Американский романтизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 05:46, лекция

Описание работы

Американский романтизм обладает рядом национальных особенностей по сравнению с романтическими направлениями Европы, а именно:
- Стремлением утвердить национальную самобытность.
- Поиски национального самосознания и национального характера.
Романтизм в Америке сложился к началу 20х годов 19 века и сохранял ведущие положения вплоть до окончания войны между Севером и Югом (1865 год). Романтизм в Америке зародился позже, чем в Европейских странах, т.к. в Америке не было древних преданий и памятников старины, которые обычно становились объектом интересов романтиков. Романтический колорит в американском романтизме постепенно приобретает американская природа и факты истории. Столь долгое по сравнению с Европейскими странами преобладание романтического метода в литературе объясняется особенностями американской истории.

Файлы: 1 файл

Zarubezhka.docx

— 120.41 Кб (Скачать файл)

 

Постмодернизм

Это понятие действует в сфере  эстетики и литературы наряду с рядом дублирующих терминов. А именно: постструктурализм, поставангардизм и трансавангард.

Философскую базу постмодернизма составили  концепции, появившиеся в 60-70е годы и концепции эти были заимствованы из семиотики, кибернетики и теории информации. Пик развития этого направления пришёлся на 70-80е годы. О сути постмодернизма до сих пор ведутся споры. Одни полагают что постмодернизм – это специфическое мировосприятие. Другие полагают что это особый стиль повествования. Спорным является так же вопрос, когда именно возник постмодернизм. Одни полагают что это конкретны феномен культуры возникший именно во 2й половине 20 века. Другие полагают что это специфическое мировоззрение, которое периодически возникало во многих литературах самого разного времени. И возникала именно в момент кризиса этих литератур.

Постмодернизм – это восприятие мира как текста.

  1. Мир – это текст

Главный признак этого направления  – это направленность писательского  внимания на литературное наследие и художественная манипуляция с текстами предшественников: Реалисты отталкиваются от действительности, авангардисты от собственных переживаний, постмодернисты отталкиваются от известных исторических, культурных и литературных мотивов, образов и даже целых текстов. Очень часто это классические тексты хорошо известные большинству читателей, которые вызывают определённые ассоциации. При этом текст-источник постмодернистами всегда перерабатываются, по иному интерпретируются. Причём этих интерпретаций может быть несколько и все они могут быть равноправны.

Постмодернистское произведение имеет  гибридный характер, т.е. в нём  переплетаются самые различные  жанры и формы. Например, в одном постмодернистском произведении могу присутствовать элементы исторического, детективного, психологического и философского романа (например Умберто Эко «Имя Розы»). Писатели постмодернисты очень часто обращаются к жанрам, которые традиционно считаются периферийными. Например, эссе, трактат, рецензия и даже словарь.

В постмодернистском произведении могут комбинироваться не только различные жанры и сюжеты, но и различные литературные стили. Функцию объединителя всех этих элементов выполняет цитирование. Оно может быть скрытым и явным. Таким образом происходит своего рода литературная игра посредством которой узнаваемые образы, сюжеты и мотивы лишаются первоначального смысла, очень часто подвергаются пародированию и иронизированию.

Постмодернисты отдают предпочтения определённым символам, которые создают в произведении целую систему знаков. Наиболее распространённые символы: лабиринт, библиотека, книга, зеркало, роза и другие.

Постмодернисты отрицали традиционную стратегию чтения. Автор не должен становиться для читателя своеобразным тираном, который указывает, как именно нужно читать его тексты. Читатель назывался ими полноценным сотворцом даннного текста. Они полагали что текст без читателя неполноценным, по сути мёртв. И второе их положение: текст это полуфабрикат и именно читатель доводит его до готового состояния. Поэтому многие постмодернисты создавали тексты по принципу своеобразного лабиринта в котором можно двигаться в любом направлении, самому выбирать и даже вернее собирать собственный сюжет. Подобные тексты можно начинать читать с любого места, в любой последовательности и заканчивать читать там, где читатель захочет остановиться. Именно постмодернисты первыми оценили достоинство гипертекста.

Тексты постмодернистов очень  часто двухуровневые: первый уровень – чисто сюжетный, обращён к неподготовленному читателю. Второй уровень обращён к читателю интеллектуалу, который способен распознать все или большинство отсылок к другим текстам.

