Американский романтизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 05:46, лекция

Описание работы

Американский романтизм обладает рядом национальных особенностей по сравнению с романтическими направлениями Европы, а именно:
- Стремлением утвердить национальную самобытность.
- Поиски национального самосознания и национального характера.
Романтизм в Америке сложился к началу 20х годов 19 века и сохранял ведущие положения вплоть до окончания войны между Севером и Югом (1865 год). Романтизм в Америке зародился позже, чем в Европейских странах, т.к. в Америке не было древних преданий и памятников старины, которые обычно становились объектом интересов романтиков. Романтический колорит в американском романтизме постепенно приобретает американская природа и факты истории. Столь долгое по сравнению с Европейскими странами преобладание романтического метода в литературе объясняется особенностями американской истории.

Файлы: 1 файл

Zarubezhka.docx

— 120.41 Кб (Скачать файл)

Второй период его творчества – 70-80е годы. «Реалистический период». К этому периоду относятся: «Столпы общества», «Кукольный дом», «Приведения», «Враг Народа». Именно в этот период вырабатывается характерная для Ибсона драма-дискуссия. Новая драма была обращена к современным проблемам, которые могли волновать его зрительскую аудиторию. Конфликтом драм-дискуссий становилась противоположная позиция персонажей, а вовсе не на внешней интриге.

Зритель из простого наблюдателя превращался  в соучастника возникшей дискуссии. Основная нагрузка в его пьесах ложится  на диалог. Характеры главных героев всегда показаны в динамике. Внешнее действие пьесы сильно ослаблено. Все события выносятся за сцену, или в предисловие к драме. Важным становится финал пьесы, где как правило происходит развязка дискуссии.

Главный герой пьес-дискуссий –  это герой рефлектирующий. В основе пьес – личная драма этого рефлектирующего героя, которую он далеко не сразу осознаёт. Драма Ибсона создавалась с изначальной установкой на синтетизм. Он сам выбирал музыкальное сопровождение к своим пьесам. И вообще он полагал, что идеальная пьеса должна быть максимально приближена к опере.

Он уделял большое внимание декорациям к пьесам. В его драмах очень силён описательный элемент и ремарка становится по сути полноценным авторским словом. Самая знаменитая из его реалистических пьес – это пьеса «Кукольный дом» (1879). На сцене она была поставлена с большим скандалом. Ибсона обвиняли в безнравственности, т.к. в финале его пьесы героиня уходит от мужа. Название пьесы символично. Нора – главная героиня является «куклой», любимой игрушкой свего мужа. Героиня не задумывается о смысле своей жизни. Но всплывает старая история, когда Норма, ради спасения мужа преступила закон и подделала подпись. Но муж жертвы не оценил и тогда героиня поняла что он не видит её как человека. Воспринимает как вещь.

По ходу действия Нора постепенно прозревает и к финалу становится самостоятельным человеком. Однако, вместо развязки Ибсон ставит традиционную для своих пьес дискуссию между Норой и мужем. В этой пьесе нет Героев и Злодеев. И обсуждается проблема важная для зрителя тех лет. Катастрофа в финале это не самоцель, а лишь средства подкрепляющие дискусию.

Третий период творчества Ибсона –  это 90-1900е годы «Символистский период». Это такие пьесы как «Дикая утка», «Женщина с моря», «Строитель сольнес», «Когда мы, мёртвые, пробуждаем ся». В этих пьесах очень силён символический подтекст.

 

Морис Метерлинк

1862-1949

По происхождению он Бельгиец. Метерлинк начал как прозаик и поэт. И только в 1889 году он ставит свою первую пьесу «Принцесса Молен». Как он сам писал: «Это драма в духе Шекспира, но для театра марионеток». Именно эта первая пьеса сделала Метерлинка знаменитым. Сюжетным источником этой пьесы послужила сказка Братьев Гримм. Но Метерлинк меняет финал. Добро в его пьесе побеждает, но только после гибели главного героя. По сути он создаёт современную трагедию рока. Главный герой пассивен и не пытается бороться с судьбой. Ощущение неизбежности трагедии создаётся за счёт многократных повторов, т.е. герои постоянно переспрашивают друг друга. И частотность пауз и молчаний. Большая нагрузка ложится на цветовые обозначения.

