Характеристика и особенности процесса ранней социализации в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности ранней социализации детей в семье.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность процесса социализации;
- рассмотреть семью как важнейший институт социализации;
- определить понятие, средства, агенты и результат ранней социализации;
- изучить и проанализировать работу центра.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Характеристика и особенности процесса ранней социализации в семье
Сущность понятия «социализация». Этапы социализации.
Семья как институт социализации.
Особенности ранней социализации.
Глава 2. Анализ опыта работы центра социальной помощи семье и детям в п.Загорск. г.Улан-Удэ
2.1. Предпосылки возникновения центра.
2.2. Цель и принципы работы центра социальной помощи семье и детям.
2.3. Содержание работы центра.
2.4. Значение работы центр социальной помощи семье и детям.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КурсСоциализация.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Это — не ясли, не детский  сад, не группа, это — место слова, место отдыха, где матери и отцы, дедушки и бабушки  принимаются  вместе с детьми, о которых они  заботятся. Малыши здесь смогут обрести  новых друзей» [1, c. 12].

В работе центра ранней социализации есть много плюсов.

В центре имеется  специальное оборудование, игрушки, что способствует умственному и  физическому развитию ребенка.

Работают  высококвалифицированные  специалисты.  
Доброжелательные отношения. Это имеет огромное значение для формирования  ребенка как личности, для установления  контактов с другими детьми и  с посторонними взрослыми.

 Посещение  центра доступно всем желающим, ограничение имеется только по  возрасту (принимаются дети до  четырех лет).

В центр приходят дети вместе с родителями, благодаря  этому дети легче привыкают к  коллективу, родители отдыхают, занимаются с детьми, обмениваются опытом с  другими родителями, могут проконсультироваться со специалистами. Родители учатся взаимопониманию с детьми.

 В Центре ребенок имеет возможность приобрести необходимый для жизни в обществе опыт соблюдения и уважения установленных норм поведения. Например, два полуторагодовалых брата-близнеца, Толя и Юра, очень быстро усвоили, что для игры с водой положено надевать плащик. Юра, подходя к фонтанчику, первым делом тянулся к плащику, в то время как Толя, упорно не желавший надевать его, предпочел вообще не подходить к воде. Очевидно, что оба они хорошо поняли и приняли предложенное им правило, но каждый соблюдает его по-своему. Когда малыш придет в ясли или детский сад , на него обрушится несравненно большее число правил и ограничений, основанных на многолетнем опыте педагогов детских учреждений, но смысл которых ребенку не всегда ясен. Приобретя в максимально щадящих условиях опыт уважительного отношения к принятым в обществе нормам поведения, ребенок будет защищен от многих стрессовых ситуаций периода адаптации к детскому саду. 

Посещение центра способствует развитию благоприятных  отношений между родителями и детьми.

Анализируя отзывы родителей, мы видим только один минус  в организации работы центра –  это небольшое помещение в  соотношении с большим количеством  людей. Таких центров нашей стране существует только три, поэтому посетить их может только небольшая часть детей. Было бы очень хорошо. если бы детские сады хотя бы некоторые принципы использовали в своей работе (доброжелательное гуманное отношение, принятие ребенка как личность, индивидуальный подход, знание психологических особенностей детей).

Можно сделать вывод, что посещение центра благоприятствует процессу ранней социализации детей в семье и подготавливает к детскому саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе были изучены особенности ранней социализации детей в семье.

В первой главе мы раскрыли сущность процесса социализации, установили связь социализации с обучением  и воспитанием, определили цель социализации и рассмотрели этапы социализации. Выяснили, что к вопросу об этапах социализации существуют  различные подходы. С точки зрения психоанализа З. Фрейда, особое значение для развития личности имеет период раннего детства.  Другие школы  социальной психологии  делают сегодня особый акцент на изучение социализации именно в период юности. Сделали вывод  о том, что периоды детства и юности  оказывают большое влияние на следующие этапы социализации. Также рассмотрели понятие «семья» и раскрыли ее функции, проанализировали современное состояние семьи как института социализации. Рассмотрели особенности ранней социализации детей в семье, охарактеризовали процесс принятия роли как один из важнейших составляющих ранней социализации, изучив при этом работы  Дж. Мида и А.Халлера.

Мы сделали  следующие выводы. Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение  со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на  70% формируется человеческая личность.

Во второй главе изучен и проанализирован опыт работы центр социальной помощи семье и детям.В этом центре проводится профилактика,  практическое преодоление «адаптационного синдрома» впервые поступивших в дошкольное учреждение, вся работа в центре ведется не отдельно с ребенком, а с семьей. Сотрудники центра помогают родителям разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указывают пути  и условия ранней социализации ребенка. Работа центра достигает довольно высоких результатов. А.Д.Андреева говорит:«Если бы каждый ребенок имел возможность нарабатывать свой первый социальный опыт в таких комфортных условиях, скольких болезней, соматических и нервных, он мог бы избежать, сколько сил, потраченных им и его родителями на лечение, он мог бы направить на развитие всего заложенного в нем от природы потенциала. А ведь, казалось бы, какая мелочь — привыкнуть к детскому саду! Все привыкали и, ничего, привыкли. А сколько при этом потеряли…»

Можно сделать вывод, что  в течении уже ряда лет педагоги пытаются определить пути повышения  роли семьи как социального института  в процессе социализации личности ребенка. В современной педагогической литературе осуществляется поиск наиболее эффективных мер влияния на семью с целью повышения ее роли в этом вопросе. Все более значительное место отводится целенаправленным мерам как можно более раннего влияния на семью, оздоровлению внутренних взаимоотношений, устранению конфликтных ситуаций в ней, решению вопросов ранней социализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Андреева А.Д. Готов ли ребенок к детскому саду // Вестник образования. – 2009. - №1.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008. - с.376.
  3. Арон Р. История социологии в Западной Европе и США. - М.: Наука, 2009. – с. 452.
  4. Баркер Р. Практика социальной работы / Сокр.пер.с англ.-М.: Ин-т соц.работы, 2009. - с. 658.
  5. Зарецкая И.Н. Цель воспитания – личность, готовая к взаимодействию со средой // Директор школы. – 2010. - №2.
  6. Каган В.Т. Школьная готовность // Семья и школа. – 2009. - №7.
  7. Крылов Е.П. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 2009. - №9-10.
  8. Крючков В.К. Не смейтесь над этой любовью. // Дошкольное воспитание. – 2008. - №6.
  9. Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. - М.: Просвещение, 2009. - с. 113.
  10. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 2009. - №4.
  11. Мудрик А.В. Социальная педагогика, Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. В.А. Сластенова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. - с.200
  12. Рахматшаева В.А. Проблемы … но чьи? // Семья и школа. – 2009. - №8.
  13. Селезнева Е.В. «Главная педагогия – родительский дом» // Семья и школа. – 2009. - №7.
  14. Соловников Т.И. Социально-психическая реабилитация. – М.: Прогресс. 2009. - с.50
  15. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение, 2007. - с.666.
  16. Суслова О.В. Психоанализ и воспитание // Вестник психоанализа. – 2009. - №2.
  17. Фирсов М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. М.: Союз, 2009. – 256.
  18. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб произведений / Сост., науч. ред., вступ. ст. М. Г. Ярошевский. – М.: Посвящение, 2007. – 448 с.

 

 


Информация о работе Характеристика и особенности процесса ранней социализации в семье