Шпаргалка по "Социология культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 17:51, шпаргалка

Описание работы

Формирование и эволюция понятия культуры.
Культура - одно из двух-трех самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется для обозначения крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.

Файлы: 1 файл

СОЦ. КУЛЬТ правильный.docx

— 119.85 Кб (Скачать файл)

Трудно отыскать 'наименьший общий знаменатель', подходящим образом объединяющий все эти виды особенного и специфического. Если бы его удалось найти, это и было бы понятие стиля в чистом виде.

 

22. Понятие жизненной  формы в социологии культуры.

Будем считать взаимозаменяемыми понятия культурного стиля и понятия жизненного стиля, жизненной формы и т.п. последние отражают довольно глубокую теоретическую традицию

Под жизненной формой в средние века понимался способ удовлетворения витальных потребностей, то есть еда, питье; далее, это институты и установления, регулирующие совместную жизнь, такие, как правовой порядок, форма семьи; наконец, это нормы поведения по отношению к чужим. Хотя святые прелаты воспринимали монголов - людоедов и многоженцев - как варваров и примитивов, тем не менее за ними было признано право на жизненную форму.

В раннем средневековье термин жизненная форма применялся в первую очередь по отношению к монашеской жизни и, что важно для нас, должен был отражать соответствие между верой и поведением в христианской жизни. Предполагалось, что жизненных форм много и каждая из них считалась связанной с определенным обществом и определенной исторической эпохой. Кроме того, жизненные формы не были свойственны изолированным индивидам - они предполагали наличие коллективности и регулировали процессы общественного бытия людей. Жизненные формы - не какие-то вневременные моральные нормы, а исторически изменчивые и исторически обусловленные правила восприятия, суждения и поведения. Такое, распространившееся в xi-xii веках понимание жизненной формы сформулировал епископ Ансельм из Хафельберга в 1149г.

Жизненные формы у Шпрангера

Весьма важное значение имеет работа немецкого философа и психолога э.шпрангера, построившего своеобразную теорию форм жизни как типов личности и выделившего на этой основе шесть типов: теоретический человек, экономический человек, эстетический человек, общественный человек, властный человек и религиозный человек. Каждому типу, по шпрангеру, соответствует своеобразная структура мотивации, восприятия реальности, аффективно-эмоциональной сферы и т.д.

Его теория жизненных форм - пожалуй, наиболее глубоко разработанная культурологическая (не психологическая) типология личностей. Она используется как в теоретических исследованиях личностей и их жизненных стилей, так и в эмпирическом анализе.

 

23. Культурный  фундаментализм.

Фундаментализм —это противоположная ориентации (установка) модернизму в области культуры.

Этот термин впервые появился в сша в конце прошлого века, когда был издан морально-теологический трактат 'the fundamentals of christian faith' ('основания христианской веры').

Фундаментализм ориентирован на традиции и сопротивляется любым изменениям культуры. Его установки направлены на сохранение или возрождение "корней" культуры и против любых инноваций (нововведений) в этой области. Например, религиозный фундаментализм выступает против символического прочтения текстов священного писания (библии, корана и т.д.), против любых изменений в догматике и религиозной обрядности. Примером может служить старообрядчество и современный мусульманский фундаментализм.

Фундаментализм. Тесно связанный с религиозной практикой он ориентирован на  восстановление ранних культурных образцов в их неприкосновенности от наслоений времени. Это крайнее направление в отстаивании культурного наследия, которое проявляет себя как

Реакция на ускоренный распад традиций, ценностей в тех странах, где модернизация  наталкивается на активное сопротивление со стороны общественного сознания (наиболее яркие образцы движения фундаменталистов – исламская революция в иране и движение гандизма в индии).

 

24. Понятие моностилистической культуры. Важнейшие категории моностилистической культуры.

Моностилистическая культура (если рассмотреть ее в рамках идеи репрезентативности) – это культура, элементы которой (убеждения, оценки, образы мира, идеологии и т. Д.) Обладают внутренней связанностью и, кроме того, разделяются всеми членами общества. Для нее характерны иерархия элементов стиля (или социокультурных структур), их упорядоченность, тотализация, исключение и упрощение. Ю.М. Лотман и б.а.

