Экономические основы социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:31, реферат

Описание работы

Основная цель РФ состоит в том, чтобы общими усилиями государства, предпринимательской и научной среды была построена национальная инновационная система, в которой сочетались бы:
- предпринимательская конкурентная среда, субъекты которой обладают стратегическим мышлением, способностью к обучению, абсорбации и адаптации знаний;
- исследовательская среда, обладающая высокой квалификацией и стимулами сотрудничества с предпринимательской средой;
- механизм взаимодействия этих двух сред, организующий передачу знаний и их превращение в предконкурентные технологии для предпринимательской среды, а также ориентацию исследователей на удовлетворение возникающих инновационных потребностей развития производства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1.Основная часть…………………………………………………………….….4
2.Заключение…………………………………………………………………....9
Список использованных источников………………………………………...11

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.23 Кб (Скачать файл)

 

 Реферат Предмет Теория государства и права

Тема Экономические основы социального государства

Введение………………………………………………………………………...3

1.Основная часть…………………………………………………………….….4

2.Заключение…………………………………………………………………....9

Список использованных источников………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Осуществление модернизации социально-экономической системы России является актуальной задачей, стоящей сегодня перед всем обществом. То место, которое займет страна в системе международного разделения труда, а значит и доходы, и уровень благосостояния населения, И культурное развитие и будущее страны в макроисторической перспективе  - все его зависит от успеха модернизационного проекта. Поэтому в данном вопросе должны быть достигнуты самые высокие результаты, здесь нельзя удовлетвориться половинчатым успехом1

Но за модернизационный проект в таком случае должен кто-то отвечать, А ответственность предполагает и наделение властью.

Поэтому на данную тему сегодня в российском экономико-политическом сообществе идет широкая дискуссия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основная часть

 

В основном она разворачивается вокруг роли государства в модернизационнном проекте.

Высказываются различные, часто противоположные мнения.

К двум крайним точкам зрения следует отнести следующие. Часть специалистов считает, что модернизация это процесс естественного развития социально-экономической системы, и ему главное - не мешать. Поэтому государство должно максимально устраниться из данной области И предоставить возможность рыночным и социальным механизмам осуществить модернизационные преобразования общества.

 Другая часть специалистов считает, что модернизация это продукт целенаправленной государственной политики и вне такой политики модернизационные проекты обречены на поражение. Между данными крайними позициями существует целый ряд промежуточных взглядов, пытающихся найти формы совмещения либеральной и государственной позиций, широкий разброс мнений относительно роли государства в модернизации мешает сформированию конкретного механизма реализации модернизационного проекта России.

 Разрешение же данного противостояния на политическом и идеологическом уровне бесперспективно. Поэтому, необходимо все-таки обратиться к более глубинным причинам эволюции социально-экономических систем и связать проведение модернизации с ними.

Часто понятие «модернизация» употребляется в контексте понятия  «социальный прогресс». Идея прогресса является весьма древней и обладает огромной притягательной силой для человечества, Причина популярности идеи прогресса объясняется тем, что прогресс – это единственная альтернатива всеобщему отчаянию.2

 Сущность социального  прогресса состоит в том, что согласно представлению людей, историческая трансформация человеческого общества объективно имеет восходящий тренд, характеризующийся постоянным усложнением структуры сообщества, повышением его эффективности во взаимодействиях со средой обитания. Следствием указанной трансформации является глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний к вершинам цивилизованного состояния.

Под цивилизованным состоянием предполагается достижение обществом наивысших научно-технических, политико-правовых и нравственно-эстетических стандартов.

 Таким образом, социальный прогресс – это процесс восходящего самодвижения общества. В данном, самом общем контексте, понятие прогресса и модернизации действительно взаимозаменяемы. Но, говоря о сущности процесса модернизации, мы должны констатировать, что это все-таки процесс перехода от одной формы существования общества к другой со всеми присущими такому переходу положительными и отрицательными чертами.

