Шпаргалка по «Экономические основы социальной работы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

Социальное обслуживание как отрасль народного хозяйства: понятие, особенности, значение.
Принципы экономики в сфере социальной работы.
Сущность, принципы, основные направления экономической политики
государства.
Объективная необходимость экономической поддержки населения в обществе рыночных отношений.
Становление системы социальной защиты населения в условиях конкурентного рынка в ХΙХ – ХХ в.в. в цивилизованных странах.
Сущность, принципы и основные направления социальной политики государства.
Экономическая и социальная политика государства, их взаимосвязь.
Правовые основы экономики социальной работы.

Файлы: 1 файл

Ekzamen_ekonomika.docx

— 251.77 Кб (Скачать файл)

Финансирование всех видов социального  страхования основано на страховых  взносах работодателей, работников, самозанятого населения.

Организационно-экономические  основы социального обеспечения  и страхования населения  

 Система социальной защиты  включает в себя социальные  гарантии, социальную помощь, социальное  обеспечение и социальное страхование. 
   Согласно Конституции РФ, ст.39 каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. 
   К основным видам социального обеспечения относятся: 
   - пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии; 
   - пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др.; 
   - содержание и обслуживание детей, престарелых, инвалидов в стационарных учреждениях; 
   - медико-социальная экспертиза: реабилитация инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь и другие. 
   Следовательно, социальное обеспечение система мер по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи. 
   Сегодня отмечается тенденция роста численности престарелых и инвалидов, что требует изменения социальной политики в отношении наиболее уязвимых категорий населения. 
   В связи с переходом к рыночной экономике назрела необходимость введения страховых механизмов (страховых взносов) и понятия социального риска. Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным причинам. Речь идет об одной из форм социального обеспечения - о социальном страховании. Социальное страхование - это система мер по созданию особых денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов субъектов страхования. В нашей стране социальное страхование является государственным и обязательным. 
   Система социального обеспечения объединяет: пенсионное обеспечение, государственное (обязательное) социальное страхование, обязательное медицинское страхование. 
   Перед нами стоит задача: рассмотреть организационно-экономические основы социального обеспечения. 
   Организационно-экономическими основами социального обеспечения являются взаимосвязанные организационные, экономические, законодательные меры. 
   Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учреждения. 
   Экономическую основу социального обеспечения составляют государственный бюджет и социальное страхование, отличающиеся по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, которые образуются за счет отчислений работодателей. Государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетов различных уровней.

24. Проблемы пенсионного  обеспечения в конце 90-х годов

Критическая ситуация в области  пенсионного обеспечения в России сложилась под воздействием целого ряда различных по своей природе  факторов: социально-демографических, финансово-экономических, организационных. Среди них главное место принадлежит факторам экономического порядка. Кризис пенсионной системы обусловлен, прежде всего, макроэкономической ситуацией, в том числе политикой доходов. Экономический спад привел к существенному сокращению реальной заработной платы, росту безработицы, в особенности с учетом ее скрытых форм, резкому расширению теневого рынка труда. Общенациональный характер приняло уклонение от уплаты страховых отчислений от фонда оплаты труда. Заработная плата в массовом порядке уводилась в тень.

Все эти причины напрямую указывают  на принципиальную непригодность прежней  системы пенсионного обеспечения. Имеется, по крайней мере, три основные группы причин критической ситуации, возникшей в области пенсионного  обеспечения.

Первая группа носит, в основном, демографический характер и связана  с очень высокой социальной нагрузкой  на трудоспособное население, на каждую тысячу человек которого приходится более 350 лиц пенсионного возраста. При построении пенсионной системы  на распределительной основе это  объективно вынуждает поддерживать очень высокий уровень взносов  в Пенсионный фонд, что, со своей  стороны, поощряет уклонение от их выплат.

Вторая группа причин - сдвиги в  уровне занятости населения. В последние  годы наметилась стойкая тенденция  уменьшения численности занятого населения  и особенно той его части, которая  занята в общественном производстве и платит взносы в Пенсионный фонд. Так численность занятых в  народном хозяйстве сократилась  с 75,8 млн. чел. в 1991 году до 72,7 млн. чел. к  началу 1997 году. Надолго лиц, занятых  в негосударственном секторе  экономики, приходится уже две трети  общей численности занятых. А  именно этому сектору присущи  наибольшие масштабы уклонения от налогообложения.

