Шпаргалка по «Экономические основы социальной работы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

Социальное обслуживание как отрасль народного хозяйства: понятие, особенности, значение.
Принципы экономики в сфере социальной работы.
Сущность, принципы, основные направления экономической политики
государства.
Объективная необходимость экономической поддержки населения в обществе рыночных отношений.
Становление системы социальной защиты населения в условиях конкурентного рынка в ХΙХ – ХХ в.в. в цивилизованных странах.
Сущность, принципы и основные направления социальной политики государства.
Экономическая и социальная политика государства, их взаимосвязь.
Правовые основы экономики социальной работы.

Файлы: 1 файл

Ekzamen_ekonomika.docx

— 251.77 Кб (Скачать файл)

На основе исследований выделены 4 уровня материальной обеспеченности семьи: 1.семьи первого уровня бедности (уровень нищеты),душевой доход ниже или равен уровню минимальной заработной платы;2.семьи второго уровня бедности (малообеспеченные), душевой доход, в которых находится в интервале между размером минимальной заработной платы и стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума;3.семьи обеспеченные, совокупный душевой доход в которых соответствует средней величине душевого дохода в регионе; 4.состоятельные семьи, совокупный душевой доход в которых выше среднего душевого дохода в регионе. В целях активизации эконом. функции семьи в территориальных центрах помощи семьи и детям создаются в соответствии с Примерным положением отделения социально-эконом. помощи. Основными направлениями деятельности таких отделений являются: консультирование по вопросам самообеспечения семей, развитие семейного предпринимательства, надомных промыслов; содействие в решении вопросов занятости, устройство на курсы переподготовки; социальный патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей. Основным экономическим средством соц. защиты семьи должна стать реализация семейной, налоговой и кредитной политики государства. Гос-во. призвано поддерживать и поощрять любые формы эконом. активности семьи (кроме криминальной), которые укрепляют автономность и самостоятельность семей как экономических агентов в области формирования доходов государства и богатства общества. Гос-во. вместе с другими субъектами соц. политики должно создавать условия для возрождения «однодоходной семьи», такого положения, когда доход одного взрослого члена семьи обеспечивает условия ее нормальной жизнедеятельности, включая рождение и социализацию детей. Создание этих условий позволит обеспечить реальную экономическую и социальную самостоятельность семьи, ее эффективное функционирование, как в собственных интересах, так и в интересах всего общества.

20. Экономика семьи как  часть экономического пространства  социальной работы.

Семья – малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления. В то же время от других малых  групп семью отличают некоторые  признаки: брачные и родственные  связи между ее членами; общность быта; особые морально психологические, эмоционально этические и правовые отношения. Эконом. функция семьи заключается в том, что вклад в материальное благосостояние семьи вносят оба супруга в соответствии с профессиональным положением и возможностями дополнительного заработка. Распоряжаются совместно. Семейная экономика начинается с момента зарождения семьи, с выработки молодоженами принципов и стратегии благопристойной, как минимум обеспеченной, а может быть, и богатой семейной жизни, с организации и повседневного ведения домашнего хозяйства.В условиях рыночной экономики семья является основным звеном формирования и накопления человеческого капитала. Поэтому систему функций семьи можно рассматривать на трех стадиях: образование, производство и реализация "человеческого капитала". На первой стадии происходит создание материальной базы семьи в процессе осуществления следующих функций: формирования и использования семейного бюджета, ведения домашнего хозяйства. На второй стадии семья выполняет следующие функции: детородную, воспитательную, рекреационную. На этой стадии производится физическая основа "человеческого капитала", который развивается, и одновременно происходит адаптация этого капитала к социально- эконом. системе жизнедеятельности. Для производства человеческого капитала необходимы следующие факторы производства: материальные ресурсы, товары и услуги, а также сами производители - члены семьи. На третьей стадии реализуются следующие функции посредством различных способов предпринимательства и трудоустройства: индивидуальное участие членов семьи в рыночном хозяйстве, организация семейного бизнеса, корпоративные формы участия семьи в рыночном хозяйстве, ведение домашнего хозяйства, получение и распределение доходов. Функции семьи на всех стадиях формирования и функционирования "человеческого капитала" взаимосвязаны. Например, снижение детородной функции уменьшает трудовой потенциал семьи, ослабляет ее производственные функции и может отрицательно сказаться на воспитательной функции.

