17 век в культурно-историческом развитии Западной Европы. Новый тип европейского сознания, его проявление в барокко и классицизме.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:51, шпаргалка

Описание работы

В XVII в. возникает и развивается барокко. Баро́кко (итал. barocco — «странный», «жемчужина неправильной формы» нечто изысканное, элитарное) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». В 17 в. Италия – первое звено в искусстве эпохи возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы - испанцы и французы. Истощенная Италия не утратила высоты своих культурных позиций - она остается культурным центром Европы. Она богата духовными силами. Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям. Центром католического мира является Рим. Благодаря этим обстоятельствам, знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все. Знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает Барокко. Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью.

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_istorii_zarubezhnoy_literatury_17_18_veka.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

29.Жизнь  и творчество И.В. Гёте.

Гете (1749-1832) родился в немецком торговом городе Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера Иоганна Каспара Гёте. Отец его был имперский советник, бывший адвокат, мать  — дочь городского старшины. Гёте получил хорошее домашнее образование. В 1765 отправился в Лейпцигский университет, круг своего высшего образования завершил в Страсбурге (1770), где защитил диссертацию на звание доктора права. Занятие юриспруденцией мало привлекало Гёте, гораздо более интересовавшегося медициной (этот интерес привёл его впоследствии к занятиям анатомией и остеологией) и литературой. Писать начал рано. Его ранние произведения отмечены чертами подражательности. Комедия Совиновники, пастораль «Каприз влюбленного», стихотворения «К луне», «Невинность» и др. входят в круг литературы рококо. Гёте пишет ряд тонких произведений, не открывающих, однако, его самобытности. Как и у поэтов рококо, любовь у него — чувственная забава, олицетворенная в резвом амуре, природа — мастерски выполненная декорация; он талантливо играет присущими поэзии рококо поэтическими формулами, хорошо владеет александрийским стихом и т. п. Чем больше узнаешь Гете, тем больше понимаешь: не просто был он причастен к миру поэзии - это мир поэзии был заключен в нем, а он был его владыкой. Гете никогда не заботился о самовыражении - и он даже не хотел бы, чтобы в его созданиях отразилась личность именно поэта. Собственно говоря, ему хотелось быть человеком, который отражал бы в себе бытие - настолько полно и подробно, чтобы между человеком и бытием складывался разговор равных. Ради такого беспримерного диалога надо было стать поэтом, а тогда уже творить уверенно, властно, с достоинством. Человек, равняющийся с миром, с бытием, - он и в поэзии не просто поэт, а творец, и потому скорее человек дела, а не слов, и, уж во всяком случае, не книжный человек. К слову на бумаге Гете относился с пренебрежением. Да и поэзии ему всегда было мало, в поэзии должна была отражаться общая мысль о мире. Гёте был человеком колоссального ума и необыкновенно талантливым. Как поэт он был более всего и прежде всего лириком. Лирические стихотворения его, материал для которых большей частью почерпнут из его собственной жизни, отличаются необыкновенной прелестью, правдивостью и простотой изображения, а также красотой формы. Лирическое направление преобладает и в тех его произведениях, которые относятся, собственно, к драматическому роду поэзии. Так, «Фауст», носящий название «трагедии», в сущности, должен был называться «драматической поэмой», так как состоит из ряда отдельных сцен, мало между собой связанных и имеющих часто совершенно лирический характер. Гете также  чрезвычайно интересовался естественными науками: минералогией, геологией, ботаникой, зоологией (собственно, сравнительной анатомией), оптикой и метеорологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.Лирика  Й.В. Гёте. Общая характеристика.

