Этническая идентичность и индифферентность. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 14:06, контрольная работа

Описание работы

Культурная ценность этнической идентичности. Понятие этноиндиффирентности, ее широкое распространение во внешней политике и в этнополитической конфликтологии. Проблема этнических стереотипов. Трудовое положение иностранцев в России.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 28.25 Кб (Скачать файл)

Глава 1 Этническая идентичность и индиффирентность.

  §1.1 Этническая идентничность

В зависимости  от того, какая у человека идентичность, можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его  поведение, принимаемые и отвергаемые  ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки. Поскольку  социальная идентичность - это осознание  своей принадлежности к социальной группе, то, следовательно - это и  принятие значимых в данной группе ценностей, установок, стереотипов  и норм. Можно предположить, что  для конкретного индивида в каждый момент времени разные виды идентичности актуальны в разной степени, - то есть в данный конкретный момент наиболее выпуклой, главной, "ведущей" является одна какая-то идентичность. Значит, в  этот момент индивид актуализирует, вместе с осознанием своей принадлежности, всю систему норм, ценностей и  т.п. То есть иерархия ценностей не является константной, она перестраивается  во времени в зависимости от актуальной на данный момент идентичности, так  же, как и реализуемые поведенческие  модели. При таком ракурсе рассмотрения актуальная социальная идентичность является одним из механизмов, генерализующим, переструктурирующим поведение и внутренние схемы, критерии оценки и категоризации, механизмом, тесно связанным с объективными социальными связями и отношениями. Индивид, выбирая себе то или иное место в социальном пространстве, тем самым выбирает для себя вполне определенную идентичность. Однако в подобном непостоянном мире, где постоянно меняются положения в социуме, где сегодня наиболее "популярным, престижным, актуальным" является одно положение на социальной лестнице, а завтра совсем другое, индивид не может поручиться в том, что положение, которое он занимает сегодня, завтра будет таким же по престижности и прибыльности. В подобных условиях существования индивид выбирает для себя наиболее устойчивую принадлежность, а именно - этническую. Какие категории использует индивид, чтобы уйти от переживаний, связанных с принадлежностью к этнической группе? При формировании социальной идентичности он может опираться на гражданскую идентичность. Или причислять себя к широким наднациональным общностям - европейцам, азиатам, гражданам мира, т.е. декларировать космополитическую идентичность. Однако вытеснение из структуры социальной идентичности одной из ее важнейших составных частей - этнической идентичности - грозит, с одной стороны, потерей целостности Я - образа, а с другой - потерей связей с какой бы то ни было культурой. Утрата этнической идентичности может привести к негативным последствиям для идентичности человека в целом, что долгое время проявлялось, например, в негритянском ощущении "я - никто", невидимости, безымянности, безликости.

Таким образом, проблема понимания, функционирования, развития этнического становится одной  из наиактуальнейших на сегодняшний  день, не только в России, но и во всем мире. 

§1.2 Сущность этнической идентичности.

Культурная  ценность этнической идентичности очень  высока, так как позволяет самореализоваться личности больше, чем любая другая социальная группа. При этом этническая идентичность приобретается не путем каких-то личных усилий, а по рождению или воспитанию с раннего детства в определенной этнической среде.

Для этнологии  важна проблема этнической идентичности, которая означает осознание индивидом  своей принадлежности к этносу. Общеизвестно, что нет личности внеисторической, вненациональной, каждый человек принадлежит  к той или иной этнической группе. Новорожденный не имеет возможности  выбрать себе национальность. С появлением на свет в определенной этнической среде его личность формируется  в соответствии с установками и традициями его личного окружения. Не возникает проблемы этнического самоопределения у человека, если его родители принадлежат к одной п той же этнической группе, в которой и проходит его жизненный путь.

Осознание собственной этнической идентичности не является самопроизвольным и беспричинным актом, оно детерминировано конкретными  общественными потребностями. Потребности  осознания родства или идентичности возникли еще в глубокой древности  и привели к появлению в  первобытном обществе целой системы  представлений и ритуалов. Это  — уровень родоплеменного коллективизма  и родоплеменного сознания. Выработка  сознания этнической общности больших  масс людей также уходит своими корнями  в глубокую древность, но отвечает уже  потребностям в идентификации более  высокого уровня, рожденным необходимостью в социальной организации, сплачивающей этническую общность для отпора врагу И обеспечения собственной безопасности. Даже когда потребность в этническом объединении в связи с внешней опасностью непостоянна, такие временные объединения могут служить мощным толчком для осознания факта этнической близости и единства.

Возникновение и существование племенных союзов и государств порождает качественно  новую потребность в этнической идентификации, но уже со стороны  народившейся верхушки этноса в идеологических обоснованиях общности подвластного населения, что обычно выражалось в установлении религиозно-культового единства. В  таких случаях этноконфесспональный объединяющий фактор становится дополнительной детерминантой в формировании этнической идентификации.

