Шпаргалка по «Экономические основы социальной работы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

Социальное обслуживание как отрасль народного хозяйства: понятие, особенности, значение.
Принципы экономики в сфере социальной работы.
Сущность, принципы, основные направления экономической политики
государства.
Объективная необходимость экономической поддержки населения в обществе рыночных отношений.
Становление системы социальной защиты населения в условиях конкурентного рынка в ХΙХ – ХХ в.в. в цивилизованных странах.
Сущность, принципы и основные направления социальной политики государства.
Экономическая и социальная политика государства, их взаимосвязь.
Правовые основы экономики социальной работы.

Файлы: 1 файл

Ekzamen_ekonomika.docx

— 251.77 Кб (Скачать файл)

актами органы территориального общественного  самоуправления

все более активно участвуют  в создании и ресурсном обеспечении

деятельности социальных служб, становятся все более значимым

элементом в экономическом пространстве социальной работы.

В соответствии с Федеральным законом  № 83-Ф3 от 8 мая 2010 г.

типами государственных муниципальных  учреждений признаются

автономные, бюджетные и казенные.

 

Вопрос 13.Основные направления  совершенствования экономики здравоохранения, образования, сферы труда и быта.

Совершенствование экономического пространства социальной

работы затронуло и жилищно-коммунальную сферу. Жилищная реформа

поставила задачу модернизации жилищной коммунальной

сферы с одновременным постепенным  увеличением доли оплаты

услуг за счет потребителей (населения). В этих целях были введены

федеральные стандарты: социальной нормы  жилья; уровня платежей

граждан как процент от стоимости  услуг; максимально допустимой

доли расходов семьи за жилищно-коммунальные услуги в совокупном

семейном доходе.

Создается новая концепция работы в деле охраны здоровья населения.

Существуют понятия индивидуального  и общественного здоровья.

Согласно определению, данному  в Уставе Всемирной организации

здравоохранения (ВОЗ), индивидуальное здоровье «является

состоянием полного физического, духовного и социального благополучия,

а не только отсутствием болезней и физических дефектов

».

Общественное здоровье характеризуется  комплектом демографических

показателей (рождаемость, смертность), данными о физическом

развитии, а также показателями заболеваемости и инвалидности.

Оно является важным индикатором социально-экономического

благосостояния общества.

Введение рыночной экономики коммерциализирует дело охраны

здоровья в целом, а также  отношение каждого человека к  своему здоровью,

ведению здорового образа жизни. В  этом большую роль должны

сыграть страховые принципы. Еще  в 1991 г. был введен Федеральный

закон «О медицинском страховании  граждан в РФ». Однако подавляющее

число регионов не сумело обеспечить финансирование

минимального объема бесплатных медицинских  услуг. Уровень и

объем медицинского обслуживания несмотря на провозглашенные в ст. 41 названного закона права гражданина на бесплатную медицинскую

помощь в государственных и  муниципальных учреждениях

и наличие страхового полиса стали  практически полностью зависеть

от платежеспособности пациентов.

Нарушение конституционных прав граждан  на получение бесплатной

медицинской помощи угрожает социальной и экономической

безопасности общества. В настоящее  время укрепляются страховые

принципы обязательного медицинского страхования (ОМС),

решается вопрос о страховании  неработающих граждан.

Совершенствуется сфера образования. Возникает рыночный образовательный

сектор. Согласно Федеральному закону от 10 июля

1992 г. № 3266-1 «Об образовании», созданы негосударственные вузы.

Их предельный контингент лимитируется государством. Целью их

создания было привлечение инвестиций в сферу образования, приближение

вузов к месту проживания студентов  и т.д.

Программа в области образования  должна иметь один выражающий

ее сущность и смысл критерий — соответствие интересам человека.

За последнее десятилетие XX в. высшие учебные заведения из

бюджетной научно-образовательной  организации постепенно превратились

в учебно-научный производственный и предпринимательский

комплекс, осуществляющий взаимодействие с нерыночными и

рыночно-предпринимательскими структурами. Возник так называемый

рыночный образовательный сектор.