В 1890 году он пишет 2 одноактные пьесы: «Непрошенная» и «Слепые». Они традиционно воспринимаются как дилогия. Это был следующий ход в этапе развития: действия сведены к процессу ожидания. Пьесы пронизаны мотивом предчувствия чего-то страшного. Их объединяет мотив слепоты (слепые герои). В обеих пьесах присутствует образ маленького ребёнка.

Мотив ожидания и слепоты будут  варьироваться и в его последующих символистских пьесах, таких как «Смерть Тянтожиля», «Алладина и Паломид» и «Там внутри». В последствии они вышли в качестве отдельного цикла «Маленькие драмы для марионеток».

Вся ранняя драматургия  Метерлинка была описана им самим в книге  «Сокровища смиренных» (1896). Своему театру он дал название «Театр Статический» или «Театр Молчания». По мнению Метерлинка истиная трагедия заключается в повседневности в самом факте жизни. Поэтому задача драматурга изображать не какие-то исключительные события, а обыкновенные бытовые проишествия. Подлинный трагизм жизни проявляется не в поступке и не в крике, а в тишине и молчании. В счёт идут лишь те слова, которые на первый взгляд кажутся ненужными. Они не несут никакой информации, а только показывают состояние души человека. Новый взгляд на своего героя появляется в его зрелых пьесах таких как «Пелиас и Мелисанда», «Оглавена и Синяя борода» и др. В них герой уже пытается бросить вызов Року, но в финале всё таки погибает.

В 1902 году он пишет 2ю книгу о своей драматургии «Сокровенный Храм». В которой он предлагает новую эстетическую концепцию. Он отказывается от мистики и пессимизма, воспевает жизненную активность, борьбу за свободу и жажду познания. Он создаёт «Монна Ванна» (истор. Пьеса). Пьесу-сказку «Жуазель», пьесу-фарс «Чудо Святого Антония» и в 1908 году выходит «Синяя птица» в оригинале «Голубая». Последняя стала очень быстро классикой детского театра, а её мощьная философская основа была очень быстро вытеснена сюжетом.

Герои пьес последнего периода –  это активные борцы, которые добиваются своего через преодоление различных  препятствий.

Последняя его пьеса это пьеса  «Обручённые» - продолжение «Синей птицы».

Театр Мотерлинка оказал огромное влияние  на Европейскую драмматургию. Именно Мотрелинк сделал молчание художественным приёмом и ввёл в основу сюжетного действия ситуацию ожидания. Последняя была активно использована театром абсурда в 20 веке. Самый известный пример С. Беккет «В ожидании Годо».

Театр Мотрелинка оказал влияние и  на русскую драмматургию начала 20 века. Например на драматургию Л. Андреева. Одна из его пьес «Жизнь человека» написана в духе ранней драмматургии Метерлинка.

 

Бернард Шоу

1856 - 1950

По происхождению он ирландец. Писать начал только с 40 лет. До этого работал в телефонной компании, занимался журналистикой. С 1879 по 1883 годы он пишет 5 романов, но издательства всякий раз возращали ему рукописи. И только начиная с 90х годов Шоу начинает писать пьесы. В начале своего творческого пути он сознательно ориентируется на драматургию Ибсона.. Т.е. создаёт пьесы-дискуссии, а так же пишет ряд статей посвящённых драмматургии Ибсона. Шоу полагал, что Ибсон важнее Шекспира. Т.к. Шекспир показывает людей с которыми мы не можем себя отождествить, а Ибсон показывает нас самих в наших собственных ситуациях.

Многие дрмаы Шоу были построены  на парадоксе и для него была характерна установка на эпотаж.

