Технология социальной работы – как мастерство специалиста социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

В сегодняшней России сформировано достаточно обособленное от других сегментов пространство, в котором осуществляется нормативно-правовое, но и реальное, материально и организационно оформленное пространство социальной работы – система учреждений социальной работы населения.
Люди, которые работают в этих учреждениях, на своих плечах выносят многие тяготы сегодняшних дней, сглаживая трудности для тех, кто беззащитен, беспомощен, у кого недостает своих собственных сил и средств справиться с навалившимися не него житейскими, психологическими, социальными проблемами. Деятельность, которую осуществляют работники социальных служб, пока еще далеко не всегда соответствует ранее полученному образованию и их предыдущему профессиональному опыту.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…......3
1. Особенности подготовки специалистов социальной работы…………………… 5
2. Деятельность специалиста социальной работы…………………………………...7
3. Специалист социальной работы в системе социальных функций………………13
Заключение………………………………………………………………………..…...17
Список литературы……………………………………………………………..……..20

Файлы: 1 файл

технология соц работы как мастерство специалиста.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Технология  социальной работы – как мастерство специалиста социальной работы

 

 

 

 

                                                                   

 

                                                                     Выполнила:

 

                                                                   

                                                      Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...…......3 
1. Особенности подготовки специалистов социальной работы…………………… 5

2. Деятельность специалиста социальной работы…………………………………...7

3. Специалист социальной работы в системе социальных функций………………13

Заключение………………………………………………………………………..…...17

Список литературы……………………………………………………………..……..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Введение

            В 1991 году решением коллегии Госкомитета образования от 13.07.90 г. № 14/4 официально введен в перечень должностей институт «специалиста социальной работы, специалиста социальной работы». С сентября 1990 года уже была начата, например, профессиональная подготовка социальных педагогов, определены содержание, формы и методы работы социальных педагогов, обоснованы профессиональные требования к ним.

Что касается социальной реабилитации инвалидов и пожилых  людей, возможность как можно  дольше оставаться в привычных домашних условиях представилась со времени появления должности социального работника в системе учреждений социальной защиты. Именно эти реальные лица стали оказывать социально-бытовые услуги нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно нуждались. На первых этапах развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам акцент был сделан на надомное обслуживание. С учетом этого обстоятельства была разработана квалификационная характеристика социального работника, определены его должностные обязанности. Вместе с тем в реальной социальной помощи нуждаются и пожилые люди и инвалиды, находящиеся в домах-интернатах. До последнего времени организация медико-социальной помощи в этих учреждениях возложена преимущественно на медицинских работников, которые в ущерб организации медицинского обслуживания осуществляют несвойственные им функции по социально-бытовой, социально-психологической и социально-средовой адаптации лиц, находящихся в домах-интернатах. В связи с указанными обстоятельствами возникла необходимость очертить круг обязанностей социальных работников в домах-интернатах и на основании этого показать целесообразность введения этой категории работников в стационарных учреждениях Минсоцзащиты России. На данном этапе развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам, проживающим вне стационарных учреждений, деятельность социальных работников сводится к оказанию социально-бытовых услуг. Между тем функции их гораздо шире. По мере создания института социальных работников со специальным образованием нетрудоспособные граждане получат более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку.

Такой же актуальной проблемой социальной защиты является проблема безработицы вообще и молодежной, в частности.

Проблемы наркомании, алкоголизма и проституции отчасти  являются производными безработицы. Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, членов экстремистских политических течений.

Также молодежь не может избежать негативного воздействия  пороков и издержек в ходе реформирования системы государственной власти, породивших скептицизм, недоверие, потерю идеалов. Суть преобразований государства должна состоять в том, чтобы связать потребности и интересы молодежи с потребностями и интересами общества, включить ее в процесс преобразования. Таким образом, проблема занятости молодежи является актуальной социальной проблемой, поэтому требует особого внимания, как со стороны государственной власти, так и со стороны общества в целом.

Отдельным блоком социальных проблем, требующих пристального внимания социальных работников и государственных структур, также стоят вопросы работы с семьей – особенно с неполными, многодетными и неблагополучными семьями.

Было понятно, что набирающие силу социально-политические процессы, после развала Союза, приравненного к гуманитарной катастрофе, обострят и без того плохо решаемые в практике вопросы воспитательной работы с населением «групп риска».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности подготовки специалистов социальной работы

Проблема подготовки студентов к практической социальной работе деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем.

Как известно, в 90-х годах в России профессия  «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности.

Профессиональные  знания специалиста социальной работы включают прежде всего необходимость  знания законодательства и основ  социально-педагогической деятельности.

Эти профессиональные знания преподаются при изучении следующих дисциплин: «Педагогика», «Основы педагогического мастерства», «Введение в специальность», «Основы социальной психологии», «Социальная педагогика», «Методика и технология работы специалиста социальной работы», «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Опыт деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения».