Новые подходы реформирования образования  воплотились в Национальной

доктрине образования в Российской Федерации. Образование

уже не рассматривается как затратная  часть экономики, как

финансовая обуза.

В настоящее время в России в  целях совершенствования экономического

пространства социальной защиты населения  реализуются

приоритетные национальные проекты  в таких областях, как здравоохранение,

образование, жилье. В области здравоохранения  планируется

оснастить новым диагностическим  оборудованием значительное

число муниципальных медицинских  учреждений — практически

все первичное звено здравоохранения; повысить оплату медицинскому

персоналу и связать ее с объемом  и качеством оказываемых услуг. Разрабатываются механизмы, способные  кардинально поднять

качество отечественного образования  в целях создания основ для

инновационного развития страны и  укрепления ее конкурентоспособности.

Завершается формирование базы накопительной  ипотечной системы

для обеспечения жильем семей военнослужащих, обеспечение

дешевых кредитов на приобретение жилья  молодыми семьями, сельскими

молодыми специалистами и т.д. Государство поддержало инициативу

компании «Газпром» по реализации масштабной программы

газификации страны.

Совершенствуются экономические  связи и других субъектов и

объектов социального пространства. Основная цель совершенствования

— переход от финансирования системы  к финансированию

индивида — члена общества. Другой стороной процесса совершенствования

экономического пространства социальной работы должно

стать повышение степени участия  в этом процессе самого гражданина.

Следует подчеркнуть, что экономическое  пространство социальной

работы нуждается в изучении, оптимизации экономических связей

его субъектов, совершенствовании экономических отношений

между ними, с государством и обществом, а также в координации

этих взаимосвязей на основе правового  регулирования в условиях

формирования рыночных отношений.

 Направления реформирования социальной сферы в РФ.Общим направлением реформирования социальной сферы в Российской Федерации является отказ от многочисленных социальных льгот (по разным источникам, на начало 2004 г. число льгот достигло 400) и их замена денежными компенсациями. Сложность реализации социальных льгот связана в Российской Федерации и с тем, что они "разбросаны" по различным законодательным актам, нередко без четкого указания источника их финансирования. Предоставление социальных льгот основано, как правило, на бюджетном субсидировании поставщика услуг. Нет общего правила принятия решения о целесообразности такого субсидирования: например, в городах с одинаковой численностью населения, расположенных на территории государств с примерно одинаковым уровнем экономического развития, услуги городского транспорта могут субсидироваться из городского бюджета (например, все крупные города в Канаде), а могут полностью оплачиваться пассажирами (например, Сингапур). Бюджетное субсидирование производства товаров и услуг - это одна из форм государственной финансовой поддержки отраслей, производящих потребительские товары и товары первой необходимости наряду с налоговыми льготами, а также государственными и муниципальными заказами.

Образование:-реформа среднего образ-ия(егэ,введение 12-летнего ср образ-ия,мех-зм финансир-ия переводится с муницип Ур-ня на Ур-нь субъектов РФ),-реформа высшего образования(интеграция науки и образования-организация взаимодействия людей;двухуровневая сис-ма высшего образ-ия:бакалавриат и магистратура;введение модульно-рейтинговой системы).

Здравоохранение:-модернизация ОМС(базов программа для для застрахованных в субъектах РФ и федер,территор программы дополнит мед страх-я;мех-зм сочетания обязат и добровольн мед страх-я);-реструктуризация сис-мы оказания мед помощи(1.преобраз-е значит части мед учр-й в учрежд-я,обладающ большей самост-тью в использов-ии ресурсов и получающ эти ресурсы за рез-ты своей деят-ти.2.перемещение значит части объемов мед помощи со стационарного на амбулаторн этап);-улучшение состояния здоровья детей и женщин путем повышения доступности и качества мед помощи(расшир-е профилактич деят-ти,внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных и врожденных заболеваний, развитие перинатальной помощи, осуществл-е эфф-ных мер по сохр-ию и восстановлению репродуктивного здоровья);-совершенствование мер, направленных на профилактику соц обусловленных заболеваний;-гос заказ на подгот-ку кадров+единая национальная СС-ма контроля кач-ва подг-ки спец-тов;-создание на базе развития фармацевтики и биотехнологии принципиально новых эфф-ных методов профил-ки, диагностики и лечения.

