Технология социальной работы – как мастерство специалиста социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

В сегодняшней России сформировано достаточно обособленное от других сегментов пространство, в котором осуществляется нормативно-правовое, но и реальное, материально и организационно оформленное пространство социальной работы – система учреждений социальной работы населения.
Люди, которые работают в этих учреждениях, на своих плечах выносят многие тяготы сегодняшних дней, сглаживая трудности для тех, кто беззащитен, беспомощен, у кого недостает своих собственных сил и средств справиться с навалившимися не него житейскими, психологическими, социальными проблемами. Деятельность, которую осуществляют работники социальных служб, пока еще далеко не всегда соответствует ранее полученному образованию и их предыдущему профессиональному опыту.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…......3
1. Особенности подготовки специалистов социальной работы…………………… 5
2. Деятельность специалиста социальной работы…………………………………...7
3. Специалист социальной работы в системе социальных функций………………13
Заключение………………………………………………………………………..…...17
Список литературы……………………………………………………………..……..20

Файлы: 1 файл

технология соц работы как мастерство специалиста.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 1995 года провозглашает целью благотворительной деятельности: содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействие защите материнства, детства и отцовства; содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта, некоторые из них напрямую связаны с деятельностью специалиста социальной работы.

С благотворительными организациями взаимодействуют  молодежные и детские движения, в  которых социальный педагог может работать. Для успешной работы этих организаций нашим государством оказывается поддержка, которая прописана в законе «О государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений» 1995 года.

Важными документами  также становятся приказы, распоряжения и решения глав муниципальных образований, и подведомственных им «отделов образования» и «Управлений по социальным вопросам» в зависимости от того, где, в какой отрасли работает специалист социальной работы.

Итак, социальному  работнику, необходимы знания нормативных документов для оказания конкретной помощи в каждом конкретном случае.

 

 

 

Заключение

С апреля 1991 года в России появилась новая профессия  – социальный работник, деятельность которого обращена на всю систему  жизнеобеспечения человека, жизненную ситуацию людей, ее целостности, а не только в острых бедственных ситуациях как проявление заботы, милосердия, сопереживания.

В это же время  произошла в нашей стране институциализация  социальной работы, когда профессия, аналогичная зарубежной профессии «социальный работник», получив название «специалист по социальной работе» была внесена в государственный реестр. С этого момента развитие системы предоставления различных видов социальной помощи, оказания социальных услуг населению стало носить целенаправленный характер, а обязательства государства в этой сфере были позднее всенародно одобрены и официально закреплены в Конституции 1993 года: Российская Федерация была определена как социальной государство. Свое дальнейшее развитие эта тенденция получила в принятии ряда Федеральных законов, множества иных законодательных и административных актов.

Таким образом, можно считать, что в сегодняшней  России сформировано достаточно обособленное от других сегментов пространство, в котором осуществляется нормативно-правовое, но и реальное, материально и организационно оформленное пространство социальной работы – система учреждений социальной работы населения.

Люди, которые  работают в этих учреждениях, на своих  плечах выносят многие тяготы сегодняшних  дней, сглаживая трудности для тех, кто беззащитен, беспомощен, у кого недостает своих собственных сил и средств справиться с навалившимися не него житейскими, психологическими, социальными проблемами. Деятельность, которую осуществляют работники социальных служб, пока еще далеко не всегда соответствует ранее полученному образованию и их предыдущему профессиональному опыту. При остром дефиците специфических профессиональных знаний, умений и навыков многое идет от сердца, от понимания необходимости и огромного желания помочь. Работа строится на принципах самоотверженности, полной самоотдачи, жертвенности. Это приносит результаты, положительное значение которых и для отдельных лиц, и для семей, получивших помощь, и в целом для государства Российского трудно переоценить.

Пожилые люди относятся  к категории так называемого  маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально-уязвимой частью общества. Это связанно, прежде всего, с дефектами их физического  состояния, вызванного заболеваниями, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологией и с пониженной двигательной активностью, характерными для большинства представителей старших возрастов. Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этой группы населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношения к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним. Психологические проблемы возникают при разрыве привычного общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических обострений в результате развития склеротического процесса, характерного для пожилых людей. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.

Из вышеизложенного  следует, что значительная часть этой группы населения нуждается в разных формах обслуживания и социальной помощи, которые осуществляются на практике социальными работниками. И от того, кто и как будет выполнять эту работу. Будет зависеть решение проблем пожилых людей.

