Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:41, шпаргалка

Описание работы

1. объект и предмет социологии
3. Функции социологии
4. Социология в структуре научных знаний об обществе
5. Социологический проект О. Конта
6. Социологическая система Г.Спенсера

Файлы: 1 файл

Otvety_k_zachetu_po_sotsiologii.doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

В концепции Парсонса обозначены и разработаны три  типа общества: примитивное (дифференциация в нем отсутствует), промежуточное (когда появляется письменность, социальное расслоение, культура выделяется в самостоятельную сферу человеческой деятельности), современное (его главным свойством является формирование правовой системы из религиозной, возникновение бюрократии, рыночной экономики, демократической и избирательной системы).    

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Общество  как система. Понятие, признаки  и структура общества

В отечественной социологии сложилось два подхода к пониманию  общества: узкий социологический  и широкий философский. В узком смысле под обществом понимают: 1. узкую группу людей объединившихся для общения или совместного выполнения какой-либо деятельности.

2. конкретный этап  в историческом развитии какого-либо  народа или страны

3. сложную организованную  систему взаимодействия людей, имеющую свою структуру и институты

Общество – это  системно развивающаяся совокупность связей и отношений между людьми, которые складываются в процессе их жизнедеятельности. 

Общество можно рассматривать  под разным углом: его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, и тогда оно будет совпадать с населением. Можно свести его к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука), религия.

Признаки общества –  это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (соц. отношений, институтов, ценностей, культур).

1. территория, на которой  происходит консолидация соц.  связей

2. универсальность, т.е. его всеобъемлющий, разносторонний характер. Общество включает все разнообразие соц. связей отношений, соц. институты, общности, сложившиеся в рамках определенного территориального пространства может создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей.

3. автономность (самодостаточность), т.е. способность существовать  самостоятельно, что достигается  засчет высокого уровня саморегуляции    

4. интегративность –  общество обладает внутренними  механизмами поддержания ранее  сложившихся структур, а также включения в сложившуюся ткань взаимосвязей новых социальных образований, создаваемых людьми в своей практической деятельности.

5. целостность

6. структурность

Особенности системного подхода:

- позволяет изучать  общество, не разрушая его целостность

- функциональный (общество  – функционирующая система)

- общество рассматривается  в его развитии

Социальная структура  общества  - это совокупность тех  связей и отношений, в которые  вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

В основе развития соц. структуры  общества лежат: 1. общественное разделение труда и 2. отношения собственности  на средства производства и его продукты. К основным элементам социальной структуры общества можно отнести  классы, которые занимают определенное место в системе общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта; люди города и деревни; представители умственного и физического труда; сословия; социально-демографические группы; национальные общности (нации, народности, этнические группы). Взаимосвязь социальных групп в обществе является динамической и проявляется в их взаимодействии по поводу удовлетворения их потребностей и реализации их интересов. В этом взаимодействии есть две стороны: 1. сама деятельность каждого из субъектов общества, направляемая определенными побуждениями; 2. те общественные отношения, в которые вступают соц. субъекты ради удовлетворения потребностей и целей. Речь идет об общественных отношениях как стороне функционирования соц. структуры. Соц. отношения в узком смысле – это специфический вид отношений, которые складываются между соц. субъектами по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, потреблении материальных благ, в улучшении их быта и досуга, в получении образования, доступа к предметам соц. и духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и соц. обеспечении.  

22. Системный  подход к обществу: его принципы  и понятийный аппарат

Основная задача системного подхода в изучении общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. С точки зрения сторонников системного подхода, общество – это не суммативная, а целостная система. Это означает, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое качество, системное качество. Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный характер, т.е. общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застает определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее. Общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности, в результате   cвоих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития. 

 

7. Натуралистические направления в социологии.