Вопрос 14. Организационно-экономические основы социального обеспечения и социального страхования населения

В ст.39 Конституции РФ записано, что  каждому гражданину гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом. Право на социальное обеспечение  граждан осуществляется на практике с помощью комплекса взаимосвязанных  организационных, экономических, законодательных  и других мер.

Основными видами социального обеспечения  являются:

  • пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;
  • пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности иродам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидов с детства и др.;
  • содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;
  • профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

Экономическую основу соцобеспечения составляют государственный бюджет и государственное страхование, которые различаются между собой  по источникам финансирования.

Одной из важных социальных функций  государства является обеспечение  граждан пенсиями и пособиями. Основным критерием дифференциации условий  и норм пенсионного обеспечения  считается труд и его результаты.

Основаниями для пенсионного обеспечения  являются: достижение соответствующего возраста и трудовой стаж или выслуга; наступление инвалидности; потеря кормильца - для нетрудоспособных членов семьи.

Одним из слагаемых системы социального  обеспечения являются социальные пособия. Социальные пособия - это единая система  денежных выплат отдельным категориям граждан, определенным законодательством  РФ. В соответствии с законом РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие  пособия:

  • по беременности и родам;
  • при рождении ребенка;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет;
  • ежемесячное пособие на ребенка и др.

Выплата этих пособий осуществляется за счет Фонда социального страхования, Пенсионного фонда и других внебюджетных фондов.

Пособия по временной нетрудоспособности работающим гражданам выплачиваются  за счет средств социального страхования, по месту работы. Пособие по безработице = за счет средств государственного Фонда занятости.

Важнейшей составной частью социального  обеспечения является обязательное государственное страхование. Фонд, образуемый посредством государственного социального страхования, представляет собой один из видов централизованных денежных резервов государства. Социальное страхование - это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения. В Российской Федерации основным элементом социальной защиты населения  является социальное страхование. Социальное страхование представляет собой  универсальную для рыночной экономики  финансовую систему, позволяющую компенсировать действие социальных рисков за счет перераспределения  части национального дохода между  отдельными группами населения с  учетом меры социального риска и  трудового вклада каждого в формирование национального дохода. Социальное страхование  обеспечивает управление социальными  рисками общества на основе распределения  средств, собранных для целей  компенсации индивидуальных ущербов, между всеми нуждающимися членами  общества. Размер индивидуальных страховых  выплат определяется с учетом индивидуального  вклада каждого в общий фонд.Финансовую основу социального страхования составляют страховые отношения, условия которых являются всеобщими в рамках данного государства и носят строго обязательный характер. В отличие от других типов страхования социальное страхование является некоммерческим, т.е. не преследует цели получения прибыли [1,с.62]. Все доходы, поступающие в фонды социального страхования, в том числе и получаемые от инвестирования временно свободных средств, должны направляться только на социальные цели. Финансирование всех видов социального страхования основано на страховых взносах работодателей, работников, самозанятого населения. Современная система государственного страхования в России включает: страхование старости; страхования инвалидности; потери кормильца; временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в случае безработицы; медицинское страхование.

Вопрос 15. Минимальные государственные  социальные гарантии: понятие, показатели. Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

1) оплаты труда;

2) пенсионного обеспечения;

3) образования;

4) здравоохранения;

5) культуры;

6) социального обслуживания;

7) жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в законе "О государственных  минимальных стандартах" самый  необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для  работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.

В качестве государственных минимальных  стандартов в области оплаты труда  устанавливаются:

минимальный размер оплаты труда;

единая тарифная сетка оплаты труда  работников бюджетной сферы (ЕТС).

Минимальная заработная плата - это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

В ст.37 Конституции РФ записано, что "каждый имеет право на труд и  в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы".

Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за свой труд. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Последние должны начисляться на заработную плату, которая не может быть ниже установленного государством минимального уровня.Величина минимальной заработной платы обычно определяется путем исчисления прожиточного минимума.Прожиточный минимум - понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы.

Информация о работе Шпаргалка по «Экономические основы социальной работы»