Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 17:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Русской литературе".
есть высшее выражение поэзии мира, отражение земной красоты в зеркале искусства.
16. Истинное величие Тютчева обнаруживается в его лирике. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог -- таким представляется он в стихах, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, жизнь природы, связь человека с этой жизнью, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением. Как жесточайшее бедствие и тяжкий грех ощущал поэт самовластье «человеческого Я» -- проявление индивидуализма, холодного и разрушительного. Отсюда бессильные порывы Тютчева к христианству, особенно к православию с его выраженной идеей «соборности», смирением и покорностью судьбе. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человеческого существования -- источники постоянной внутренней тревоги поэта. Тютчев--мятущийся агностик--в поисках устойчивого мировоззрения не мог пристать ни к одному берегу. Любовь к жизни, почти физический «переизбыток» жизни ясно виден во многих стихотворениях поэта, посвящённых весне. Воспевая весеннюю природу, Тютчев неизменно радуется редкой и краткой возможности ощутить полноту жизни, не омраченной предвестниками гибели -- «Не встретишь мертвого листа»,-- ни с чем не сравнимой отрадой целиком отдаваться настоящему моменту, причастности «жизни божески-всемирной». Порой и осенью ему чудится дуновение весны. Ярким примером этого стало стихотворение «Осенний вечер», которое является одним из ярчайших примеров мастерства Тютчева-пейзажиста. Словно человек, природа живёт и дышит, радуется и грустит, непрерывно движется и изменяется. Картины природы помогают поэту передать страстное биение мысли. Воплотить в ярких и запоминающихся образах сложные переживания и глубокие раздумья. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он "принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину". Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия. Читатель слышит в стихах Тютчева грохот летних бурь, еле внятные звуки наплывающих сумерек, шорох зыбких камышей… Эта звукопись помогает поэту запечатлеть не только внешние стороны явлений природы, но своё ощущение, своё чувство природы. Этой же цели служат и смелые красочные сочетания в стихах Тютчева («мглисто-линейно», «лучезарно и сизо-тёмно» и т. д.). Кроме того. Тютчев обладает даром воспроизводить краски и звучания в нераздельности производимого им впечатления. Так возникают в его поэзии и «чуткие звёзды», и солнечный луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицанием», сообщая динамику и экспрессию поэтической фантазии Тютчева, помогая преобразить поэтические этюды с натуры в такие «пейзажи в стихах», где зрительно0конкретные образы проникнуты мыслью, чувством, настроением, раздумьем.
17. Николай Алексеевич Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям. Его душа и сердце откликались на народные беды. Только у беззаветно преданного народу человека могло появиться такое стихотворение, как «Размышления у парадного подъезда». Будничное событие, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Поэтический голос Некрасова всегда звучал в защиту простого угнетенного народа. Ведь ему с детства приходилось видеть страдания русского мужика от холода, голода и жестокости. В своем стихотворении«Железная дорога» поэт изображает строительство Николаевской железной дороги. Некрасов правдиво изображал характер крестьян. Он мечтал увидеть людей свободными. Будущее страны представлял как жизнь свободного и процветающего общества. В поэзии Некрасова четко прослеживается гражданский мотив. Сам он считал себя человеком высокой морали: «Жить согласно со строгой моралью, я никому не делал в жизни зла» или «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». В стихотворении «Поэт и Гражданин» Некрасов обозначает нравственную позицию каждого человека – нельзя равнодушно смотреть на страдания и беды других людей. В стихотворении герой находится на распутье. Чувства поэта изменяются от иронии, от чувства превосходства над Гражданином к иронии и обиде на самого себя. Перед нами поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Некрасова искренне волнует судьба народа, способного делать не только печные горшки, но и строить железные дороги, создавать уникальные произведения искусства. Заступник народный, он верил в прекрасной будущее России.
18. Н. А. Некрасов начал
работу над поэмой «Кому на
Руси жить хорошо» в первой
половине 60-х годов XIX века. Упоминание
о ссыльных поляках в первой
части, в главе «Помещик», позволяет
считать, что работа над поэмой
была начата не ранее 1863 года.
Но наброски произведения
Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год. Печатание растянулось на четыре года и сопровождалось, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями.
К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка» (1873 год), «Пир — на весь мир» (1876 год). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир — на весь мир».
