Шпаргалка по "Социологии управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к экзамену по "Социологии управления"

Файлы: 1 файл

соц.управлекния.docx

— 96.40 Кб (Скачать файл)

Экономические методы – это формы и средства воздействия на социально-экономические условия жизни людей, коллективов, социальных общностей, организаций. Распределение и перераспределение материально-финансовых ресурсов государственными органами, регулирование финансовых потоков в стране, разработка и реализация бюджетов – главные инструменты управления экономическими методами. А применительно к человеку – это механизмы материального стимулирования труда и предпринимательства. Важнейший стимул – прибыль власть богатства, денег. 
Политические методы управления – это способы прямого или косвенного (в большинстве своем) воздействия на поведение и деятельность управляемых при помощи политических средств. Политические методы – составная часть демократических технологий управления. Последние слагаются из всего комплекса демократических форм, норм и процедур политических действий и отношений, сложившихся в практике демократических государств.

Специфика политических методов –  во влиянии на поведение людей, на выбор ими форм участия (или неучастия) в политическом процессе, на отношения  к системе господствующих ценностей, на формирование желаемой для государства  желаемой социально-политической обстановки, на отношение граждан к власти и т.п. 
Бюрократическое манипулирование. Понятие бюрократии не следует отожествлять с понятием «бюрократизм», а бюрократический стиль управления как образ рациональной формализованной деятельности и поведения государственного аппарата – с бюрократизированным стилем – деформацией рациональной организации управления. Бюрократизм существовал и процветает в государственных системах, где никогда не было ни коммунистической монопартийной диктатуры, ни иерархического партийного аппарата. Те модели управления и поведения руководителей, которые в прошлом были идеальными, в современных условиях превращаются в препятствия для рационального администрирования. Жестко регламентированные структуры, исключительно формализованные, иерархические взаимоотношения управляющих с управляемыми; исполнение управленческих функций одним аппаратом госслужащих без привлечения общественности; устойчивая стабильность управленческих связей и коммуникаций; воздействие на управляемого только приказом и применением негативных санкций – все это элементы бюрократической (административно-государственной) модели управления уже эффективно не работают, а являются питательной базой для возникновения бюрократизма. 

Идеологические методы государственного управления заменяют технологию административного  командования и правого принуждения. Их действия ориентированы на активизацию  общественной сознательности людей  и подчинению системы мотиваций, соответствующей целям государственной  политики. Формы реализации идеологических методов разнообразны, главное же – пропаганда общественно значимых идей и духовных ценностей всем возможными современными средствами, через деятельность всех институтов обучения и воспитания, средств массовой информации.

Социально-психологические методы важны потому, что результаты работы управляющей системы во многом зависят  от такого фактора как социально-психологической  атмосферы, общественные настроения. Социально-психологические  методы – это комплекс приемов  и средств формирования умонастроений, общественных чувств, психологических  состояний, общественного спокойствия  или напряженности, массового оптимизма  или пессимизма, общественной активности или нигилизма, социальных ожиданий, предпочтений, ориентаций и т.д.

Вопрос 36

^ Социальное прогнозирование — специальная процедура исследования конкретных перспектив развития какого-либо процесса, объекта в целях выявления тенденций и закономерностей его изменений под воздействием тех или иных факторов и условий. 27 
 
Прогнозирование в социологии основывается на использовании трех взаимосвязанных способов получения информации о будущем:  
 
а) экстраполяции в будущее современных тенденций развития социального объекта;  
 
б) оценке возможного и желаемого состояния в будущем исследуемого объекта на базе экспертных суждений и оценок;  
 
в) моделировании прогнозируемых явлений с учетом возможных сценариев развития событий

Типология прогнозов  может строиться по различным  критериям в зависимости от целей, задач, объектов, предметов, проблем, характера, периода, методов, организации прогнозирования  и т. д.

Методы прогнозирования:

- анализ;

- индексация;

- экстраполяция;

- интерполяция;

- опрос экспертов;

- прогнозные сценарии;

- моделирования,  др.

 

 

 

 

 

 

 

 

Врпрос 24

Цель управления - это желаемое, возможное и необходимое состояние  управляемого объекта, которое должно быть достигнуто; это тот идеал, та логически обоснованная конструкция (образ), которую требуется создать, воплотить в жизнь (достичь).