Первая специфическая характеристика - наличие специализированной группы создателей культуры, или культурных экспертов, занимающих высокую ступень в социетальной иерархии. В "примитивных" культурах эту группу составляли шаманы, маги, затем им на смену пришли священники, а позже - идеологи. Эволюция культуры и смена доминирующих мировоззрений приводили к изменению характеристик групп, стоящих на вершине культурной иерархии и вырабатывающих схемы и правила культурных интерпретаций, обязательные для нижележащих уровней. Другой специфической характеристикой является строго определенный порядок реализации культурных явлений в пространстве и времени согласно нормам доминирующего мировоззрения. То есть всегда налицо специальные дни и специальные места для проведения манифестаций, демонстраций, карнавалов. Текущая культурная активность в свою очередь локализовалась раньше в храмах и других культовых зданиях, позднее - в театрах, концертных залах и прочих публичных местах, создаваемых специально для культурных целей. Например, в советском союзе этим целям служили дома и дворцы культуры, предоставляющие гражданам возможность удовлетворения набора культурных потребностей. С данной характеристикой неразрывно связана следующая: канонизация жанров и стилей культурной деятельности. Известно, как строго они соблюдались в предшествующие столетия. Но наиболее жесткими эти требования были в советском союзе. Иерархия - первая из характеристик чистого стиля (например, партийный съезд как способ репрезентации в иерархии стоит несравненно выше, чем роман, написанный с позиций социалистического реализма), и иерархия творцов культуры или культурных экспертов.

Канонизация. Например канонизация форм культурных репрезентаций. Так, в советское время канонизировались не только политическая жизнь, но также способы поведения и выражения буквально во всех сферах социальной жизни.

Упорядоченность. Эта характеристика - показатель строгого регулирования культурной деятельности в пространственно-временном отношении, о чем вскользь говорилось выше.

Тотализация - здесь надо говорить о тотальном (или по крайней мере претендующем на тотальность) характере моностилистической культуры, которая, как об этом сказано выше, становится универсальной интерпретационной схемой, исчерпывающим образом объясняющей и толкующей человеческую культуру вообще.

Исключение - одна из важнейших функций моностилистической культуры. Исключение "чуждых" культурных элементов позволяет обеспечить системное качество моностилистической культуры, то есть связность, когерентность и взаимозависимость всех ее элементов.

Упрощение - еще одна важнейшая функция моностилистической культуры. Она состоит в упрощении путем интерпретации в собственных терминах сложных культурных феноменов, сведении их к простому и хорошо знакомому культурному материалу.

Официальный консенсус. Эту характеристику можно определить как демонстративное и официально провозглашенное единство восприятия и способов интерпретации культурных феноменов.

 

25. Категории полистилистической культуры

Полистилистическая культура имеет ярко выраженный внесистемный характер. Для нее характерны деиерархизация, деканонизация, неупорядоченность, детотализация, включение, диверсификация, эзотеричность, негативность, ателеология. При переходе от моностилистической культуры к полистилистической старые системно-иерархические конструкты еще долгое время продолжают жить, но они уже лишаются права на «монопольную репрезентацию социокультурного целого и входят в нынешнюю реальность на правах одного из многих возможных стилей культуры»

Деиерархизация - это, во-первых, отсутствие иерархии экспрессивных средств культуры, во-вторых, отсутствие сакрального доктринального ядра, которое очерчивает некую священную, "неприкасаемую", не подлежащую анализу и критике область жизни, определяющую степень сакральности других областей и служащую критерием интерпретации и оценки любых социокультурных фактов и явлений, в-третьих, отсутствие особо отличаемой группы бюрократов, экспертов или же творцов культуры, стоящих на вершине культурной иерархии, причем культурная иерархия может даже вообще исчезнуть как таковая.

Деканонизация. Данная категория полистилистической культуры выражается в отсутствии ибо ослаблении жанровых и стилевых норм.