Многочисленные  наблюдения и исследования процесса этнической идентификации показывают, что его развитие возможно в трех вариантах. Во-первых, этническая идентификация  может произойти на основе подражания, т.е. индивид осознанно или неосознанно  копирует стереотипы поведения той этнической общности, в которой он воспитывается и живет. Во-вторых, она может осуществляться на основе принуждения. Такими орудиями принуждения служат традиции и ценностные ориентации общества. В-третьих, этническая идентификация может осуществляться на основе свободного и осознанного выбора. Иногда человек отказывается от национальности и становится космополитом, человеком всего мира. Выделены несколько групп: ставящих общечеловеческие ценности выше этнических, делающих акцент на противопоставление "свои - чужие" в сознании, противопоставляя (часто и возвышая) свой народ и свою культуру над другими.

Этническая  идентичность - переменная величина в  каждой культуре. Так, в деревне человек  ощущает себя ее жителем и воспринимается как таковой другими. В городе он воспринимается как представитель  определенной местности, для которой  характерны свои диалект, нравы, обычаи. В ситуации войны с другим государством он выступает как гражданин своей  страны. Таким образом, границы этнической идентичности подвижны, динамичны и  культурно обоснованы.

Этническая  идентичность не направлена против других народов. Данный тип этнической идентичности продемонстрировали 36% опрошенных студентов. Другим типом является этническая индифферентность.

§1.3 Этническая индиффирентность

Если  толерантность — это синоним  терпимости, то этноиндиффирентность это синоним безразличия. Это формирует и основной посыл целевым группам. Вместо «терпеть друг друга», эта концепция признает другой формат социальной коммуникации – диалог должен осуществляться вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности. И политика в отношении этнических групп на базе принципа индифферентности, т.н. национальная политика, заключается не в создании терпимой обстановки по отношению к меньшинствам, а к созданию каналов коммуникации, а в некоторых случаях и навязывания таких каналов разным этническим группам.

Как ни странно, индифферентность получила широкое  распространение во внешней политике и в этнополитической конфликтологии. Технология совместного дела – одна из техник индифферентности – успешно применялась для разрешения тех или иных этнополитических конфликтов. Сама техника довольно проста: двум конфликтующим группам предлагается совершить совместное взаимовыгодное дело (например, прорыть колодец между двумя враждебными селами). В ходе работ происходит коммуникация двух групп, дедемонизация Другого на личностном уровне, складываются дружеские отношения и даже семейные пары.

Очень показателен пример, с которым  мы столкнулись в 2010 году. Армянин  и азербайджанец создали совместный бизнес-проект, в ходе которого разбогатели  и стали друзьями. При этом азербайджанец  дружил с конкретным армянином и  уважал его, параллельно ненавидя всех прочих армян за ситуацию в Нагорном Карабахе. Аналогичное отношение  было и у армянина.

С точки  зрения политики этноиндифферентности, диаспоры должны исключаться из подобных программ, так как играют против общего в обществе, функционально поддерживая этнические различия и усугубляя их. Работа по гармонизации межэтнических отношений должна происходить точечно в группах риска, а печатные материалы должны распространятся по технологии «от двери к двери» в обход авторитетов диаспор. 

Специалисты отмечают тот факт, что в России внутренние мигранты и иммигранты живут  дисперсно, не образуя «чайна-таунов». В отличие от Европы, это действительно плюс, так как это способствует аккультурации. Однако политика толерантности привела Европу из состояния, близкого к российскому, к современной ситуации, с войнами предместий, этническими анклавами и «чайна-таунами». Россия идет в том же направлении, блокируя коммуникацию между этническими группами насаждением политики толерантности. Чтобы вовремя свернуть с этого порочного пути, уже сейчас надо искать возможности создания коммуникационных мостов создавая общее.

В целом  же уровень этнической индифферентности достаточно высок. Это подтверждается приоритетом индивидуалистических ценностей у большинства студентов. А также тем наблюдением, что  открытость к межнациональному общению  и низкий уровень конфликтности.

§1.4Этнические стереотипы

Проблема  этнических стереотипов является еще  одной ключевой проблемой в сфере  этнологических исследований. Этнические стереотипы — это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда же проистекает и отождествление стереотипов с предрассудками. Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация рассматривается как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к той или иной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Трудовое положение иностранцев в России

§1.1 Трудовые права иностранцев в Российской Федерации

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В РФ не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.

При заключении трудового договора между иностранным работодателем и иностранцем о выполнении работы на территории РФ могут возникать проблемы, связанные с коллизией норм законодательства России и законодательства иностранного государства, в котором находятся работодатель и работник и где фактически заключается трудовой договор. 

В отношении  найма иностранцев предприятиями  с иностранными инвестициями применяются  специальные положения. Для найма иностранцев из числа высококвалифицированных специалистов на должности руководителей находящихся в РФ предприятий с иностранными инвестициями, а также руководителей подразделений этих предприятий работодателю не требуется получения разрешения соответствующего органа, однако иностранцу необходимо подтверждение права трудовой деятельности. Условия коллективных и индивидуальных трудовых договоров не могут ухудшать положения работников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории России законодательством. Условия найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных работников согласовываются обычно в индивидуальном трудовом договоре с каждым из них.

§1.2 Право мигрантов на труд

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более  выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических  мотивов процесс международной  миграции обусловливается также  соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного  характера. 

Информация о работе Этническая идентичность и индифферентность. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации