Цветовая лексика в произведении «Гарри Поттер и философский камень»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что цветообозначения в произведении Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень » не являлись предметом специального исследования так, как произведение является современным и с точки зрения лингвистики малоизученным. Проблема обусловлена необходимостью изучения стилистических возможностей данного пласта лексики в художественной литературе.

Файлы: 1 файл

курсач[1]. оригинал11.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Цветообозначение в данном контексте  имеет значение болезненности человека. Автор показывает неопрятного человека с болезненным цветом кожи, тем  самым разграничивая образы героев в сознании читателя.

3)Желтоватый пергамент(1)

4)Желтые глаза(1)

«Наконец появилась преподавательница  полетов, мадам Трюк. У нее были короткие седые волосы и желтые глаза, как у ястреба.»

Автор придает человеку черты животного, по средству цветообозначения. Так  его герой приобретает ловкость, быстроту движения и пронзительный взгляд. Автор создает образ символизирующий человека с характером ястреба.

5)Желтые клыки(1)

«У него было три головы, три  пары вращающихся безумных глаз три  носа, нервно дергающихся и принюхивающихся  к незваным гостям, три открытых слюнявых рта с желтыми клыками, из которых веревками свисала слюна.»

Автор создает образ чудовища, которое  с помощью цветообозначения приобретает  пугающие черты.

6)Желтый конверт(2)

7)Желтый цвет(2)

8)Канареечный цвет(1)

9)Коричневая бумага(3)

10)Коричневые кольца(1)

11)Коричневый джемпер(1)

12)Коричневый конверт(1)

13)Коричневый сверток(1)

14)Оранжевые бриджи(1)

15)Оранжевые глаза(1)

«Морда у дракончика была длинная, с широкими ноздрями, пробивающимися бугорками рогов и выпученными оранжевыми глазами.»

Автор описывает магических существ  детально, чтобы читатель легко создавал их образы. С помощь цветообозначений придаются колорит и реальность вымышленных героев.

16)Оранжевые круги(1)

17)Оранжевый свет(1)

Янтарная жидкость(1)

Синий цвет.

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим».

Кроме того, синий  цвет близок к черному и получает сходные с ним символические  значения. Он считался траурным в Древнем  Египте и у некоторых народов  Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «синей бороде»). У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов.

По словарю Ушакова  прилагательное синий трактуется, так: 

Имеющий окраску одного из основных цветов спектра - среднего между фиолетовым и зеленым; темно-голубой. Синий цвет. Синяя краска. Синие очки (с синими стеклами). В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут. Пушкин. В синем небе плывут над полями облака с золотыми краями. И. Никитин. Синие очи любовью горят. Лермонтов.

|| О коже: имеющий оттенок этого цвета. Синие от холода руки.

В произведении Дж. К. Ролинг  группа слов обозначающих синий цвет, представлена следующими:прилагательными(12).

1)Водянисто-голубые глаза(1)

«У него было крупное розовое  лицо, почти полностью отсутствовала  шея, маленькие глаза были водянисто-голубыми, а густые светлые волосы аккуратно лежали на большой жирной голове. Тетя Петунья часто твердила, что Дадли похож на маленького ангела, а Гарри говорил про себя, что Дадли похож на свинью в парике.»

В данном контексте автор с помощью  цветообозначений придает образу героев неопрятность, небрежность, непримечательность. Тем самым автор показывает читателю множество разных героев с разнообразными характерами.

2)Голубовато-серебристая кровь(1)

«Они шли абсолютно молча, шаря глазами по земле. Лунный свет, пробивающийся  сквозь кроны деревьев, освещал пятна голубовато-серебристой крови, покрывшие опавшую листву.

Гарри заметил, что Хагрид выглядит очень озабоченным.»

3)Голубой цвет(1)

4)Синее пламя(3)

5)Синие глаза(1)

«Кентавр не ответил и молча  посмотрел на Гарри своими поразительно синими глазами, напоминавшими бледные сапфиры. Глаза кентавра задержались на шраме Гарри, который, казалось, налился кровью и увеличился в размерах».

Автор использует синий цвет глаз, придавая образу необычайную красоту  и пронзительность. Синий цвет глаз ассоциируется в человеческом сознании с небом, цветами, водой и вызывает положительные эмоции.