Гете за свою жизнь  написал около 1600 стихотворений. Многие из них были подхвачены народом и  превратились в народные песни. Поэт чутко прислушивался к голосу народа, к его песням, его речи; он сумел почерпнуть из родника народной поэзии восхитительную прелесть ее формы: припевы, песенную гибкость и мелодичность, выразительную картинность: сравнения, параллелизмы, контрасты, он сумел найти, понять и оценить красоту родного языка и довести ее до совершенства. Лирические шедевры Гете: «Лесной царь», «Ночная песнь странника», «Полевая розочка», «Коринфская невеста», песенка Миньоны из «Вильгельма Мейстера» пользуются мировой известностью. Многое из поэтического наследия Гете нам пока недоступно, ибо как бы точен перевод ни был, он не может сохранить обаяние оригинала. Лирика Гете жизнерадостна и жизнелюбива. В ней содержится редкое и ценнейшее чувство понимания красоты природы и человека. Человек с его интимными чувствами и природа, которая живет, благоухает, цветет всеми красками жизни, – вот два главных героя его лирики. Стихи Гете всегда являлись откликом на то или иное событие его жизни, поэтому столько волнения и непосредственного чувства вложено в них. Гете полагал, что лирические стихи вне зависимости от жизни поэта писать нельзя, иначе это будут холодные и отвлеченные рассуждения в стихах: «Свет велик и богат, а жизнь столь многообразна, что в поводах к стихотворениям недостатка не будет. Но все стихотворения должны быть написаны «по поводу» (на случай), т.е. действительность должна дать к тому повод и материал. Отдельный случай становится общим и поэтическим именно потому, что он обрабатывается поэтом. В 1773 г. Гете пишет философскую драму «Прометей». Она немногословна, но мысли, заключенные в ней, примечательны. Прометей не подчиняется Зевсу, он противник рабства. Он гордо отвечает Меркурию, что не подчинится богам. Даже когда боги пожелали поделиться с Прометеем своей властью, он отказывается. Гете сочувствует этому бунтарю. Драма не вышла из творческой лаборатории поэта. Широкий круг читателей узнал о ней значительно позднее. Монолог Прометея еще в рукописи был прочитан Лессингом и удостоен высокой оценки немецкого просветителя. Гете опубликовал рукопись в 1830 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.Трагедия  Гёте «Фауст». Источник сюжета  и образов. Легенда о докторе  Фаусте.

В «Фаусте» оказались  органически слиты самые разные элементы – начало драмы, лирики и  эпоса. Именно поэтому многие исследователи  называют это произведение драматической поэмой. Фауст» включает с себя элементы, различные и по своей художественной природе. В нем есть сцены реально – бытовые, например, описание весеннего народного гуляния в выходной день; лирические свидания Фауста и Маргариты; трагические – Гретхен в темнице или момент, когда Фауст едва не прекратил жизнь самоубийством; фантастические. Но фантастика Гете в конечном счете всегда связана с реальностью, а реальные образы за частую носят символический характер. Еще в ранние годы внимание Гёте привлекла народная легенда о Фаусте, возникшая в XVI веке. В XVI веке феодализму в Германии были нанесены первые серьезные удары. Реформация разрушила авторитет католической церкви; мощное восстание крестьян и городской бедноты до основания потрясло всю феодально-крепостническую систему средневековой империи. Не является поэтому случайностью, что именно в XVI веке зародилась идея «Фауста» и в народной фантазии возник образ мыслителя, смело дерзающего проникнуть в тайны природы. Это был бунтарь, и, как всякого бунтаря, подрывавшего основы старого порядка, церковники объявили его вероотступником, продавшимся дьяволу. Легенда о Фаусте сложилась как выражение страстного протеста против этой унижающей человека проповеди. Эта легенда отражала веру в человека, в силу и величие его разума. Она подтверждала, что ни пытки на дыбе, ни колесования, ни костры не сломили этой веры в массах вчерашних участников разгромленного крестьянского восстания. В полуфантастической форме образ Фауста воплощал в себе силы прогресса, которые нельзя было задушить в народе, как нельзя было остановить ход истории. Когда происходят события в «Фаусте»? – вопрос, на который трудно ответить. Во времена Гёте? Едва ли. В XVI веке, когда жил легендарный чернокнижник Иоганн Фауст? Но совершенно очевидно, что Гёте не стремился создать историческую драму, изображавшую людей того времени. Смещение всех исторических времен особенно разительно во второй части. Елена, героиня древнего мифа (около 1000 лет до нашей эры!) внезапно переносится в эпоху рыцарского средневековья и встречается здесь с Фаустом. А их сыну Эвфориону приданы черты английского поэта XIX века Байрона. Условны не только время и место действия, но и образы трагедии. Поэтому невозможно говорить о типичности изображаемых Гёте характеров в том смысле, как это мы говорим, например, при рассмотрении произведений критического реализма XIX века. В Маргарите можно увидеть реальный тип немецкой девушки XVIII века. Но и ее образ в художественной системе трагедии играет особую иносказательную роль: для Фауста она – воплощение самой природы. Образу Фауста приданы общечеловеческие черты. Фантастичен Мефистофель, и, как мы увидим, за этой фантастикой стоит целая система идей, сложных и противоречивых. В связи с этим следует обратить внимание и на особенности сюжета в «Фаусте». Сюжет, как известно, отражает взаимоотношения персонажей. Но «Фауст» – не бытовая Драма, а философская трагедия. Поэтому главное здесь – не внешний ход событий, а движение гетевской мысли. С этой точки зрения очень важен и необычный пролог, который происходит на небесах. Гёте пользуется привычными для того времени образами христианской легенды, но, конечно, вкладывает в них совершенно иное содержание. Гимны архангелов создают своего рода космический фон. Вселенная величественна, все в природе находится в непрерывном движении, в борьбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. «Фауст»  Гёте: «театральное вступление».  Особенности жанровой структуры  трагедии.

