17 век в культурно-историческом развитии Западной Европы. Новый тип европейского сознания, его проявление в барокко и классицизме.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:51, шпаргалка

Описание работы

В XVII в. возникает и развивается барокко. Баро́кко (итал. barocco — «странный», «жемчужина неправильной формы» нечто изысканное, элитарное) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». В 17 в. Италия – первое звено в искусстве эпохи возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы - испанцы и французы. Истощенная Италия не утратила высоты своих культурных позиций - она остается культурным центром Европы. Она богата духовными силами. Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям. Центром католического мира является Рим. Благодаря этим обстоятельствам, знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все. Знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает Барокко. Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью.

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_istorii_zarubezhnoy_literatury_17_18_veka.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Жизнь  и творчество Ж.Б. Мольера. Особенности  жанра «высокой комедии».

МОЛЬЕР ЖАН-БАТИСТ (1622–1673), французский поэт и актер, создатель классицистической комедии. Родился в Париже; сын королевского камердинера. В 1631–1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже, проявлял большой интерес к учебе; перевел на французский поэму «О природе вещей» римского поэта и философа Лукреция. Изучал юридические науки в Орлеанском университете, сдал экзамен на звание лиценциата права, замещал отца в должности королевского камердинера. Затем организовал вместе с семьей Бежар «Блистательный театр»; ставил трагедии, трагикомедии, пасторали; принял фамилию Мольер. После серии провалов театр прекратил свое существование. В условиях конкуренции с итальянскими комедиантами Мольер стал сам сочинять небольшие пьески, добавляя к французскому средневековому фарсу элементы итальянской комедии масок (комедия дель арте). Их успех побудил его обратиться к более крупным формам. Т.о. мольеровская труппа стала самой популярной во французской провинции. С этого времени Мольер окончательно отказался от трагических ролей и стал играть только комедийных персонажей. Мольер оставил богатое наследие – более 32 драматических произведений, написанных в самых различных жанрах: фарс, дивертисмент, комедия-балет, пастораль, комедия положений, комедия нравов, бытовая комедия, высокая комедия и пр. Он постоянно экспериментировал, создавал новые формы и трансформировал старые. В начале 1660-х он создал новый комедийный жанр – высокую комедию, отвечающую классицистическим правилам: пятиактная структура, стихотворная форма, единство времени, места и действия, интрига, основанная на столкновении взглядов, интеллектуальные персонажи (Школа жен, Тартюф, Дон Жуан, Мизантроп, Скупой, Ученые женщины). Сущностной чертой высокой комедии был элемент трагического, наиболее ярко проявившийся в Мизантропе, которую иногда называют трагикомедией и даже трагедией. Комедии Мольера затрагивают широкий круг проблем современной жизни: отношения отцов и детей, воспитание, брак и семья, нравственное состояние общества (лицемерие, корыстолюбие, тщеславие и др.), сословность, религия, культура, наука (медицина, философия) и т.д. Главная черта мольеровских персонажей – самостоятельность, активность, способность устраивать свое счастье и свою судьбу в борьбе со старым и отжившим. У каждого из них есть собственные убеждения, собственная система взглядов, которые он отстаивает перед своим оппонентом; фигура оппонента обязательна для классицистической комедии, ибо действие в ней развивается в контексте споров и дискуссий. Другая черта мольеровских персонажей – их неоднозначность. Многие из них обладают не одним, а несколькими качествами (Дон Жуан), или же по ходу действия происходит усложнение или изменение их характеров (Аргон в Тартюфе, Жорж Данден). Но всех отрицательных персонажей объединяет одно – нарушение меры. Мера – главный принцип классицистической эстетики. В комедиях Мольера оно тождественно здравому смыслу и естественности (а значит и нравственности). Их носителями нередко оказываются представители народа (служанка в Тартюфе, жена-плебейка Журдена в Мещанине во дворянстве). Показывая несовершенство людей, Мольер реализует главный принцип комедийного жанра – через смех гармонизировать мир и человеческие отношения. Творчество Мольера, великого комедиографа, создателя классицистической комедии, оказало огромное влияние не только на драматургическое искусство Франции (Лесаж, Бомарше), но и на всю мировую драматургию (Шеридан, Гольдони, Лессинг и др.); в России его последователями были Сумароков, Княжнин, Капнист, Крылов, Фонвизин, Грибоедов.

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Комедия  Ж.Б. Мольера «Тартюф». Проблема  человеческого разума, доверия и обмана.