Натурализм в социологии – теоретике-методология, ориентация на методы естественных наук. В социологии XIX – нач. XX в. существовали две главные формы – социал-биологизм и соц. механицизм. Господствующим было первое направление, представленное концепциями органицизма социального (Г. Спенсер, А. Шеффле, Р. Вормс и др.) и дарвинизма социального (У. Беджгот, Л. Гумплович, У. Самнер и др.). Представители этого направления стремились понять законы функционирования и развития об-ва путем установления аналогий с биологич. организмом или биологич. эволюцией в целом. Сторонники механицизма в социологии (А. Кетле, Г. Кэри, Л. Винярский, В. Парето и др.) пытались объяснить обществ, жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физич. науках.В современной социологии можно вычленить две основные ветви Н. – методологическую и онтологическую. Обе принимают позитивистский тезис "единства науки", но интерпретацию дают разную. Сторонники методологич. Н., исходя из признания единого для естественных и соц. наук "науки метода", распространяют на сферу соц. познания наиболее общие принципы и понятия естественных наук, стремясь учесть вместе с тем своеобразие соц. действительности. Методологич. Н. лежит в основе многих известных концепций, – таких, как структурный функционализм, неоэволюционизм, системные теории, теории социального обмена, нек-рые теории интеракционизма символического и др Приверженцы онтологич. Н. настаивают на содержательном, предметном единстве соц. и естественных наук, пытаются редуцировать обществ, закономерности к природным. Большинство современных редукционистских концепций, напр, "этологизм" (К. Лоренц, Д. Моррис, Л. Тей-чер) и социобиология (Э. Уилсон, П. Ванден Берге), возникают на основе достижений в новейших областях естествознания – этологии, генетике, экологии и др. Для всех них характерно игнорирование качественного своеобразия соц. закономерностей, фатализм во взглядах на человеческую историю. М.С. Колюров Л.И. Мечников (1838-1888 гг.) - один из самых видных представителей школы географического детерминизма. На его научное мировоззрение и социологические взгляды значительное воздействие оказала натуралистическая методология О. Конта и Г. Спенсера. Однако он критически относился к идеям социал-органицизма и социал-дарвинизма, которые, по его мнению, автоматически переносили на общество закономерности биологии, не учитывая в должной мере сложности и своеобразия общественной организации. Социология, в отличие от истории, занимающейся сбором фактов и их хронологическим упорядочением, это абстрактная, теоретическая Социал-органицистские идеи получили наиболее полное воплощение в работах А.И. Стронина, П.Ф. Лилиенфельда и Я.А. Новикова. Их воззрения на общественную жизнь во многом совпадали с идеями европейских социал-органицистов - А. Шеффле, Р. Вормса и др., работы которых в то время переводились на русский язык. Русские сторонники социал-органицизма, подобно европейским социологам, свои представления об обществе и составных его элементах строили на основании аналогии общества с биологическим организмом. У Стронина, вслед за Контом, эта аналогия доходит до отождествления различных частей общества с органами биологического организма. Самым авторитетным представителем социал-органицизма в русской социологии был П. Лилиенфельд (1829-1903 гг.), труды которого хорошо известны на западе благодаря переводу на немецкий язык его главной работы "Мысли о социальной науке будущего." Для того, чтобы человеческое общество сделать предметом положительной науки - подчеркивал П. Лилиенфельд, - один только исход: необходимо включить в ряд органических существ и самое человеческое общество, как организм, стоящий в развитии своем на столько же выше человеческого организма, насколько сей последний возвышается над всеми прочими органами природы". Рассматривая общество как реальный организм, включенный в общий ход эволюции, Лилиенфельд обращает внимание как на  черты сходства биологического и социального организмов, так и отличия. Сходство состоит в наличии таких черт как единство частей, целесообразность, специализация органов, наличие био-энергетических запасов и др. Различие же отнюдь не в пользу общества: в социальном организме отсутствуют лимфатическая и кровеносная системы, мускулы и костный скелет. Подобно другим представителям социал-органицизма, Лилиенфельд большое внимание уделяет анализу функций общественного организма, выделяя три основные: 1) физиологическую или экономическую; 2) морфологическую или юридическую; 3) объединяющую или политическую. Соответствующие сферы общественной жизни он уподобляет различным биологическим органам: экономическую приравнивает к системе кровообращения, юридическую - нервной системе, правительство - центральной системе. В каждой из указанных сфер действует свой закон прогресса.

 

      30. Социализация личности

Человек формируется  как субъект деятельности в ходе социализации. Под социализацией  понимается процесс освоения индивидом  социальных норм и ролей, принятых в данном обществе посредством как собственной активности, так и чужого влияния. Механизм социализации:

1. человек рождается  с запрограммированными на молекулярном  уровне личными качествами

2. человек при рождении  абсолютно чист и формируется  под воздействием внешней среды.

