Шпаргалка по "Социология культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 17:51, шпаргалка

Описание работы

Формирование и эволюция понятия культуры.
Культура - одно из двух-трех самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется для обозначения крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.

Файлы: 1 файл

СОЦ. КУЛЬТ правильный.docx

— 119.85 Кб (Скачать файл)

Идеология - система взглядов и идей, в которых в теоретической форме осознается и оценивается отношение людей к их реальной жизни, общественному бытию, культуре, выражаются и защищаются интересы различных социальных объединений (классов, наций и т. П.), обозначаются социально-культурные цели и пути, способы их достижения;

Среди компонентов культуры многие ученые выделяют идеологию, определяя ее как Ценности в виде строгой, логически обоснованной доктрины; совокупность Систематизированных представлений той или иной социальной группы, имеющая по Крайней мере три уровня: концептуально-теоретический, программно-политический И актуализированный, отражающий степень усвоения массовым сознанием Социальных идеалов и целей. Идеология любого социального субъекта имеет Несколько уровней: общечеловеческий (базисный), общенародный (общенациональный), социально-групповой и личностный. При рассмотрении Идеологии как компонента культуры нельзя, конечно, недооценивать роль Социальной психологии (которая также является элементом культуры), признавая В ней наличие большого количества элементов массового стихийного поведения, Обыденного сознания, стихийных настроений и т.п.

Итак, идеология как неотъемлемый элемент культуры как системы оказывает воздействие на другие ее элементы, в том числе на искусство, науку, философию, религию, мораль, право. Но она и сама является системой имеет свою структуру, включающую комплекс взаимосвязанных элементов. Идеология, как и культура, представляет собой сложное системное образование, этим объясняется многообразие подходов к ее определению, пониманию и структурированию.

 

28. Социальная  структура общества и культура

Социальная структура общества складывается на основе процессов социальной стратификации и социализации личности, то есть в ее основе лежат отличия (отличительные социальные качества) личностей, составляющих классы, страты (слои), социальные общности, группы. Например, выделяя в обществе мужчин и женщин, в социальном плане рассматриваются не физиологические особенности, а социальные качества в соответствии с которыми индивид соотносится с данной социальной общностью, то есть как он усвоил те нормы, ценности, социокультурные образцы, манеры поведения, исполняет в соответствии с ними социальные роли и т.п., присущие мужскому или женскому населению. Говоря о социально-территориальной структуре, в социальном плане рассматриваются не климатические и т.п. особенности, а особенности социокультурного плана, особенности распределения социальных ролей, особенности традиций общественного разделения труда и т.д. в конкретном регионе, области, стране.

Социальная структура, как правило, рассматривается как совокупность общностей людей, которые характеризуются общими условиями жизнедеятельности, общностью воспроизводства отношений между собой, относительной стабильностью социальных отношений. Это исторически сложившаяся на основе различий между людьми, устойчивая система общественных отношений (равенства-неравентства).

Ее основными подсистемами выступают:

  • Этнодемографическая структура (по соотнесению с социальными качествами полов, возраста, расы, нации, народности, их социокультурными нормами, образцами, традициями и т.п.);
  • Социально-территориальная структура (по характеристике исторически сложившихся территориальных общностей людей, характеризующихся общими условиями жизнедеятельности, социокультурными традициями);
  • Профессионально-должностная структура (по месту и роли в общественном разделении труда);
  • Социально-классовая структура (по месту в конкретном укладе общественного хозяйства, где в основе находится отношения к средствам производства);
  • Социально-политическая структура (по способу получения и размеру доли общественного богатства или совокупного общественного продукта, то есть  центральный вопрос - вопрос власти, перераспределения общественного богатства, регулирования общественных отношений).

 

29. Постмодернистские подходы к культуре.

Слово "постмодерн" впервые было употреблено в 1947 году знаменитым историком Арнольдом Тойнои для обозначения нового периода в развитии западной цивилизации. Не углубляясь в философские, искусствоведческие и культурологические интерпретации постмодерна, остановимся на его проявлениях применительно к общим принципам постижения и организации жизни.

 прежде всего, постмодерн проявился в распаде грандиозных идеальных целостностей, во взаимодействии которых и складывался модернизм. Это просвещение, наука, религия, гуманизм, философия, социализм, феминизм и т. Д. - идейные образования, претендовавшие на полную и исчерпывающую интерпретацию мира, или, по крайней мере, открывающие перспективу создания тотального мировоззрения.