Третья группа причин - финансово-экономические. Доля заработной платы, с которой взимаются взносы для финансирования пенсий, в общих доходах населения сократилась с 69,9 % в 1992 году до 40 % в 1996 году. Помимо этого нарастает процесс уклонения от уплаты налогов. Учитываемая «начисленная» заработная плата не всегда отражает величину фактической заработной платы работников. Кроме того, задолженность по выплате заработной платы, достигшая к 20 января 1997 года 47,2 трлн. рублей, лишила Пенсионный фонд примерно 14 трлн. рублей, что сопоставимо с его ежемесячной потребностью в средствах.

Как следствие всех этих причин, несмотря на предпринимаемые усилия, реальное содержание пенсий за последние годы устойчиво снижалось и реальные доходы пенсионеров падали. Если в 1990 г., например, средняя пенсия, которую  получала большая часть - две трети - пенсионеров, в 2,4 раза превышала стоимость  «корзины» прожиточного минимума, то к концу 1996 г. она составляла лишь 110 % ее величины.

Причины изменения старой пенсионной системы

Прежняя модель была крайне несовершенна и непоследовательна. Она поставила  человека в такие рамки, когда  провозглашенные нормы закона по тому же самому закону не могли быть реально воплощены в жизнь.

Так, по Закону от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях  в Российской Федерации" гражданин  в зависимости от продолжительности  своего трудового стажа мог рассчитывать на пенсию в размере от 55 до 75 процентов  среднего заработка. Казалось бы, ясная  и неплохая перспектива для уровня индивидуальной пенсии. Однако в законе имелось существенное ограничение: пенсия, исчисленная по этой формуле, не могла превышать трех минимальных  размеров, а минимальный размер на начало 2001 г. составлял 168 рублей. Умноженный на три, он не только не дотягивал до обещанных 55 процентов заработка (заметим, нижней планки для полного трудового  стажа), но замещал его лишь на 25-30 процентов.

Закон № 113-ФЗ, известный как Закон  об индивидуальном коэффициенте пенсионера (ИКП), должен был восстановить утраченную связь между зарплатой и размером пенсии.

Согласно нормам данного закона за работником было сохранено право  на получение пенсии в размере  от 55 до 75 процентов заработка в  зависимости от стажа. Вместо максимума  в три минимальные пенсии законодатель установил в качестве ограничителя размер средней заработной платы  в стране, установленной по специальной  методике для исчисления пенсии, и  его отношение к зарплате пенсионера в пределах 1,2.

Но и в этом законе выявились  серьезные противоречия в механизме  повышения пенсии.

Поднимая величину соотношения  зарплат сверх 1,2, достигается более  полный учет высокого заработка. Но такая  мера оставила бы без роста пенсии тех граждан, у которых отношение  заработков полностью укладывалось в границы 1,2, либо получавших пенсию без применения ИКП. Это, как правило, - малообеспеченная категория людей. И таких у нас насчитывается 15-16 млн. человек из 38,5 млн. пенсионеров. Причем среди них несколько миллионов  человек при наличии полного  трудового стажа до марта прошлого года получали пенсию в размере 468 рублей. Не устраивала эта модель еще по одной причине - она не создавала  у работающих заинтересованности в  уплате пенсионных взносов с полного  размера их зарплаты. В итоге в 2000— 2001 гг. пенсионные взносы платились  с 35 % фактических доходов населения, остальные 65 % оставались вне обложения, были в тени. В результате взносы в Пенсионный фонд, которые должны были составлять 28 % от общефедерального фонда оплаты труда, на деле едва превышали 10 % от него. Какой смысл был работнику  отказываться от теневых схем получения  высокой зарплаты, если пенсионные права он зарабатывал не с полного ее размера, а всего с двух тысяч из него?

Именно поэтому в 2000 г. встал  остро вопрос о реформировании системы  пенсионного обеспечения, законотворческая подготовка к которому практически  велась в течение всего 2001 года.

Одновременно на протяжении 2001 г. производилось  повышение пенсий ряду категорий  пенсионеров, позволившее увеличить  их реальные доходы на 22 %.