Социализации проходит в течение всей жизни, но наиболее интенсивное развитие осуществляется до 25 лет. Выделяют следующие виды социализации:

- первичная (в процессе  непосредственного взаимодействия  индивида с институтами и агентами  социализации)

- вторичная (основана  на опосредованном воздействии:  влияние внешней среды, СМИ).

Агенты социализации – это люди, осуществляющие непосредственное воздействие на индивида. Институт социализации – семья, школа и  др. На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты.   

Содержание  и направленность процесса социализации определяется двумя тенденциями: типизацией и индивидуализацией. Типизация  определяется с одной стороны, как  способ усвоения личностью проявляющихся  в реальном мире «объективных мыслительных форм» культуры(ценностей, норм и др.) и, с другой  - как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения. Индивидуализация характеризуется в свою очередь преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры  и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира. Процесс социализации осуществляется в разных формах, каждая из которых характеризуется особым сочетанием индивидуализирующих и типологизирующих факторов. В зависимости от возраста личности социализация делится на раннюю, проявляющуюся в детстве, социализацию взрослых людей, или ресоциализацию, связанных с освоением новых ценностей и норм, недостаточно усвоенных в детстве или устаревших, и социализацию пожилых людей, содержание которой составляют процессы адаптации, в основном приспособления к старости и мысли о приближающейся смерти.  Наряду с понятием ресоциализацияв научной литературе встречается также понятие десоциализация, обозначающее процесс развития в раннем возрасте, связанный с отклоняющимся поведением, с ее участием в группах, ведущих антисоциальный образ жизни. Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания. Важно помнить, что модель процесса социализации во многом определяется тем, какие ценности доминируют в обществе. Социализация организуется так, что воспроизводятся именно данные ценности и взаимодействие. Процесс социализации личности - сложное, противоречивое явление. В нем участвуют биологический организм новорожденного -особь, а с другой стороны - общество со сложившимися связями и отношениями, ценностями и нормами поведения

 На социализацию  личности накладывают отпечаток индивидуальные особенности человека: темперамент, воля. Активный, упорный, энергичный будет всегда выбирать путь, ведущий к вершине социальной пирамиды, и наоборот, человек со слабой волей, неэнергичный предпочтет более легкий путь и образ жизни.      

 

33. Отклоняющееся  (девиантное)  поведение. Теория  социальной аномии.

Отклоняющееся поведение  всегда (хотя и в разной мере) присутствует повсюду, где действуют социальные нормы. Говоря об отклоняющемся поведении, социологи исходят из того, что  оно представляет собой социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, несоответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Носителями рассматриваемого явления являются определенные лица, некоторые социальные группы, вступившие  осознанно или стихийно в конфликт с существующими в обществах требованиями и нормами поведения. Более того, в социологии есть понятие "первичная девиация", когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Но есть второй уровень отклоняющегося поведения (вторичная девиация), когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек  открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия. При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы - преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей "культуры "(субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами. Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением. Помимо вышеуказанных (деление на первичную и вторичную девиации, на индивидуальные и коллективные формы отклоняющегося поведения) классификацию данного вида поведения можно осуществить по сферам жизнедеятельности людей. Иногда отклоняющееся поведение типологизируют  по другому основанию - противопарное и аморальное,- исходя из того, что нормы, стандарты и правила определяются двумя главными регуляторами жизнедеятельности людей: нравственностью и правом. Конечно, граница между ними условна, тем не менее ею можно руководствоваться при изучении конкретных форм отклоняющегося поведения. Вместе с тем социологические исследования 80-90-х годов показывают, что среди всех названных групп отклоняющегося поведения наиболее крупными и представляющими предмет тревоги общества являются алкоголики, наркоманы и преступники. Неблагоприятный морально-психологический климат, расхождение групповых норм с общественно санкционироваными, трудности адаптации, отсутствие взаимной требовательности, конфликты и напряженность в общении - это далеко не полный перечень причин отклоняющегося поведения, имеющих своей базой микросреду. Однако сама она неоднородна, ибо человек входит одновременно в несколько коллективов, групп, влияние которых может быть противоречивым. Проблемы социальной аномии в современном российском обществе.  аномия (от франц. anomie отсутствие закона, организации), социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Понятие аномии введено Э. Дюркгеймом, теория аномии разработана Р. К. Мертоном

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"