В Аргентине: Хорхе Луис Борхес, Хулио Кортаса

В Италии: Умберто Эко

В США: Курт Воннегут

В Англии: Том Стоппард, Джулиан Барнс

В Сербии: Милорад Павич

 

Томас Манн

1875-1955

Родился Томас в городе Любек в семье состоятельного коммерсанта. Любек был особенным городом, поскольку входил в Гонзейский союз. Он был из многодетной семьи. После смерти отца и продажи семейной фирмы семья переезжает в Мюнхен. Ещё в Любеке Томас Манн начинает публиковаться в литературно-философских журналах. С 1899 года он работает редактором популярного сатирического журнала «Симплицисимус». Но известность ему приносит первый роман «Будденброки» 1901 год. За основу Манн взял историю собственного рода. Это роман об упадке и вырождении купеческой династии из Любека. Каждое новое поколение семьи теряет специфические качества бюргерства. Бюргерство по мнению Манна – это высокоорганизованная духовная стихия, которая базируется на бережливости, усердии, уважении к себе и другим. В основу романа была положена философия Ницше, который противопоставлял цивилизацию и культуру. Культура по их мнению – это дисгармония, которая уничтожит человечество. Она предлагает человеку идеалы, которые не могут воплотиться в реальности. По мнению Ницше со временем цивилизация (положительное начало) вырадится под воздействием культуры. У Томаса Манна бюргерство это именно цивилизация. Т.е гармония человека и мира, движение вперёд. В романе описываются 4 поколения Будденброков. Первое поколение типичные бюргеры. Начиная со второго поколения в семью проникает вирус артистизма, который достигает пика в 3 и 4 поколении. Постепенно члены этого семейства уходят в религию, философию и музыку. Это влечёт за собой утрату смысла жизни и утрату воли к жизни. Потому члены семьи умирают всегда преждевременными и трагическими смертями.

В это же время Томас Манн создаёт  свои самые известные новеллы: «Тонио Крюгер», «Смерть в Венеции», «Тристан». Все эти новеллы посвящены по сути одной теме: Любовь и Смерть.

В 1924 году он выпускает свой второй роман «Волшебная гора». Именно этот роман стал образцом новой интеллектуальной прозы. В нём чётко выделяются 2 плана: Событийный и философский. Главный герой попадает в привилегированный высокогорный санаторий. Главный герой воплощает в себе всё человечество, которое так же как и он находится в состоянии кризиса, т.е. болезни. В этом санатории он выбирает себе двух своеобразных наставников: один говорит ему что спасение в духовности, а второй говорит что в этой ситуации лучше всего отдаться воле инстинктов.

В 29 году получает Нобелевскую премию а в 33, когда к власти пришли нацисты он переезжает в Цюрих. В этом же году он задумывает создать роман-тетрологию «Иосиф и его братья» а в 38 году переезжает в США.

В 39 году он выпускает роман «Лотта Веймери». Роман был посвящён отношениям между Гёте и его возлюбленной Шарлоттой, которая послужила прототипом для героини Лотты из «Страданий Юного Вертера». В тоже время Томас Манн ведёт антифашистские передачи для немецких слушателей.

В 47 году он выпускает ещё один роман  «Доктор Фаустус». Главный герой – композитор заключает сделку с дьяволом, чтобы получить неограниченные возможности в музыкальном творчестве. В 52 Манн возращается в Европу поселяется в Швейцарии. В 1951 выходит роман «Избранник» - последнее его законченное произведение. В 54 выпускает последнюю новеллу «Чёрный лебедь» и он продолжает в эти годы над романом «Признание авантюриста Феликса Круля» (незакончен).

Франц Кафка

1883-1924

Он был единственным сыном очень  состоятельного пражского торговца. Кафка всю жизнь прожил в Праге. Он всю жизнь ощущал очень сильное давление личности отца, которого он очень боялся и осуждал за авторитарность и которым он в тоже время восхищался. Всё это сформировало у него своеобразный комплекс неполноценности. Именно отношения писателя с отцом многие критики считают центральной проблемой всех его произведений. Особенно новелл «Приговор» и «Превращение».

Кафка изучал юриспруденцию. По окончанию университета работал стажёром в адвокатской конторе, а в последствии он всю жизнь проработал ассистентом в страховой компании. К 1912 году обостряется кризис в его домашней жизни. Отец заставлял его работать на фабрике во второй половине дня и Кафка это воспринял как посягательство на свою личную свободу. Кафку начинают преследовать мысли о самоубийстве, и именно в это время он начинает писать. Для творчества Кафки характерно, что творчество и его биография оказались очень тесно соединены. В это время он создаёт первую версию романа «Пропавшие без вести», а так же новеллу «Приговор» и «Превращение». В литературе Кафка видел, прежде всего, освобождение от ограничений, которые накладывает общество и семья. В 1922 году Кафка уходит на пенсию по состоянию здоровья, т.к. он сильно болен туберкулёзом и вскоре умирает.

Кафка написал 3 романа, но ни один из них не был закончен и завещал другу Максу Броду уничтожить их, но он его не послушал и опубликовал.

В произведениях Кафки смешаны  мистика и абсурд. Они выглядят как записанные сны, где соединены черты реальности и ирреальности. Очень часто эти сны являются кошмарами. Новелла «Превращение» и роман «Процесс» начинается именно с пробуждения главного героя. Т.е. абсурд начинается не когда герой спит, а наоборот, когда он бодрствует. Все персонажи Кафки лишены индивидуальных черт, помещены в лабиринт абсурда и не способны принимать решения. Они противостоят невидимой и непобедимой механике жизни. Она выражается в частности в юридических оборотах вины, оправдания, наказания, которые приобретают нравственную окраску.