Экономическая функция — получение  материальных средств одних членов семьи для других, экономическая  поддержка несовершеннолетних и  нетрудоспособных членов общества.  
Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

В современной экономике семья  рассматривается не только как

важный потребитель. Семья ведет домашнее хозяйство (это

социально-экономическая ячейка, объединяющая людей в отношении организации  их совместного быта). По определению ООН, домохозяйство

основано на бытовом укладе, в  рамках которого отдельные

лица или группы лиц обеспечивают себя пищей и всем необходимым

для жизни. В рыночной экономике  семья представляет собой

экономическую единицу в составе  одного или нескольких лиц. Она

принимает самостоятельные решения, является собственником

какого-либо фактора производства (чаще всего — рабочей силы).

На осуществление экономической  функции семьи оказывают воздействие,

с одной стороны, система социально-экономических  потребностей,

ценностных установок и ориентаций, жизненных целей

и идеалов общества, с другой —  субъективные особенности членов

семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы,

уровень культурного развития, национальные и этнические особенности.

Воспроизводство человека как личности означает воспитание его

в семье не как инфантильного  потребителя, а как трудящегося, надеющегося

в первую очередь на себя. Это означает подготовку детей

к труду, профессиональное ориентирование и экономическое воспитание,

формирование хозяина своей  жизни.

Различные направления экономической  функции тесно связаны

и взаимообусловлены. Каждое из них  характеризует какую-либо конкретную

сторону семейной экономики. Семья  решает многообразные

проблемы семейного бизнеса, ведения  домашнего хозяйства,

производства и воспроизводства  рабочей силы, обеспечения необходимого

уровня потребительского спроса, создания инвестиционного

капитала и т.д. (см. рис. 2).

Таким образом, в условиях рыночной экономики в с труктуре

э к о н о м и ч е с к о й ф у н к ц и и с емьи можно выделить два блока:

1) участие семьи в общественном  разделении труда в целях формирования

семейного бюджета, обеспечения новых  потребностей и

возможностей семьи, нормальных бытовых  условий и социальной

поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов;

2) распределение ролей в процессе  ведения домашнего хозяйства

(бытовое обслуживание членов  семьи, организация процесса потребления).

Экономическое пространство социальной работы – это постоянно развивающаяся, упорядоченная социальная система, экономическое взаимодействие институтов социальной защиты, её субъектов и объектов, обеспечивающее условие для нормальной жизнедеятельности членов общества, оптимального удовлетворения их потребностей и реализации творческого потенциала личности.

Экономическое пространство социальной работы включает в себя

экономику всей системы социальной защиты, образования, здравоохранения,

сферы трудовых отношений, культуры, быта и др.

На предприятиях в основном создается  материальная база социальной

защиты населения за счет отчислений в фонды социального

обеспечения и социального страхования; создаются рабочие места

условия труда, ведется жилищное строительство, осуществляется

социально-бытовое обслуживание работающих, их материально-экономическая

поддержка, повышение квалификации сотрудников

и т.д.

Противоречия экономического пространства состоят, во-первых,

в росте потребностей помощи и сокращении ресурсов для ее оказания.

Во-вторых, все элементы пространства разбалансированы и не

объединены одной целью — профилактикой. В этом пространстве

действует затратная экономика, что  создает объективную необходимость

его совершенствования.

Элементы социального  пространства — гражданское общество,

государство, регионы, национально-этнические общности и субъекты

управления, трудовые и бытовые  ассоциации.

В деятельности государства наблюдается  приоритет социального,

поэтому социально ориентируемый  рынок подчиняет «модель экономического

порядка».

Экономическое пространство должно работать на все общество,

а не только на социально слабых. В  сфере труда и быта — это  обеспечение

права на труд, контроль за условиями труда и его оплатой,

поддержка безработных.

Определенную роль в экономических  отношениях играют профессиональные

союзы трудящихся. Причем следует  отметить, что их

значение как выразителей и  защитников социальных интересов членов

общества в условиях рыночных отношений  объективно должно

увеличиваться.

Вследствие разгосударствления и  изменения форм собственности,

безработицы, роста доли пожилых  людей в составе населения  значимость и роль социальной работы по месту жительства резко возрастают.

Это требует укрепления ее экономической  базы. В соответствии

с Конституцией, Гражданским кодексом РФ, законом от

6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об  общих принципах организации  местного

самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными

актами органы территориального общественного  самоуправления

все более активно участвуют  в создании и ресурсном обеспечении

деятельности социальных служб, становятся все более значимым

элементом в экономическом пространстве социальной работы.

В соответствии с Федеральным законом  № 83-Ф3 от 8 мая 2010 г.