6)Синие свитеры(1)

7)Синий дым(1)

8)Ярко-голубое небо(2)

9)Ярко-голубые крылья(1)

10)Ярко-синее пламя(1)

11)Ярко-синие языки пламени(1)

Серый цвет.

Цвет бедности, скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана. В древности и средневековье  он совершенно не ценился. Его считали  цветом рубища бедняков, цветом несчастья и посредственности. Серо-голубой цвет у древних римлян символизировал зависть. На древнем Востоке посыпали голову пеплом в знак скорби.

В древней русской литературе и  фольклоре серый и сизый —  эпитеты хищных животных или птиц («серый волк», «сизый орел»); на эти цвета как бы переходит антипатия, питаемая людьми к этим животным. Серый цвет был отличительным признаком одежды бедного крестьянина (сермяга).

В эпоху позднего Возрождения серый  приобретает ценность. Он становится цветом изящества, элегантности, благородства. Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе, на полотнах Сальвиати все краски как бы выцвели и стали более или менее серыми, у Эль Греко оттенки серого заняли почти всё поле картины, создавая оправу для «драгоценных камней» — хроматических цветов. В ХVIII веке серый становится элегантнейшим цветом. Пудреные парики, мужское и женское платье, гобелены, обивка мебели, стенные обои и шпалеры — везде можно видеть множество оттенков серого — перламутровые, жемчужные, «цвет голубиной шейки» и т.д.

В ХIХ и ХХ веках серый был  принят как самый «практичный» в  одежде, самый спокойный в интерьере. Была оценена красота серой шерсти, мехов, древесины. Серый стал цветом элегантности, знаком хорошего тона, высокого вкуса. Появилось выражение «благородный мышиный цвет».

По словарю Ушакова прилагательное серый трактуется, так: 

1. Цвета, который получается  из смешения черного с белым. Серое сукно. Серая бумага. Серые глаза. Серы тучи. Серый вол. «Ты сер (волку), а я, приятель, сед.» Крылов. Серый рысак. Серый заяц.2. перен. Бесцветный, ничем не замечательный, заурядный, неинтересный (разг.). Серый писатель. Серая жизнь.

В произведении Дж. К. Ролинг  группа слов обозначающих серый цвет, представлена следующими:прилагательными(16).

1)Гранитно-серая кожа(1)

«Это было нечто ужасное примерно четырех метров Ростом, с тусклой гранитно-серой кожей, бугристым телом, напоминающим валун, и крошечной лысой головой, больше похожей на кокосовый орех. У тролля были короткие ноги толщиной с дерево и плоские мозолистые ступни. Руки у него были намного длиннее ног, и потому гигантская дубина, которую тролль держал в руке, волочилась за ним по полу, а исходивший от него запах мог сразить по лучше любой дубины.»

При детализации волшебных существ, автор использует необычные цветообозначения. Так, например гранитно-серая кожа в  данном контексте имеет значение горной породы камня. Сам образ этого  существа приобретает  характер подобный камню твердость, бесчувственность, неспособность к мышлению.

2)Пепельно-серое лицо(1)

«В этот момент из тени вышел дядя Вернон. Лицо его все еще было пепельно-серым от страха, но на нем отчетливо читалась злость.»

Автор прописывает своих героев с разных сторон, а также их реакции. А с помощью цветообозначений наделяет их красочностью, которая передает читателю всю глубину чувств человека.

3)Пыльно-серое создание(1)

«У Филча была кошка по имени  миссис Норрис —тощее пыльно-серое создание с выпученными горящими глазами, почти такими же, как у Филча.»

В данном случае автор сопоставляет образ героя с его животным, придавая им схожие черты. А с помощью  цветообозначения он создает образ, окутанного пылью создания.

4)Седая борода(1)

5)Седые волосы(2)

6)Седые усы(1)

7)Серая вода(2)

8)Серая конфета(1)

«Они неплохо повеселились, поедая эти драже. Гарри попробовал конфеты  со вкусом жареного хлеба, кокоса, фасоли, клубники, карри, травы, кофе и сардин. И даже смело откусил кусочек  от серой конфетки, к которой Рон побоялся прикоснуться, — оказалось, что она была со вкусом перца.»

Автор показывает необыкновенный мир, где все вещи имеют непривычный  облик и цвет. Так, например и конфеты  в волшебном мире имеют разнообразный  цвет и вкус, даже если они не привлекают особого внимания с первого взгляда.

