Технологии социального служения Русской Православной Церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 00:28, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрыть особенности и технологии социального служения Русской православной церкви в контексте реализации положений её социального учения. Цель предопределила следующие задачи:
дать определение понятия «социальное служение»;
раскрыть содержание Основ социальной концепции РПЦ как итога осмысления проблем общества и человека;
выявить основные направления использования социального потенциала Русской православной церкви в решении общественных проблем: описать взаимодействие РПЦ с Вооруженными силами РФ;
проанализировать медицинское социальное служение РПЦ.

Содержание работы

Глава I. Социальное служение как особая форма общественной деятельности 5
1.1 Понятие «социальное служение» 5
1.2 Социально значимые мотивы участия в социальном служении 13
Глава II. Место и роль социального служения в системе социальной работы 18
2.1 Объекты и субъекты социального служения как разновидности социальной работы 18
2.2 Процесс институциализации социального служения в системе современных общественных отношений 24
Заключение 29
Список использованной литературы и нормативных правовых актов 31
Приложение 1 35
Приложение 2 36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа соц служение Маковецкий Никита СРБ-ДС-4-1.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Основными направлениями  совместной деятельности РПЦ и армии являются духовно-нравственное просвещение, социальная работа, благотворительная помощь, воспитание патриотизма, разъяснение антигуманной сущности тоталитарных сект. Священнослужители помогают в укреплении воинской дисциплины в частях, прежде всего преодолении такого позорного явления, как дедовщина, в сплочении воинских коллективов, а значит, и в повышении их боеготовности. Проводится более решительная борьба с сектантами, пытающимися воздействовать на военнослужащих. Священники проводят беседы с военнослужащими, участвуют в воинских ритуалах. Тысячи солдат, прапорщиков и офицеров приняли крещение, носят нательные крестики. В штабах, солдатских столовых, казармах появились иконы. Освящаются боевая техника, боевые знамена, боевое вооружение, служебные помещения. Православные медики и представители духовенства работают в военных госпиталях, пансионатах и интернатах для ветеранов войны. Многие офицеры и прапорщики обвенчались со своими супругами. Получила распространение практика приглашения представителей духовенства на принятие воинской присяги, на подведение итогов работы в объединениях, соединениях и воинских частях, на церемонии выпусков офицеров из военно-учебных заведений.62

На сегодняшний день подписаны совместные заявления с пятью министерствами и ведомствами, имеющими воинский контингент. Совместно с Федеральной пограничной службой утвержден перспективный план взаимного сотрудничества. Кроме того, в развитие и дополнение начатого сотрудничества с Министерством внутренних дел было подписано Соглашение о сотрудничестве, где предусмотрен ряд мероприятий, основная цель которых – преодоление духовно-нравственного кризиса, укрепление правопорядка и законности. Готовится к подписанию подобное соглашение с Министерством обороны, где будет предусмотрено развитие отношений в вопросах патриотического воспитания, духовно-нравственного просвещения военнослужащих, определены практические шаги реализации их религиозных потребностей.63

Потенциал Русской Православной Церкви во взаимодействии с Вооруженными силами РФ проявляется в патриотическом воспитании, нравственном, духовном и эстетическом просвещении военнослужащих; благотворительных мероприятиях и гуманитарной помощи военнослужащим и членам их семей; восстановлении культовых сооружений; культурно-досуговой работе среди военнослужащих и офицерского состава; профилактике правонарушений и суицидов.64

 

2.2 Медицинское социальное служение Русской православной Церкви

 

В современной России научная медицина совершенствуется, но больных становится все больше. Причин множество, главной из которых является нездоровый образ жизни человека, все более теряющего свои духовные (религиозные) и национальные традиции. Эту проблему классическая медицина решить не в состоянии.65

Русская православная Церковь с высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Одним из главных направлений в социальном служении РПЦ сегодня, как и прежде, является помощь страдающим людям в рамках медицинских учреждений. Деятельность Церкви в сфере здравоохранения направлена на участие в спасительных таинствах, создание в лечебных учреждениях молитвенной атмосферы, оказание пациентам многообразной благотворительной помощи. Церковная миссия в медицинской сфере осуществляется не только священнослужителями, но и работниками здравоохранения, призванными создавать все условия для утешения больных. Верующий медик должен понимать, что человек, нуждающийся в помощи, ждет от него помимо соответствующего лечения духовной поддержки. Иными словами, медицина сегодня стремится учитывать не только традиционные для нее клинические аспекты воздействия на здоровье, но и многие социальные, в том числе религиозные, факторы.66

Взаимодействие Русской  православной церкви с лечебно-профилактическими учреждениями реализуется в различных формах. Например, существует добровольное, самоуправляемое некоммерческое общественное объединение «Общество православных врачей России имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского» (ОПВР), которое было образовано по решению представителей 49-и епархий Русской Православной Церкви, участвовавших в I Всероссийском съезде православных врачей, который проходил в Белгороде 29-30 сентября 2007 г.