Неупорядоченность. В полистилистической культуре пространственно-временной порядок реализации культурных явлений нарушается: представления начинаются в "неурочное" время (причем временной сдвиг понимается как один из выразительных элементов представления), сцена и зрительный зал в театре меняются местами, театральные, концертные и прочие группы дают концерты на улицах, а сами улицы (например, арбат в москве) воспринимаются как художественный феномен, театр под открытым небом, и их посещают именно для того, чтобы получить эстетические впечатления; в обыденной жизни исчезает (в прошедшие времена четко фиксируемое) различие между жилым помещением и офисом.

Детотализация. Данная категория полистилистической культуры означает исключение какого-либо видимого, воспринимаемого единства в многообразии культурных феноменов.

Включение. Эта категория так же характерна для полистилистической культуры, как "исключение" для моностилистической, и означает максимум "культурной терпимости". Любые содержания актуально либо потенциально включаются в культуру, совершенно различные по происхождению системы знаков и символов начинают взаимодействовать, а некоторые символы постоянно "путешествуют" из одной системы в другую. Это ясно видно из работ художников "соц-арта", использующих традиционную символику в новых, неканонических контекстах.

Диверсификация. Данная категория означает усложнение вместо упрощения. В полистилистической культуре возникают и складываются все более сложные системы взаимодействия традиций, культурных стилей, образов жизни, часто внутренне не связанных друг с другом. Эзотеричность. В полистилистической культуре возникает тенденция к эзотерике вместо официального консенсуса, характерного для моностилистической культуры. Появляются эзотерические группы со своей собственной сакральной доктриной, собственным сакральным сознанием, своей символикой, своей внутренней иерархией и т.д., что автоматически ведет к исчезновению согласия.

Негативность. В полистилистической культуре отрицание или равнодушное непризнание существующего социально-культурного порядка занимает место позитивного отношения к нему, свойственного для моностилистической культуры.

Ателеология. Возникновение новых культурных форм и стилей часто сопровождается отказом признавать какую-либо цель развития культуры, общества, цель жизни, человеческого существования вообще.

 

26. Теории трансформации  в социологии культуры.

Теория трансформации, базируется на нескольких допущениях:

1. Институциональный порядок, который возникает в результате  процесса перехода, в общем и  целом должен воспроизвести институциональный  порядок современных западных  демократических обществ. Будут  сформированы системы представительной  демократии, осуществлено разделение  властей, реорганизована судебная  власть, произойдут формирование  органов конституционного надзора, возникновение интермедиарных систем выражения социальных интересов, которые составят базис складывающегося гражданского общества. Соответствующие изменения должны произойти также в экономической сфере. Одновременно должны быть созданы - взамен разрушенных государственных - новые системы социального обеспечения, основанные на частном интересе, но регулируемые и поддерживаемые государством: здравоохранение, образование, пенсионная система, система гарантий при безработице. Параллельно складывается правовой механизм реализации этих изменений. Социальная система перестраивается полностью, практически все области жизни должны быть затронуты изменениями, а точнее сказать - должна произойти их кардинальная реорганизация на принципиально новых основаниях

2. Допущение заключается  в том, что все перечисленные  выше процессы должны происходить  одновременно. Основой этого допущения  является традиционное для социологии  представление о системном характере  общественной организации, суть  которого состоит в том, что  изменения в каком-то одном  сегменте неизбежно вызывают  вполне определенные, системно ориентированные  изменения в других сегментах.

Эти допущения порождают ряд парадоксов, типичных для современных исследований общественных трансформаций. Отметим два из них. Первый можно назвать парадоксом средств и целей.

Другой парадокс - это парадокс одновременности, описанный политические и экономические изменения не могут совершаться одновременно, ибо каждое из этих изменений возможно только в том случае, если уже произошло другое изменение, то есть оно выступает в качестве собственной необходимой предпосылки.

Оба эти парадокса тесно связаны друг с другом. Но они оба являются парадоксами лишь в той мере, в какой фигурируют в рамках теории трансформации, основанной на двух упомянутых выше неявно признаваемых предпосылках: тотальности и одновременности изменений. 

 

27. Роль и место  идеологии в культуре. Идеология  как культура

Информация о работе Шпаргалка по "Социология культуры"