Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 17:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

ГОСы.docx

— 78.62 Кб (Скачать файл)

Предписанный (аскриптивный) статус включает в себя унаследованные факторы: раса, национальность, возраст, пол, место рождения, проживания, семейное положение, какие-то аспекты родителей. Это тип неравенства включает в себя большое количество аспектов, поэтому очень часто приводит к социальному неравенству.

III) Неравенство  на основе владения богатством

IV) Неравенство  на основе владения властью 

V) Неравенство  престижа 

Эти критерии неравенства рассматривались еще прошлом веке, и будут рассмотрены в нашей работе в дальнейшем.

VI) Культурно-символическое  неравенство

Последний вид критерия можно частично отнести к разделению труда, т. к. квалифицированность включает себя определенный вид образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.Социальная стратификация и  современные тенденции в изменении  стратификацирнной структуры общества.

   Стратификация  – это иерархически организованная  структура социального неравенства, которая существует в определенном  обществе, в определенный исторический  отрезок времени. Причем социальное  неравенство воспроизводится в  достаточно устойчивых формах  как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры  общества. Существование социальной  дифференциации можно принять  за аксиому. Однако объяснение  ее характера, основ исторической  эволюции, взаимоотношений конкретных  форм остается одной из ключевых  проблем социологии. И для того  чтобы в этом разобраться, необходимо  знать интеллектуальную традицию: теории, в которых освящалась  эта проблема.

      Социальная стратификация - это описание  социального неравенства в обществе, его деление на социальные  слои по доходам, наличию или  отсутствию привилегий, образу жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27.Социальная мобильность и её  последствия.

 Социальная мобильность (лат. mobilis — подвижный) — это перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

 Виды  социальной мобильности 

 Вертикальная — это движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.

 Горизонтальная  — это географическое перемещение  между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном  социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный  карьеризм»).

Индивидуальная — это перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других.

 Групповая — это перемещения происходят коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).

 Межпоколенная — это сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).

 Внутрипоколенная — это изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).

 Организованная — это перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия.

 Структурная  — это вызвана изменениями  в структуре экономики и происходит  помимо воли и сознания отдельных  индивидов (например, исчезновение  или сокращение отраслей или  профессий приводит к перемещениям  больших масс людей).Социальные последствия мобильности оцениваются исследователями по-разному. Первая точка зрения ученых заключается в том, что крупномасштабная мобильность, как восходящая, так и нисходящая, приводит к разрушению классовой структуры и делает общество более однородным. Активные процессы мобильности сводят классовые различия к минимуму, и потому современные западные страны развиваются в направлении относительно бесклассового (или среднеклассового) общества. Другие ученые считают, что индивиды, пытающиеся повысить или сохранить свое социальное положение, укрепляют классовую систему, поскольку они должны быть заинтересованы в углублении классовых различий. По мнению третьей группы исследователей, социальная мобильность не влияет на изменения классовых различий, и ослабить их на самом деле можно путем достижения социального и экономического равенства всех членов общества.

Убеждение в том, что социальная мобильность полезна и необходима, служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Одним из положительных следствий мобильности можно считать возможность более полного раскрытия индивидуальных дарований, чему способствует сложившаяся система образования в современных индустриальных и постиндустриальных обществах. Однако культивирование и развитие открытой социальной системы, позволяющей индивидам относительно свободно перемещаться по социальной лестнице, может иметь и неприятные последствия для некоторых из них.

 

29.Маргинальность и особенности  ее проявления в социальной  структуре общества.

  Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии.

   Маргинальность  в  ее   типичной   форме   –   это   утрата   объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию,  группе  без  последующего вхождения в  другую  подобную  общность. 

Главным  признаком  маргинальности служит разрыв  связей  (социальных,  культурных, поселенческих)  с  прежней средой.

Классический  тип маргинала – вчерашний крестьянин в городе –  уже  не  крестьянин  и  еще  не рабочий.

Наиболее  же  высоки  степень  и масштабы  мобильности,  а,  следовательно,  и  маргинальности,  в  обществах переходного типа – от закрытого к открытому.

Маргинальность  может быть  естественной  и   искусственно   создаваемой   и   поддерживаемой.  

    К сожалению, тема "Маргинальность и маргинальные группы" применительно к российской истории ХХ века недостаточно разработана.

Известно, что определенная часть занятого  населения  в результате отраслевых сдвигов  в  экономике  страны,  кризиса,  затронувшего целые группы производств, осталась вне  сферы  занятости,  приобрела  статус безработных.