Модернизация не должна рассматриваться  как однозначное улучшение параметров существующего общества, модернизация - это скорее их усовершенствование. Это такое системное изменение параметров, которое позволит в конечном итоге определенному человеческому сообществу, в целом, более успешно реализовывать свою жизненную программу, Причем этот процесс сопровождается не только утверждением новых форм взаимоотношений внутри общества, но и упразднением ряда ранее существующих норм, Если учесть, что ряд из упраздняемых норм могли оставаться социально конструктивными, то очевидно, что их упразднение не совпадает с направлением социального прогресса.3

 Поэтому прогресс и модернизация общества не должны рассматриваться как понятия полностью идентичные и взаимозаменяемые.

Возникновение концепции  модернизации на теоретическом уровне связывают с идеей К. Маркса о делении исторического процесса на до индустриальную и индустриальную стадии.

Хотя практически, модернизационные процессы протекали на протяжении всего исторического развития человеческого общества в различных формах и с разной скоростью. Общие положения идеи К, Маркса были развиты Ф. Теннисом в его работе «Общность и общество». 4Основные понятия чистой социологии, им были впервые высказаны сомнения в прогрессивности модернизационных изменений, прозвучала мысль о побочных негативных эффектах развития, он обратил внимание на достоинства раннего традиционного сообщества по сравнению со сменившим его современным индустриальным и урбанистическим обществом, Это вызвало широко распространившееся разочарование в идее прогресса и побудило к поискам «потерянной общности», которые растянулись на целое столетие П. Штомпка отмечает, что импульс развития теориям модернизации и конвергенции придала эпоха, начавшаяся после Второй мировой войны.

 В теориях модернизации  и конвергенции, возникших в указанный период, нашло свое отражение разделение государств на «три мирах ««первый мир» это индустриально развитые общества (включая Западную Европу, США);

«второй мир» это авторитарные социалистические общества во главе с СССР, продвигавшиеся по пути насильственной индустриализации за счет серьезного социального ущерба; И «третий мир» это мир постколониальных обществ, задержавшихся в своем развитии на до индустриальной стадии.

Классические теории модернизации сосредоточены на анализе взаимодействия стран «первого» и «третьего» мира и перспективах модернизации стран «третьего» мира. Возникшие вслед за классическими теориями модернизации, теории конвергенции сосредоточились на анализе разрыва между странами «первого» и «второго» мира на проблеме ликвидации данного разрыва.

С практической точки зрения, модернизацию следует рассматривать  как комплекс преобразований, предпринимаемых человеческими обществами (странами, народами) в социально-экономическом, технологическом, культурологическом, политическом и прочих аспектах с целью достижения индустриальной стадии развития (если этого еще не состоялось). И далее - постиндустриальной стадии развития общества.

Сегодня весьма распространенной является точка зрения, что данные преобразования (как для стран второго, так и для стран третьего мира) должны сопровождаться либерализацией общественных институтов, глобализацией и либерализацией всего хозяйственного механизма, снижением роли государства.

И соответствующим увеличением  роли негосударственных институтов. Но следует отметить, что это не единственный взгляд на социально-политическую форму осуществления модернизации и он далеко не всегда и не везде был доминирующим. Но самым существенным является то, что данная форма проведения модернизации далеко не всегда дает желаемый положительный результат.

В настоящее время в  отдельных публикациях отечественных  экономистов отчетливо прослеживается идея о необходимости трансформации  существующей экономической модели развития РФ. 5Наиболее разработанной с научной точки зрения представляется концепция перехода экономики РФ на инновационный путь развития и создания в стране национальной инновационной системы (НИС).

Предпосылками появления  концепции инновационного развития экономики РФ выступают как внутренние причины, среди которых следует  отметить медленные темпы проведения структурных реформ, превращение страны в сырьевой придаток мировой экономики и деградацию научного и производственного потенциала РФ, так и внешние факторы, выраженные в преимущественно инновационном характере роста мировой экономики.

По многочисленным оценкам, современный экономический рост в развитых государствах характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса (НТП) и интеллектуализацией основных факторов производства. В этих странах на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров и организации производства приходится от 70 до 85 % прироста валового внутреннего продукта (ВВП).

Мир движется к глобальной трехъярусной структуре, уровни которой составляют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные страны. К началу ХХІ в. в мире выделились три типа развития государственных экономических систем, приблизительно соответствующие следующей структуре:6

- ресурсно-ориентированная  экономика;

- догоняющее развитие;

- экономика знаний.