Значение Жана-Батиста  Мольера в мировой литературе преувеличить очень трудно. Он объединил  в своем творчестве лучшие традиции французского народного театра и  передовые идеи гуманизма и создал новый вид драмы — высокую  комедию, тем самым открыв новую страницу в истории мирового театра.Мольер обозначил пути для всего последующего развития драматургии. Его творчество послужило своеобразным мостом между двумя великими культурными эпохами — Возрождением и Просвещением. Мольер выдвигает на первый план не развлекательные, а воспитательные и сатирические задачи. Его комедиям присущи острая, бичующая сатира, непримиримость с социальным злом и, вместе с тем, искрометный здоровый юмор и жизнерадостность. «Тартюф» — первая комедия Мольера, в которой обнаруживаются определенные черты реализма. В целом она, как и ранние его пьесы, подчиняется ключевым правилам и композиционным приемам классического произведения; однако, часто Мольер от них отходит (так в «Тартюфе» не вполне соблюдено правило единства времени — в сюжет включена предыстория о знакомстве Оргона и святоши). Художественная сила комедии заключается не столько в жизненной достоверности сюжета; гораздо важнее то, что Мольер сумел поднять образ Тартюфа до уровня такой широкой и объемной типичности, что последний вышел за рамки своего исторического времени и приобрел непреходящее мировое нарицательное значение. В «Тартюфе» Мольер бичует обман, олицетворенный главным героем, а также глупость и нравственное невежество, представленное в лице Оргона и госпожи Пернель. Путем обмана Тартюф обводит Оргона, а последний попадается на удочку по своей глупости и наивной натуре. Именно противоречие между явным и кажущимся, между маской и лицом, именно оно является основным источником комизма в пьесе, поскольку благодаря ему обманщик и простофиля заставляют зрителя смеяться от души. Первый — потому что предпринимал безуспешные попытки выдать себя за совсем другую, диаметрально противоположную личность, да еще и выбрал совершенно специфическое, чуждое ему качество — что может быть труднее для жуира и распутника играть роль аскета, ревностного и целомудренного богомольца. Второй смехотворен потому, что он абсолютно не видит тех вещей, которые любому нормальному человеку бросились бы в глаза, его восхищает и приводит в крайний восторг то, что должно бы вызвать если не гомерический хохот, то, во всяком случае, негодование. В Оргоне Мольер высветил прежде остальных сторон характера скудность, недалекость ума, ограниченность человека, прельщенного блеском ригористической мистики, одурманенного экстремистской моралью и философией, главной идеей которых является полное отрешение от мира и презрение всех земных удовольствий. Ношение маски — свойство души Тартюфа. Лицемерие не является его единственным пороком, но оно выводится на первый план, а другие отрицательные черты это свойство усиливают и подчеркивают. Мольеру удалось синтезировать самый настоящий, сильно сгущенный почти до абсолюта концентрат лицемерия. В реальности это было бы невозможно..  

14. «Овечий  источник». Особенности поэтики Лопе де Вега.

В конце 16в сложилась  исп нац драма. Вместе с романом  Сервантеса «Дон Кихот» последних ее представителей определяет знание об испанской культуре в целом. Главным  основателем драматургии был  – Лопе Фелис де Вега Карпио (1562-1635). Сервантес назвал его «чудо природы, феникс и океан поэзии». Лит. наследие огромно. В 5 лет он писал стихи, в 12 сочинил первую комедию. Писал во всех жанрах и родах. 2200 драматич пр-ий (400 комедий, 400 пьес). Родился в Мадриде, в роду крестьян. Написал теоритические основы испанского театра (1609) в стихотворном рассуждении «Новое искусство сочинять комедии в наши дни». Основные черты: главная здача драматурга – угодить зрителю, поэтому Плавт и Теренций плохие драматурги; нужно выбирать сюжеты в которых трагическое и комическое перемешаны как это бывает в природе; при сохранении единства действия, можно нарушать единство времени и места; согласно первым 3 пунктам необходимо преобразовать и форму пьесы: необходимое деление пьесы на акты(хорнады), которе необходимо сократить с 5 до 3; сочетание высокого и низкого речевых стилей; сохранение целостности действенной линии при разнообразии эпизодов; наличие многообразных поэтических размеров и форм, соответствующих тем или иным состояниям действующих лиц; достижение напряженного ритма драмы.  Существует 2 классификации пр-ий Вега. Одна двучастная, другая трехчастная. Двучастная: комедии «плаща и шпаги» (Собака на сене-1604, учитель танцев -1594) и героич драмы (Овечий источник -1612-1613, звезда Севильи-1623, жестокий Нерон-1625, Орлеанская девственница-1618). К. Державин делит на государственно-историч, соц-политич и частно-бытовые.