Цель всегда выступает как единство мотивов, средств и результатов. Под мотивом понимается стремление удовлетворить те или иные потребности, и не просто выявить, просчитать, структурировать  по приоритетности, но учесть все потребности  и интересы социальных групп, сфер управления, тем более предвидеть, предусмотреть  их возможные изменения. 
   Здесь уместно напомнить соотношение ключевых дефиниций: "потребности" и "интересы" человека. 
   Потребности и интересы - однопорядковые категории, первые направлены на предмет их удовлетворения, вторые - на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. 
   В сфере управления особое значение имеет положение о том, что удовлетворение потребностей низших уровней как основы жизненных процессов определенным образом детерминирует активизацию потребностей высшего уровня (самоактулизации, общественного признания, потребности быть полезным обществу). Управленческое решение только тогда может быть эффективным, когда ориентировано на потребности человека, учитывает существующие в обществе или отдельных его структурах чувства и настроения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 17

Общество представляет собой  целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными  проявлениями, равно как и с  функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей  связи и единства социальных процессов, которая находит свое проявление в осуществлении социального  управления. Оно является одним из ведущих условий нормального  функционирования и развития общества.

Управление, понимаемое в  социальном смысле, многообразно. В  самом широком смысле оно может  пониматься в качестве механизма  организации общественных связей. В  подобном смысле можно говорить о  том, что его задачи и функции  практически выполняют все государственные  органы, независимо от их конкретного  назначения, а также общественные объединения. Элементом системы  социального управления является также  и местное самоуправление. В качестве объекта управления здесь выступает  все общество в целом, все варианты развивающихся в нем общественных связей.

Социальное управление имеет  и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как  государственное управление, под  которым понимается специфический  вид государственной деятельности, отличающий от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений  и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры  и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос8

Исторически первый, классический этап, начался  во второй половине ХIХ столетия, когда получили свое развитие школа научного управления и школа административного управления. Родоначальниками классического этапа в развитии теории управления являются американский инженер Ф. Тейлор (1856-1915), французский инженер и предприниматель А. Файоль (1841-1925) и немецкий социолог, историк и экономист М. Вебер (1864-1920). Ф. Тейлора считают отцом классической теории научного управления. Он первым обосновал необходимость научного подхода к управлению для наиболее эффективного использования материальных и человеческих ресурсов, отдав приоритет инженерным решениям. В концепции достигающего руководителя Ф. Тейлором были изложены повышенные требования и к руководителю, так как только в равной требовательности к управляющим и управленцам он видел результативность и высокое качество управленческой деятельности. Суть теории Ф. Тейлора заключается в четырех научных принципах управления: внедрение экономных методов работы; профотбор и профподготовка; рациональная расстановка кадров; сотрудничество администрации и рабочих.

В целом  представители классического этапа  сформулировали основные положения  формирования и функционирования эффективной  административной организации на рационально  построенных, стандартизированных, максимально  формализованных принципах управления и деятельности, где человек рассматривался как плохо отлаженная машина. Приверженцы  классического направления пытались повысить эффективность управления посредством административных методов  по управлению формальной стороной организации  при игнорировании потребностей и мотивации работников. Они отстаивали принципы жесткой иерархии, единоначалия, специализации деятельности и разделения труда. Скалярный (ступенчатый) принцип  иерархического построения организации  базировался на авторитете власти и  делегировании властных полномочий, функциональный принцип - на детальном  распределении должностных обязанностей управленцев каждого уровня, причем к управлению можно привлекать только высоко квалифицированных специалистов узкой специализации. Главным был принцип координации - согласования должностных функций по вертикали и горизонтали. Координацию долговременной деятельности большого количества людей должен осуществлять формальный лидер (руководитель), приказы которого имеют законную силу благодаря формальной структуре власти. Руководитель может делегировать часть своих полномочий помощникам или подчиненным, он решает главные вопросы, подчиненным доверяет второстепенные, данный принцип широко используется и в современном управлении. При выполнении несложных кратковременных работ сторонники классического подхода допускают наличие неформального лидера.

 

 

 

 

 

Вопрос 11

Разработка программы  социологического исследования — очень  ответственный момент. Это документ, где определяются методология и  методы исследования, требующая решения  проблема, цель и задачи исследования, его объект и предмет, выдвигаются  исходные гипотезы, уточняются используемые понятия, составляется организационно-технический  план работ.

В ходе постановки проблемы прежде всего необходимо выявить проблемную ситуацию. Это может быть состояние неустойчивости объекта (социальной группы), наличие в нем противоречий и конфликтов, несоответствие его параметров задачам дальнейшего развития, поиск более эффективных форм работы и взаимодействия и т.п. Затем формулируется проблема — обоснование необходимости разрешить проблемную ситуацию с помощью социологического исследования, выработать в ходе его конкретное управленческое решение.

