опоры и надежды семьи. Но не только грозящая в недалеком будущем нищета иссушает Дарью. Самое страшное для нее — утрата горячо любимого мужа. У дари есть такие высокие моральные качества — преданную любовь к мужу и детям, трудолюбие, силу воли. Только в смерти обретает она покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только беспросветную нужду и горе. Значит, в беде Дарьи отразилась трагедия многих крестьянских женщин: жен, сестер, матерей. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет".

21. Николай Семенович Лесков  – самобытный русский писатель,       популярность которого растет  год от года. Чем больше и  чаще возникает разговоров о  загадочной русской душе тем охотнее вспоминают Лескова, полно, своеобразно и реально показавшего русского человека, без прикрас, со всеми его противоречиями. В русскую литературу Лесков пришел, имея большой запас наблюдений над русской жизнью, с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах». Писателя интересовали необычные, оригинальные, одаренные личности, которые характеризуют Россию как страну необъятных возможностей. Нарисованную им галерею самобытных народных типов Горький назвал «иконостасом праведников и святых» России. Не случайно мастерство Лескова нередко сравнивали с иконописью и древним зодчеством.

Творческие исследования Лескова русской жизни, pyccкoгo национального характера не знают социальных границ. В своих произведениях он показывает людей caмых разных сословий и социальных групп: и помещиков, и чиновников, и духовенство, и военных разных paнгoв, и купечество, и интеллигенцию, и солдат, и мacтеровых, и крестьян. Удивительна лесковская разносторонность знания жизни каждого сословия, национальности. Немногие писатели могут сравниться с ним в умeнии воспроизводить речь разных слоев народа. 

22. В своем творчестве  Н.С. Лесков пытался раскрыть душу  русского человека, дать оценку  его неповторимому характеру. Именно  поэтому в центре произведений  этого писателя всегда стоят  неординарные личности. В их изображении  автор достигает крайней степени  типизации, поэтому они становятся  символами всего народа в целом. Произведения Лескова завораживают  читателя, заставляют его задуматься, проникнуться самыми сложными  вопросами, касающимися человеческой  души, особенностей русского национального  характера. Герои Лескова могут  быть разными — сильными или  слабыми, умными или не очень, образованными или неграмотными. Но в каждом из них есть  какие-либо удивительные качества, возвышающие этих героев над  многими из их окружения. Неустанные  поиски добра и добрых людей  с неизбежностью привели Лескова  к знаменитому циклу рассказов  и легенд "Праведники"  Глубокое ощущение нравственной красоты “одолевает дух” лесковских праведников. “У нас не переводились, да и не переведутся праведники” — так начинается рассказ “Кадетский монастырь”, в котором “люди высокие, люди такого ума, сердца и честности, что лучших, кажется, и искать незачем” предстают в своей многотрудной обыденной жизни — воспитателей и наставников юных кадетов. Их глубоко мудрое отношение к воспитанию содействовало становлению в воспитанниках того духа товарищества, духа взаимопомощи и сострадания, который придает всякой среде теплоту и жизненность, с утратой которых люди перестают быть людьми.  
    Среди героев Лескова и знаменитый Левша — воплощение природной русской талантливости, трудолюбия, терпения и веселого добродушия. “Где стоит “Левша” — замечает Лесков, подчеркивая обобщающую мысль своего произведения, — надо чтить “русский народ”.

23. Краткая хроника жизни 1826, 15 (27) января - М. Е. Салтыков-Щедрин  родился в Тверской губернии  в семье помещика. 1844 - окончил  Царскосельский лицей. 1845-47 - участие  в кружке Петрашевского.Петрашевского 1847- опубликована повесть " Противоречия ". 1848 - повесть "Запутанное дело". В обеих повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя, за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку. 1848-55 - жизнь в Вятке. 1856-1857 - по возвращении из Вятки опубликовал "Губернские очерки", принесшие ему известность. 1858-1861 - М. Б. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в Рязани и Твери. 1862 - вышел в отставку, вступил в редакцию журнала "Современник".

1864 - вернулся на государственную  службу. 1868 - уволился и стал одним  из редакторов, а после смерти  Некрасова - ответственным редактором "Отечественных записок" (до  закрытия журнала в 1884). 1869-70 - "История  одного города", "Помпадуры  и помпадурши" и другие произведения. 1875-80 - "Господа Головлевы", "Современная идиллия" и другие произведения. 1887-89 - опубликована "Пошехонская старина", в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений, дореформенная Россия". В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также большинство своих сказок. 1889, 28 апреля (10 мая) - М. Е. Салтыков-Щедрин умер в Петербурге.

24. «Сказки для детей  изрядного возраста»

Жанр сатирической сказки был, очевидно, близок гению М.Е.Салтыкова-Щедрина изначально и органически. Хотя цикл сказок является одним из позднейших его произведений – последняя сказка "Ворон-челобитчик" была опубликована автором в 1889 году, - первые опыты в этом жанре появились еще в 1860-м: в очерке "Скрежет зубовный" есть фрагмент "Сон", созданный вполне в сказочном ключе.

Из ставшего классическим цикла щедринских сказок первые были созданы в 1869 году: "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Пропала совесть" и "Дикий помещик". С 1880 года писатель обратился уже к развитию цикла, и основной массив текстов был опубликован в периодике с 1882 по 1889 год, чаще в журнале, который и редактировал Щедрин, - в "Отечественных записках".

Эзопов язык щедринской сатиры оказался вполне понятным – и не исключая читателей-цензоров. Когда-то грибоедовский Загорецкий предлагал особенно налечь цензорам на басни, так теперь изрядно налегли на близкие по эзоповой манере сказки. Снимались из номеров "Отечественных записок" сказки, не столь уж опасные с политической точки зрения, – "Премудрый пискарь", "Самоотверженный заяц", "Вяленая вобла"… Изымались и более опасные для общественного мнения - "Медведь на воеводстве", "Обманщик-газетчик и легковерный читатель". Наконец, само закрытие щедринского журнала – правительственным распоряжением в 1884 году – тоже надо связать с судьбой сказок…

25«История одного города»  — одно из центральных произведений  творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Оно было опубликовано в журнале  «Отечественные записки» в 1869-1870 годах и вызвало широкий общественный  резонанс. Основными средствами  сатирического обличения действительности  в произведении являются гротеск  и гипербола. В жанровом отношении  оно стилизовано под историческую  хронику. Образ автора-повествователя  назван в нем «последним архивариусом-летописцем».

26. Достоевский любил всматриваться  в лица, фигуры, походку, жесты людей. У него был пытливый взгляд  художника. Разговаривая, Фёдор Михайлович  обычно пристально смотрел в  глаза собеседнику, как будто  изучал его.

Информация о работе Шпаргалка по "Русской литературе"