Его первая драма «Дом вдовца» была снята с представления и все её постановки сопровождались большим скандалом. Он основал общество по отмене Рождества. Он сделал это только с целью привлечь внимание. В 1925 году ему присудили нобелевскую премию по литературе, но отказался от неё из соображения имиджа. Но так же он внёс много нового в драматургию. Он создаёт пьесу которые можно не только смотреть на сцене, но и читать. Многие пьесы сопровождаются обширными предисловиями и послесловиями. Шоу испытал сильное влияние драматургии Чехова и позаимствовал оттуда приём «подводного течения». Т.е. основное действие в пьесе складывается из незначительных с первого взгляда диалогов и многологов. Фактически на сцене ничего особенного не происходит.

В 1919 году пишет «Дом, где разбиваются  сердца» с подзаголовок «Фантазия в русском стиле на английские темы» (Чеховская стилистика). Шоу так же активно эксперементировал с драмматическими жанрами.

Следующие пьесы Бернарда Шоу продолжали линии его ранних вещей. Для них  так же был свойственен острый нетривиальный конфликт и ирония. Так Шоу публикует цикл «приятные  пьесы». В цикл вошли такие драму  как «Война и человек», «Кандида», «Избранник судьбы», «Поживём – увидим». Эти пьесы вполне традиционные по форме, в них много комического, присутствует любовная интрига. Пьесы направлены против войны, осмеивают её мнимую романтику. Ещё один цикл Бернарда Шоу – «Неприятные пьесы». Туда вошли: «Дом вдовца», «Волокита», «Профессия мисис Уора». Все эти пьесы были скандальными по содержанию, затрагивали вопросы нетрадиционные для литературы. Все они были запрещены. «Пьеса для Пуритан» в этот цикл входили: «Ученик дьявола», «Цезарь и Клеопатра» и пьеса «Обращение капитана Бразбауера». Тут отсутствует любовный конфликт, который предполагается по сюжету. Бернард Шоу так же написал ряд пьес вне циклов. Например «Святая Иоанна» (посвящена Жанне Д’Арк) «Пигмелион» «Назад к Мусуфаилу» (метабиологическая пенталогия – жанр) в пьесе показано развитие человечества от Адама до «наших дней», «Тележка с яблоками», «Простак с неожиданных островов», «Андрокл и лев» и др.

В 20е годы помимо пьес Шоу начинает писать пьесы-фарсы, например «Шекс против Шев». Пьеса была построена как боксёрский поединок между двумя персонажами

 

Оскар Уайльд

1854-1900

Родился он в Дублине (ирландец) в  очень состоятельной семье. Когда  ему исполнилось 11, его отправили в одну из лучших дубленских школ, продолжил обучение в очень престижном Трините-колледже. А в 1874году он становится студентом Оксфорда. Именно в это время определяется его склонность к литературным занятиям. Он начинает писать стихи. В 81 году выходит первый сборник, но критика очень сурово отнеслась к нему, упрекая в манерности, вычурности и т.д.

Студенческие годы занимают очень  важное место в формирование мировоззрения  Уайльда. Именно тогда он начинает увлекаться древнегреческой историей и литературой, формируется его интерес к романтическому искусству. Именно в это время складываются его взгляды на искусство и природу и формируется его собственный образ. А именно – образ денди (неповторимый образ, искусство – образ жизни, не тот кто следует моде, а тот кто её формирует). Только в последствии Уайльд стал негласным лидером английских эстетов и денди (в начале 80х годов). В 81 году Уайльд совершает турне по США и читает лекции об английском искусстве 19 века. Эти лекции пользовались колоссальной популярностью и биографы Уайльда сравнивают это турне по США с триумфальным шествием. С 84 года он регулярно пишет критические статьи и обзоры для различных периодических изданий. Он довольно долго был редактором журнала «Мир женщины». В начале 90х годов процесс формирования взглядов Уайльда завершился и наиболее полно они были выражены в ряде его сочинений. Таких как эссе «Душа человека при социализме» (посвящено только искусству), «Перо, полотно и отрава», «Упадок лжи» и предисловие к роману «Портрет Дориана Грея».

