Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 95.86 Кб (Скачать файл)

Дюркгейм сформулировал  три основных правила социологии. Правило первое состоит в том, чтобы рассматривать социальные факты как вещи. Это означает, что:

1) социальные факты являются внешними для индивидов;

2) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они строго наблюдаемы и безличны;

3) устанавливаемые между социальными фактами причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества. Правило второе состоит в том, чтобы систематически отмежевываться от всех врожденных идей. Это означает, что:

1) социология должна порвать все свои связи с любыми идеологиями и личностными пристрастиями;

2) она также должна освободиться от всяких предрассудков, которыми обладают индивиды по отношению к социальным фактам. Правило третье состоит в признании первенства (примата) целого над составляющими его частностями. Это означает признание того, что:

1) источник социальных фактов находится в обществе, но не в мышлении и поведении индивидов;

2) общество представляет собой автономную систему, которая управляется своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию индивида.

Таким образом, в теории Дюркгейма  уменьшается роль индивида в социальной реальности, на него с момента рождения оказывается сильное давление. Дюркгейм обозначил два типа социального  давления:

1) принуждение, исходящее извне (от окружающих индивида людей и общества в целом);

2) давление перенесенных внутрь норм, которые становятся некими внутренними двигателями человека.

Утрату ценностей он называл  анемией. Анемия – состояние, когда  общество теряет свою регулирующую функцию, а человек перестает верить в  общественные ценности.

Дюркгейм провел глубокое исследование самоубийства. Он выделил  четыре типа самоубийства:

1) эгоистическое самоубийство, совершаемое по личным мотивам;

2) анемическое самоубийство, вызванное тем, что индивид чувствует отсутствие норм или их непереносимое противоречие;

3) альтруистическое самоубийство, которое совершается членами группы ради других ее членов;

4) фаталистическое самоубийство, являющееся результатом чрезмерного социального давления и чрезмерной социальной регуляции.

15. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА

Марксистское понимание  сущности человека и человеческого  общества возникло в рамках целостного марксистского миропонимания, развитого  К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм представляет собой совокупность теорий, относящихся ко многим областям объективной  действительности. Это, в частности, философское, социологическое, экономическое  и другие учения. Все эти теории тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое.

К. Маркс – видный политический деятель, философ, социальный теоретик и экономист. Самой известной  особенностью идей Маркса является представление  о связи между социальной и  экономической жизнью общества. Экономика (базис) включает три обязательных элемента:

1) средства производства (орудия и материалы);

2) работника;

3) того, кто присваивает продукт производства. Данные элементы присутствуют во всякой экономике, различия же сводятся к тому, в каком они соотношении;

4) работник может владеть или нет средствами производства (отношения владения);

5) присвоение продукта производства может определяться тем, что неработающий класс имеет собственность или на средства производства, или на труд, или на то и другое одновременно (отношения собственности).

Основой классовой теории Маркса стало разграничение работников на тех, кто живет своим трудом, и тех, кто имеет право на присвоение продуктов труда. Опираясь на это  разграничение, он описывал производственные отношения. Производственные отношения  отражают существующее разделение труда определяются уровнем развития орудий труда. Все описываемые Марксом формации фактически строятся на противопоставлении двух классов. Но это не значит, что структура общества двоичная, часто структура реального общества включает в себя классы, являющиеся рудиментами ранее существовавших форм общества.

Надстройка – это социальные формы, которые детерминируются  базисом. К ним Маркс относил  семью, государство, идеологию. Утверждается, что у Маркса вся социальная жизнь  детерминирована экономическими процессами. В действительности соотношение  между экономикой и обществом  в теории Маркса не столь жестко. К примеру, он считал, что такие  социальные институты, как семья  и государство, не только относительно независимы от экономики, но могут оказывать  на нее влияние. Детерминация надстройки базисом сводится в основном к  тому, что ее характер в значительной мере зависит от экономических интересов  господствующего социального класса.

Маркс первым придал социологический  смысл понятию «отчуждение», под  которым он понимал отчужденность  труда и его продукта от человека, который выполняет свою работу по внешнему принуждению. Понятие «отчуждение» для Маркса имело две стороны:

1) это структурная часть капиталистического общества;

2) это психологическое состояние, которое переживает производящий класс в условиях капиталистического производства.

К. Маркс разработал концепцию  социального изменения, по которой  двигателем истории является классовая  борьба. Это означает, что трансформации  экономической структуры сами по себе не способны вызывать социальные изменения: для этого необходимо активное вмешательство людей, точнее, угнетенного класса.

18. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ПЕРВИЧНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Понятие социального действия первым ввел Макс Вебер, дав ему следующее  определение: «Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки  на то, как будут действовать другие, и ориентируется в их направлении». Вебер вложил в понятие социального  действия лишь непосредственное общение  людей. Такая точка зрения является существенным, но не оправданным ограничением. Конечно, сохранить это разграничение  нужно, однако не путем исключения опосредованного  взаимодействия между индивидами.

