Шпаргалка по дисциплине "Языкознание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 11:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Языкознание".

Содержание работы

1. Язык и речь. Единицы языка и речи. 1
2. Язык и мышление 3
25. Развитие общества и развитие языка 4
26. Языковые процессы: дивергенция, конвергенция. Язык субстрат, язык суперстрат. 5
24. Генеалогическая классификация языков 7
24. Генеалогическая классификация языков. 10
7. Ударение, его типы 18
6. Интонация, её компоненты 19
5. Комбинаторные и позиционные изменения фонем 20
4. Фонема, фон, аллофон. 22
11. Словарный состав языка 24
19. Части речи принципы их выделения 29
8. Слово и лексема. Лексическое значение слова. 30
10. Слово и понятие 33
9. Грамматическое значение слова 34
13. полисемия 36
12. Синонимы омонимы антонимы 38
14. Фразеология, типы фразем. 41
3. Система и структура языка 43
16. Словоформа, грамматическое значение, грамматический показатель. 48
15. Морфема и морф 51
18. Грамматическая категория 55
19. Части речи, принципы их выделения. 57
22. Основные признаки предложения. 59
20. Типы словосочетаний. 60
17. парадигма 62

Файлы: 1 файл

из вендиной ответы по языкознанию.docx

— 242.30 Кб (Скачать файл)

Изучение интонаций отдельных языков свидетельствует о том, что многие языки в интонационном отношении различаются, например, интонация в литовском языке имеет восходящий характер; в русском языке она может быть нескольких типов: нисходящей, восходящей, нисходяще-восходящей, восходяще-нисходящей.

Интонация является признаком не только предложения, но и слога, особенно в индоевропейских и праславянском языках. В индоевропейских языках, в частности, восстанавливаются два типа интонаций слога - восходящая (акут) и нисходящая (циркумфлекс). Эти интонации и сегодня существуют в некоторых языках (например, в словенском, сербском, хорватском). Следы их сохранились и в русском языке в полногласных сочетаниях -оро-, -оло-, -ере- (ср., например, восходящую интонацию в слове ворона и нисходящую в слове ворон).

5. Комбинаторные и позиционные  изменения фонем

В потоке речи артикуляция звуков подвергается изменениям. Модификации звуков могут быть двух видов: 1) комбинаторными; 2) позиционными.

Комбинаторные изменения - это фонетические изменения, вызванные взаимодействием артикуляций звуков в потоке речи. Звуки при этом могут находиться как в непосредственном соседстве друг с другом (ср., например, изменение звуков в слове отдых [од.ых]), так и на определенном расстоянии друг от друга (ср., например, просторечное колидор).

Одна из причин комбинаторных изменений звуков - их артикуляционная связанность (особенно соседних звуков), в результате которой происходит влияние звуков друг на друга: рекурсия (окончание артикуляции) предшествующего звука взаимодействует с экскурсией (с началом артикуляции) последующего звука, что влечет за собой качественное изменение звука. Среди комбинаторных изменений выделяют аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию.

Аккомодация (< лат. accomodatio 'приспособление') - это частичное изменение артикуляций смежных звуков - согласного и гласного (ср., например, аккомодацию гласных согласным в русском языке: артикуляция гласных непереднего ряда а, о, у после мягких согласных продвинута вперед в экскурсии: [нос] и [н"ос], [рад] и [р'ад], [лук] и [л">к]; или аккомодацию согласных гласным переднего ряда, в результате которой происходит смягчение согласных: efep'Jx, ц[ер']ковь; или в английском языке, где губной согласный [w] способствует огублению последующего гласного [а] в словах what 'что', was 'был'). Аккомодация, таким образом, чаще наблюдается между звуками разных типов, т.е. гласными и согласными.

Ассимиляция (< лат. assimilatio 'уподобление') - это артикуляционное уподобление (полное или частичное) звуков друг другу в пределах слова или словосочетания. В отличие от аккомодации, ассимиляция происходит между звуками одного типа - гласными (вокалическая ассимиляция) или согласными (консонантная ассимиляция). В зависимости от того, по какому признаку происходит уподобление звуков, различают ассимиляцию по мягкости/твердости (ср. косточка, но ко[с'т']и), по глухости/звонкости (ср. книжечка, но кни[шк]а), по месту образования (ср. высокий, но вы-[ис]ий\по способу образования (ср. обман, но рус. диал. о[м:]ан) и т.д.