Однако по окончанию  высшего профессионального заведения, по мнению большинства авторов, специалист данной профессии должен обладать следующими личностными особенностями: внимание, стремление понять позицию других, дружелюбие, общительность, способность стать лидером, вежливость, обходительность, руководство здравым смыслом, следование предписаниям, жизнерадостность, толерантность, упорство, большое чувство ответственности, способность выполнить работу полную разнообразия, энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм, способность взаимодействовать со специалистами, тщательность действий, аккуратность и последовательность в работе, способность к планированию своего будущего, способность к устным высказываниям, хорошая память, способность обучать других, умение заботится о других, реализация новых идей, самостоятельность суждений.

Среди факторов и условий, имеющих значение для выпускника учебного заведения по специальности «социальная педагогика», влияющих в последующем на профессиональную карьеру, наиболее распространенными являются следующие:

В числе отрицательных  сторон:

Недостаточность ведомственной нормативной и инструктивно-методической базы ввиду новизны профессии;

Фактор «профессионального одиночества», который означает непонимание  специфики и значения должности  в учреждении в распространенной ситуации наличия в штатном расписании одной ставки специалиста (или даже нескольких, но явно ниже потребностей);

Есть и положительные  стороны этой работы:

Многообразие  возможных мест работы;

Реализация  положительных качеств личности, организаторских способностей;

Возможность коммуникативного общения;

Развитие творческих способностей.

При подготовке кадров по специальности «социальная  педагогика» нужно: развивать профессиональные особенности личности, соответствующие  специальности, вести более общий  обзор профессиональной деятельности специалиста социальной работы, конкретизировать подготовку и специализироваться на определенном виде деятельности специалиста социальной работы, а также при комплектовании групп ввести тестирование, с целью учета личностных качеств будущего «специалиста социальной работы».

Таким образом, вышеизложенное показывает, что существует необходимость подготовки специалистов социальной работы, как на базе средних специальных учебных заведениях так и высших, большую роль в подготовке кадров имеет подбор предметов преподавания, немаловажную роль играет подготовка педагогического состава, существует необходимость специальной подготовки самих преподавателей, а также укрепление материально-технической базы учебных заведений, учет личностных качеств абитуриента через тестирование.

2. Деятельность специалиста социальной работы

Профессии «социальный  работник», «социальный педагог» и  «специалист по социальной работе»  официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте  – апреле 1991 году и созданы для  решения социальных проблем человека и общества, в их числе: социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации; эмоциональные и психологические проблемы; нужда и бедность; алкоголизм и наркомания; насилие и дискриминация; национальные проблемы и миграция; преступление и правонарушение; безработица и профессиональная адаптация; жилищная проблема; опекунство, попечительство, усыновление; родительская жестокость и другие.

Социальная  педагогика, или педагогика отношений  в социуме, рассматривается как  базовая интегративная основа в системе служб социальной помощи населению, позволяющая своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме, развивать всевозможные инициативы, формировать ценностные ориентации личности по отношению к себе, к окружающей природе, социальной среде.

Одним из важнейших  системообразующих элементов социальной педагогики как науки являются закономерности, проявляющиеся в ее предметном пространстве. Закономерности социальной педагогики являются формой концентрации знаний предмета и занимают центральное место в структуре науки. Они выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в социальной работе.

В настоящее  время профессия социального  работника и ее мастерство остро востребованы. Нужен, по сути, специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Таким специалистом является социальный работник, в основные трудовые операции которого входит: сбор и анализ информации о личности; диагностика микросреды; прогноз дальнейшего развития и социализации личности; профилактика и социальная терапия негативных явлений окружающей среды; охранно-правовая защита; образовательно-воспитательные задачи; составление и ведение документации; работа с педагогическим коллективом.

Социальный работник должен быть участником совместной деятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет человека и его семью, на протяжении продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение, заботится о формировании общественных ценностей в социуме.

Одновременно  он и социальный терапевт, предотвращающий  и разрешающий конфликтные ситуации своих подопечных.

Выполняя различные социальные роли, специалист социальной работы реализует следующие функции:

Образовательно-воспитательную – специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе всех социальных институтов в зоне своего профессионального влияния: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, религиозных организаций и общественных объединений;

Диагностическую – специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия его жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;

Организаторскую – специалист организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, Образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, общества и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;

Прогностическую – специалист участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает социально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и алгоритмы решения конкретных социально-педагогических задач;

Профилактическую  и социально-терапевтическую – специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социально-терапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав человека в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;

Организационно-коммуникативную  – специалист способствует включению  добровольных помощников, населения  в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом;

Охранно-защитную – специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер социального принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента;

Информация о работе Технология социальной работы – как мастерство специалиста социальной работы