Особенность РФ заключается  в том, что, обладая мировыми запасами природных ресурсов, наукоемкой промышленностью в авиационно-космическом, атомном и оборонном комплексах, а также высоким научно-образовательным потенциалом, она имеет реальные возможности развития по любому из трех направлений. Представляется, что в стратегическом плане для РФ наиболее предпочтительной является ориентация на инновационное развитие.

 

Заключение

 

Основная цель РФ состоит  в том, чтобы общими усилиями государства, предпринимательской и научной  среды была построена национальная инновационная система, в которой  сочетались бы:7

- предпринимательская конкурентная  среда, субъекты которой обладают  стратегическим мышлением, способностью к обучению, абсорбации и адаптации знаний;

- исследовательская среда,  обладающая высокой квалификацией  и стимулами сотрудничества с  предпринимательской средой;

- механизм взаимодействия  этих двух сред, организующий  передачу знаний и их превращение  в предконкурентные технологии для предпринимательской среды, а также ориентацию исследователей на удовлетворение возникающих инновационных потребностей развития производства.

Следует отметить, что в  настоящее время руководством страны предпринимаются меры, направленные на создание в РФ инновационной экономики. В своем ежегодном послании Федеральному Собранию президент РФ В. Путин дал новую трактовку принципов расходования Стабилизационного фонда, предложив выделить крупные суммы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства и ряда больших инвестиционных проектов по линии вновь созданных Инвестиционного и Венчурного фондов, а также Банка развития и Фонда будущих поколений. Практические шаги по реализации выдвинутых предложений должны быть реализованы в рамках нового трехлетнего бюджета страны, проект которого рассматривается в настоящее время Федеральным собранием РФ.

В то же время нетрудно понять, что создание эффективной инновационной  экономики в РФ не является простой задачей и потребует значительных усилий не только от государственного управленческого аппарата и представителей российского бизнеса, но и от каждого гражданина РФ, «чувствующего свою сопричастность с судьбой государства».8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.Анисимов А.Н, Модернизация российской экономики и государственное управление,.: Ком Книга, 2006 - 878 с.

2. Баериновский К. А., Бендиков М А., Хрусталев Е. Ю., Механизмы технологического развития экономики России: макро и мезоэкономические аспекты; ЦЭМИ. - М.: Наука, 2003. - 376 с.

3. Всемирная история модернизации: Специальный выпуск / Эксперт. - 2009, № 1, (687) (28 декабря).

4. Глазьев С. Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов /Научный доклад. - Ч.1. - М.: НИР, 2007. - 12 с.

5. Голиченко О. Г Национальная инновационная система России: состояние и пути развития / Отделение общественных наук РАН, Рос. науч.-исслед. ин-т экономики, политики и права в науч.-техн. сфере. - М.: Наука, 2006. - С. 79-86

6. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. // Президент РФ В. Путин /Статья поступила в редакцию 20.11.20011

7. Тавров СП. Модернизация во имя империи, Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России -- ТИ.: Едиториал УРСС, 2008 - 352 с.

8. П. Штомпка, Социология социальных изменений/ Пер, с англ, под ред, В.А.Ядова; Директмедиа Паблишинг, 2007, - 828 с.

1 Анисимов А.Н, Модернизация российской экономики и государственное управление,.: Ком Книга, 2006 - 878 с.

2 П. Штомпка, Социология социальных изменений/ Пер, с англ, под ред, В.А.Ядова; Директмедиа Паблишинг, 2007, - 828 с.

3 Тавров СП. Модернизация во Имя империи, Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России -- ТИ.: Едиториал УРСС, 2008 - 352 с.

4 Всемирная история модернизации: Специальный выпуск / Эксперт. - 2009, № 1, (687) (28 декабря).

5 Баериновский К. А., Бендиков М А., Хрусталев Е. Ю., Механизмы технологического развития экономики России: макро и мезоэкономические аспекты; ЦЭМИ. - М.: Наука, 2003. - 376 с.

6 Глазьев С. Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов /Научный доклад. - Ч.1. - М.: НИР, 2007. - 12 с.

7 Голиченко О. Г Национальная инновационная система России: состояние и пути развития / Отделение общественных наук РАН, Рос. науч.-исслед. ин-т экономики, политики и права в науч.-техн. сфере. - М.: Наука, 2006. - С. 79-86

Информация о работе Экономические основы социального государства