Шпаргалка по "Социологии управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к экзамену по "Социологии управления"

Файлы: 1 файл

соц.управлекния.docx

— 96.40 Кб (Скачать файл)

Древним регулятором жизнедеятельности  людей являются социальные нормы  –  это правило поведения,  которые либо стихийно складываются в обществе,  в ходе его исторического  развития,  либо устанавливаются  государством и различными социальными  организациями.

Упорядочение  человеческой жизнедеятельности во всех ее проявлениях,  во всех сферах общественной жизни осуществляется с помощью социальных институтов. 

Социальные  институты –  это такие системные  образования,  которые выступают  главным началом    в общественной жизни и являются главным объектом социального изучения.

Одни  социальные институты представляют собой просто системы правил деятельности,  другие    - представляющие собой  системы более сложные,  чем  отдельные нормы,  являются совокупностью  взаимосвязанных норм и ценностей.

 

 

 

Вопрос 16

Координация -- это такой вид социального управления, при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность, как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровне, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности или взаимодействие нескольких общностей характеризуются тождественностью, равновеликостью.

Координация предоставляет участникам управленческого  процесса необходимую самостоятельность, широкую возможность для выражения  и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы

Вертикальная  координация - это управленческие отношения, которые возникают между высшим и более низшим органами исполнительной власти. При этом субъекты связей могут  находиться в организационной зависимости (один из них подчиняется другому), а могут и не находиться в ней.

Горизонтальная  координация возникает между  двумя или более органами, которые  находятся на одном организационном  уровне системы органов.

Субординацией (соподчинением) называется вид социального  управления, при котором осуществляется вертикальное упорядочение, а один из элементов какой-либо общности или  одна из взаимодействующих общностей  играет роль ведущего, определяющего  начала в деятельности всех остальных. При субординации каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному, но и последовательно всем вышестоящим руководителям данного ведомства. Для субординации характерно использование прямых властных методов управленческого воздействия. Например, административное управление, суть которого состоит в том, что на основе приказов и распоряжений задаются конкретные рабочие цели и задачи деятельности подчиненных. Однако чрезмерная субординация ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности, недоиспользованию их творческого потенциала.

Реординация - упорядочение снизу вверх. Если для субординации характерно наличие властных полномочий у высшего уровня в системе управления относительно более низшего, то это не значит, что у низшего уровня нет полномочий относительно более высшего. Отношения, которые могут возникать в процессе реализации таких полномочий, являются отношениями реординации

реординация - это одна из организационно-технических форм человеческих взаимодействий, наряду с субординацией и координацией, проявляющаяся в вертикальном упорядочении снизу вверх (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, например, вносит предложение, подает жалобу, отказывается выполнять распоряжение ввиду его незаконности и т. д.).

Каждой субординационной связи в вертикальных управленческих отношениях соответствует реординационная связь. К реординационным связям можно отнести полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по назначению и определению процедуры выборов и референдумов, изданию законодательных актов, определяющих порядок деятельности партий, объединений, контроль за исполнением этих норм и т.д.

.

 

Вопрос 6

Социология управления изучает  сферу управленческих отношений  в любом обществе и в любую  историческую эпоху. Эти отношения  включают наряду с социальными, также и юридические, финансовые, нравственные и другие типы отношений, поэтому социология управления сужает исследовательское поле, ограничивая его изучением только социального аспекта управленческих отношений. Социология управления как специальная социологическая теория (наука) имеет более узкую сферу применения по сравнению с общесоциологической теорией, но в то же время совмещает социологические проблемы с управленческими.

