17 век в культурно-историческом развитии Западной Европы. Новый тип европейского сознания, его проявление в барокко и классицизме.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:51, шпаргалка

Описание работы

В XVII в. возникает и развивается барокко. Баро́кко (итал. barocco — «странный», «жемчужина неправильной формы» нечто изысканное, элитарное) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». В 17 в. Италия – первое звено в искусстве эпохи возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы - испанцы и французы. Истощенная Италия не утратила высоты своих культурных позиций - она остается культурным центром Европы. Она богата духовными силами. Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям. Центром католического мира является Рим. Благодаря этим обстоятельствам, знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все. Знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает Барокко. Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью.

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_istorii_zarubezhnoy_literatury_17_18_veka.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

7.Драма Кальдерона  «Жизнь есть сон». Особенности  формы. Символические образы.

Кальдерон был создателем нового драматического жанра – религиозно-философской  драмы. В этом жанре  главными героями  становятся философские идеи, а персонажи их лишь озвучивают.  Явь и сон, иллюзия и реальность здесь теряют свою однозначность и уподобляются друг другу: sueno по-испански не только сон, но и мечта; поэтому «La vida es sueno» можно перевести и как «Жизнь есть мечта». Мечта истолковывается у Кальдерона вовсе не в сентиментально-благостном духе: Сехисмундо, узнав, что он принц, и получив возможность осуществить свою мечту о свободе, ведет себя как чудовище. Безграничная свобода оказывается одной из самых вредных и опасных иллюзий: ему предстоит понять, что человеческая свобода — не беспредел, что она подчиняется нравственным законам. В постижении этих законов происходит становление личности С., выявление его подлинного «я». «Жизнь есть сон» — истинно христианская драма, так как именно христианство столь решительно указало значение душевной жизни и поставило задачу управлять своими внутренними состояниями, подавляя в себе злые, греховные желания и порывы. И вместе с тем «Жизнь есть сон» — это социальная драма (такое соединение характерно для барокко), показывающая, что становление нравственного «я» возможно лишь благодаря осознанию своей ответственности перед другими. До встречи с Росаурой Сехисмундо рос, не зная никого, кроме своих тюремщиков. Эта ненависть выплескивается во дворце самым пагубным образом. Возникшее чувство к Росауре, чувство любви,— помогает ему понять, что нельзя быть человеком («Так знай добро живет вовеки, хоть ты во сне его свершил»). Любовь и добро — мосты к людям и к вечности. Поверив в это, С. преодолевает «донжуановское» состояние — рабское подчинение инстинктам. Однако, как подчеркивает Кальдерон, борьба противоположных начал, ненависти и любви — длится вечно. В финале принц отправляет в башню-тюрьму вызволившего его из нее мятежного солдата, и образ башни-тюрьмы воспринимается в символическом смысле: в тайниках души вечно скрывается нечто мятежное, что надо подавлять неустанно. Сех. же приходит к выводу, что самое страшное — зло, живущее в нас самих. Будущий властелин страны, должен прежде всего научиться властвовать над собой. О становлении нового С. Мы узнаем благодаря прекрасным, открывающим его душевные движения поэтическим монологам. В финале герой появляется во главе мятежного войска; король Басилио в отчаянии падает к ногам сына. Но принц бережно поднимает отца и сам становится перед ним на колени, одерживая главную победу над собой, над своей мстительностью и гордыней. Драма написана в стиле барокко. Художественный эффект здесь достигается за счет неожиданности, нарушения читательских ожиданий, отсюда возможность соединения пессимизма и сатиры, изысканно-прекрасных и безобразных деталей, возвышенного и неизменно ужасного, обрыв стихотворной строки, создание неологизмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Философская  основа классицизма, теория искусства  и творчества в классицизме.