Овечий источник:  явилась  пламенным протестом не только против феодального гнета, но и против  абсолютистко-деспотической государственности, которая в конечном счете представляла собой орудие того же феодального угнетения народных масс.

Особенности поэтики «Овечьего источника»: в основе реально-историч события- восстание 1476; имена Фердинандо Арагонского и Изабеллы Кастильской связаны с порой утверждения нац государства и обузданием феодальной монархии (которую представляет командор Гусман); понятие личной чести переходит в несословную, общечеловеческую; главное новаторство- особый гражданский пафос пьесы, порождаемый не отдельными персонажами, а коллективной массой; сочетание светской комической традиции (фарсов) с фольклорной традицией (символика, обряды, поверья и приметы, речь персонажей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Просвещение  как культурно-историческая эпоха.  Особенности просветительского рационализма.

Просвещение - интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784). Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. Вольтер был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. «Энциклопедия» стала первой научной книгой, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества, он выдвинул идею народного суверенитета. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции. Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как «Разбойники» (1781) Ф.Шиллера (1759–1805), «Натан Мудрый» Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играли философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития. Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся не только в научных трактатах, но и в литературе.

 

 

 

 

 

17.Роман  Дж.Свифта «Путешествия Гулливера». Особенности жанровой формы.

Роман Свифта "Путешествие  Лемиэля Гулливера в некоторые отдаленные страны света, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей" изданный в 1726 г. (русский перевод - 1772-1773 гг.) нельзя отнести к традиционному жанру роману-утопии (или роману-антиутопии), хотя в нем наличествуют черты и первого и второго вида романов, равно как и сатирико-дидактических произведений 16 в.  То общее, что объединяет их - это универсальность охвата жизненных явлений, фантастическая или аллегорическая канва сюжета и типажей, использование мотивов фольклора. Утопия для Гулливера - вовсе не утопия для Свифта и читателя. Понятие утопии оказывается опрокинутым в прочтении, а ирония Свифта становится двойственной, обращенной не только к изображаемому, но и к своему герою. Ироническое отношение автора к Гулливеру, впавшему в экстатический энтузиазм под воздействием интеллекта гуигнгнмов, проявляется не только в комическом подражании Гулливера лошадям, его странном поведении во время обратного путешествия в Англию и тяге к конюшне при возвращении домой, но и в том, что в идеальном для Гулливера мире гуигнгнмов Свифт наметил контуры самого тиранического рабства.

Так Свифт подвергает испытанию смехом рационализм просветителей  и там, где они усматривали  неограниченную перспективу для  развития личности, видит возможности  ее вырождения. Иные исследователи увидели в книге Свифта признаки героического эпоса, революционного пафоса, бунтарства. Видеть в государстве гуигнгнмов утопию будущего так же неверно, как и полагать его антиутопией. Свифт гораздо более неоднозначен, а в его романе слишком много смыслов, чтобы можно было их свести к чему-то одному. Жанр "Путешествий Гулливера" нельзя вместить в какое-то одно определение. Роман вмещает в себе признаки нескольких жанровых канонов (фантастика, утопия, сатира, авантюрные приключения, философская притча, аллегория, реалистическое бытописание, политический памфлет и т.д.) и вместе с тем это одновременно тонкая пародия на эти жанры. По форме "Путешествия" выглядят как описание морских путешествий, так что их можно отнести к документированным мемуарам морехода Гулливера, сначала лекаря, а потом капитана, с иносказательным подтекстом и автобиографическими реминисценциями самого Свифта. Это очень личная и очень грустная книга. Пессимизм Свифта, достигающий апогея в 4-й части, в какой-то степени уравновешивается забавными эпизодами и приключениями, особенно плотными в 1 и 2 частях. Роман разделен на четыре части, в которых рассказывается о четырех путешествиях Гулливера (общем герое всех частей книги) и в которых описываются четыре фантастических страны (Четырехпалубный корабль, на котором Гулливер отправляется в плавание, является как бы символом четырехчастного же путешествия). Все эти части обрамлены и связаны морскими путешествиями.

Информация о работе 17 век в культурно-историческом развитии Западной Европы. Новый тип европейского сознания, его проявление в барокко и классицизме.