Общество православных врачей России осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом  «Об общественных объединениях», иным действующим законодательством Российской Федерации, руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права и собственным Уставом при уважении и соблюдении Устава Русской Православной Церкви.

ОПВР строит свою деятельность на основе принципов равноправия своих членов, законности, гласности, добровольности и самоуправления.

Целью Общества православных врачей России является объединение  существующих и вновь возникающих  региональных обществ православных врачей в единую организацию, главным  направлением деятельности которой будет являться привнесение христианских ценностей в российскую медицину и улучшение качества здоровья граждан Российской Федерации.

Основной задачей Общества является улучшение медицинской  помощи населению России, основанное как на духовном врачевании, осуществляемом священнослужителями Русской Православной Церкви, так и на оказании членами региональных обществ посильной безвозмездной профессиональной медицинской помощи, понимаемой православными врачами как служение страдающему человеку.67

Другим направлением сотрудничества здравоохранения и Церкви является деятельность православных братств и сестричеств милосердия, образованных при храмах и несущих послушание в клиниках и других медицинских учреждениях. Их основная цель – бескорыстная помощь ближним. В обязанности сестер милосердия входит посещение больных, общение с ними, молитва об их выздоровлении. Они также способствуют созданию больничных храмов, церковных и монастырских больниц, дабы медицинская помощь на всех этапах лечения и реабилитации сочеталась с пастырским попечением.68

Сегодня сестры милосердия несут различные виды служения, среди  них ― поддержка семьи, помощь старикам, инвалидам, тяжелобольным, бездомным, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, заключенным  или освобождающимся из заключения, ВИЧ-инфицированным, малоимущим, алко- и наркозависимым.69

Чем и как занимаются сестры милосердия, зависит от реальных потребностей тех лечебных учреждений, которые находятся в их городе.70

Нe отдавая предпочтения какой-либо модели организации медицинской помощи, РПЦ считает, что эта помощь должна быть максимально эффективной и доступной всем членам общества независимо от их материального достатка и социального положения.71

Другим аспектом реализации социального потенциала РПЦ в сфере медицинской помощи является борьба с «социальными болезнями» современ-ного общества – алкоголизмом и наркоманией.

Церковь уже не может  молчать о пороках, ведущих население  России к деградации и самоуничтожению. В связи с этим в 2005 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была проведена Всероссийская конференция «Национальная сфера ответственности: власть. Церковь, бизнес, общество — против наркомании», целью которой было объединить усилия церковных структур, власти и делового российского сообщества в борьбе с наркоманией.72

По словам протоиерея Аркадия Шатова, «крайне тяжело» помочь человеку с алкогольной или наркотической зависимостью; главной задачей религиозных организаций должна стать профилактика этого страшного недуга, который ежедневно охватывает в среднем 250 наших соотечественников.73

При поддержке госудаства в г. Москве был создан Социально-Реабилитационный центр для алкоголиков и наркоманов и членов их семей при Региональной общественной организации поддержки социальной деятельности русской православной церкви «Милосердие».

Работа центра проводится по нескольким направлениям, таким как:

- содействие в деятельности  государственных органов и негосударственных  организаций, направленной на  создание и работу объектов по оказанию социально-реабилитационной помощи алкоголикам и наркоманом и членам их семей (реабилитационных центров, общин, домов на пол пути, домов трудолюбия, реабилитационных общежитий и т. п.);

- содействие в организации  и развития института общин и братств трезвости;

- содействие организации  помощи алкоголикам и наркоманам  в приходах РПЦ;

- содействие миссионерской  деятельности среди:

наркологических больных, находящихся на лечении в медицинских  учреждениях;

трезвых алкоголиков  и наркоманов, посещающих группы Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов; родственников.

 

- организация постоянно  действующих мероприятий, направленных  на социальную поддержку граждан,  нуждающихся в социальной реабилитации;

- привлечение юридических  и физических лиц к социальному служению РПЦ;

- содействие возрождению  лучших традиций отечественной  и мировой практики социального  служения.74

С 12 по 16 сентября 2011 года в подмосковном пансионате «Алмаз» прошел семинар «Деятельность православных приходов по утверждению трезвости» выступали 11 докладчиков, которые знакомили участников с методами помощи алкозависимым и профилактики пьянства, обсуждали с аудиторией теоретические вопросы утверждения трезвости. В качестве слушателей в семинаре принимали участие около восьмидесяти добровольцев и священников из Москвы, Подмосковья, Челябинска, Коми, Татарстана, Удмуртии, а также Белоруссии и Казахстана.