Создатель "Фауста" Иоганн Вольфганг Гёте (1749 - 1832) прожил на свете 82 года, наполненных неустанной и  разнообразной деятельностью. Поэт, драматург, романист, Гёте был также неплохим  художником  и весьма серьёзным учёным- естествоиспытателем.  Широта  умственного кругозора Гёте была  необыкновенной.  Не  было  такого  жизненного  явления,   которое не привлекло бы его внимания. Гёте работал над "Фаустом" почти всю свою  творческую  жизнь.  Первый замысел возник у него  когда ему было  не  многим  больше  20  лет. Закончил он произведение за несколько месяцев до кончины. Таким образом,  от начала работы до её окончания прошло около 60 лет. "Фауст"  -  поэтическое произведение  особого,  чрезвычайно редкого стилевого строя. В "Фаусте"  есть сцены реально -  бытовые,  как,  например, пирушка студентов в погребке Ауэрбаха, лирические,  как свидания   героя  с Маргаритой, трагические, как финал первой части - Гретхен в темнице. В "Фаусте" широко использованы  легендарно - сказочные мотивы, мифы  и предания, а рядом с ними,  причудливо  сплетаясь  с  фантастикой,  мы  видим реальные человеческие образы и вполне жизненные ситуации. Интимная лирика, гражданский пафос, философские  раздумья,  острая  сатира,  описание природы,  народный   юмор   -   всё   это   наполняет   поэтические   строки универсального творения Гёте.   Трагедия начинается с не имеющего отношения к основному сюжету спора между директором театра и поэтом о том, как надо писать пьесу. В этом споре директор разъясняет поэту, что зритель груб, бестолков и не имеет собственного мнения, предпочитая судить о произведении с чужих слов. Да и не всегда его интересует искусство — некоторые приходят на представление лишь для того чтобы щегольнуть своим нарядом. Таким образом, пытаться создать великое произведение не имеет смысла, поскольку зритель в массе своей не в состоянии его оценить. Вместо этого следует свалить в кучу всё, что попадётся под руку, а так как зритель всё равно не оценит обилия мысли — удивить его отсутствием связи в изложении. В беседе директора, поэта и комического актера, в их различных толкованиях того, что должно быть показано на сцене, нет непримиримых противоречий; все трое как бы дополняют друг друга, и в их суждениях о целях и сущности искусства читатель узнает эстетические основоположения создателя "Фауста". Поэт отстаивает высокое предназначение искусства. Не мишурный блеск, который может обмануть неискушенные глаза лишь на мгновение, а красота совершенная, истинная, явившаяся воплощением многолетних дум художника, - вот сущность искусства. Такое искусство становится достоянием веков, предметом восхищения потомков. «Потомство! Вот о чем мне речи надоели!» - спорит комический актер. И его возражение нельзя отвергнуть, ведь искусство, "мощь человечества, живущая в поэте", умение "единичное искусно обобщить", не может, не должно проходить мимо современников; к ним, к их сердцу и уму прежде всего обращается оно и только через них - к потомкам, к векам. Идти в жизнь, смелей черпать из нее события, конфликты, чувства. Пусть узнает зритель свое, пережитое в прекрасной фантазии поэта. Гете раскрывает тайну обаяния великих произведений: они дают пищу каждому, удивительнейшим образом умея удовлетворить всех. Каждый ищет в них и находит свое, созвучное своим мыслям, чувствам, настроениям. «Театральное вступление» - это новаторство Гете. Невозможно исчерпать всё богатство идей "Фауста" Гёте.  В этом и заключается универсальность трагедии. Такое количество проблем, мыслей, конфликтов, поднятых в трагедии, охватывает не только какую-ту эпоху или какой-то социальный слой,  они занимают всю жизнь, они сопровождают человека на протяжении всего его существования, вне зависимости от того, где и в какое время он живет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33.«Пролог  на небе» в трагедии Гёте  «Фауст»: символика образов, идея  единства и гармонии мира и  человека. Место в композиции  произведения.