Больше резервов для повышения  пенсий нынешним пенсионерам у старой модели не оставалось. Решить проблему материального обеспечения пенсионеров  можно, только резко повысив доходы системы. Но это достижимо тогда, когда у работающих появляется стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд, когда у человека появляется перспектива заработать пенсию.

25. Основные направления  совершенствования системы пенсионного  обеспечения

Совершенствование системы пенсионного  обеспечения граждан РФ - приоритет  социальной политики государства.Об этом заявила глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова, открывая работу Второго пенсионного форума «Реализация нового пенсионного законодательства и актуальные проблемы развития пенсионной системы». По ее словам, «основная задача Форума - выявить степень готовности всех структур к реализации мер по совершенствованию пенсионной системы, заложенных в законодательстве, принятом в 2009 году».     

В своем последующем докладе  Министр Татьяна Голикова рассказала, что с 2010 г в действие вступает механизм валоризации пенсий - перерасчет трудовой пенсии в зависимости от продолжительности трудового стажа  в советском периоде. Прибавки к  пенсиям за счет валоризации получат  более 36,5 млн. человек на общую сумму  почти 500 млрд руб.     

Особое место в своем докладе  Татьяна Голикова уделила механизму  определения и назначения социальных доплат к пенсиям до величины прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера. «Эту тему нельзя оставить без внимания», - подчеркнула она. Министр обратила внимание собравшихся на то, что  независимо от того введены в регионе  денежные эквиваленты натуральных  льгот для пенсионеров или  нет, уполномоченные органы власти субъектов  РФ «должны были установить соответствующие  денежные эквиваленты этих мер социальной поддержки». На сегодняшний день в  подавляющем большинстве регионов такая работа завершена.     

Министр обратила внимание участников на тот момент, что «ряд регионов намеренно занизили уровень прожиточного минимума пенсионера, чтобы не осуществлять региональную социальную доплату к  пенсиям из собственных бюджетов». По словам Татьяны Голиковой, такие  регионы столкнутся в будущем  с проблемами.     

«В ряде субъектов РФ величина прожиточного минимума пенсионера впервые за всю  историю его определения совпала  с величиной прожиточного минимума, который установлен в целом по РФ. Это произошло потому, что  ряд субъектов РФ счел невозможным  устанавливать региональную социальную доплату за счет средств своего бюджета, и поэтому занизили прожиточные минимумы», - сказала Министр.     

Также она добавила, что поскольку  в следующем году будет пересмотрена потребительская корзина, которая  учитывается при формировании прожиточного минимума, регионы, занизившие его, «окажутся  в еще худшей ситуации».     

Отвечая на вопросы журналистов  во время пресс-конференции, Татьяна  Голикова пояснила, что такие регионы  «лишатся возможности получать дополнительную финансовую помощь на эти цели, и  должны будут укладываться в рамки  своего бюджета».     

Присутствовавший на Форуме Генеральный  секретарь Международной ассоциации социального обеспечения Ханс-Хорст Конколевски отметил, что «Россия - одна из немногих стран в мире, которая в период социально-экономических трудностей не сокращает, а усиливает меры социальной поддержки».     

Участники Второго ежегодного пенсионного  форума был принят итоговый документ, предусматривающий дальнейшие направления  развития национальной пенсионной системы  РФ. Среди основных мер по дальнейшему  совершенствованию пенсионной системы  участники форума отметили: дальнейшее развитие страховых принципов системы  пенсионного обеспечения, определения  статуса Пенсионного Фонда РФ, развитие накопительного компонента пенсионных накоплений, усиление мер по защите граждан, участвующих в негосударственном  пенсионном обеспечении и принятие концепции негосударственного пенсионного  обеспечения.    

«Новая пенсионная формула и  совершенствование системы формирования пенсионных накоплений»

Новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий, по мнению Министра труда, позволит обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и  повысить значение страхового стажа  при формировании пенсионных прав и  расчете размера пенсии.

При расчете страховой пенсии по новым правилам вводится понятие  «годовой пенсионный коэффициент» –  им будет оцениваться каждый год  трудовой деятельности гражданина.

Замминистра труда, Андрей Пудов, выделил  основные параметры, влияющие на размер пенсии по новому расчету:

  • размер легальной заработной платы, с которой работодатели платят страховые взносы. Чем больше отчислений в систему обязательного пенси<span class="Norm

Информация о работе Шпаргалка по «Экономические основы социальной работы»