Шпаргалка по "Социологии управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к экзамену по "Социологии управления"

Файлы: 1 файл

соц.управлекния.docx

— 96.40 Кб (Скачать файл)

Латентный период (предконфликт), который в свою очередь включает: возникновение объективной проблемной ситуации, осознание ее субъектами взаимодействия, попытки сторон разрешить ситуацию неконфликтными способами, возникновение пред-конфликтной ситуации.

Открытый период, который  часто называют собственно конфликтом, включает: инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта.

Иногда выделяют послеконфликтный период, который состоит из двух этапов: частичной и полной нормализации отношений.

2. Часто в конфликте  происходит быстрое обострение  борьбы, что свидетельствует об  эскалации конфликта. Признаки  эскалации: сужение когнитивной  сферы, возникновение образа врага,  рост эмоционального напряжения, переход к личным выпадам, рост  иерархического ранга нарушаемых  и защищаемых интересов и их  поляризация, применение насилия,  потеря первоначального объекта  разногласия, расширение границ  конфликта.

3. Существуют отличия  в длительности конфликтов в  зависимости от того, какие стороны  в нем участвуют. В экстремальных  условиях конфликты развиваются  в заметно «ускоренном» темпе.  Итоги конфликта зависят от  его длительности. В длительных  конфликтах уменьшается деловая  и увеличивается эмоционально-личностная  основа конфликта.

 

 

 

 

 

 Вопрос 40

Конфликт – столкновение двух или более разнонаправленных сил в целях реализации их интересов в условиях противодействия.  
 
В теории конфликтов можно выделить два основных направления:  
- функционализм (изучает проблему устойчивости и стабильности; считает основой функционирования общества согласие, консенсус членов общества). Представители Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, Н. Смелзер;  
- структурализм (считает, что развитие общества пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт вездесущ). Представители М. Вебер, Р. Дарендорф, К. Маркс.

Описывая тот или иной конфликт, мы должны учитывать следующие  моменты в структуре конфликта:  
1. характеристики конфликтующих сторон (ценности, мотивы, цели, ресурсы для разрешения конфликта и т. д.);  
2. предысторию конфликта (история отношений друг к другу, стереотипы и ожидания и т. д.);  
3. характеристику самого конфликта (его границы, периодичность, мотивационная ценность и т.д.);  
4. социальную среду конфликта (представители социальных групп);  
5. заинтересованные стороны конфликта (их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, заинтересованность в результатах конфликта);  
6. стратегию и тактику конфликтующих сторон (использование как легитимных, так и нелегитимных средств достижения успеха и т.д.);  
7. результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (как непосредственные выгоды или потери, так и долгосрочные, включая изменение репутации).  
 
В своем развитии конфликт проходит явно или латентно три стадии.  
1. Предконфликтная стадия – это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить.  
2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется наличием инцидента, то есть действий, направленных на изменение поведения соперников.  
3. Разрешение конфликта, возможно, как правило, при устранении причины конфликта, путем изменения требований одной из сторон (уступки, изменения поведения). Социальный конфликт может быть разрешен в результате истощения ресурсов одной из сторон, вмешательством третьей силы, в результате устранения соперника.

 

 

 

 

Вопрос 37

Социальное проектирование — это комплексная разработка, направленная на создание научно обоснованной и жизненно востребованной модели желаемого будущего с целью ее последующей реализации в процессе практической деятельности, построение конкретных социальных моделей, прогнозов, основанных на социологических исследованиях, экономических расчетах, административных новациях и т.п.  
Предпосылкой социального проектирования является вычленение актуальных проблем, значимых в перспективе развития общества. 
Таким образом, социальный проект должен базироваться на обоснованном прогнозе и с учетом следующих требований: 

 

  • комплексности,
  • обоснованности,
  • реальности,
  • оптимальности,
  • преемственности (учитывается исходное состояние, тенденции развития и т.п.)
  • целостности и завершённости,
  • сориентированности на конечный положительный результат.

И. Котляров считает, что первой стадией проектирования является определение социальной проблемы и объективных потребностей развития общества, после чего идет паспортизация системы, включающей эту проблему, анализ ее элементов, постановку целей и задач, прогнозирование перспектив и результатов, моделирование ситуации. Далее осуществляется процесс социального конструирования и, как конечный результат, — оформленный проект.  
Проект должен пройти весь жизненный цикл, т.е. временной период, — от момента зарождения идеи проекта и до подведения итогов его реализации.  
Таким образом, этот цикл включает:  
замысел,  
анализ (изучение, исследование, диагностика) проблемы,  
выработку концепции,  
разработку проекта (включая экспертизу и доработку),  
утверждение и презентацию,  
реализацию проекта,  
оценку его результатов,  
подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 42

Задача управления конфликтом в том и состоит, чтобы допустить его разрастания и снизить негативные последствия. В качестве субъекта управления конфликтом может выступать как одна из его сторон, так и третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулиронии. Кто бы ни выступал субъектом управления социальным конфликтом, важно найти способы или технологию регулирования конфликтных отношений. Этому могут способствовать следующие меры:

- Сделать социальные конфликты (прежде всего теневые, неявные, латентные) достоянием гласности, максимально открытыми. Это позволит поставить их под контроль и своевременно отреагировать на процессы, происходящие в ходе противоборства сторон — Снизить степень социально-психологического возбуждения, чтобы воспрепятствовать появлению детонирующих ситуаций в отношениях сторон. Разрешение социального конфликта — дело довольно сложное. Оно может идти различными путями, использовать различные методы.

