Бюджетное право Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.
Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу.

Содержание работы

Введение 3
1. Бюджетный процесс Российской Федерации 6
1.1. Составление проекта бюджета 6
1.2. Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете 8
1.3. Исполнение бюджетов 11
1.4. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение 15
2. Бюджетное право Российской Федерации 16
Заключение 18
Перечень использованных источников информации 21

Файлы: 1 файл

Курсовая_Бюджетный_процесс.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Порядок взаимодействия комитетов  и порядок данных согласований определяется Регламентом Госдумы РФ.

В третьем чтении , в течение 15 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении, Госдума РФ рассматривает ведомственную структуру расходов федерального бюджета.

Принятый Госдумой РФ Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в соответствии со ст. 105 Конституции РФ в течение 5 дней после одобрения, передается Совету Федерации, где рассматривается в порядке, предусмотренном Конституцией РФ.

Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете в течение 14 дней со дня представления его Госдумой РФ на предмет его одобрения в целом.

В случае отклонения проекта бюджета Советом Федерации он передается в согласительную комиссию, перерабатывается, передается в Государственную Думу для рассмотрения в одном чтении, затем повторно передается в Совет Федерации для окончательного утверждения.

В случае одобрения закона Советом Федерации в течение 5 дней он направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Рассмотрение Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Президентом РФ осуществляется в соответствии со ст. 107 Конституции РФ. Закон вступает в силу после его подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.

В случае отклонения закона о бюджете Президентом РФ в течение 14 дней закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается Федеральным Собранием.

Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период регламентирует:

- структуру, содержание, элементы исполнения федерального бюджета;

- элементы контроля за мобилизацией доходов;

- порядок взаимоотношений с субъектами РФ;

- элементы контроля за целевым использованием бюджетных ассигнований;

- размер и источники регулирования дефицита федерального бюджета;

- другие положения, определяющие «финансовый климат».

1.3. Исполнение бюджетов

Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса по обеспечению полной и своевременной мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица - плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнить бюджет по доходам - значит мобилизовать налоги, сборы, другие платежи и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством.

За исполнение доходной части бюджета  отвечают федеральная налоговая  служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах).

Исполнение бюджета по доходам  предусматривает:

- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

- распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в  пределах фактического наличия бюджетных  средств на едином счете бюджета  с соблюдением процедур санкционирования и финансирования:

- составление и утверждение бюджетной росписи;

- утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей;

- утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

- утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей;

- принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Исполнить бюджет по расходам - значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.

При анализе исполнения расходной  части бюджета подводятся итоги  исполнения бюджета в целом, по видам  расходов, по нижестоящим бюджетам, по отдельным разделам, видам бюджетных  учреждений, статьям затрат. Выясняются возможности более экономного использования ассигнований, проверяется целевой характер расходования бюджетных средств, оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах.

Важнейшей частью системы исполнения бюджета является система кассового исполнения бюджета.

Системой кассового исполнения бюджета принято называть совокупность элементов, которые организуют и  осуществляют прием, хранение, перемещение, выдачу бюджетных средств, а также  ведение необходимой отчетности по этим процессам.

В основу кассового исполнения бюджета  положены два принципа:

  1. Единство кассы - средства государства поступают на единый консолидированный счет Минфина РФ в Центральном (эмиссионном) банке, с которого производят все расходы;
  2. Специализация бюджетного кредита - использование средств в соответствии с определенными целями бюджета и в точно указанных суммах.

Основной принцип исполнения бюджета - принцип единства кассы. Он предусматривает  зачисление всех поступающих доходов  и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов и платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счета соответствующего бюджета.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2005 года кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Преимущество такой системы  состоит в том, что обеспечивается единство кассы, оперативное получение необходимой информации, возможность оперативного управления и контроля.

Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет  обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. В Казначействе открывают лицевые  счета для каждого главного распорядителя и получателя бюджетных средств. Федеральное казначейство регистрирует все бюджетные операции в Главной книге казначейства и ведет сводный реестр бюджетополучателей.

Целью деятельности системы органов  казначейства является проведение государственной бюджетной политики, эффективное управление доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышение оперативности в финансировании государственных программ, усиление контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Территориальные органы казначейства обеспечивают исполнение федерального бюджета в субъектах РФ и муниципальных  образованиях, контролируют порядок  совершения операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, осуществляют систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов и иные операции по поручению вышестоящих органов казначейства. Федеральное казначейство подчинено Минфину РФ и является его подразделением.

Федеральное казначейство в соответствии с Бюджетным кодексом несет ответственность за решение следующих задач:

- за правильностью исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;

- полноту перечисления бюджетных средств их получателям;

- своевременность перечисления бюджетных средств их получателям;

- своевременность зачисления бюджетных средств на счета их получателей;

- финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

- финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;

- исполнение предписаний Счетной палаты и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств;

- финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий

Федеральное казначейство ответственно также за своевременное доведение  уведомлений о бюджетных ассигнованиях  и лимитах обязательств бюджета до получателей бюджетных средств, своевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета.

Одна из важнейших задач Федерального казначейства - осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства России главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями.

1.4. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение

Рассмотрение и утверждение  отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти.

Отчет об исполнении бюджета готовит  исполнитель бюджета, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление сводного отчета об исполнении федерального бюджета является Минфин РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета  представляется Правительством РФ в Госдуму РФ и Счетную палату вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

- отчет о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;

- отчеты Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;

- отчет о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;

- отчет о доходах, полученных от использования госимущества;

- сводные отчеты о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;

- годовые отчетные сметы доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

- реестр федеральной государственной собственности и отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

- отчет Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета  за отчетный год и не позднее 15 сентября текущего финансового года предоставляет свое заключение в Госдуму РФ и в Правительство РФ, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Госдума РФ рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета и заслушивает доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета и доклад Председателя Счетной палаты о её заключении на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты Госдума РФ принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета либо о его отклонении.

2. Бюджетное право Российской Федерации

В Российской Федерации система  источников бюджетного права строится на основе того, что функции бюджетной  деятельности осуществляются всеми  звеньями государственного механизма  исходя из принципа разделения властей. Это означает, что правовые акты, регулирующие те или иные бюджетные отношения и являющиеся источниками бюджетного права, издаются всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах соответствующей бюджетной компетенции.

Бюджетное законодательство образует иерархично построенную замкнутую  систему, направленную на комплексное  регулирование публичных финансовых отношений.

Федеративное устройство России обусловливает  сложную разветвленную структуру  бюджетного законодательства, в которой выделяются правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней.

Структура бюджетного законодательства РФ  установлена ч. 1 ст. 2 Бюджетного Кодекса, согласно которой оно состоит из  самого Бюджетного Кодекса и принятых в соответствии с ним законов о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год и плановый период, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и плановый период и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения. Необходимо учитывать, что перечень нормативных правовых актов, образующих бюджетное законодательство, является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.

Бюджетный Кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовой статус участников бюджетного процесса, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Информация о работе Бюджетное право Российской Федерации