На основе ассимиляции часто возникает явление диэрезы (< греч. diairesis 'деление, раздел') - выпадение согласных (ср. произношение слов co[nij]e. че[си]ый, пра[зн]ик и т.д.).

Диссимиляция ( < лат. dissimilatio 'расподобление') - это артикуляционное расподобление звуков в пределах слова, вследствие чего происходит утрата их общих фонетических признаков, ср. например, рус. лит. бомба и просторечное бо[нб]а, в котором утрачивается общий для [м] и [б] признак (губно-губное образование) или контактную диссимиляцию двух смычных согласных в словах легко и мягко, где произносится звук [х]. Диссимиляция, как и ассимиляция, наблюдается между звуками одного типа - гласными (вокалическая диссимиляция) или согласными (консонантная), ср. рус. просторечное пролубъ.

Одним из видов комбинаторных изменений, связанных с диссимиляцией, является гаплология (< греч. haplos 'простой' и logos 'слово') - упрощение слоговой структуры слова за счет утраты одного из двух следующих непосредственно друг за другом одинаковых слогов (ср. минералогия вместо минералология). На диссимилятивной основе возникает часто и явление метатезы (< греч. metathesis 'перестановка') - перестановки в слове звуков или слогов (ср. рус. Фрол < лат. Floris, рус. мрамор < лат. тагтог).

И ассимиляция, и диссимиляция имеют в своей основе одну и ту же тенденцию к гармонии звуков в пределах слова. В зависимости от направления влияния звуков друг на друга комбинаторные изменения могут быть прогрессивными и регрессивными. Прогрессивные   комбинаторные  Изменения  звуков  направлены  вперед от начала слова (т.е. от предшествующего элемента к последующему), они связаны с влиянием артикуляции предшествующего звука на произнесение последующего (ср. прогрессивную ассимиляцию по мягкости в рус. диал. Ванька > Ва[н'к']а). Регрессивные комбинаторные изменения звуков направлены назад, к началу слова (т.е. от последующего элемента к предшествующему), они связаны с влиянием артикуляции последующего звука на произнесение предыдущего (ср. регрессивную ассимиляцию в слове сшить [ш:ыт']).

В зависимости от расстояния между взаимодействующими звуками различают контактные и дистактные комбинаторные изменения. Контактные изменения связаны с взаимодействием соседних звуков (ср. контактную ассимиляцию по глухости в слове сказка: ска[ск]а). Дистактные изменения наблюдаются в звуках, находящихся на определенном расстоянии друг от друга (ср. прогрессивную дистактную диссимиляцию в слове прорубь: просторечное про- [л]убь).

Позиционные изменения - это изменения звуков, обусловленные их позицией в слове, вызванные наличием особых фонетических условий (например, позицией в конце слова или в безударном слоге). Позиционным изменениям подвержены как гласные, так и согласные. Ярким примером позиционных изменений звуков является редукция. Редукция (< лат. reductio 'уменьшение, сокращение') - это изменение звуковых характеристик гласных или согласных (связанное с сокращением их длительности или ослаблением напряженности), вызванное их фонетической позицией в слове. Редукции подвергаются в основном гласные, однако встречается и редукция согласных (особенно в позиции конца слова). Редукция может быть количественной и качественной.

Количественная редукция - это редукция, связанная с сокращением времени артикуляции звука, т.е. с сокращением его длительности (ср., например, количественную редукцию гласных верхнего подъема и, у, ы в словах: рук - рука - рукавица, лист - листок - листовой, тыл - в тылу - тыловой: во втором предударном слоге они значительно короче и слабее, чем в первом или под ударением). Степень сокращения длительности гласного зависит прежде всего от его положения по отношению к ударению. Эту особенность количественной редукции A.A. Потебня передал числовой формулой 12311, где цифрами оценивается сила ударных и безударных слогов, степень полнозвучности гласного: гласному в ударном слоге соответствует цифра 3, первому предударному - 2, второму предударному и заударному слогам - 1. Степень сокращения длительности гласного зависит также от его качества (гласный а, например, имеющий по шкале длительности гласных максимальную длительность в позиции под ударением, находясь в безударном положении, сокращается не столь значительно, как другие гласные). Количественная редукция нередко приводит к качественной.

Качественная редукция - это редукция, связанная с изменением характера артикуляции звука в связи с сокращением его длительности (например, сокращение времени артикуляции гласного а, находящегося во втором предударном слоге, ведет к тому, что язык не достигает максимально низкого положения, как это наблюдается при произнесении ударного а, вследствие чего безударный гласный а в русском языке произносится как гласный среднего подъема [ъ], ср. произношение слова паровоз: [ пърлвос]).