•    Метод избегания конфликта может выражаться в ухо де с политической арены того или иного политического деятеля или угрозе ухода, избегании встреч с противником и т. д. Однако избегание конфликта не означает его ликвидацию, ибо остается сама причина

•    Метод переговоров позволяет избежать применения насилия. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы сторон, объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству.

•    Метод использования посредничества — примирительная процедура. В роли посредников могут выступать как организации, так и частные лица, а функции посредников могут выполнять не только правительственные, но и любые другие учреждения и организации. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его участия согласие было бы невозможно. Так, в сложных социальных конфликтах на Западе роль посредников выполняют лауреаты Нобелевской премии. Такая практика наглядно демонстрирует те высокие требования, которые предъявляются к личности посредника (авторитет, нравственность, профессиональная компетентность, высокий интеллект).

•   Метод откладывания, что нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно подчеркнуть, что сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу сделает, как правило, попытку вернуть утраченное.

•   Метод третейского разбирательства, или арбитраж.

При разборе строго руководствуются  нормами законов, в том числе  международного права. 

 

 

 

Вопрос 31

Теории «героев» и «теории черт». Теории данной группы — из самых древнейших.Выделим основные качества, которые сторонники этой теории считали необходимыми для лидера:

  • сильное стремление к ответственности и завершению дела;
  • энергия и упорство в достижении цели, рискованность и оригинальность в решении проблем;
  • инициативность;
  • самоуверенность;
  • способность влиять на поведение окружающих, структурировать социальные взаимоотношения;
  • желание принять на себя все последствия действий и решений;
  • способность противостоять фрустрации и распаду группы.

Теории среды. Основное положение группы теорий, объединяемых под этим названием, гласит: лидерство является функцией окружения, т. е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е. Богардусу, тип лидерства в группе прежде всего зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать.

Личностно-ситуационные теории. Эта группа теорий является как бы симбиозом двух предыдущих. В ее рамках одновременно рассматриваются как психологические черты лидера, так и условия, в которых происходит процесс лидерства. В частности, по мнению С. Казе, лидерство генерируется тремя основными факторами: личностными качествами лидера, группой его последователей и сложившейся ситуацией или «событием» (например, проблемой, которую решает группа).

Теории взаимодействия-ожидания. Согласно взглядам Дж. Хоманса и Дж. Хемфилда, теория лидерства должна рассматривать три основные переменные: действие, взаимодействие и настроения. Это предполагает, что усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, а также с внесением большей определенности в групповые нормы. Лидер в этой теории определяется как, прежде всего, инициатор взаимодействия.

«Гуманистические» теории лидерства. Группа теорий лидерства, получивших название «гуманистические», во главу угла ставила развитие эффективной организации. По мнению представителей этого подхода, человек по самой своей природе — «существо мотивированное», а организация по своей природе всегда структурирована и контролируема. Главной функцией лидерства является модификация организации с целью обеспечения свободы индивидов для реализации их мотивационного потенциала и удовлетворения своих нужд — однако, при одновременном достижении целей организации.

Теории обмена. Представители данной теории (Дж. Хоманс, Дж. Марч, X. Саймон, X. Келли и др.) исходят из того, что общественные отношения представляют собой форму особого обмена, в ходе которого члены группы вносят определенный не только реальный, производительный, но и сугубо психологический вклад, за что получают некий психологический «доход». Взаимодействие продолжается до тех пор, пока все участники находят такой обмен взаимовыгодным. Т. Джакобс сформулировал свой вариант теории обмена следующим образом: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его необычные способности к достижению цели. Процесс обмена сложно организован, он включает многочисленные системы «кредитования» и сложные «выплаты».

Вопрос 32

Стиль руководства  — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

• Директивный стиль (авторитарный);  
• Демократический стиль (коллегиальный);  
• Либеральный стиль (попустительский или анархический).  
 
Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников 
 
Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.  
 
Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

 

 

 

 

 

Вопрос 29

В зависимости от средств управляющего воздействия различаются методы: административно-правовые, организационные, политические, экономические, социальные, информационные, идеологические и социально-психологические  и др. 
Экономические методы обычно рассматривают в соотношении с административно-правовыми, когда речь идет о государственном регулировании экономики. Основное отличие экономических методов от адм.-правовых, политических и прочих заключается в воздействии материальными, финансовыми средствами на интересы управляемых.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии управления"