Воспринималось как нечто академическое, сухое. От лат classicus – (образцовый) подражание образцам античного иск-ва, следовать принципам античных теоретиков (Аристотель, Гораций). Склад-ся как направление в к16 в в Испании и Италии. Расцвет – Фр.17в. появление связано с абсолютизмом. В это время широко используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. Иск-во К проповедует гражд идеал. Гос-во берёт под свой контроль литераторов (во Фр академия под рук-вом кардинала Ришелье). Сложился во Фр к 1590-м гг., расцвет – 60-е гг. 17 в. В 18в. во Фр Классицизм трансформир-ся в революц К в эпоху Велик Фр рев-ии. В 19 в. терпит поражение в борьбе с романтизмом. Основа К метода: разум, образец, вкус (категории). Разум – учение Декарта «О рационализме», кот утверждал, что разум чела обладает врождёнными идеями. Основываясь на этих идеях, рассуждая, чел м познать истину. Условия сущ-я чела – мыслить. Л-ра – разновидность научн дея-ти Þ главное не фантазия, а упорное изуч-е опыта прошлого, трудов критиков и т.д. В рез-те этой работы у пис-ля формир-ся эстетич вкус. Вкус – требование простоты и ясности. Сцена д.б. подготовлена предшествующими событиями. Катег-я правдоподобия. Л-ра д. подражать природе, прекрасной её части. Эстетизация ужасного К, изгоняется сказочное. Иск-во д. отражать мир ,каким он д.б. в идеале. Типизация. К отдаёт предпочтение общему. Не известен сложный психологизм. Носитель ряда родовых черт. Худ тип – форма макс худ обобщения, это тот персонаж, кот объединяет в себе черты всех тех, на кого он похож. Треб-е правдоподобия Þ доктрина единств (вр, места, дей-я, хар-ра, худ впечатл-я). Для классицизма свойственно тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных образов современности, к установлению норм и канонов, регламентирующих художественное творчество. Классицизм формировался как антагонистическое направление по отношению к пышному и виртуозному искусству барокко. Но, когда во второй половине 17 века классицизм стал официальным искусством абсолютистской монархии, он вобрал в себя элементы барокко. Теоретики классицизма считали, что основу красоты в искусстве составляют определенные правила, следовать которым необходимо неукоснительно они призывали подражать "упорядоченной" природе: подстриженным газонам и цветникам, радующим глаз просвещенного человека. Многочисленные трактаты об искусстве, написанные классицистами во главу угла ставили гармонию, разумность и творческую дисциплину поэта, обязанного противостоять хаотичности мира, в котором бушуют страсти.  Классицизм просветительного периода опирается на опыт классицизма XVIIв. Он стремился к упорядоченности, стройной структуре художественного мира, исходит из принципов "правильного искусства" и ясной манеры изложения и ориентируется на просвещённый вкус. Вольтер, Лессинг, Гёте отдают дань этому направлению, особенно в традиционных "высоких" жанрах – эпопее, трагедии, оде, - насыщая их содержание злободневной гражданской проблематикой. Принцип классицизма – единство действия: единство действия (т.е. не прерывая стихотворный рассказ), единство места (т.е.) и единство времени (т.е. в течение 24 часов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Классицизм  во Франции. Социально-политическая  почва.

