Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 17:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

ГОСы.docx

— 78.62 Кб (Скачать файл)

 Социометрический  тест предназначен для диагностики  эмоциональных связей, т.е. взаимных  симпатий и антипатий между  членами группы.

 Если конкретизировать, то назначение социометрической процедуры может быть трояким: (а) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе; (б) выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый"; (а) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры”.

С помощью этого способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

60.Этика проведения социологического  исследования.

Нравственная норма, которой социолог должен руководствоваться, состоит прежде всего в объективности (непредвзятости). Этому, впрочем, должен следовать любой исследователь.

Для социологов важно также соблюдать строгую конфиденциальность — сохранять в тайне ту информацию, которая может повредить людям, находящимся в роли обследуемых.

Для иллюстрации данного правила обычно ссылаются на изучение различного рода противоправного поведения — гомосексуализма, наркомании, проституции и др.

К этике социологического исследования относят также вопросы, которые приходится решать социологу при организации исследования, в ходе его проведения: как быть, если люди отказываются участвовать в проводимых экспериментах, отвечать на поставленные вопросы.

При характеристике этики социологического исследования отвечают и на такие вопросы: если субъекты социологического исследования не осознают истинной цели наблюдателя, является ли это вторжением в их частную жизнь и в какой степени оправдано это вторжение?

В прикладных исследованиях часто возникает вопрос, на который не всегда можно дать однозначный ответ: может ли социолог давать заказчику (в качестве которого, как правило, выступает либо представитель власти, либо управленец какого-либо уровня) информацию, которая повредит людям, усложнит их положение (их уволят, переведут на другую работу, наконец, закроют предприятие и т.д.)?

Макс Вебер считал, что деятельность в области социологии неразрывно связана с этикой, хотя сама социология не может служить нравственным руководством, ибо ее задача — давать непредвзятое знание. Однако социолог должен придерживаться особой этики, которую М.Вебер называл "этикой ответственности". Суть ее состоит в том, что необходимо предвидеть последствия своей деятельности.

Итак, практическая оценка должна быть отделена от самого знания, для получения которого необходимо проявить "интеллектуальную честность". Социология не является нравственным руководством, но сам социолог должен руководствоваться в своей деятельности нравственными принципами, что является делом его совести.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53.Качественные методы социологии.

В социологической практике под качественными данными понимают данные, которые выражаются нечисловым способом.

Их носителями могут быть рисунки, фотографии, видеоматериалы, различного рода символы и знаки, вещи, предметы и пр.

Но чаще всего они представлены в виде вербальной информации - текста или речи.

От количественных данных качественные отличаются тем, что содержание последних несет в себе смысл, непосредственно характеризующий самого их носителя, в то время как количественные указывают на масштаб, объем, интенсивность характеристик изучаемого явления.

Качественные данные позволяют раскрыть значения социального явления, количественные показывают, насколько часто оно случается или насколько интенсивно представлено в социальной реальности.

Качественные данные обозначают предмет исследования, количественные - показывают, насколько сильно он проявлен в объекте.

Продолжая такого рода рассуждения, можно сделать вывод, что одни данные в большей степени ориентированы на создание суждения о социальном явлении, другие - на оценку значимости или тестирование этого суждения.

Эти различия в природе двух типов данных привели к тому, что так называемые качественные исследования (исследования, основанные на сборе и анализе качественных данных) стали связывать в большей степени с этапом генерирования или построения теории, а количественные исследования - с ее верификацией.

Качественные методы дают возможность выделить мотивационную составляющую восприятия людьми объектов социологического исследования, повышая таким образом информативность выводов и даже серьезно изменяя их.

Качественные методы направлены на изучение максимально широкого спектра мнений.

Раскрытие наиболее полной картины ситуации является одним из условий, позволяющих анализировать внутреннюю структуру и взаимосвязи изучаемого явления, а значит - воздействовать на него.

Качественные методы наиболее применимы для решения практических задач по анализу общественного мнения в сфере средств массовой информации и маркетинга.

Они позволяют исследовать глубинные механизмы процесса влияния массовой коммуникации на индивидуальное сознание и увидеть закономерности восприятия социальной информации.

Качественные методы можно использовать не только для уточнения внутренней структуры и динамики общественного мнения, но и как вспомогательные при подготовке количественных исследований - например при формировании анкеты (получение спектра ответов, их предварительная кластеризация), или при разработке рабочей гипотезы исследования (выяснение специфических закономерностей восприятия изучаемого феномена и уточнение направлений исследования).

 

 

 

48.Анализ эмпирических данных социологического исследования с применением компьютерной технологии.

Заключительный этап социологического исследования включает обработку, интерпретацию и анализ данных, построение эмпирически выверенных и обоснованных обобщений, выводов, рекомендаций и проектов.

Этап обработки подразделяется на несколько стадий:

- редактирование  информации - проверка, унификация и  формализация полученной в ходе  исследования информации.

- кодирование - перевод данных на язык формализованной  обработки и анализа путем  создания переменных.