По словам одного из организаторов семинара, руководителя направления по помощи алкозависимым Синодального отдела по благотворительности Валерия Доронкина «Православная Церковь обладает определенным кредитом доверия у людей, поэтому храм становится последним прибежищем для алкозависимых, которые устали от шарлатанства и вымогательства денег недобросовестными учреждениями. Отчаявшись получить помощь где-либо еще, человек вспоминает о Боге, и идет в храм, рассчитывая здесь обрести трезвость» <…> «священники и добровольцы должны обладать знаниями и умениями для того, чтобы эффективно помогать таким людям».75

Церковь имеет большой  практический опыт по спасению людей, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. Во многих регионах центры реабилитации наркоманов и алкоголиков открываются при монастырях. Наиболее успешно работают в этой сфере Душепопечительский центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадского в Крутицком Патриаршем подворье в Москве, которым руководит иеромонах Анатолий (Берестов), а также Вологодская, Екатеринбургская, Красноярская, Кемеровская, Тамбовская, Новосибирская, Уфимская, Краснодарская епархии.76

Сегодня Церковь не остается в стороне от происходящих событий. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях, она уделяет особое внимание реабилитации. Сознательное вовлечение страждущих в общинную жизнь церкви делает реабилитацию алкоголизма и наркомании особенно эффективной, сообщая всем медико-социальным мерам подлинно духовную завершенность. Православные реабилитационные центры для алкоголиков и наркозависимых взаимодействуют с наркологическими диспансерами, служители Церкви советуются с врачами-специалистами. В православных центрах процент «выздоравливающих», т. е. находящихся в стойкой ремиссии, гораздо выше чем в специализированных медицинских учреждениях, и это при том, что методики физиологического воздействия на пациента везде одинаковы. Следовательно, разницу даст другое воздействие - духовное. Люди, употребляющие наркотики и алкоголь и потерявшие надежду на излечение, нередко доверяют священнослужителям больше, чем врачам, тем более что в клиниках избавление от наркозависимости стоит огромных денег.77

Особенностью реабилитационного процесса является синтез активной пастырской работы, душевной и духовной поддержки, медико-социальной, психотерапевтической работы, семейной, бытовой и трудовой реабилитации пациентов.

Методы и формы работы С наркозависимыми, выработанные за годы, доказали свою эффективность и могут принести ощутимую пользу при использовании их в работе обычных медицинских и профилактических центров.78

Государственная система  здравоохранения нуждается в  поддержке Церкви. Все больше ощущается  потребность в больничных храмах. Люди, прикованные к больничной койке, должны получать духовную поддержку Церкви. Церковь располагает людьми, готовыми служить добровольцами там, где особенно остро не хватает младшего медицинского персонала. Церковь имеет опыт воспитания квалифицированных кадров для системы здравоохранения – среднего медицинского персонала. Кроме того, за последние годы в условиях чрезвычайных ситуаций Церковь показала, что священники и сестры милосердия могут взять на себя те функции, которые не может взять на себя ни одна государственная служба – связаться с родственниками, снабдить предметами первой необходимости, посидеть у постели больного, выслушать, утешить.79

Таким образом, медицинский аспект социального служения Русской православной церкви проявляется в двух направлениях: воссоздании монастырских больниц, амбулаторий и аптек, обслуживающих насельников, паломников и прихожан и пастырская опека пациентов государственных лечебно-профилактических учреждений, где оборудуются комнаты для верующих, строятся домовые церкви, совершаются православные Таинства, освящаются палаты и т.д. Приходы и монастыри РПЦ вносят существенный вклад в дело преодоления алкоголизма и наркомании через превентивное антинаркотическое воспитание молодежи, а также реабилитацию лиц, желающих освободиться от алкогольной и наркотической зависимости.

 

 

Заключение

Изучая технологии социального служения РПЦ можно сделать следующие выводы:

Социальное служение есть особый вид деятельности религиозных общностей, основанный на религиозных принципах вероучения и милосердия и реализуемый в форме создания благотворительных учреждений.

Русская православная церковь  имеет огромный социальный потенциал, т. е. тот набор средств, источников, возможностей, ресурсов и запасов, с  помощью которых она, участвуя в жизни общества, может влиять на направленность общественных отношений и формировать их результаты: спасение человеческих душ, создание условий для благополучия людей, духовного спокойствия и возрождения общества. Социальный потенциал РПЦ кроется в ее социальном учении, которое является своего рода руководством для общественно ориентированной деятельности, и реализуется в ее социальном служении.

Информация о работе Технологии социального служения Русской Православной Церкви