В соответствии с  проблемой определяется цель исследования — модель ожидаемого решения проблемы. Целью может быть: получение нового теоретического знания; разработка новой  методики исследований; прогноз развития объекта исследования; программа  действий по совершенствованию изучаемого объекта; практические рекомендации по отдельным управленческим решениям.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования должен быть решен ряд задач (средства достижения цели). Их необходимо четко сформулировать. е менее важным является определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования — носитель проблемной ситуации (социальная группа, совокупность людей).

Следующим этапом является определение предмета исследования. Это те стороны объекта, его функционирования, которые нужно изучить, чтобы  решить поставленные задачи, выполнить  намеченную цель. чень ответственный момент — выдвижение гипотез — научных предположений, задающих направление всему исследованию. Здесь окажет существенную помощь предварительный системный анализ объекта исследования, т.е. описание его в виде системы факторов, влияющих на его состояние.

Операционализация понятий (или операциональная интерпретация) — это установление порядка количественного измерения показателей: единиц счета, коэффициентов, индексов, шкал (коэффициент текучести кадров, индекс сплоченности группы).

Далее в ходе разработки программы исследования определяются методы сбора информации и инструментарий (таблицы, бланки, анкеты, наблюдательные листы, инструкции и проч.) Инструментарий должен быть апробирован на удобство использования и обработки данных, полноту и надежность получаемых сведений в ходе пилотажного исследования.

 

 

 

Вопрос 12

Одним из важнейших  компонентов методологии исследования СУ, наряду с целями, гипотезами, методологическими  подходами и методами, являются принципы проведения исследовательских работ. Принцип здесь следует понимать как основное правило действия, руководящая идея. 
Целеустремленность - Проведение исследования обусловливает наличие ясной, определенной цели и должно стремиться, не взирая на трудности и помехи, к достижение установленных целей . Исключение могут составлять только некоторые фундаментальные исследования. 
Целенаправленность - Проведение исследований предполагает продвижение от поставленных целей к тождественным результатам, т.е. выполнение исследовательских работ по обеспечению целевых установок. Это реально осуществимо в рамках целевых подсистем и позволяет: установить границы исследования; использовать ресурсов по назначению, величине, структуре и времени; обеспечить адресность выводов. 
Системность - СУ исследуется как единое явление ,и соответственно как целостная подсистема, входящая в организационно-экономическую систему предприятия (организации) и состоящая, в свою очередь, из подсистем, субподсистем и элементов. При этом исследование следует осуществлять на всех иерархических уровнях непосредственно системы управления и управляемой системы, рассматривая другие субъекты управления как вышестоящих, так и нижележащих уровней. Важное значение имеет также необходимость проведения исследовательских работ с учетом всех стадий и этапов жизненного цикла исследования СУ. На основе всего этого обеспечивается необходимая полнота и достоверность исследования. 
Обусловленность исследовательских функций целями исследования - Состав и содержание исследовательских функций находятся в тесной в зависимости от целей исследования. 
Функциональность - Исследованию подвергается целостный комплекс функций системы управления, обеспечивающий принятие эффективных решении для достижения целей и задач социальной организационно-экономической системы организации. В зависимости от уровня управления содержание управленческих функций может быть различно. Для более высокого уровня приобретают значимость функции, связанные с организацией, координацией и регулированием, активизацией и стимулированием.  
Объективность - Исследования СУ осуществляются на основе беспристрастности и непредвзятости, научной корректности и соответствия реальности, что обеспечивается фактологией исследования, количественной и качественной определенностью, построением гипотез, использованием соответствующих методов исследования, выбором показателей, отражающих состояние СУ и ее элементов, подбором исполнителей определенной квалификации, выбором информативной базы для сравнения при проведении исследований, адекватными оценками исследовательских результатов. 
Соблюдение правовых норм - Проведение исследований и использование их результатов основывается на соблюдении действующих правовых норм и нормативных актов. 
Своевременность - Проведение исследований и использование их результатов в нужное время. Научность - Исследования проводятся на основе современных достижений науки, техники и практики с учетом объективных законов и закономерностей системного управления познавательными процессами. 
Прогрессивность - Цели, методы, принципы исследований СУ должны соответствовать передовым достижениям науки и техники. 
Взаимодействие - При исследовании СУ обязательно обеспечение взаимосвязей целей и функционирующих подсистем, элементов как между собой, так и со всеми другими внешними по отношению к организации системами. 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии управления"