Кодирование представляет собой связующее звено между качественной и количественной информацией, характеризующееся числовыми операциями с информацией, введенной в память ЭВМ.

Если во время кодирования произошел сбой, замена или потеря кода, то информация будет неверной;

- статистический  анализ - выявление некоторых статистических  закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность  сделать определенные обобщения  и выводы;

- интерпретация - превращение социологических данных  в показатели, которые являются  не просто числовыми величинами, а определенными социологическими  данными, соотнесенными с целями  и задачами исследователя, его  знанием, опытом.

Основные процедуры социологического измерения.

 Измерением  называется процедура наложения  объектов измерения на определенную числовую систему с соответствующими отношениями между числами, которые в социологических исследованиях называют шкалами.

 Шкала - это отображение произвольной  эмпирически системы с отношениями  в числовой системе, состоящей  из множества всех действительных  чисел.

Номинальной шкалой называется шкала наименований, включающая перечень качественных объективных характеристик респондента или мнений, установок, оценок.

Упорядоченная номинальная шкала (или шкала Гуттмана) предназначена для измерения субъективного отношения к объекту, установок субъекта.

Ранговая шкала включает ранжированное распределение ответов в порядке убывания или увеличения интенсивности исследуемого признака.

Интервальная шкала - это тип шкалы, определяемый разностью между упорядоченными проявлениями изучаемого социального объекта, выраженной в баллах или числовых значениях.

Каждая шкала допускает лишь определенные операции между символами и вычисление лишь конкретного набора статистических характеристик.

 Отработка  шкалограммы имеет свою процедуру: отбирается экспериментальная группа, которой предлагается высказаться по поводу суждений, предположительно образующих континуум.

Высший балл по шкале определяется суммированием оценок по каждому ответу.

Данные опроса экспериментальной группы располагают в виде матрицы так, чтобы упорядочить опрошенных по числу набранных баллов от высшего к низшему. Знак «+» означает благожелательное отношение к объекту оценивания, «-» - неблагожелательное.

 

49.Социальное моделирование как  метод социологии.

Моделирование социальное научный метод познания социальных явлений и процессов с помощью воспроизведения их характеристик на других объектах, т. е. специально создаваемых с этой целью моделях.

Успешное осуществление М. с. во многом зависит от наличия социологической теории исследуемого явления или теории, обеспечивающей допустимые при построении модели упрощения и указывающей на формализуемые и неформализуемые параметры аналога этой модели.

Возможны различные классификации создаваемых моделей.

В зависимости от характера той стороны объекта, которая подвергается моделированию, можно различать моделирование структуры или его функции, функционирования;

в зависимости от отображаемых закономерностей детерминистические и стохастические модели и т. д.

По средствам, используемым в М. с., большинство таких моделей может быть отнесено к знаковым, т. к. в качестве их основы выступают знаки-графики, чертежи, схемы, гистограммы (в моделях простейшего типа).

Если в качестве знаков выступают средства математического языка и логики, то такие модели называют математическими.

В последнее время делаются попытки использования в М. с. теории катастроф и синергетического подхода, расширения применения электронно-вычислительных машин (компьютерные модели).

Среди различных подходов к проблеме М. с. имитационное моделирование - наиболее перспективное направление.

Его цель-создание моделей, имитирующих функционирование или развитие исследуемого социального явления с помощью операций над объектами близкой или принципиально иной природы.

Виды имитационных моделей могут быть разными.

Выделяются, в частности, игровые модели (их элементами являются люди, исполняющие игровые роли), машинные модели (их элементы компьютерные аналоги составляющих социального объекта), наконец, человеко-машинные модели.

Последние представляют собой диалоговые компьютерные системы, имитирующие реальные социальные процессы с активным использованием эвристических данных, получаемых в процессе диалогового взаимодействия с человеком, который является экспертом в данной области знания или практики.

Это существенно трансформирует традиционную для М. с. проблему соотношения формализованного и неформализованного «строительного материала» моделей, обеспечивая их единство и взаимопроникновение.

Компьютерное имитационное моделирование (машинное и человеко-машинное) можно рассматривать как методологический принцип, для которого объект моделирования и его социологическая теория являются первичными по отношению к средствам (математическому аппарату, эвристическим методам, экспертным оценкам и т. д.).

 

 

51.Социальная статистика и её  взаимосвязь с эмпирической социологией.

Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе.

Социальная статистика отличается от других отраслей статистики не только своим особым предметом и объектом исследования.

Ее своеобразие состоит в особых каналах получения исходной информации, и в применении специальных приемов обработки и обобщения этой информации, и в особых путях практического использования результатов анализа.

Статистический анализ явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества, осуществляется с помощью специфических для статистики методов – методов обобщающих показателей, дающих числовое измерение количественных и качественных характеристик объекта, связей между ними, тенденций их измерения.

Эти показатели отражают социальную жизнь общества, выступающую как предмет исследования социальной статистики.

Для отображения и изучения количественной и качественной сторон явлений и процессов общественной жизни в социальной статистике используется система показателей.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"