Технологии социального служения Русской Православной Церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 00:28, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрыть особенности и технологии социального служения Русской православной церкви в контексте реализации положений её социального учения. Цель предопределила следующие задачи:
дать определение понятия «социальное служение»;
раскрыть содержание Основ социальной концепции РПЦ как итога осмысления проблем общества и человека;
выявить основные направления использования социального потенциала Русской православной церкви в решении общественных проблем: описать взаимодействие РПЦ с Вооруженными силами РФ;
проанализировать медицинское социальное служение РПЦ.

Содержание работы

Глава I. Социальное служение как особая форма общественной деятельности 5
1.1 Понятие «социальное служение» 5
1.2 Социально значимые мотивы участия в социальном служении 13
Глава II. Место и роль социального служения в системе социальной работы 18
2.1 Объекты и субъекты социального служения как разновидности социальной работы 18
2.2 Процесс институциализации социального служения в системе современных общественных отношений 24
Заключение 29
Список использованной литературы и нормативных правовых актов 31
Приложение 1 35
Приложение 2 36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа соц служение Маковецкий Никита СРБ-ДС-4-1.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ЮВЕНОЛОГИИ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

за курс

«Технологии социальной работы»

на тему

«Технологии социального служения Русской Православной Церкви»

 

 

 

 

Выполнил:

студент 4 курса 1 группы

по специальности «Социальная работа»

Маковецкий Никита

Научный руководитель:

кандидат военных наук, профессор

кафедры социальных технологий РГСУ

Макаров Владимир Евгеньевич.

 

 

 

Дата допуска к защите:

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011

Содержание

 

Введение

В деятельности религиозных  организаций одним из важнейших  вопросов всегда была задача «служения  миру», поскольку разнообразные  формы этого служения позволяют  преодолеть разрыв между богословскими  поисками и практическим участием  религиозных организаций  в решении социально значимых проблем.1

Тема социального служения также актуальна и в контексте  социальной работы. С учетом недостаточной  научной разработанности была избрана  тема данного исследования.

Данной проблеме немало внимания уделялось исследователями  и историками XIX, XX веков, а также  некоторыми современными исследователями. Богатый и интересный материал содержится в многочисленных диссертационных  исследованиях последних лет, посвященных  различным аспектам социального служения РПЦ в регионах России. Анализ социального служения как общественного явления дан в работах Е. Н. Моисеевой,2 Н. Б. Ажнакиной,3 О. И. Антоновой,4 Т. А. Костылевой,5 В. Б. Устиненко.6 В них рассматриваются сферы пересечения социального служения религиозных организаций и светской социальной работы; социализирующая роль РПЦ; социальное служение как фактор устойчивого развития общества; анализируется опыт социального служения религиозных организаций в области семейно-бытовых проблем, помощи в социальной реабилитации лиц, потерявших работу, семью, привычную социальную среду.

Объект исследования — социальное служение Русской православной церкви.

Предмет исследования –  процесс реализации основных положений  социального учения русского православия в конкретных мероприятиях социального служения РПЦ в России.

Целью исследования является раскрыть особенности и технологии социального служения Русской православной церкви в контексте реализации положений  её социального учения.

Цель предопределила следующие задачи:

  • дать определение понятия «социальное служение»;
  • раскрыть содержание Основ социальной концепции РПЦ как итога осмысления проблем общества и человека;
  • выявить основные направления использования социального потенциала Русской православной церкви в решении общественных проблем:
  • описать взаимодействие РПЦ с Вооруженными силами РФ;
  • проанализировать медицинское социальное служение РПЦ.

Методология научного исследования – при подготовке данной работы был использован принцип системного подхода, в соответствии с которым основные направления социального служения Русской православной церкви рассматриваются как целостное образование. Для изучения внутренней структуры этого социального феномена использованы структурно-функциональный анализ и деятельностный подход.

В данном исследовании также  применен институциональный подход, позволяющий выделять и рассматривать  достаточно устойчивые социальные процессы и отношения, в которых участвует  РПЦ, выполняющая социально значимые функции.

 

 

Глава I. Социальное служение как особая форма социальной деятельности

1.1 Понятие «социальное служение»

Социальное служение является специфической сферой общественной деятельности, имеющей общие с  социальной работой цели и задачи.7

Термин   «социальное   служение»  используется  сравнительно  недавно. Первоначально     сочетание     «социальное     служение»     употреблялось в отечественной исторической науке при определении социальной деятельности конфессиональных   союзов.   Однако социальное служение не ограничивается только данным видом социальной деятельности. В этой связи необходимо рассмотреть составляющие сочетания – "социальное" и "служение".

Социальное — в  русском толковом словаре  определяется следующим образом:8 Общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе; Связанное с удовлетворением материальных и духовных потребностей людей.9

"Служение" (исходное  значение "служба") – означает  организацию какой-либо деятельности.10

В толковых словарях В.И. Даля11 и С.И. Ожегова12 служение рассматривастся как деятельность  на  пользу  кого-нибудь,  чего-нибудь. Другими словами, служить - значит делать что-либо на благо другого, быть надобным.13

Термин «служение» традиционно  широко используется в религиозной  религиоведческой литературе. Согласно документам различных религиозных конфессий, социальное служение понимается прежде всего как осуществление благотворительности и милосердия в виде как непосредственной помощи малоимущим и малообеспеченным, так и в виде создания определенных условий для социальной реабилитации нуждающихся членов общества.14

Исходя из вышенаписанного, также необходимо дать определение понятия «милосердие»: готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.15 По мнению Антоновой О.И., понятие «милосердие» можно квалифицировать как вид социальной институции, который выступает в качестве внутренней регламентации человеческих взаимоотношений, в виде определенных чувственно-эмоциональных установок и стереотипов восприятия, мышления и мироощущения. Данная институция является психологическим источником для возникновения социальных связей, которые, впоследствии, получают дальнейшую регламентацию в качестве институциональных норм и ценностей.16