Иногда редукция может привести к полному исчезновению гласного в безударном слоге (ср. произношение слов провол[о]ка или сутол[о]ка). Это выпадение звука или группы звуков внутри слова называется синкопа (< греч. synkope 'сокращение') а в конце слова - апокопа (< греч. арокорё 'усечение'), ср. чтоб[ы], Пет[я]. Редукция может затрагивать и согласные, особенно если они находятся в позиции конца слова (ср. оглушение звонких согласных в позиции конца слова в русском языке: сады, но са[т]) или превращение/ в неслоговое/ в безударных слогах (ср. войны, но воевать).

Позиционные изменения звуков влекут за собой возникновение такого явления, как чередование. Чередование (или альтернация) - это мена звуков в пределах одной и той же морфемы в разных словах или словоформах (ср. чередование звуков [с/з] в словах мороз - морозный или [к/ч] в словах рука - ручка). Чередования могут быть позиционными и непозиционными. Позиционные чередования - это чередования, обусловленные фонетической позицией, действующими в языке фонетическими законами. Они происходят под влиянием фонетических причин, а именно ударения (ср., например, чередование [о/л] в словах воду - вода), позиции в слове, в частности, конца слова (ср. чередование [б/n] в словах дубы - дуб). В русском языке эти чередования не знают исключений, они регулярны, лексически или грамматически не обусловлены, поэтому их называют фонетическими или актуальными чередованиями. Непозиционные чередования - это чередования, не обусловленные фонетической позицией звука в слове. Они являются отражением тех фонетических процессов, которые имели место в более ранние периоды истории языка. В русском языке эти чередования не регулярны, лексически и морфологически ограничены (ср. чередование звуков [д/жд] в словах водит - вождение, но ведет - ведение). Поэтому их называют нефонетическими или историческими (традиционными) чередованиями. Существующие во многих ] славянских языках чередования заднеязычных согласных с шипящими или свистящими (ср. рус. [г/ж] берегу - бережешь; [к/ч] пеку - печешь; [х/ш] ухо -уши; [г/з/ж] друга - друзья - дружба; [к/ц/ч] А; пик - лицо - личный или сербские друг - друже - друзи, jynaK -jy- наче -)унаци, сиромах ~ сиромаше - сиромаси и т.д.) исторически связаны с фонетическими законами прошлых эпох развития языков. В современном языке такие чередования часто обусловлены грамматически (например, соседством определенных суффиксов, ср. в русском языке чередование [г/ж] в словах нога - ноженька). От исторических чередований, возникших фонетическим путем в глубокой древности, отличаются чередования, появившиеся в результате заимствований или действия закона морфологической аналогии (ср., например, чередования полногласных и неполногласных сочетаний -оро-/-ра в словах ворота - привратник или -оло-/-ла в словах голова - глава, вызванные заимствованием слов с неполногласными корнями из старославянского языка).

  1. Фонема, фон, аллофон.

В каждом языке существует огромное разнообразие звуков. Но все многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу единиц языка (фонем), участвующих в смысловой дифференциации слов или их форм (ср. различия в звуке [а] в одной и той же ударной позиции в окружении одних и тех же согласных: [а] мат, [ а] м'ат, [а']ма'т\ [а] м'ат': все это многообразие звуков представляет одну фонему <а>). Различая оболочки слов (ср. там - том) или морфем (ср. мок- ~ мак-), фонемы указывают на различия в их значениях, но сами значения не имеют (и в этом отношении они противостоят морфемам и словам как значимым единицам языка). Фонема (< греч. phönema 'звук') - это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка (слов, морфем). Поэтому фонему иногда определяют как ряд позиционно чередующихся звуков. «В живой речи, - пишет J1.B. Щерба, - произносится значительно больше, чем мы это обыкновенно думаем, количественно разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы. Эти звуковые типы... мы будем называть фонемами».1 Из этого определения логически вытекает, что фонема - это единица языка, а звук - единица речи, о чем в свое время писал основоположник отечественной фонологии И.А. Бодуэн де Куртенэ, противопоставлявший фонетику как науку о звуках речи фонологии. Позиция - это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. В зависимости от того, «сохраняет» или «утрачивает» фонема свое «лицо», различают сильную и слабую позиции.