 наступление эпохи  постмодерна изменяет и содержание  культуры. Исчезает казавшаяся когда-то  прочной культурная иерархия. Культура  дифференцируется на мало зависимые  или вовсе независимые друг  от друга культурные стили, формы  и образы жизни. Бывшая "высокая  культура" обретает субкультурный статус.

 для социологии свидетельством наступления новой эпохи стало выдвижение культуры на первый план социологического внимания. Это констатация факта, который при неообходимости легко документировать, сославшись на библиотечные классификации и постоянно возрастающее количество новых социологических и социально-научных журналов, сосредоточивающихся на проблемах культуры. Кроме того, культура постепенно становится для социологов главным инструментом объяснения текущих социальных трансформаций.

  постмодерн (или то, что называют постмодерном) осуществляется именно в культуре и через культуру. Поэтому культурно ориентированная социология неизбежно становится основным инструментом анализа этой исторической трансформации. В конечном счете, не важно, будет ли она называться социологией культуры или как-то иначе; ясно, что исследование культуры на долгое время становится предметом социологии.

  распространенную ныне социологию тоже нельзя назвать социологией постмодерна, ибо к новым реалиям общества вряд ли применим инструмент, созданный для модернистских социальных "метаповествований". Социология должна меняться вместе с изменением исследуемой общественной реальности и изменяя ее (но не ей).

 

30. Реальная и  виртуальная культура. Проблема  виртуализации культуры.

Под виртуальной реальностью стали понимать любого рода репрезентации реальности, не имеющие физической субстанции. Они обеспечиваются как техническими (посредством компьютерной 'симуляции'), так и нетехническими (например, путем приема наркотиков или благодаря рекламе, пропаганде, воздействию масс-медиа) средствами. В максимально широком смысле под виртуальной реальностью понимается все, что создано и существует, не будучи актуализированным в физическом мире.

Виртуальная реальность не представляет собой чего-то совершенно нового в конституции жизни, а есть лишь одна из конечных областей реальности, таких как театр, кино, мифология, сновидение.

Практически все существующие системы знания, на первоначальных этапах своего существования представляющие собой виртуальные реальности, живут, воздействуя на актуальную, физическую реальность, воплощаясь в ней.

Виртуальная реальность не есть 'отражение' актуальной реальности.

Личное реальное соотношение между виртуальной и актуальной реальностью. Это отношение постоянно изменяется под воздействием виртуальной реальности, т.е. превращения ее в реальность актуальную.

Если стоять на точке зрения классической социологии знания Маркса и Мангейма, дело выглядит иначе: виртуальная реальность есть отражение актуальной реальности социальных отношений. Поэтому идеология, по сути дела, не может быть сконструирована: она возникает сама (органически) и может существовать только лишь как 'оттиск' реальной жизни.

 

31. Постмодернистская интерпретация личности как культурного феномена

Действительно, постмодернизм переосмыслил возможности и границы человеческой индивидуальности. При таком видении действительности, когда предметом осмысления становятся одна лишь нестабильность, хаос, фрагментарность, нелепость симуляций, когда мир раздвигается от макромира вселенной до микромира кварков, само существование целостной личности носит проблематичный характер.

Таким образом, постмодернизм разрушает идеологическую позицию модерна, базирующуюся на представлении о субъекте как центре мироздания, теоретическую традицию рассмотрения индивида как суверенного, независимого, самодостаточного и равного своему сознанию (лица). С точки зрения постмодернизма, такое представление о человеке стало несостоятельным и даже нелепым. Постмодернизм обосновывает невозможность независимого индивидуального существования, доказывает, что индивид постоянно и главным образом бессознательно обусловливается в процессе своего мышления языковыми структурами.

Зависимая личность. Человек воспринимается как творение культуры в смысле совокупности коммуникативных моментов, лишенных всякой закономерности. Для постмодернистов самость человека всегда специфична, гетерономна, ситуативна, произвольна. Человек не управляет своей самостью. Он даже не может сказать, кто он такой, потому что это было бы актом самоидентификации, поставившем его в жесткие рамки определений. Каждое же определение человека считается подавлением непрерывности его становления.

       эти  идеи знаменуют постмодернисткий отказ от понятия личности. Если личность есть  индивид, освоивший социальное и поэтому «облвдающий сознанием (и самосознанием) и действующий как сознающий (и самосознающий) индивид», то в постмодернисткой идеологии личность начисто отвергается, ибо отвергаются социальные закономерности ее формирования. Становление идентичности человека для постмодернистов это дело личного выбора, произвольного, ничем не обусловленного.