Церковь и церковное  учение на протяжении почти тысячелетней истории в России определяли принципы и виды взаимопомощи, милосердия, благотворительности и других форм служения ближнему, что и составило сущность социального служения. Социальное служение присутствует во всех основных религиях мира и имеет много схожих характеристик.17

Согласно размышлениям протоирея В. Свешникова, социальное служение в человеческом мире по своей подлинной природе – церковно; а когда проявляется в нецерковных формах и содержаниях, то вызвано отдаленным действием церковного строя жизни.18 Социальное служение должно быть прежде всего направлено на тех, кто действительно в этом нуждается.19

Понятие «социальное  служение» трансформируется под влиянием политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознанно выражаются отношения людей к природе, социальной действительности и друг к другу.20

С понятием «социальное служение» ассоциируются такие слова как социальная помощь, взаимопомощь, благотворительность, милосердие, гуманизм, волонтерство, альтруизм, толерантность и т.д.21

Социальное служение имеет глубокое этическое и психолого-педагогические основание – чувство долга, сострадание  к ближнему, стремление к постоянному  личностному росту. 22

В учебном пособии "Социальная работа с молодежью" под редакцией  Басова Н. Ф. дается следующее определение понятия "социальное служение": это общественная, добровольная, социально значимая деятельность, ставящая своей целью содействие решению социальных проблем общества.23

Социальное служение в целом, рассматривается в международной  социальной политике как важнейший ресурс демократического общества, направленный на предоставление гражданам, членам мecтных сообществ возможности для активного участия в жизни сограждан и своих сообществ.24

По мнению Решетникова  О. В. Социальное служение может быть представлено как идеология, основанная на защите и помощи социально незащищенной части общества, способствующая развитию новых политических институтов, социальных структур, социальной культуры, закрепленная в общественном сознании и подтверждаемая социально-политической практикой.25

Социальное служение является специфической сферой профессиональной деятельности. В отличие от социальной работы, развивающейся с 19 века и являющейся сферой ответственности государства, социальное служение развивается в современном виде с 20 века и является сферой ответственности общества.26

В богословском контексте  церковное социальное служение обозначается термином «диакония». Под диаконией  понимаются организованные формы христианского  служения в миру - не только благотворительность, забота о социально неблагополучных группах и отдельных лицах, но и свидетельство о Христе через практическое доброделание.27

В настоящее время  не только в публичных выступлениях церковных иерархов, в конфессиональных документах, но  и в некоторых  научных изданиях употребляется термин «социальное служение».28

В основе социального  служения лежит древнейшая религиозная  традиция, заключающаяся в бескорыстном оказании помощи нуждающимся и неимущим. Основными понятиями, раскрывающими  суть социального служения, являются милосердие и благотворительность.

Выработанные религиозные  нормы и ценности являются средством, механизмом социального контроля, инструментом для поддержания согласия  и  успешного функционирования общества.

Современное социальное служение рассматривается как деятельность, направленная на позитивные общественные изменения в социальной сфере, путем организации следующих видов деятельности:

Благотворительность –  общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организации, обществ и т.д. В их основе - стремление проявить любовь не только к ближнему, но и к незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально незащищенным гражданам.29  В социологической энциклопедии можно увидеть такое определение: «Благотворительность (фр.bienfaisanse) – добровольная деятельность граждан и организаций по бескорыстной передаче имущества, денежных средств, выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».30

В современном понимании  благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие  в улучшении жизни больных  и бедняков, немощных и отвергнутых  жизнью.31

Благотворительность предполагает, как правило, материальную поддержку  нуждающихся.32

Благотворительность есть определенная основа социальной деятельности, ее важным мотивом выступает такая  социальная институция, как человеческое милосердие. В религиозной деятельности благотворительность выражается в  социальном служении.33

Добровольческая деятельность (добровольчество) — это деятельность граждан, направленная на решение социально значимых задач на основе добровольности.34 Организация добровольческой деятельности — актуальный вопрос развития социального служения в местных сообществах Российской Федерации, важный фактор становления и развития гражданского общества.35 Добровольческую деятельность, в соответствии с существующими в международной практике подходами, можно определить следующим образом:

добровольческая деятельность — это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан — добровольцев.36

Миротворческая деятельность – деятельность, направленная на преодоление  конфликтов, возникающих между различными группами населения по этническим, религиозным, культурным признакам. Миротворчество в современном мире часто называют народной дипломатией, а людей, активно принимающих участие в такой деятельности, - послами доброй воли. Миротворчество — одно из важнейших направлений современной международной политики, в которое вовлечены миллионы граждан многих стран мира.

Правозащитная деятельность направлена на защиту прав человека. Эта деятельность может осуществляться государственными и общественными структурами.37 В сфере социального служения правозащитная деятельность не преследует политических целей. Эта деятельность направлена на поддержку и защиту тех, чьи права нарушаются и кто не может их защитить по различным причинам. Правозащитные организации отстаивают права беженцев и мигрантов, права лиц, освободившихся из заключения, лиц, находящихся под следствием, права детей и пожилых людей права инвалидов,  права потребителей и других групп населения, нуждающихся в защите собственных прав. 38

Гуманитарная поддержка  — оказание культурной, образовательной  и социально-коммуникативной помощи. Гуманитарная поддержка предполагает оказание помощи в формировании социально значимых качеств, в развитии жизненно важных навыков и умений Усилия гуманитарной поддержки направляются на ликвидацию неграмотности, информирование, пропаганду культуры. 39

Информация о работе Технологии социального служения Русской Православной Церкви