Первый роман  «Пропавшие без вести» Кафка начал редактировать в 1911 году. Опубликован он был посмертно в 1927. Макс Брот заменил изначальное название этого названия на «Америка», потому в настоящее время роман публикуется под двумя названиями. Он считал это название коммерчески выгодным. Он так же дал заглавие отдельным главам романа. И дописал некоторые части. В центре романа лежит тема вины. Главный герой изгоняется сначала из родного дома, а затем он уже изгоняется из дома родного дяди. Вина во всех случаях падает на плечи женщин, которые здесь и в других романах Кафки олицетворяют обман и соблазн. Главный герой всегда слаб, не уверен в себе, а женщина его всегда соблазняет и приводит его замысел к краху. Это и др. произведения Кафки были наполнены элементами, которые позже станут отличительными чертами сюрреализма.

В нормальных ситуациях появляются необычные или намеренно выделенные детали.

Роман «Процесс» начал писаться в 1914 году и как и другие произведения Кафки был опубликован посмертно в 1925. Центр романа – притча о «Вратах закона» из 9 главы.

Роман «Замок» начал писаться в 1912 году. Опубликован в 1926. Главная  тема – тема вины. Присутствует мир  судей до которого пытается добраться  главный герой.

Из наиболее известных рассказов  можно указать такие его вещи как «Сельский врач», «Голодарь», «В исправительной колонии»

 

Джорд Оруэлл

(Эрик Артур Блер)

1903 – 1950 гг.

Он родился в Индии в семье  английского колониального чиновника. Они были обедневшим родом аристократов. Поступил он в лондонскую престижную школу. В 1921 году окончил Итон а в 1922 он поступает на службу в полицию и его отправляют служить в Бирму. В полиции он служит до 1927 года. В 1927 он уходит в отставку и возвращается в Европу, т.к. решает стать писателем. Но т.к. денег мало он меняет массу профессий. Впечатления он этих лет жизни в Европе он отразил в своей первой книге «Собачья жизнь в Париже и Лондоне». Именно тогда он и взял себе псевдоним Джордж Оруэл.

Когда началась гражданская война  в Испании (1936 год) Оруэл отправляется в Барселону в качестве корреспондента одного лондонского еженедельника. Он становится членом партизанского отряда, который воевал за «Объединённую Рабочую Марксистскую Партию» и в составе этой организации он воевал до 1939 года. Но в итоге он разочаровался в коммунистических идеалах, и становится ярым антикоммунистом. Когда началась Вторая Мировая, он просился на фронт, но ему отказали и потому он становится добровольцем отряда местного ополчения в Англии, был обозревателем BBC и корреспондентом газеты «Обсервер». В период с 1943-44 годы Оруэл пишет роман «Скотный двор». Роман был ярой сатирой на Сталина и его режим, причём настолько откровенный роман, что его отказались печатать и в Англии и в Америке и его опубликовали только в 1945. «Скотный двор» - это первая его антиутопия. В романе изображена революция, которую производят на своём скотном дворе животные, они изгоняют своего хозяина – жестокого Мистера Джонса (Николай II) и объявляют, что теперь все животные равны. Но постепенно власть захватывает свинья по кличке Наполеон (Сталин), который постепенно избавляется от своих соперников на ферме, помогавших ему делать эту революцию и становится единоличным диктатором. Теперь «Все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие». Так же там есть сатира на Ленина – свинья Старый Майор.

Простой народ здесь изображает лошадь-работяга по кличке Боксёр, которая  вкалывает при всех правителях.

В 1945 году Оруэл поселяется на острове  Юра и именно здесь работает над романом «1984й» и этот роман стал одной из самых знаменитых антиутопий XX века. В произведении государство управляется Большим братом. В каждой комнате стоят камеры, которые следят за личной жизнью граждан. Управление осуществляется 3мя министерствами: Любви, Правды, а 3е отвечало за политическую жизнь.

Министерство Любви занимается не любовью, оно занимается комбинацией лучших браков. Управление сводится к 3м лозунгам: Война это мир, свобода – это рабство, незнание – это сила.

Главный герой работает в министерстве правды, которое по сути занимается подтасовкой исторических фактов. Этим государство управляет партийный лидер «Большой брат». Общество разделено на 2 касты: Пролы (низшая каста) и Члены партии (высшая каста). Новый мир общается на так называемом «новоязе», т.е. на новом языке, который предполагал сокращение языковых средств до минимума. В идеале, как говорит главный герой, любую концепцию, даже самую сложную можно будет выразить одним словом. Главная цель внедрения новояза – это сужение диапазона человеческого мышления. Т.е. человека можно будет легко контролировать. В новоязе Оруэл парадировал речь характерную для коммунистических стран.

Информация о работе Американский романтизм