 

32. Герменевтический подход к культуре. Культура как предмет интерпретации.

Герменевтикой в гуманистической традиции называлось искусство или наука истолкования, т.е. выявления смысла, древних рукописей. Впоследствии философы фр. Шляйермахер, в. Дильтей, а затем м. Хайдеггер называли герменевтикой разрабатывавшийся ими философский метод понимания человеком собственного бытия и собственного духовного существования. В гуманитарных науках (о культуре и о духе), напротив, речь идет о круговом, постоянно возвращающемся к собственным основаниям движении познания. Целое - социальный и культурный мир (его можно понимать как 'текст' у ранних герменевтиков) - становится здесь предметом познания со стороны его собственной 'части', которая путем понимания целого углубляет понимание самой себя, тем самым, в свою очередь, углубляя содержащееся в ней понимание целого . Не только социальное познание, но и само общественное развитие все более обретает черты герменевтического по своей структуре процесса.

Герменевтический подход принадлежит к неогуманистическим направлениям культурной антропологии (м. Argyl, j. Bennet, m. Bennet, s. Bochner, a. Furnham, s. Bochner, w. Gudikunst и др. Он наполняет коммуникацию культурным содержанием, сосредотачивает внимание на динамике внутреннего развития индивида в ходе изменения его мотивов, ценностных ориентаций, познавательных структур в целом, при знакомстве и понимании мира иной культуры. Этот подход позволяет развивать, обогащать личность участника процесса межкультурного общения, наполняя ее более полным осознанием и пониманием как своей, так и «чужой» культуры на основе разделения инокультурных ценностей. Он также характеризуется ростом самосознания и осознания себя носителем своей собственной культуры.

Однако, все ученые признают, что стирание межкультурных различий не может быть признано ни критерием, ни формой развития мировой культуры, только лишь конструктивный диалог может представлять собой основу сосуществования самобытных культур на современном уровне развития мирового сообщества.

 

33. Объективизм  в социологии культуры.

В дальнейшем развитии социологии обе эти тенденции: объективистская и культурно-аналитическая - присутствуют постоянно, хотя и довольно редко в подчеркнуто радикальной форме. Всеобщей практической идеологией социологии и других социальных наук постепенно стал объективизм, согласно которому общество состоит именно из жестких объективных фактов; в соответствии с этой идеологией общество, его системы и структуры всегда налицо, они всегда есть вне и независимо от идей, убеждений, мировоззрений, представлений индивидов, составляющих это общество. Но в то же время в социологии постоянно была сильна культурно-аналитическая тенденция, отчетливо проявлявшаяся в трудах классиков этой науки - Макса Вебера, Георга Зммеля, отчасти Эмиля Дюркгейма.

, Дюркгейм оставался на объективистской и натуралистической позиции. Для него общество - вещь (une chose), а социальные факты состоят в строго детерминистской функциональной взаимосвязи и эволюционируют по собственным законам.  Совсем на другом подходе основывался макс вебер в своей конструкции социологии. Ее опора - культурологический фундамент,  то есть специфика человека как культурного существа. Для Вебера особенность социального поведения заключается не в том, что оно регулируемо "извне", будь то вне его самого лежащие факторы общественной природы или неосознаваемые им самим инстинкты. Специфичность социального поведения - и в этом отличие человека от животных - состоит в наличии в нем субъективно подразумеваемого смысла.

Крайней формой такого объективизма была советская марксистско-ленинская социология, часто доводившая до абсурда представления о социальной объективности. Именно марксизм сформулировал идею идеологии как ложного сознания благодаря чему советские идеологи имели возможность утверждать, что все общества, не входящие в социалистический лагерь, живут, не понимая сами себя, имея неправильное представление о том, каковы они на самом деле. В то же время утверждалось, что сама марксистская идеология является научной то есть объективно правильной. В советской социологической науке культура рассматривалась как побочный продукт объективного общественного развития, которое практически не зависит от сознания составляющих общество индивидов; проблема взаимообусловленности и взаимодействия культуры и общества (если ставилась вообще), как правило, сводилась к обсуждению частных вопросов народного просвещения и тактики рабочего движения.

Информация о работе Шпаргалка по "Социология культуры"