Сильная позиция - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Фонема выступает здесь в своем основном облике, что позволяет ей наилучшим образом выполнять свои функции. Для гласных русского языка это позиция под ударением (в начале слова перед твердым согласным, в середине - между твердыми и в конце после твердых согласных, ср. арка, барка, рука). Для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми гласными (ср. [т]ом - [д]ом, fnjap - [б]ар), перед сонорными (ср. [п]леск - [б]леск, [п]раво -[б]раво, [п]ъю - [б]ъю) и в, если после него следует гласный или сонорный (ср. [т]ворец - [д]ворец, о[т]вратный - на[д]вратный). Для твердых/мягких согласных - позиция конца слова (ср. бра[т] - бра[т'], ко[н] - ко[н']), перед всеми гласными, кроме е (ср. [м]ал - [м ']ал, [н]ос - [н 'Joe, [л]ук - [л ']ук, [м]ыл - [м ']ил), для переднеязычных согласных - перед заднеязычными (ср. ба-[н]ка - ба[н ']ка, го[р]ка - го[р ']ко) и губными (ср. и[з]ба - ре[з ']-ба, ко[рм 'Je - тю[р 'м 'Je), для зубных - перед твердыми зубными (ср. ко[нс]кий - ию[н 'с]кий), а для фонем <л - л'> - перед всеми согласными (ср. во[л]на - во[л ']на, по[л]затъ - по[л ']за) и т.д.

Слабая позиция - это позиция неразличения фонем, т.е. позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц, поскольку фонемы имеют ограниченные возможности для выполнения своей различительной функции (ср. [елма]: какая фонема реализуется в звуке [л] - <о> или <а> ?) В этой позиции происходит совпадение двух или более фонем в одном звуке (либо в результате редукции, либо под воздействием соседних звуков), т.е. их фонологическое противопоставление нейтрализуется. Нейтрализация - это устранение различий между фонемами в определенных позиционных условиях (например, фонемы <з> и <с> различаются в позиции перед гласным в словах козы и косы, но нейтрализуются на конце слова - ко[с], совпадая в одном звуке). Эту фонему, появляющуюся в слабой позиции, некоторые ученые предлагают называть «архифонемой». Для гласных русского языка слабая позиция - это позиция без ударения (из пяти гласных фонем русского языка, различающихся под ударением, без ударения представлены только три) Одной фонеме могут соответствовать несколько различных ее реализаций или аллофонов (< греч. alios 'другой' я phöne 'звук'), каждый из которых связан с определенной позицией. Аллофоны -это группа звуков, в которых реализуется данная фонема.я(В зависимости от характера выполняемой ими функции, места в слове, соседства с другими звуками, ударности и безударности, в отечественном языкознании различают следующие типы аллофонов:

1) вариации (или оттенки фонемы  по Л.В.Щербе), появляющиеся в сильной позиции фонемы (т.е. в позиции ее различения), в условиях ее позиционной обусловленности (для гласных, например, это позиция под ударением в соседстве с мягкими согласными (ср., например, вариации фонемы <а> в словах пятый [а] и пять [а]). Вариации представляют собой такие позиционные модификации фонем, которые не утрачивают своей различительной функции и являются практически тождественными основному виду фонемы, поэтому их иногда называют «звуковым синонимом» основного вида фонемы. 2) варианты, появляющиеся в слабой позиции фонемы (т.е. в позиции ее неразличения), в условиях ее позиционной обусловленности, т.е. варианты - это такие модификации фонемы, которые не различаются с другой фонемой, совпадая с ней в своем качестве. Выступая в роли заменителя двух.(ил и более) фонем, вариант теряет частично свою способность различать значения слов, являясь «звуковым омонимом» совпавших фонем (ср., например, вариант фонем <а> [вал] и <о> [вол], неразличающихся в 1 предударном слоге [л]: [влпы]). Но как установить принадлежность варианта фонеме, как определить ее «истинное лицо»? Для этого нужно изменить слово так, чтобы в той же самой морфеме этот вариант выступал в своем основном виде, т.е. оказался бы в сильной позиции: в слове [вллы] звук [л] является вариантом фонемы <а>, т.к. при изменении слова в корневой морфеме под ударением оказывается гласный [а]: [вал], если же в корневой морфеме под ударением окажется звук [о], то звук [л],будет являться вариантом фонемы <о>. В тех случаях, когда вариант выступает только в слабой позиции, т.е. когда он не чередуется со звуком в сильной позиции (например, при неподвижности ударения или неизменяемости слова), констатируется, что звук является вариантом одной из фонем, входящих в гиперфонему, т.е. «над-единицу» разных фонем (например, в слове собака представлена гиперфонема <о/а>).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Языкознание"