типами государственных муниципальных  учреждений признаются

автономные, бюджетные и казенные.

 

21. Экономические особенности социальной поддержки населения  в период становления общества рыночных отношений.

 

Основными принципами проведения социальной защиты в условиях рынка являются:

1) защита уровня жизни путем  введения разных форм компенсации  при повышении цен и проведение  индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным  семьям;

3) выдача помощи на случай  безработицы;

4) обеспечение политики социального  страхования, установление минимальной  заработной платы;

5) развитие образования, охрана  здоровья, окружающей среды в  основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение  квалификации.

Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.

Чем тяжелее ситуация в той или  иной стране тем больше и громче звучат в ней призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно просят её требуют от правительства. Сложность положения  при таких условиях заключена в том, что, если в стране наблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемый национальный продукт, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи, с чем снижаются доходы работающих. А это порождает новые социальные напряжения. Чтобы исправит такое положение недостаточно желания людей получить социальную защиту от невзгод ухудшающейся жизни, также как недостаточно намерений и обещаний правительства улучшить жизнь. Проблема может быть полностью решена только тогда, когда экономика пойдет вверх и станет создавать минимум благ, который необходим людям. В этом в конечном итоге и состоит спасение. Но что же делать до того, в период, когда экономика, находятся на спаде и неспособны удовлетворить потребности всего населения в благах и услугах? Как помочь людям, попавшим в тяжелое бедственное состояние и кому именно надо помогать? Следует, прежде всего, понять, что если снизить производство благ и услуг в стране и одновременно помощь из-за рубежа, если закупки по импорту не способны компенсировать такое снижение, а запасы и резервы доведены до минимума, то предотвратить понижение уровня жизни практически невозможно. Столь же нереальна в этих условиях задача полной социальной защиты всего населения от уменьшения потребления благ и услуг в целом и в расчете на одного человека. Хуже того, если мы попытаемся предоставить блага в нужном, желаемом количестве одним, то заведомо пострадают другие, кому эти блага не достанутся. Поэтому и правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможна. Правильнее, говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения наиболее в ней нуждающихся. В широком смысле слова социально уязвимыми считаются люди, обладающие доходом ниже прожиточного минимума. Строго говоря, при отнесении тех или иных групп людей к категории социально уязвимых следовало бы учитывать не только их текущие денежные доходы, но и денежные сбережения накопленное богатство, так называемый имущественный ценз. Однако, поскольку получить достоверные сведения об имущественном положении людей трудно, приходится использовать в качестве критерия, характеризующего материальное положение человека, его официальные денежные доходы.

В сложившейся практике социально  уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи), семьи, потерявшие кормильца, матери воспитывающие детей в одиночку, инвалиды, престарелые, пенсионеры, получающие недостаточное пособие, студенты, живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования. В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, властей правительства. Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта, крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления. Вопрос о том, кому, в каких видах и формах, в каком объеме оказывать социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике. Так как всем желающим получить помощь и нуждающимся в ней просто помочь невозможно, то ряд экономистов и социологов советуют такой рецепт: «Помогать только тем, кто не может помочь себе сам». Конечно, нелегко выявить, кто способен и кто не способен помочь себе сам, но рецепт заслуживает внимания. В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен.

 

 

22. Экономические, правовые, организационные условия улучшения  социально-экономического статуса  малообеспеченных слоев населения. 
Малообеспеченные слои населения – это специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно – необходимое для жизнедеятельности потребление; когда люди не имеют средств на минимальный национальный стандарт потребления, - в Российской Федерации он получил название прожиточный минимум; когда доходы семьи ниже прожиточного минимума.

Для российского общества характерна дифференциация по уровню материального  положения различных слоев и  групп. Поляризация населения высока. Разрыв в доходах 10% наиболее и 15% наименее обеспеченного населения за последние  пять лет увеличился с 4 до 15 раз. Были проведены исследования, которые  показали, что наше общество состоит  из четырех социальных слоев. Наше общество выглядит так: бедные (на их доход приходится 1 прожиточный минимум, малообеспеченные (2 - 2,5 прожиточных минимума, на сегодняшний день это 25 % населения), средние (6-7 прожиточных минимумов), обеспеченные и богатые (более 10 прожиточных минимумов). В 42 регионах России средний уровень доходов низкий или на уровне порога бедности. Почти 2/3 населения имеют доходы ниже среднего уровня, отмечается увеличение малоимущих категорий граждан.

Информация о работе Шпаргалка по «Экономические основы социальной работы»