На сегодня это 8% активного населения России. 

Появление  этого слоя существенно влияет вообще на качество жизни всего населения. 

Но  в  то же время, изменив статус занятости, эта часть населения  сформировала  черты групповой  определенности  со  своими  ценностно-нормативными установками, структурой  потребления,  качеством  и  образом  жизни,   идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями.

   Трансформация  российского общества с  неизбежностью  повлекла  за  собой  не только  изменения  в  социальной  структуре,  но  и  остро  поставила  перед  традиционными общностями вопрос  об  осознании  индивидуальной  и  групповой социальной идентичности, интеграции  и  дезинтеграции,  месте  в  социальной иерархии, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей.

Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент:  продолжая причислять к ее жертвам все нежелательные элементы,  общество  ощущает,  как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно расшатанные экономическими процессами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.Экономическая система как  социальный институт.

Экономика как социальный институт представляет собой совокупность институциализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения людей и организаций для удовлетворения своих потребностей.

Ядром экономики является работа. Работа – это решение задач, связанное с затратой умственных и физических усилий, имеющее своей целью производство благ и услуг, удовлетворяющих человеческие потребности.

В исторической ретроспективе выделяются следующие основные виды экономической деятельности:

1) в первобытном  обществе – охота, рыболовство, собирательство;

2) в рабовладельческом  и феодальном обществах – занятие  сельским хозяйством;

3) в индустриальном  обществе – товарно-промышленное  производство;

4) в постиндустриальном  обществе – информационные технологии.

В современной экономике можно выделить три сектора: первичный, вторичный и третичный.

Первичный сектор экономики включает сельское хозяйство, добывающую и лесную промышленность, рыболовство и пр. Вторичный сектор объединяет предприятия, которые преобразуют сырье в промышленные товары.

Наконец, третичный сектор связан с индустрией услуг, с теми видами деятельности, которые, не производя материальные блага прямо, предлагают остальным какие-либо услуги.

Можно выделить пять первичных типов экономических систем или видов экономической деятельности.

Государственная экономика – это совокупность общенародных предприятий и организаций, работающих на благо всего населения.

Частная экономика доминирует в современных развитых странах.

Она возникла в результате промышленной революции на этапе индустриального общества.

Казарменная экономика – это экономическое поведение военнослужащих, заключенных и всех других людей, живущих в замкнутом пространстве, «казарменной» формы (больницы, интернаты, тюрьмы и т. д.).

Теневая (криминальная) экономика существует во всех странах мира, хотя и относится к преступной деятельности. Этот тип экономического поведения является девиантным, однако он тесно связан с частной экономикой.

Смешанная (дополнительная) экономика – работа человека вне сферы его профессиональной занятости.

Экономика как социальный институт призвана удовлетворять прежде всего материальные потребности человека.

 

 

 

 

 

 

 

32.Религия как социальный институт.

Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу.

О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие. Причем около 2 млрд исповедуют христианство.

Среди основных функций религии как социального института можно отметить следующие:

1) объяснение  прошлого, настоящего и будущего  человека;

2) регулирование  морального поведения от рождения  до смерти человека;

3) одобрение  или критика социальных порядков  в обществе;

4) объединение  людей и поддержка в трудные  минуты.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. В результате социологи сформулировали различные точки зрения на религию как социальный институт.

Так, Э. Дюркгейм считал, что религия – продукт человека или социальной группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала.

М. Вебер уделял особое внимание изучению протестантизма и выделял его позитивное влияние на развитие капитализма.

Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.

Ядром религиозного института является церковь. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные средства, в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает, заставляет людей поступать соответствующим образом.

В российском обществе большая часть населения исповедует православие (70 %), значительно число верующих мусульман (25 %), остальная часть – представители других религиозных конфессий (5 %).

В России представлены практически все виды верований, а также существует множество сект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34.Личность как объект социологического  познания, специфика изучения человека  в социологии.

Изучение социального поведения личности требует построения концепции личности, которая, в свою очередь, требует выбора структуры личности - совокупности и определенного взаимодействия различных элементов. Рассматривая личность как совокупность биологической, психологической и социальной структур, нельзя не отметить, что для социологии значимой в научном смысле является социальная структура личности.

Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его деятельности, под влиянием тех социальных групп, в которые входит индивид. Следовательно, важным для характеристики социальной структуры личности является анализ форм ее деятельности, взаимодействия личности с другими индивидами и социальными группами, положения, которое занимает индивид в тех социальных группах, в которые он входит.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"