Работа с  клиентом занимает в практике социальной работы центральное место. С просьбой о помощи в социальные службы обращаются люди, которые не знают. Как решать и не умеют решать возникшие у  них проблемы и трудности.

Прежде чем  обратиться за помощью в социальную службу, клиент пытается сам разрешить возникшие трудности и проблемы. Однако, потерпев неоднократно не удачу, растратив физическую и духовную энергию, поняв, что самостоятельно он не может решить проблемы, он обращается к социальному работнику.

Социальный  работник, владеющий теорией социальной работы, будет способствовать разрешению этих проблем, если он изберет диалог в качестве средства восхождения  к человеческому в человеке. И  способы реализации человеческого  потенциала, которыми владеют специалисты профессионалы, - это не что иное, как способы обучения завязыванию диалогического общения с миром, с другими людьми, с самим собой, как с другим. Гуманистическим это общение и взаимодействие будет в случае, если оно откроет для человека возможность осознать такие формы бытия, как сосуществование, сотрудничество, сопереживание, сочувствие, соответствие и таким образом поможет проявлению духовности в отношениях между людьми.

Важно отметить, что у социального работника, как правило, возникает чувство глубокой симпатии и печали по отношению к клиенту, который страдает или несчастен. Это сострадание сопровождается сильным желанием облегчить боль или устранить ее причину. Но даже если очень хотеть облегчить боль другого человека, без его встречной инициативы или хотя бы ответной активности сделать этого нельзя. Но можно и должно уметь создать условия, при которых клиент согласился бы изменить свое положение и свои чувства.

Социальный  работник сострадает клиентам еще больше, если он не знает, как решить их проблемы. Но незнание не может оправдать пассивную позицию. Так же, как и его клиенты, он должен искать пути решения имеющихся проблем.

Социальный  работник как личность, обладающая высоким уровнем профессионализма и душевной щедрости, должен попытаться создать условия, при которых клиент изменит свою точку зрения.

И так как  последний имеет дело с клиентом, находящимся в измененном душевном состоянии, испытывающим агрессию или  депрессии и т.п. Клиент может  по-разному вести себя: быть тихим, застенчивым или агрессивным, эмоциональным; замкнутым, напряженным или словоохотливым, излишне общительным; добрым, беззащитным, чувствительным к проблемам справедливости или эгоистичным, замкнутым на проблеме собственного благополучия и преодоления именно собственных трудностей.

Социальный  работник в своих практических действиях  должен найти эффективные формы  общения с каждым из клиентов, то есть установить и поддерживать с  ним контакт. Возникшие в процессе работы конфликты необходимо урегулировать  с помощью конкретных технологий по предупреждению и регулированию конфликтных ситуаций. Одним их необходимых условий эффективной работы с клиентом является налаживание с ним отношений доверия, взаимопонимания, познаний его интересов, потребностей.

 

Список  литературы:

 

1.Гуслова М.Н. Организация социальной работы с пожилыми людьми. М., Творческий лицей, 2004. 80 с.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Горланова Е. Ушел ученик из школы… Почему? // Учитель. М., 2001. № 1. С. 42-46.

3.Доэл М. Практика социальной работы. М., 1995. 176с.

4.Жирякова А.А. Структура воспитательной работы в общеобразовательной школе // Классный руководитель. М. 2001. № 1. С. 66-74.

5.Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников. М., 2000. №8. С. 37-39.

6.Клемантович И. Культура профессионального мышления специалиста социальной работы // Воспитание школьников. М., 2000. №10. С. 16-17.

7.Мокроносов А. и др. Развитие учреждений социальной защиты населения в регионе // Социальное обеспечение. М., 2000. №3. С. 22-30.

8.Никитина Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. М., 2000. № 9. С. 13-15.

 
 

9.Никитина Л. Узловые моменты профессии // Воспитание школьников. М., 2000. №7. С. 20-22.


10.Нечаев А.М. Охрана детей сирот в России. М., 1994. 320с.

11.Никитина Л. Функции и роли специалиста социальной работы // Воспитание школьников. М., 2000. № 8. С. 30-36.

12.Никитина Л. Что должен знать социальный педагог в законодательстве//Воспитание школьников. 2001. №4. С.27-30.


13.Основы социальной работы: Учебник. / Отв. ред. П.Д. Павлюнок. М.: ИНФРА-М, 1998. 368с.

14.Павлюнок П.Д. Введение в профессию «социальная работа»: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998. 174с.

 

15.Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 416с.

16.Шептенко П.А. Проблемы подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности. Барнаул, 1999. 12с.

 
 
 
 
 
 

 


Информация о работе Технология социальной работы – как мастерство специалиста социальной работы