9)Серая крыса(2)

10)Серое лицо(1)

11)Серое утро(1)

12)Серый клей(1)

13)Серый цвет(1)

Фиолетовый цвет.

Фиолетовый выделяется из всех спектральных цветов своей сложностью, балансирует между красным и синим, а также между синим и черным. Отсюда его семантика и символика. Основные значения: траур , страх, печаль подавленного духа, таинственность (мистика), старость, угасание жизни, трагизм, болезненность, грустные обстоятельства (у немцев), любовная страсть (в средневековой Японии).

«Это вовсе не случайность, что  у некоторых народов фиолетовый цвет избран исключительно траурным… Вид этого цвета действует угнетающе, и чувство печали, вызываемое им, согласуется с печалью подавленного духа» (С. Эйзенштейн — М. Нордау). Поль Гоген передает страх женщины перед привидением, изображая сцену на фиолетовом фоне (картина «Манао Тупапао»). О семантике фиолетового говорят его названия в каталоге цветов начала ХХ века — экклезиастик, фанданго, Офелия и много других, обозначавших явления глубоко впечатляющие и с налетом трагизма.

По словарю Ушакова  прилагательное фиолетовый трактуется, так: цвета фиалки, синий с красноватым оттенком, лиловый. Фиолетовый цвет. Фиолетовое платье. Фиолетовые чернила.

В произведении Дж. К. Ролинг  группа слов обозначающих фиолетовый цвет, представлена следующими:прилагательными(15).

1)Лиловая мантия(1)

2)Темно-фиолетовое небо(1)

3)Чернильное небо(1)

4)Фиолетовая мантия(2)

5)Фиолетовая подушка(1)

6)Фиолетовое пламя(2), Фиолетовый  огонь(2)

«Гермиона повернулась, прошла сквозь фиолетовое пламя и скрылась из виду».

«— А какая даст тебе возможность  пройти через фиолетовый огонь? — поинтересовался Гарри».

Автор описывает магические явления  очень подробно, они создаются  с помощью цветообозначений, придавая волшебную обстановку и настроение читателю.

7)Фиолетовые фейерверки(1)

8)Фиолетовый свет(1)

«Зонтик со свистом опустился и  своим острием указал на Дадли. Потом  вспыхнул фиолетовый свет, и раздался такой звук, словно взорвалась петарда, затем послышался пронзительный визг, а в следующую секунду Дадли, обхватив обеими руками свой жирный зад, затанцевал на месте, вереща от боли».

Автор выделяет магию цветом, чтобы  создать красочный и реальный мир волшебства, который воссоздает читатель в своем сознании.

9)Фиолетовый тюрбан(1)

10)Фиолетовый цилиндр(1)

11)Ярко-фиолетовый цвет(1)

Серый, фиолетовый, розовый, оранжевый, желтый, коричневый цвета мало употреблены  в произведении, поэтому не являются основными цветообозначениями.

Следовательно, для произведения «Гарри Поттер и философский камень» характерно употребление 6-ти основных цветов в их прямом и переносном значении. Белый цвет, как символ света и добра. Красный цвет, как символ переживаний, эмоций. Чёрный цвет, как символ несправедливости, тьмы, зла. Серебряный цвет, как символ стремления к свободе и попытку преодолеть все ограничения. Золотой цвет, как символ славы, неизбежной победы. Зеленый цвет, как символ гармонии, природы.

В произведении встречается оппозиция  черного и белого. Как пишет  Л.В.Зубова, это «универсальная для  всех времён и культур оппозиция, предопределенная антонимическими свойствами данных цветовых слов в их переносных и символических значениях». Белый цвет в данном случае обозначает чистоту, открытость, легкость, бледность (кожи).

1. Не Ронан и не Бэйн —  этот был моложе, у него были белокурые волосы(1) и белое тело(1) в черных пятнах(1).

2. Гарри, Рон и Гермиона поежились  — у белых фигур(6), в отличие  от черных(5), отсутствовали лица.

3. Сам Рон беспрерывно метался  по доске, и следовало признать, что, несмотря на жестокость противника, белых фигур(6) на ней осталось ненамного больше, чем черных(5).

4. В глубине магазина на высокой  скамеечке стоял бледный мальчик(3) с тонкими чертами лица, а вторая  волшебница крутилась вокруг  него, подгоняя по росту длинные  черные одежды(1).

Информация о работе Цветовая лексика в произведении «Гарри Поттер и философский камень»