Трагедия Гете «Фауст»  бесспорно является величайшим творением  писателя и одним из ярчайших памятников европейской литературы XVIII века, века Просвещения, основными тенденциями  которого были распространение и  популяризация научных знаний. Если в XVII в. философские идеи были привилегией высших классов общества, то в XVIII в. литература преследовала цель донести эти идеи в популярной форме до всех слоев общества. Если литература XVII в. носила полемический характер, то XVIII в. порождает особую культуру компромисса, беседы, когда примиряются и дополняют друг друга разные точки зрения (как в «Прологе на небесах»).«Фауст» Гете необычайно точно отразил главные тенденции своего времени, времени величайших открытий, свободы мысли, торжества разума. Больше 30 лет жизни Гете заняла работа над 1й частью "Фауста",  которая была впервые опубликована целиком в 1808 году. Немаловажную роль в 1-й части и во всем произведении играет «Пролог на небе» - в нём Господь, окружённый  ангелами,  встречается  с  Мефистофелем. Обитатель ада Мефистофель воплощает  зло.  Вся  сцена  символизирует  борьбу добра и зла, происходящую в мире. Мефистофель полностью отрицает за человеком какие-либо достоинства. Господь признаёт что человек далёк от совершенства, но всё  же   в  конечном счёте способе выбраться "из  мрака".  В качестве  такого  человека  Господь называет Фауста. Мефистофель просит разрешения доказать, что и Фауста  легко сбить с пути истинного. Спор между Мефистофелем и Богом является  спором  о природе и ценности человека. «Пролог на небе» - это завязка всего действия. Трагедия "Фауст" имеет две части. Первая делится на 25 сцен, вторая включает в себя пять актов. Построенная по образцу шекспировских хроник с многочисленными эпизодическими персонажами, с множеством лаконичных, самых разнообразных сцен, она переносит читателя из одной части света в другую, в фантастическую обстановку шабаша ведьм в горах Гарца ("Вальпургиева ночь") или в компанию гуляк в погребок Ауэрбаха в Лейпциге, в комнату Маргариты или в мрачную тюрьму, где томится юная грешница. Смешение реального с фантастическим, своеобразная двуплановость повествования заставляет читателя постоянно подниматься над фактом, искать в единичном обобщающую закономерность, за мелочью прозревать великое. Жизнь человечества в ее величии и вместе с тем в мелочно-хлопотливой суете является здесь объектом поэтических раздумий, печали, восторга и возмущения автора. Не судьба отдельного человека, а весь мир, огромный, еще не познанный до конца, все человечество с его исторической судьбой волнует поэта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34.Проблема  познания в трагедии Гёте «Фауст».  Образы и сюжетные линии Фауста  и Вагнера.

Трагедия «Фауст» — венец творчества выдающегося немецкого писателя- Гете. Является наиболее известной историей жизни реального средневекового персонажа — героя немецких мифов и преданий доктора Иоганна Фауста. Трагедия «Фауст» является отражением и обобщением жизненного опыта и философии Гёте, который работал над трагедией большую часть своей жизни — 57 лет.

Взгляды И.В. Гете на природу  и науку как нельзя лучше отражаются в "Фаусте". За какую сумму интеллигентному  человеку не стыдно продать свою бессмертную душу Дьяволу? Этот вопрос живейшим образом интересовал очень многих людей разной степени интеллигентности. И Гете попытался на него ответить. Его герой доктор Фауст заключает с Духом Зла деловое соглашение, согласно которому черт заберет его душу в тот самый момент, когда доктор сочтет, что он доволен собой и окружающей его действительностью и захочет почить на лаврах. А до этого сатана обязуется создавать Фаусту все условия для плодотворной деятельности в самых разных сферах - от науки до любви. Однако довести Фауста до состояния полного самодовольства оказалось очень нелегко.  

Одна из сюжетных линий "Фауста" - противопоставление двух типов научных деятелей c pазным  отношением к науке. Для доктора  Фауста процесс познания бесконечен: чем больше он знает, тем больше ощущает ограниченность своих знаний. А самое главное, понимает, что так будет всегда. Коллеге Фауста доктору Вагнеру свойственен иной взгляд на пpоцесс познания. Д-p Вагнеp уверен, что этот процесс конечен и добытые знания превращаются в форму "учений", т.е. некоей абсолютной и окончательной истины. А такие истины обязательно должны иметь своих жрецов, задача которых - не искать нечто новое, а пресекать разного рода превратные толкования.

Уже в самом начале книги И.В. Гете показывает нам многозначительную деталь. Гуляя в окрестностях родного города, уважаемые ученые увидели собаку. Вагнер не заметил в животном ничего особенного, в то время как Фауст сразу, хотя и подсознательно, почувствовал в его поведении что-то не совсем собачье. И Фауст и Вагнер наблюдали одну и ту же картину. Но Фауст увидел значительно больше. И, главное, почувствовал, что увиденное плохо вписывается в традиционные представления о поведении собаки.   Человеческое сознание устроено таким образом, что оно склонно затушевывать наблюдаемые противоречия. И, тем самым, уходить от решения стоящих за ним проблем. Научным работникам, подобным д-ру Вагнеру, эта склонность свойственна в весьма большой мере. И поэтому от них вряд ли можно ожидать действительно крупных достижений: интересные проблемы они попросту не видят.

Информация о работе 17 век в культурно-историческом развитии Западной Европы. Новый тип европейского сознания, его проявление в барокко и классицизме.