Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 95.86 Кб (Скачать файл)

26. СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

Одним из важных элементов  социальной структуры является социальная группа. Важное значение в обществе выполняет такая социальная группа, как социально-этническая общность. Этнос – это сложившаяся на определенной территории совокупность людей, которые имеют общие культурные ценности, язык, психологический склад. Определяющими моментами этой группы являются быт, одежда, жилье, т. е. все то, что называют культурой этноса.

Формирование этноса происходит на основе единения экономической жизни  и территории, хотя многие этносы в  дальнейшем развитии утрачивали общность территорий (переселенцы).

Существуют определенные свойства, которые отделяют один этнос  от другого: народное искусство, язык, традиции, нормы поведения, т. е. та культура, в которой люди живут всю жизнь и передают ее из поколения к поколению (этническая культура).

Историки и социологи  создали теорию развития этноса: от родовых объединений к тотемическим кланам, а затем к кланам, которые  объединились и образовали народности, а затем возникли нации. Эта теория постоянно претерпевала различные  изменения.

Свою точку зрения по вопросу  об этнических общностях имел Л. Н. Гумилев: этнос – основа всех элементов  и форм социальной структуры. Всю  историю Гумилев рассматривал как  взаимоотношения этносов, которые  имеют свою структуру и поведение, отличающие один этнос от другого. Гумилев  говорил о понятии субэтноса, который является не-отделившейся частью этноса, но имеющей собственные отличия (поморы в России).

С точки зрения Гумилева, есть такие формы общностей, как  конвиксия – люди, объединенные жизненными условиями (семья), и консорция – люди, объединенные общими интересами (партия). Мы видим, что Гумилев говорил о принятых в социологии определениях социальных общностей и организаций.

Можно сказать, что этносом  является только та культурная общность, которая осознает себя как этнос  и обладает этническим самосознанием. Этнические явления меняются очень  медленно, иногда в течение столетий.

27. МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА: ЛИДЕРСТВО И ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

Социальная группа – это  своеобразный посредник между отдельным  человеком и обществом в целом. Но группа – это еще и та среда, в которой возникают и развиваются  коллективные процессы. Рассмотрим такую группу в социологии, как малая группа, которой называют небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой.

В рамках микросоциологического направления малые группы характеризуются как «первичные группы». Отличительными признаками этих групп Кули считал постоянные непосредственные межличностные контакты, высокую степень эмоциональности.

Джорж Хомас утверждает, что малая группа представляет собой число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.

Другое определение дал  Роберт Мертон – малой группой  он называл совокупность людей, которые  определенным образом взаимодействуют  друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и считаются членами  данной группы с точки зрения других.

Можно перечислить еще  более ста определений, но в каждом из них имеются особые признаки, по которым можно отличить малую  группу от других: это формы малой  группы, внутренняя структура, взаимодействие в малой группе. Малая группа принимает  множество форм, верхний предел ее составляет двадцать человек, нижний –  два человека. Малая группа, в  отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости  ее членов. Существует две исходные формы малой группы – это диада  и триада. Диада состоит из двух человек. У них формируются устойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего на чувствах.

Триада – активное взаимодействие трех человек. В триаде зарождается  феномен большинства, а вместе с  ним по-настоящему рождаются социальное отношение, социальное начало.

Лидерство – это способности, качества и поведение, связанные  с ролью группового лидера. Лидером  в малой группе именуют члена  группы, пользующегося наибольшими  симпатиями и принимающего решения  в самых важных ситуациях. Это  качество может присваиваться индивидуумам на основе личных качеств и опыта  либо посредством традиции и (или) занимаемой позиции. Лидера в малой группе не назначают, он выявляется благодаря  своим личным качествам. Когда лидеров  несколько, группа распадается на подгруппы. Хотя лидер один, авторитетных лиц  может быть много, на них опирается  лидер, навязывая группе свои решения.

Взаимодействие в малой  группе формируется при постоянном сотрудничестве членов группы. В результате между ними возникают определенные симпатия и чувства, создаются установки  и привычки. Постепенно в малой  группе возникают собственные нормы  и этикет поведения, называемые неформальными  отношениями.

Структура группы определяет характер ее динамики. Исследование динамических процессов, протекающих в данный отрезок времени и знаменующих  собой движение группы от одной стадии развития к другой, получило название групповой динамики.

30. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Социологи, этнографы, антропологи, изучающие различные общества и  различные народы, придали термину  «культура» новое значение. В XX в. из научных представлений о культуре уходят романтические мотивы, настроения восторга и энтузиазма, присущие гуманистам предшествующих веков. Культура – дело рук человека, в ней он ищет свое выражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо.

В современной социологической  литературе пока еще нет общепринятого  определения культуры.

Культура – явление  многообразное как по характеру, так и по форме. Составляющие культурного наследия могут выступать в форме языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т. д. Развитие культуры зависит от способности к передаче знаний следующим поколениям и к обучению. Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек.