Краеугольная проблема эстетики Уайльда это проблема соотношения искусства и действительности. Наиболее полно это рассмотрено в «Упадке лжи». Первое что он отмечал – искусство никогда не выражает ничего, кроме себя самого. Оно живёт своей жизнью, независимо от реальности. Уайльд соглашался с тем, что искусство – это зеркало, но отражает оно не реальность, а того, кто в него смотрится. Плохое искусство возникает, если художник прямо обращается к реальности. Жизнь подражает искусству, а не наоборот. Другая проблема, которую затрагивает Уайльд – это отношение искусства и морали. Художник – не моралист, а нравственная жизнь человека – это одна из много численных тем для творчества. Уайльд полагал, что у искусства есть этика и она заключается в совершенном применении несовершенных средств. Иными словами: нет книг нравственных и безнравственных, есть книги написанные хорошо и написанные плохо.

Уайльд замечал, что мораль всегда служит последним приютом людей  не понимающих красоты. Он отмечал, что  значение результатов творчества должно оцениваться без учёта морального облика творца. То, что человек был убийцей или отравителем не имеет никакого отношения к его литературному таланту. Уайльда очень обидели некоторые рецензии на его роман «Портрет Дориана Грея». Рецензенты упрекали роман в безнравственности, однако Уайльд полагал, что мораль этой книги более чем очевидна. Следующее важное положение его эстетики: Уайльд не признавал достоинства тех произведений, смысл которых сводится к какой-либо одной идее и которые оказываются ненужными, когда эта идея высказана. Он призывает ценить в искусстве лишь то, что обладает богатством фантазии, которая порождает массу интерпретаций.

В 1888 году Уайльд выпускает сборник  литературных сказок. В него вошли такие сказки как «Счастливый принц», «Соловей и роза», «Великан-эгоист», «Преданный друг» и сказка «Замечательная ракета». Спустя 3 года он выпускает второй сборник «Гранатовый домик». В него вошли «Молодой король», «День рождение инфанты», «Рыбак и его душа», «Мальчик-звезда». Критики отмечали сильное влияние на сказки Уайльда творчество Андерсена, а так же сказок «1000 и 1 ночи».

Красота бесполезна, а любое добро не обязательно оборачивается добром же. Красота и добро – это не одно и тоже. Очень часто красота оказывается губительной.

Характерная черта сказок Уайльда  – тяга к парадоксам, т.е. он пересматривает традиционные сказочные образы и  конфликты.

В тот же приод что и сказки Уайльд написал несколько прозаических произведений. Которые в 91 годы были выпущены в виде сборника. В него входили такие рассказы как «Преступления  Лорда Артура Сейвела», «Образцовы Миллионер», «Сфинкс без загадки», «Кентервийльское приведение» и «Портрет мистера У.Х.». Многие из этих рассказов представляли собой своеобразную пародию на популярные готические рассказы.

Единственный роман писателя –  «Портрет Дориана Грея» вышел  в 1890 году. Написан за 3 недели.

С конца 70х до середины 90х Уайльд пишет несколько пьес. «Вера или  Нигилисты». У него вышла пьеса «Герцогиня Падуанская» и пьеса «Соломея». Однако популярность ему принесли прежде всего 4 его комедии. Это «Веер леди Уиндермер», «Женщина не стоящая внимания», «Идеальный муж», «Как важно быть серьёзным». В 1895 году Уайльд становится участником скандального судебного процесса (его обвиняли в совершении несовершеннолетнего) и его приговорили к тюрьме на 3 года и конфисковали всё его имущество. Находясь в заключении он написал всего 2 произведения «Деа Профундис» (Из глубины взываю) по сути это его исповедь, в которой он пишет почему по его мнению он оказался в тюрьме. «Баллада Реденгской тюрьмы» (опубликовано анонимно). На свободу он выходит в 97 году и сразу же покидает Англию. Последние годы своей жизни проводит в Париже. Там же похоронен.

Информация о работе Американский романтизм