Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 17:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

ГОСы.docx

— 78.62 Кб (Скачать файл)

2. Разработка  демографических прогнозов.

3. Разработка  мер демографической политики.

Конечная цель – достижение более высокого уровня благосостояния населения, уровня образования, обслуживания на основе Д. знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43.Интерпритация и операционализация понятий.

Изучаемый объект (группа людей, массив документов, ряд социальных фактов, процессов, событий и т.д.) описывается в системе понятий, которые есть предмет исследования.

Чтобы подвергнуть изучаемый объект эмпирическому анализу, необходимо провести некоторые операции с понятиями, посредством которых он описан.

Этих операций две — операционализация и интерпретация, и они тесно связаны между собой.

Операционализироватъ означает выделить эмпирически фиксируемые и измеряемые их качества и свойства, которые мы будем изучать.

Фактически разделить понятие на составляющие его элементы. Это уже шаг в направлении разработки инструментария.

В результате операционализации создается то пространство признаков, в рамках которого будет работать исследователь, поэтому операционализация понятий всегда носит  концептуальныйхарактер.

Процедура операционализации состоит в том, что объект исследования и предмет исследования подвергаются процедуре деления, т.е. в соответствии с изучаемой проблемой формируется структура этих понятий и выделяются их содержательные элементы.

Базовые понятия словно «разворачиваются» на ряд составляющих (показателей, признаков, которые должны быть эмпирически фиксируемыми, измеряемыми социологическими средствами, в том числе посредством  социологических шкал).

К формулировке темы исследования также предъявляются серьезные требования, поскольку в самом общем виде это основной исследовательский вопрос, который ставит социолог, — «Что мы будем изучать?». Тема исследования должна в сжатом виде содержать в себе как саму изучаемую проблему, так и базовые понятия, на результатах операционализации которых строится пространство признаков, в рамках которого будет работать исследователь. Этими понятиями являются «объект исследования» и «предмет исследования».

Интерпретировать понятия — значит дать им содержательные определения, в которые входят все существенные признаки явления, описанного с помощью этих понятий.

Пространство признаков, в рамках которого работает социолог, — это упрощенная модель изучаемых объекта и предмета.

Оно содержит только те признаки, которые получаются в результате эмпирической операционализации и интерпретации базовых понятий и принимаются социологом как необходимые и достаточные в рамках исследовательского проекта.

Работая в границах созданного социологом пространства признаков, можно измерить и проанализировать те социальные факты, которые этими признаками выражаются и через которые демонстрируются.

Таким образом социолог создает пространство признаков, упрощая изучаемый объект, отбрасывая характеристики, незначимые в рамках изучаемой проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

45.Анкета как вид социологического  инструментария.

В качестве основного инструмента для опроса используется анкета. Она представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования.

 Анкета  должна иметь определенную структуру. Она включает вводную часть, основную  часть и "паспортичку". Важное значение имеют расположение вопросов, их формулировка, графическое оформление анкеты.

 На  титульном листе анкеты обязательно  должны быть ее название, отражающее  тему или проблему опроса, название  организации, проводящей его, место  и год издания. Вопросы и варианты  ответов необходимо выделять  шрифтом, цветом, рамками, стрелками. Текст  анкеты должен быть легко читаемым. Возможно использование рисунков, схем, которые активизируют внимание  респондентов, снимают напряжение.

 В  водной части поясняются цели  и задачи опроса, значение и  использование его результатов, необходимость искренности ответов  респондента для получения достоверных  результатов опроса. Нужно при  этом заготовить нестандартный  текст, раскрывающий важность самого  исследования и правила заполнения  анкеты, так как настрой респондента  во многом зависит от спектра  исходных эмоций. Указывается и  степень анонимности опроса. Здесь  же даются разъяснения по заполнению  анкеты. Правила заполнения и  регистрации ответов могут содержаться  в тексте отдельных вопросов  основной части анкеты.

 Основная  часть анкеты состоит из вопросов, обусловленных целями и задачами  исследования, а также самой процедурой  заполнения анкеты.

По степени стандартизации различают закрытые, полузакрытые и открытые вопросы.

 В  закрытых вопросах предлагаются  один или несколько возможных  ответов. В настоящее время преобладают  закрытые вопросы. Это дает возможность  увеличивать заполняемость анкет, обеспечивать кодирование ответов респондентов на ЭВМ непосредственно или сразу после опроса; распределять ответы по заранее запрограммированному числу позиций.

 Различают  несколько видов закрытых вопросов: дихотомические ("да - нет"), альтернативные  и "вопросы-меню". В дихотомическом  вопросе респондент может выбрать  одну из двух предложенных  альтернатив, выразить согласие  или несогласие с предложенным  вариантом ответа. Отличие альтернативного вопроса от дихотомического состоит в уравновешенности формулировок, в таком сбалансированном наборе положительных и отрицательных вариантов ответов, которые уменьшают смещение ответов в ту или иную сторону. Ответы в альтернативных вопросах носят взаимоисключающий характер. Разновидностью альтернативного является шкальный вопрос, в котором респондент соотносит свое мнение (поведение, оценку и т.д.) с одним из делений предложенной шкалы. В "вопросе-меню" респондент выбирает несколько вариантов ответа (пример: "Какие газеты Вы читаете регулярно?"- "Коммерсант", "Россия" и т.д.)