Культура создается людьми, культуре обучаются. Так как она  не передается генетически, каждое поколение  воспроизводит ее и передает следующему. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения норм, ценностей, верований, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и  регулирование его поведения. В  случае прекращения процесса социализации в массовом масштабе перестала бы существовать и культура.

Таким образом, культура формирует  личности членов общества, и этим в  значительной степени регулирует их поведение.

Феномен культуры позволяет  органически соединить не просто производство вещей и сознание в  его абстрактных формах, но и производство самого человека как общественного  человека. Выступая одной из форм проявления сущностных сил человека, показателем  уровня и меры прогресса общества, его классов и социальных групп, культура представляет собой единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, которые  направлены на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций. В культуре отражаются и закрепляются социально-личностные качества созидательного труда.

Каждое человеческое общество имеет собственную, специфическую  культуру, или социокультурную систему, которая в некоторой степени  совпадает с другими системами. Различия среди социокультурных  систем связаны с физическими  условиями и ресурсами, диапазоном возможностей, свойственным различным  областям деятельности, типами языка, ритуалами и традициями, изготовлением  и использованием инструментов, степенью социального развития.

В социологии выделяют два  вида культуры: материальную (продукты ремесел и производства; орудия труда, инструменты; сооружения и здания; техника  и др.) и нематериальную (представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс  духовного производства и др.).

В социологической литературе выделяют следующие основные функции  культуры:

1) гуманистическая;

2) гносеологическая;

3) информационная;

4) коммуникативная;

5) ценностно-ориентационная;

6) нормативно-регулирующая (управленческая).

31. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи, культурологи, антропологи  и психологи постепенно выявляли некие элементы, которые обязательно  присутствуют в каждой социальной культуре.

В социологии культура рассматривается  в аспекте, который непосредственно  связан с регулированием поведения  человека, социальных групп, функционированием  и развитием общества в целом.

В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяются язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.

Язык – это система  знаков и символов, наделенных особым значением. Он возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Основные его  функции – создание, хранение и  передача информации.

Язык также выполняет роль распространителя (ретрослятора) культуры.

Социальные ценности –  это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В разных культурах могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле брани, художественному творчеству, аскетизму). Каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что  не является. Нужно отметить, что  ценностно-регулятивный механизм представляет собой сложную организованную систему, в которой общую регуляцию  поведения человека, помимо ценностей, осуществляют еще и нормы –  своеобразные правила поведения.

Социальные нормы –  это правила, образцы и стандарты  поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Нормы выражают специфику, своеобразие  той культуры, в рамках которой  они функционируют. Культуру, которая  указывает на стандарты правильного  поведения, называют нормативной культурой. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди предполагают действовать. С этой позиции нормы – это  средство социальной регуляции поведения  индивидов и социальных групп. Обычно социальные нормы опираются на традиции и обряды, совокупность которых образует еще один важнейший компонент  культуры.

Обычаи – это привычные, наиболее удобные и широко распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуется выполнять. Если обычаи переходят от одного поколения  к другому, они приобретают характер традиций.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения  в поколение и сохраняются  в течение долгого времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Часто традиции порождают застой и консерватизм в общественной жизни.

Обряд – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы  и ценности. В них отражаются определенные религиозные представления или  бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся  ко всем слоям населения.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни.

32. ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ

В зависимости от того, кто  создает культуру и каков ее уровень  в обществе, в социологии принято  различать три формы культуры: элитарную, народную, массовую.

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной часть  общества или по ее заказу профессионалами. К высокой относятся специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь только небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, и в силу этого называемые элитой общества. Ее культура трудна для понимания неподготовленного человека. Потребителями элитарной культуры являются высокообразованные члены общества. Однако нередко высокое искусство оказывается временной и преходящей формой эстетического соутверждения разных общественных групп, которые выделяются по социальному или возрастному признаку. Ярчайшими примерами элитарного искусства могут служить опера и балет.

Массовая (общедоступная) культура появилась относительно недавно, в  середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Понятие массовой культуры отражает такие существенные сдвиги в механизме современной культуры, как:

1) развитие средств массовой коммуникации;

2) становление индустриально-коммерческого типа производства;

3) распространение стандартизированных духовных благ.

Люди обладают сознанием  природы. Они не только способны создавать  культурные формы и в свою очередь  поддерживаться этими формами, но также  теоретизировать о культуре как  таковой. Во многих социологических  подходах скрыто присутствовали идеи об относительных достоинствах некоторых  жизненных путей и культурных форм. Например, теоретики культуры и в рамках своей дисциплины, и  вне ее провели различия между  «высшими» и «низшими» культурами, популярной культурой, народной и массовой культурой. Последнее понятие использовалось и радикальными, и консервативными  критиками для выражения неудовлетворенности  современным состоянием искусства, литературы, языка и культуры в  целом. Принадлежа к весьма различным  политическим идеологиям, обе группы утверждают, что культура XX столетия обеднела и ослабела.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"