В последнем прижизненном издании «Стихотворений» (1873-1874) поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана в такой последовательности: «Пролог. Часть первая», «Последыш», «Крестьянка».
19. В центре поэмы —
собирательный образ русского
крестьянства, образ хранителя родной
земли. Поэма отражает мужицкие
радости и горести, сомнения и
надежды, жажду воли и счастья.
Все важнейшие события жизни
крестьянина вместились в это
произведение. Сюжет поэмы “Кому
на Руси жить хорошо” близок
к народному сказу о поисках
счастья и правды. Но двинувшиеся
в путь крестьяне — не
Среди крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим много настойчивых искателей истины. Это прежде всего семь мужиков. Их главная цель — найти “счастье мужицкое”. И пока его не найдут, решили мужики
20. 20. Образ женщины в
стихотворениях Некрасова –
21. Николай Семенович Лесков
– самобытный русский писатель,
Творческие исследования Лескова русской жизни, pyccкoгo национального характера не знают социальных границ. В своих произведениях он показывает людей caмых разных сословий и социальных групп: и помещиков, и чиновников, и духовенство, и военных разных paнгoв, и купечество, и интеллигенцию, и солдат, и мacтеровых, и крестьян. Удивительна лесковская разносторонность знания жизни каждого сословия, национальности. Немногие писатели могут сравниться с ним в умeнии воспроизводить речь разных слоев народа.
22. В своем творчестве
Н.С. Лесков пытался раскрыть душу
русского человека, дать оценку
его неповторимому характеру. Именно
поэтому в центре произведений
этого писателя всегда стоят
неординарные личности. В их изображении
автор достигает крайней
Среди героев Лескова и знаменитый Левша
— воплощение природной русской талантливости,
трудолюбия, терпения и веселого добродушия.
“Где стоит “Левша” — замечает Лесков,
подчеркивая обобщающую мысль своего
произведения, — надо чтить “русский
народ”.
23. Краткая хроника жизни
1826, 15 (27) января - М. Е. Салтыков-Щедрин
родился в Тверской губернии
в семье помещика. 1844 - окончил
Царскосельский лицей. 1845-47 - участие
в кружке Петрашевского.
1864 - вернулся на государственную службу. 1868 - уволился и стал одним из редакторов, а после смерти Некрасова - ответственным редактором "Отечественных записок" (до закрытия журнала в 1884). 1869-70 - "История одного города", "Помпадуры и помпадурши" и другие произведения. 1875-80 - "Господа Головлевы", "Современная идиллия" и другие произведения. 1887-89 - опубликована "Пошехонская старина", в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений, дореформенная Россия". В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также большинство своих сказок. 1889, 28 апреля (10 мая) - М. Е. Салтыков-Щедрин умер в Петербурге.
24. «Сказки для детей изрядного возраста»
Жанр сатирической сказки был, очевидно, близок гению М.Е.Салтыкова-Щедрина изначально и органически. Хотя цикл сказок является одним из позднейших его произведений – последняя сказка "Ворон-челобитчик" была опубликована автором в 1889 году, - первые опыты в этом жанре появились еще в 1860-м: в очерке "Скрежет зубовный" есть фрагмент "Сон", созданный вполне в сказочном ключе.
Из ставшего классическим цикла щедринских сказок первые были созданы в 1869 году: "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Пропала совесть" и "Дикий помещик". С 1880 года писатель обратился уже к развитию цикла, и основной массив текстов был опубликован в периодике с 1882 по 1889 год, чаще в журнале, который и редактировал Щедрин, - в "Отечественных записках".
Эзопов язык щедринской сатиры оказался вполне понятным – и не исключая читателей-цензоров. Когда-то грибоедовский Загорецкий предлагал особенно налечь цензорам на басни, так теперь изрядно налегли на близкие по эзоповой манере сказки. Снимались из номеров "Отечественных записок" сказки, не столь уж опасные с политической точки зрения, – "Премудрый пискарь", "Самоотверженный заяц", "Вяленая вобла"… Изымались и более опасные для общественного мнения - "Медведь на воеводстве", "Обманщик-газетчик и легковерный читатель". Наконец, само закрытие щедринского журнала – правительственным распоряжением в 1884 году – тоже надо связать с судьбой сказок…
25«История одного города»
— одно из центральных
26. Достоевский любил