В заключение подчеркнем, что главная проблема анкетирования все же не в подборе типа вопросов, а в создании такой системы их, которая позволяла бы скрыто, неявно для респондента раскрыть, уловить, описать основной спектр возможных мнений опрашиваемых. Тогда обработка данных позволит шире применять количественные методы анализа.

46.Проектирование выборки.

Определив способы сбора данных, исследователи должны решить за какой группой потребителей они будут наблюдать или опрашивать.

Та часть населения, которая представляет интерес для исследователей , наз. генеральной совокупностью.

Часть населения , представляющая всю исследуемую группу потребителей, называется выборкой(мини-модель генеральной совокупности).

Выборка – это отображенная для исследования совокупность единиц наблюдения.

Применение выборки требует строгого соблюдения нескольких требований:

- отбор  не должен быть преднамеренным;

- совокупность, из которой ведется отбор должна быть достаточно большой и однозначной.

Планируя выборку исследователи должны установить:

1) объект  выборки – перечень единиц, из  которых будут взята выборка.

2) процедуру  создания выборки

3) размер  выборки

Этапы формирования выборки:

- определение  популяции – из чего будет состоять популяция: индивиды, семьи, торговые предприятия;

- определение  основы выборки – это перечень  элементов, из которых будет составляться  выборка (телефонные справочники, иные  базы).

- определение  процедуры отбора – процедура  выборки зависит от выбранной  основы выборки.

- определение  объема выборки – зависит от  важности решения, природы исследования,, количество переменных, ограниченность ресурсов, размеры выборок, которые использовались в подобных работах и т.д.

- отбор  элементов выборки (которые будут  реально обследоваться).

- обследование  отобранных респондентов.

Процесс проектирования выборки начинается с установления формы выборки.

Случайная выборка – в которой каждый элемент совокупности имен известную вероятность стать предметом анализа.

Квотная выборка –выборка , в которой исследователи субъективно выбирают эксперименты совокупности, не оценивая вероятность стать предметами анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47.Определение объема и виды  ошибок выборки.

Объем выборки - это количество элементов генеральной совокупности, которые нужно изучить.

При определении объема выборки нужно прежде решить задачу требуемого исследователю уровня точности результата (Д), гарантируемого с некоторой заранее заданной доверительной вероятностью (Р).

Существуют три стратегии расчета объема выборки.

1. Стратегия  предварительного расчета (до проведения  исследования). Это лишь первоначальный  ориентир, так как, не принимается  во внимание из-за неопределенности  разброс мнений; а поэтому исходят  из соотношения 50:50% (половина ответов  «да», половина «нет»).

2.  Стратегия  последовательного расчета выборки. Используется, когда каждое интервью  очень дорогостоящее или слишком  длительное. Тогда объем выборки  не рассчитывается заранее, а  ставится в зависимость от  результатов, полученных входе исследования. Например, сначала опрашивается 100 чело век, на основе полученных данных о разбросе оценки вычисляют требуемый объем. Если оказывается, что этого количества опрошенных достаточно, то исследование прекращается. В противном случае добирают необходимое количество респондентов.

3.  Стратегия  комбинированного расчета. Рассчитывая  выборку по предварительной стратегии, получаем верхние пределы допустимых  объемов выборки, то есть ту  величину выборки, при достижении  которой прекращается опрос по  последовательной стратегии.

На величину объема выборки также влияет типичный объем выборок, используемых в аналогичных исследованиях.

Для характеристики надежности выборочных показателей различают среднюю и предельную ошибки выборки.

Ошибка выборки, ее еще называют ошибкой репрезентативности, представляет собой разность соответствующих выборочных и генеральных характеристик:

1) для  средней количественного признака:

2) для  доли (альтернативного признака):

Только выборочным наблюдениям присуща ошибка выборки

Ошибки выборки – случайные величины и могут принимать различные значения. Поэтому определяют среднюю из возможных ошибок – среднюю ошибку выборки.

Средняя ошибка выборки определяется объемом выборки: чем больше численность при прочих равных условиях, тем меньше величина средней ошибки выборки.

Средняя ошибка выборки зависит от степени варьирования изучаемого признака, в свою очередь степень варьирования характеризуется дисперсией – для альтернативного признака. Чем меньше вариация признака и дисперсия, тем меньше средняя ошибка выборки, и наоборот.

 

 

 

 

 

50.Социометрия.

Малая группа как объект исследования занимает особое место в системе социальных наук. Она концентрирует в себе целый ряд важных проблем как социально-практического, управленческого, так и теоретико-исследовательского характера.

 Процесс  непосредственного социального  взаимодействия, происходящий в  малой группе и создающий социальную  “микросреду” человека, является  чрезвычайно сильным фактором  формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования  и регулирования ее деятельности. Малая группа — важный элемент  социальной системы в целом, она  фокусирует в себе те общественные  отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые  отношения. Знание механизмов этих  отношений представляет собой  необходимый элемент социального  управления, построенного на научной  основе. В то же время именно  в малой группе действие этих  механизмов столь наглядно и  разнообразно, что позволяет успешно  применять и анализировать самые  различные подходы к объяснению  социальной реальности — социологический, социально-психологический и психологический, динамический и статистический  и т. д.

Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.

Термин “социометрия” происходит от латинского слова societas — общество и греческого metruin — измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны — прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практическихзадач.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"