Социальное действие, по мнению Вебера, характеризуется двумя основными  признаками:

1) оно имеет субъективный смысл, т. е. связано с субъективным, индивидуальным осмыслением возможных вариантов поведения;

2) совершая действие, субъект сознательно ориентируется на ответную реакцию окружающих, т. е. имеет место ожидание этой реакции. Т. Парсонс выделял у социального действия следующие признаки:

1) нормативность (зависит от общепринятых норм и ценностей);

2) волюнтаристичность (связь с волей субъекта, которая обеспечивает некоторую независимость от окружающей среды;

3) знаковые механизмы регуляции. Анализ действия в концепции Парсонса предполагает два подхода:

1) действие рассматривается как единичный акт, оно связано с выделением автора и среды, которая включает физические объекты, культурные образы и других индивидов;

2) действие рассматривается как открытая система, поддерживающая обмен с внешней средой, существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Можно выделить следующие  функции системы, каждой из которых  соответствует определенная подсистема:

1) адаптивная функция, которой соответствует биологический организм;

2) личностная, которой соответствует усвоение ценностей и норм;

3) социальная,т. е. совокупность социальных ролей (образцов поведения);

4) культурная, которой соответствуют усвоенные цели и идеалы.

Вебер полагал, что без  учета мотивов социология не в  состоянии установить причинные  связи, которые только и позволяют  создать крупномасштабную и объективную  картину социального процесса.

Семья, нация, государство  и армия, в отличие от человека, не имеют живого организма, значит, не обладают мышлением, волей и мотивами. Нельзя говорить о «коллективном  сознании» или «воле государства» как о реальных вещах. Хотя в метафорическом смысле можно. Конечно, это не значит, что их нельзя или не следует изучать. Напротив, еще как необходимо, но иначе, чем отдельного индивида. Стремясь познать общество, социолог, по мнению М. Вебера, должен начинать с индивида. Но изучать не его душу и эмоции, а совершаемые им действия. Их следует  считать социальными, если только они  имеют осознанную цель и мотивацию.

М. Вебер рассматривает  четыре типа социального действия: целерациональное, традиционное, ценностно-рациональное и аффективное. Только первые два должна изучать социология. Все типы действия расположены снизу вверх по степени возрастания рациональности.

19. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Социология рассматривает  общество как систему социальных связей, причем исходной клеточкой  многие социологи (Сорокин П. А., Г. Зим-мель, К. Маркс и др.) называют социальное действие. Действие может считаться социальным только в том случае, когда человек его осознает, когда он испытывает на себе влияние поведения других людей и в свою очередь также воздействует на них.

Так как социальное взаимодействие осмысленно, то возникает вопрос о  мотивах того или иного действия человека. Например, М. Вебер выделял «понимающую социологию и теорию социального действия»). Социальное действие выступает как социальная взаимосвязь между группами людей. Она может быть в виде социального контакта – мимолетного (пассажиры в автобусе, лифте) и в виде социального взаимодействия. Причем социальными взаимодействиями являются те действия, которые являются причиной и следствием ответных действий других людей.

Социальное взаимодействие происходит тогда, когда люди достаточно постоянно и устойчиво влияют на поведение друг друга. В результате этих постоянных взаимодействий обычно происходит изменение социальных отношений, в которых находятся люди.

Социальные отношения  – отношения между группами людей, которые занимают в обществе различное  положение и по-разному влияют на экономические, политические отношения (например, межнациональные, межгрупповые отношения). Характер социальных отношений  зависит от того, какую цель преследуют субъекты этих отношений – статус, власть, богатство и т. д.

П. А. Сорокин делил социальные взаимодействия:

1) по количеству субъектов;

2) по характеру взаимоотношений (односторонние – двусторонние; солидарные – враждебные);

3) по деятельности (длительные, кратковременные);

4) по организованности (организованные – семья, партия и неорганизованные – толпа);

5) по сознательности (сознательные и нет). Таким образом, социальное взаимодействие очень сложное явление. Но без него невозможно существование общества.

Социальное взаимодействие можно разделить на такие простые  элементы, как ожидание, реакция, действие. Они могут стать основой для  определенных социологических концепций.

Формы взаимодействия людей, связь между ними определяют простые  механизмы – язык, жесты, ценности.

Многие социологи считали  социальное взаимодействие исходной клеточкой  исследования общества (Маркс, Бухарин). В западной социологии К. Янг и  Л. Фримен рассматривали теорию социального взаимодействия как центральную в социологии, так как с самого рождения человек является частью определенных взаимодействий в обществе.

Понимание социального взаимодействия как главной категории социологии не противоречит и теории М. Вебера и Т. Парсона о превосходстве «социального действия», так как социальное действие предполагает, во-первых, момент индивидуальных отношений, а во-вторых, ориентацию на других. И именно ориентация на других влечет за собой социальное взаимодействие.

Категория «социального взаимодействия»  на современном этапе развития социологии является фундаментальной, заменить ее другой категорией не представляется возможным.

20. СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ

Каждая личность в обществе имеет определенные отношения, выполняет  определенные обязанности и имеет  какие-то права. Это все и является показателем положения в обществе, которое занимает личность, и его  социального статуса, которым она  обладает. Социальный статус определяет положение группы и ее членов в  определенных сферах жизнедеятельности  человека.

Положение человека в обществе определяется его профессией, национальностью, возрастом, семейным положением. (Все  эти определяющие Р. Мер-тон называл «статусным набором».) Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Социальный статус бывает:

1) предписанный (приписываемый), т. е. тот, который человек получает вне зависимости от своего желания и чаще всего от рождения (пол, национальность, возраст);

2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т. д.). Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец). Но все же основном социальный статус человека и его положение в обществе определяются по одному, наиболее основному статусу. В большинстве случаев он определяется по месту работы.

Для определения социального  статуса человека большое значение имеют оценка существующих позиций  в том обществе, в котором человек  живет, определение престижности и  авторитета этих позиций.

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре  группы или общества, связанная с  другими позициями через систему  прав и обязанностей. Статус «учитель»  имеет смысл только по отношению  к статусу «ученик», но не по отношению  к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"