Бюджетное право Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.
Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу.

Содержание работы

Введение 3
1. Бюджетный процесс Российской Федерации 6
1.1. Составление проекта бюджета 6
1.2. Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете 8
1.3. Исполнение бюджетов 11
1.4. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение 15
2. Бюджетное право Российской Федерации 16
Заключение 18
Перечень использованных источников информации 21

Файлы: 1 файл

Курсовая_Бюджетный_процесс.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Бюджетный процесс»

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

Принял:

 

 

 

 

 

Москва – 2013

 

Содержание

 

Введение

Любое государство для реализации своих функций создает систему  формирования и использования денежных фондов - бюджетов.

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны, который оформляется в виде федерального закона, обязательного к исполнению всеми структурами государства. Он представляет собой совокупность финансовых планов всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

За счет государственного бюджета  содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его  помощью государство оказывает  воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения  государственный бюджет взаимодействует  с другими звеньями финансовой системы, при необходимости оказывая на них корректирующее воздействие. Это производится, как правило, путем передачи части денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Источниками государственного бюджета являются:

- прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость;

- государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20 %;

- эмиссия бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих  уровней:

- федеральный бюджет (государственный бюджет);

- бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);

- бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Важнейший элемент финансового механизма - Бюджетное планирование. В нём находят отражение ожидаемые значения различных сторон финансово-хозяйственной деятельности государства.

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу.

В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового  регулирования, реалистичность, публичность разработки, непрерывность планирования годового бюджета, отражение социально-экономической политики государства, излагаемой в бюджетном послании президента РФ.

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

В соответствии с Конституцией РФ федеральный бюджет принимается в форме федерального закона Государственной Думой РФ (далее - Госдума РФ) по представлению Правительства РФ и выносится после этого на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания РФ (далее - Совет Федерации). Исполнение федерального бюджета обеспечивается Правительством РФ.

Основные задачи бюджетного процесса:

- выявление материальных и финансовых  резервов государства;

- максимально приближенный к  реальности расчет доходов бюджетов;

- максимально точный расчет  расходов бюджетов;

- обеспечение максимальной сбалансированности  бюджетов;

- согласование бюджетов с реализуемой  экономической программой;

- осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами.

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Российской Федерации;

- органы законодательной (представительной) власти;

- органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

- органы денежно-кредитного регулирования;

- органы государственного и муниципального финансового контроля;

- государственные внебюджетные фонды;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

- иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

- бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

1 - составление проектов бюджета;

2 – рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета;

3 - исполнение бюджета;

4 - составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

1. Бюджетный процесс Российской Федерации

1.1. Составление проекта бюджета

Процесс формирования федерального бюджета  начинается с издания Указа Президента РФ «О формировании федерального бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации на ____ год и плановый период», в котором регламентируются принципиальные положения финансово-бюджетной политики; особенности структуры бюджета на очередной год; организация взаимоотношений с территориями и другие позиции.

В настоящее время федеральный  бюджет и бюджеты федеральных  внебюджетных фондов разрабатываются сроком на три года – очередной финансовый год и двухлетний плановый период, следующий за очередным финансовым годом.

Составление проекта бюджета основано на:

- бюджетном послании президента  РФ;

- прогнозе социально-экономического  развития соответствующих территорий и страны в целом;

- основных направлениях бюджетной  и налоговой политики.

Следующий документ - постановление  Правительства РФ «О разработке прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на ____ год и плановый период».

Этим постановлением Правительство РФ поручает Министерству экономического развития РФ (далее - Минэкономразвития РФ) организовать разработку прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год и плановый период, а Министерству финансов РФ (далее – Минфин РФ) организовать разработку федерального бюджета на планируемый год и плановый период и проектировку основных расходов федерального бюджета.

В десятидневный срок, после постановления Правительства РФ, Минэкономразвития РФ с участием Минфина РФ, других министерств, Государственного комитета по статистике и Центрального банка РФ представляет в Правительство РФ основные параметры функционирования экономики страны на планируемый год и плановый период:

- макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики;

- мероприятия по финансовой и экономической стабилизации;

- другие показатели и материалы, позволяющие уточнить прогноз социально-экономического развития РФ.

После принятия Правительством РФ основных характеристик федерального бюджета и распределения расходов, Минфин РФ направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти и уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год и плановый период.

Федеральные органы исполнительной власти распределяют предельные объемы бюджетного финансирования в соответствии с  бюджетной классификацией расходов по получателям бюджетных средств  и разрабатывают свои предложения  по проведению структурных, организационных, юридических изменений, необходимых для соответствия потребителей реальному объему финансирования. Они также формируют перечень федеральных целевых программ.

Правительство РФ утверждает проект бюджета и проект федерального закона о федеральном бюджете и выносит его на утверждение в Госдуму РФ.

Одновременно предоставляется  на рассмотрение:

- федеральный закон об отчетов  об исполнении федерального бюджета  в отчетном году;

- федеральный закон о бюджетах  государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период;

- прогноз социально - экономического развития РФ на год и плановый период;

- оценка соответствия прогноза социально - экономического развития РФ и основных направлений бюджетной и налоговой политики фактическим показателям текущего года;

- проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета;

- проект федеральной адресной инвестиционной программы на планируемый год и плановый период;

- другие, необходимые для работы, документы и материалы, предусмотренные федеральным законодательством.

1.2. Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете

Проект федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год вносится на рассмотрение Госдумы РФ не позднее 24 часов 26  августа текущего года.

Совет Госдумы РФ (в период парламентских каникул - Председатель Госдумы РФ) направляет проект в Комитет по бюджету Госдумы РФ для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона.

После получения заключения Комитета проект закона о федеральном бюджете направляется в Совет Федерации, комитеты Госдумы РФ, Счетную палату и другим субъектам законодательной инициативы для выработки замечаний и предложений.

Госдума РФ рассматривает проект бюджета в трех чтениях.

В первом чтении, в течение 30 дней с момента внесения законопроекта в Госдуму РФ, обсуждается концепция и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ, а также основные характеристики бюджета на очередной финансовый год и планируемый период.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете  в первом чтении  Госдума РФ заслушивает  доклад Правительства РФ, содоклады  Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя  по прогнозу социально-экономического развития, доклад председателя Счетной палаты.

Госдума РФ принимает решение о принятии или отклонении проекта закона. По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление о принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.

Во втором чтении, в течение 35 дней после принятия законопроекта в первом чтении, Госдума РФ рассматривает перечень главных администраторов доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета, расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, распределение финансовой поддержки субъектов РФ, программы государственных внутренних и внешних заимствований, программы государственных гарантий и долгосрочные целевые программы.

Комитет по бюджету на основе предложенных поправок готовит сводные таблицы  и направляет их в профильные комитеты Госдумы РФ и в Правительство  РФ.

Информация о работе Бюджетное право Российской Федерации