Общая социология изучает  наиболее общие законы и движущие силы общественного развития, являясь  общей теорией исторического  процесса, она исследует те стороны  и законы общественной жизни, которые  являются общими для различных общественных явлений и для разных этапов развития общества

Очень близкими науками по предмету исследования являются социология управления и менеджмент, иногда их даже отождествляют, так как в  дословном переводе менеджмент обозначает управление. Менеджмент и управление различаются как управленческо-культурные явления. Менеджмент - это инструмент коммерческого управления в рыночном обществе, он базируется на обществознании, науках о человеке, финансах и менеджменте. Первые школы менеджмента возникли в США во второй половине ХХ столетия. Управление - это универсально-историческое явление, существующее как в рыночном, так и в нерыночном обществе. С социологической точки зрения оно представляет собой иерархическую систему отношений, основанную на различии статусов, должностей, дохода, сферы властных полномочий. Нерыночное управление существует уже несколько десятков тысяч лет, а рыночное общество западного типа появилось менее трехсот лет назад. В качестве науки, пересекающейся с предметной сферой социологии управления, рассматривается социальный менеджмент, предметом изучения которого является система социальных отношений, социальные ресурсы, социальная сфера, социальные процессы и формирующиеся в них организационные и управленческие отношения. Основная цель социального менеджмента - при наименьших управленческих затратах получить наибольший социальный эффект, и чем меньше потери управления, тем выше эффективность социального менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 34

Искусственный гос интерес -олимпиада в Сочи, когда государству, те -большинству жителей, это мероприятие совершенно не нужно, ибо -нищета и разруха, но тем, кто управляет финансами -наоборот, очень необходимо, т к даже на официальных финансовых операциях по организации олимпиады "заработают" много денежек...

Естественным гос интересом можно назвать, допустим, программу по восстановлению лесов, пострадавших прошлым летом... или -по финансированию каких-либо оборонных проектов, независимых ни от каких зарубежных "партнёров"... и тп

Естественный государственный  интерес это частные интересы социальных групп и институтов, а  также иных субъектов политики и  общественной жизни, которые государство  обобщает в свой интерес с их подачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 17

Механизм  разработки государственного интереса:

1)  как способ достижения цели;

2)  как способ осуществление  деятельности по операциям.

Принципами разработки государственного интереса являются:  целесогласование,  приоритетность,  причинно-следственные связи,  социальная ответственность,  ценностные установки,  социальная защищенность по критерию равновесия социальных и экономических целей,  включение основополагающих блоков: анализ, действия, оценка и корректировка.

В целом сущность социальных технологий можно определить как инновационную  систему методов выявления и  использования скрытых потенциалов  социальной системы,  получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках.

Формы социальных технологий как структурный  элемент любой системы,  как  технологически оформленный программный  продукт и как деятельность,  связанная с реализацией намеченной цели.

Виды социальных технологий как  отражение основных видов человеческой деятельности. Характерными чертами  социальных технологий повышения эффективности  управления являются:

-  научное обоснование оптимальных  пропорций и темпов создания  условий,  необходимых для повышения  экономического и социального  развития,  что требует анализа  социально-экономических факторов,  влияющих на эффективность управления;

-  научное обоснование оптимальных  путей комплексного решения социальных  проблем внутреннего и внешнего  характера,  что особенно актуально  для долгосрочного социального  прогнозирования, планирования и  управления.

-  разработка социальных разделов  комплексных планов социально-экономического  развития,  с учетом региональных  программ в пределах общегосударственного  плана развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 38

Социальное  программирование призвано четко определить свои объекты и наметить меры по преодолению противоречий между объективно необходимым, желаемым и реальным состоянием.

Продуктом социального программирования являются программы, которые включают цель и  совокупность действий по решению существующих проблем. Они предусматривают наличие  субъекта и объекта воздействия, масштабы (объемы) предполагаемых изменений, временные интервалы, этапы их осуществления. Программы могут быть подвергнуты  классификации в зависимости  от характера решаемых социальных задач, от возможностей, которыми располагают  разработчики.

Классификация программ, как результата социального  программирования, может быть осуществлена по следующим параметрам: 

  1. по субъекту воздействия (чьи потребности намечено удовлетворить – личности, группы, слоя, общества); 
  2. по предмету – социально-экономические, демографические, социально-политические, культурные и т.д.; по длительности осуществления – текущие, краткосрочные, средне- и долгосрочные; 
  3. по объему – глобальные, региональные, конкретной организации, личные;
  4. по соответствию общественным потребностям – насущные, неотложные или перспективные.

Причем, такая классификация  достаточно условна, ибо многие социальные программы включают в себя несколько  аспектов, решение которых является важным и необходимым

Социальное  программирование учитывает:

а) анализ и диагностирование проблемы, ее актуальность;

б) выдвижение неотложных управленческих целей и задач, поиск средств  и методов воздействия; в) разработку альтернативных вариантов действий; г) оценку каждой альтернативы;

д) измерение и оценку последствий  реализации программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 44

Взаимосвязь государственного интереса с типом  государства

 

При незначительных противоречиях между  интересами государства (правительства) и интересами общества государство  может квалифицироваться как  современное национальное демократическое  государство, а при значительных (максимальных) противоречиях - как  тоталитарное государство. Таким образом, различие между тоталитарным и авторитарным государством состоит в степени  противоречий между государственными и общественными интересами, причем в тоталитарном государстве такие  противоречия принимают экстремальный  характер. По сравнению с другими  моделями государства, в разных формах современной демократии различия между  государственными и общественными  компонентами национального интереса сведены к минимуму. 

В силу растущего влияния общественного  мнения любая сомнительная акция  государства может нанести вред репутации этого государства. Именно поэтому многие правительства стремятся  совершенствовать свои возможности  реагировать на интересы общества в  целом или отточить технику манипулирования  ими. Например, интересы общества, стремящегося обеспечить собственную безопасность, могут интерпретироваться правительством как требование в пользу наращивания  военных расходов и вооружений сверх  необходимых пределов, размещения вооруженных  сил и военных баз на территории других государств и создания (поддержания) сильных, но отнюдь не необходимых военных  альянсов. Именно поэтому мир оказался свидетелем гонки вооружений во многих странах. Вместо того, чтобы сбалансировать свои интересы, государства предпочли балансировать военной силой (мощью). Однако эволюционное развитие исправляет этот недостаток. Примирение общественных интересов с государственными может быть достигнуто через общечеловеческие интересы, ибо государства и народы должны стремиться к созданию условий для нормального развития людей, которое не угрожало бы существованию их как биологического вида. 
«Отладка» механизма уравновешивания обычно происходит на уровне новой корректировки интересов (правительственных в отношении общественных, элитных в отношении общественных, национальных в отношении общечеловеческих), т.е. системная корректировка в первом приближении происходит в виде изменения соотношения между общечеловеческими интересами, с одной стороны, и общественным и государственным компонентами национального интереса, с другой. 

Например, если государство не может скорректировать  свои интересы в отношении общества, это может привести к краху  правительства, ухудшению экономических  показателей, изменению в демографической  ситуации, или даже к потере некоторых  территорий.

 

 

 

 

 

Вопрос 7

Донаучный этап развития социологии.

Характеризуется развитием представлений об обществе в форме отдельных социальных идей, отражавших взгляды на структуру  и механизмы функционирования общества. Первые идеи о строении общества восходят к Платону и Аристотелю и лишь в 15-17 веках с именами Н. Макиавелли, А. Гальвеция, Т. Гобс, Ж-Ж, Руссо связывается дальнейшее развитие представлений об обществе.

Платон (427-347):Первыми  трудами по общей социологии считают "Государство" и "Законы". В  идеальном государстве общество делилось на три разряда: Высший - мудрецы, управляющие гос., средний - воины, низший - ремесленники и крестьяне. Рабы рассматривались  как "говорящие животные" и  не входили с структуру общества. Основным является высший класс - он, как и воины, лишен собственности, ведет аскетический образ жизни, направляя свои помыслы на благо подданных. Этому положительному типу общественного устройства П.противопоставлял отрицательный: общество основанное на материальном богатстве. Формы организации общества - тимократия, олигархия, демократия и тирания - последовательные этапы его деградации.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии управления"