КЛАССИЦИЗМ — лит-ый стиль, выработанный в абсолютистской Франции XVII в. и получивший свое распространение  в монархической Европе XVII—XVIII вв. Классицизм складывается как стиль крупной буржуазии, в своих верхних слоях связанной с двором абсолютного монарха, а также торгового дворянства, влиявшего на характер придворной культуры. Расцвет К.относится к XVII в. во Франции Людовика XIV, но классицистические тенденции появляются уже раньше в передовой стране торговой буржуазии — в Италии XV—XVI вв., а также в самой Франции в XVI в. Трансформация К. под влиянием новых отношений буржуазии с абсолютной властью наблюдается во Франции первой половины XVIII в. (Вольтер). Последние ветви К. упираются в конец XVIII и начала XIX в., когда в эпоху французской революции развивается революционный буржуазный классицизм (Шенье и др.). Характерно, что проводниками К. в эпоху Великой французской революции были по преимуществу идеологи крупной буржуазии, установившие культ Корнеля и Вольтера в противоположность якобинцам, идеологам мелкой буржуазии, ориентировавшимся на сентиментализм  и его вождя Руссо. Характерными признаками французского К. являются: ориентация на античность, рационалистическое построение отвлеченных и обобщенных идей и образов, приведение их в логическую систему, подчинение лит-ры строгим правилам композиции, трактовка событий вне определенной исторической среды и обрисовка характеров вне их индивидуализации. Французский К. XVII в. ориентируется не только на античность, но и на итальянскую лит-ру Ренессанса. Так напр. Мольер черпает не только у Плавта («Скупой»), но и у его итальянских подражателей. Разные общественно-экономические предпосылки определяют и глубоко различное использование классического наследия на том или ином этапе развития К. Перенесение действия в античный мир или в иные отдаленные эпохи помогало К. создавать некую «идеальную даль», служившую средством для изложения обобщенных и отвлеченных идей. Единичные факты, так же как и отдельное индивидуальное «я» поэта, поглощаются в обобщении, что составляет одну из характерных черт К. (в отличие от позднейшего романтизма). Поэт-классик говорит не от своего лица, а излагает в образах отвлеченные суждения, присущие обществу (классу), к к-рому принадлежит. Закон о «трех единствах» требовал от драматурга: 1. чтобы главное действие не оттеснялось параллельными действиями и эпизодами (единство действия), 2. чтобы действие протекало в пределах одних суток (единство времени), 3. чтобы место действия не менялось (единство места). Впервые эти правила формулируются в итальянском К., Во французском К. эта теория развивается и укрепляется. Ориентация на античность и рационализм французского К. дополняется еще чертами натурализма, особенно ярко проявляющимися в творчестве Буало и Мольера. В комедиях Мольера воспроизводятся бытовые черты городского буржуа («Школа жен», «Тартюф», «Мещанин во дворянстве» и др.), подвергается осмеянию всякое отступление от «природы» и от здравого смысла, равно как и безудержное тяготение буржуа к дворянству. Вместе с тем Мольер делает резкие выпады против духовенства («Тартюф»), против феодального дворянства, обессиленного развитием абсолютизма («Дон-Жуан»), против верхушки светского общества и его салонов («Смешные жеманницы»). Эти буржуазные тенденции во французском К. свидетельствуют о силе и мощи буржуазии, поддерживающей абсолютизм, но в то же время выступающей против остатка феодализма, против привилегий дворянства и церкви, сохраняемых самодержавием.

 

 

 

10.Жизнь  и творчество Корнеля. Трагедия  «Сид». Понятие трагического.

Художественная система  французского классицизма наиболее полно выразилась в жанре трагедии. Ее создателем по праву считается  Пьер Корнель (1606—1684). И хотя сам он в своих трудах нередко спорил с приверженцами классицизма, а его поздние пьесы тяготеют к принципам барочной драматургии, именно произведения Корнеля определили в 1630-х годах наиболее общие типологические черты французской классицистской трагедии. Творчество Корнеля складывалось в атмосфере напряженной политической борьбы 1620—1640-х годов, когда французский абсолютизм стремился к утверждению своего авторитета, когда кардинал Ришелье, всесильный министр при слабом короле, беспощадно расправлялся с любыми проявлениями своеволия и оппозиции. Трагедия Корнеля выросла на этой основе, и он сохранил верность избранному им кругу проблем на всем протяжении своей творческой жизни. Биография Корнеля небогата внешними событиями. Он родился в Руане, в семье адвоката, обучался в иезуитском коллеже, откуда вынес хорошее знание латыни, римской истории и литературы. По окончании колледжа он изучал право и готовился стать адвокатом, но его юридической карьере помешало полное отсутствие ораторских способностей. Первыми литературными опытами Корнеля были мелкие галантные стихи, эпиграммы и другие незначительные поэтические произведения. Затем он написал свою первую комедию в стихах «Мелита, или Подложные письма», которая была поставлена в Париже и хорошо встречена публикой. Пьесы Корнеля заметно выделялись на фоне современного комедийного репертуара тонкостью психологических зарисовок, изяществом поэтической формы, постановкой нравственных вопросов. Корнель решительно отошел от примитивных приемов, характерных для комедии того времени, — от непристойных шуток и намеков, палочных ударов и прочих грубоватых эффектов, идущих от традиций народного фарса. Подлинный триумф принесла Корнелю трагикомедия «Сид» (1637), открывшая новую эру в истории французского театра и драматургии. В этой трагедии Корнель впервые воплотил основную морально-философскую проблему французского классицизма — борьбу долга и чувства, которая стала средоточием драматического интереса. Романтическая история любви испанского рыцаря, будущего героя реконкисты Родриго Диаса к донье Химене, дочери убитого им на поединке графа Гормаса, послужила основой для напряженной нравственной коллизии. Взаимное чувство молодой пары, вначале ничем не омраченное, вступает в противоречие с феодальным понятием родовой чести. Для Корнеля долг родовой чести не способен уравновесить силу живого чувства двух любящих. Долг этот не является безусловно «разумным» началом — ведь источником конфликта послужило не противоборство двух равноправных высоких идей, а всего лишь оскорбленное тщеславие графа Гормаса, обойденного монаршей милостью: король избрал воспитателем своего сына не его, а отца Родриго. Акт индивидуального своеволия, зависть честолюбца приводит к трагическому столкновению и разрушает счастье молодой четы. Поворот в судьбах героев определяется патриотическим подвигом Родриго, геройски сразившегося с войском мавров и спасшего свою страну.  Принципиальная новизна «Сида», заключенная в остроте внутреннего конфликта, определила небывалый успех пьесы. Но она же вызвала настороженное и неприязненное отношение к «Сиду» кардинала Ришелье.  За пределами Франции популярность Корнеля особенно возросла в XVIII в., когда достижения французской классицистской литературы и театра воспринимались как образец для других национальных культур. Пьесы Корнеля ставились на всех сценах Европы и оказали заметное влияние на развитие драматургии эпохи Просвещения.

 

 

11.Трагедия  Расина «Андромаха». Источники  сюжета, конфликт, проблематика. Тема  страсти.

С творчеством Расина французская классическая трагедия вступает в период зрелости, четко обозначенный рубежом в политической и культурной истории Франции. «Андромаха» (1667) знаменует наступление творческой зрелости драматурга.

В этой пьесе Расин  вновь обратился к сюжету из греческой мифологии, на этот раз широко используя трагедии Еврипида, самого близкого ему по духу греческого трагика. В «Андромахе» идейным ядром выступает столкновение разумного и нравственного начал со стихийной страстью, несущей разрушение моральной личности и ее физическую гибель. Сын Ахилла Пирр, его невеста греческая царевна Гермиона, влюбленный в нее Орест — становятся жертвами своих страстей, неразумность которых они сознают, но которые не в силах преодолеть. Вдова Гектора, троянка Андромаха как моральная личность стоит вне страстей и как бы над ними, но как побежденная царица и пленница оказывается втянутой в водоворот чужих страстей, играющих ее судьбой и жизнью ее маленького сына. Андромаха не властна принять свободное и разумное решение, так как Пирр навязывает ей в любом случае неприемлемый выбор: уступив его любовным притязаниям, она спасет жизнь сына, но предаст память любимого супруга и всей своей семьи, павшей от руки Пирра во время разгрома Трои. Отказав Пирру, она сохранит верность мертвым, но принесет в жертву сына, которого Пирр угрожает выдать греческим военачальникам, жаждущим истребить последнего отпрыска троянских царей. Парадоксальность построенного Расином драматического конфликта заключается в том, что внешне свободные и могущественные враги Андромахи внутренне порабощены своими страстями. На самом деле их судьба зависит от того, какое из двух решений примет она, бесправная пленница и жертва чужого произвола. Они так же несвободны в своем выборе, как она. Эта взаимная зависимость персонажей друг от друга, сцепление их судеб, страстей и притязаний определяет удивительную спаянность всех звеньев драматического действия, его напряженность. Ослепленные своей страстью герои действуют, казалось бы, вопреки разуму. Но значит ли это, что Расин отвергает силу и могущество разума? Автор «Андромахи» оставался сыном своего рационалистического века. Разум сохраняет для него свое значение как высшее мерило человеческих отношений, как нравственная норма, присутствующая в сознании героев, как способность к самоанализу и суду над собой. В этом принципиальное отличие Расина от Корнеля. Психологический анализ в его трагедиях поднят на более высокую ступень, диалектика человеческой души раскрыта глубже и тоньше. А это, в свою очередь, определяет и новые черты поэтики Расина: простоту внешнего действия, драматизм, строящийся целиком на внутреннем напряжении. Все внешние события, о которых идет речь в «Андромахе» (гибель Трои, скитания Ореста, расправа с троянскими царевнами и т. п.), стоят «за рамкой» действия, они предстают перед нами лишь как отражение в сознании героев, в их рассказах и воспоминаниях, они важны не сами по себе, а как психологическая предпосылка их чувств и поведения. Отсюда характерный для Расина лаконизм в построении сюжета, легко и естественно укладывающегося в рамки трех единств. Все это делает «Андромаху» этапным произведением театра французского классицизма.

Информация о работе 17 век в культурно-историческом развитии Западной Европы. Новый тип европейского сознания, его проявление в барокко и классицизме.