Характеристика и особенности процесса ранней социализации в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности ранней социализации детей в семье.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность процесса социализации;
- рассмотреть семью как важнейший институт социализации;
- определить понятие, средства, агенты и результат ранней социализации;
- изучить и проанализировать работу центра.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Характеристика и особенности процесса ранней социализации в семье
Сущность понятия «социализация». Этапы социализации.
Семья как институт социализации.
Особенности ранней социализации.
Глава 2. Анализ опыта работы центра социальной помощи семье и детям в п.Загорск. г.Улан-Удэ
2.1. Предпосылки возникновения центра.
2.2. Цель и принципы работы центра социальной помощи семье и детям.
2.3. Содержание работы центра.
2.4. Значение работы центр социальной помощи семье и детям.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КурсСоциализация.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Функции семьи могут  менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальных условий. Нарушению реализации функций способствуют разные факторы: личностные особенности  членов семьи, низкий уровень доверия и взаимопонимания, условия жизни, неполный состав семьи, недостаточный уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений и воспитании детей и др. В связи с проблемой аддиктивного поведения особую значимость приобретает эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления как повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим.

Уже в пренатальном периоде (до рождения) ребенок способен воспринимать изменения эмоционального состояния  матери. Ершова Т. И. и Микиртумов Б. Е. [9, с. 6] отмечают, что эмоциональные расстройства матери могут оказывать патогенное влияние на развитие ребенка, степень устойчивости адаптационных процессов к моменту рождения и последующего взаимодействия с окружающей средой. Дестабилизации эмоционального состояния способствуют разные факторы: повышенная тревожность матери во время беременности, продолжительные стрессы, переживания по поводу нежелательной беременности и др. Необходимой основой является первая привязанность матери и ребенка. Она играет детерминирующую роль в развитии ребенка и формировании его взаимоотношений как в семье, так и в социуме вообще. Педиатры полагают, что первые полтора часа после рождения – самый критический период для успешного выстраивания отношений привязанности и доверия между родителями и детьми. Это тот промежуток времени, когда младенцы находятся в состоянии максимальной восприимчивости, что в значительной мере определяет глубину и силу привязанности между матерью и ребенком.

Проявление родителями безразличия, отвержения, враждебности, неуважения, предъявление завышенных требований, систематические наказания – все это может способствовать формированию у ребенка базовой враждебности по отношению к родителям, отстраненности от самых близких людей, недоверию. Подобное отношение к родителям в какие-то моменты может переноситься на отношение к взрослым вообще. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс социализации. Если человек в детстве не научился доверять, “ему трудно создать близкие отношения с людьми. Он рискует попасть в заколдованный круг изолированности…” [18, с.57-58]. Доверие у ребенка укрепляется тогда, когда его проблемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент ребенок обретает поддержку (но не гиперопеку, которая лишает инициативы). Ребенку также важно быть уверенным в том, что он состоятелен для окружающих (в первую очередь для близких людей) как “соучастник” (в лучшем смысле этого слова) во многих важных событиях. Он должен быть уверен в том, что с его потребностями и его точкой зрения считаются. Так ребенок сможет реализовать свою страсть к взрослению. Взрослым нельзя стать сразу. Взрослость начинает формироваться в детстве.

 В заключении можно сказать, что  анализ состояния семейной сферы в России  свидетельствует о явном неблагополучии. В условиях социально-экономической нестабильности растет уровень  тревожности, агрессивности, конфликтности как среди взрослых, так и среди детей. Отрицательно действует на подрастающие поколение и переживаемая нами девальвация самого института семьи. Традиционно в российском менталитете  складывалось бережное отношение к семье, проявлялось, правда,  не всегда этично, стремление во что бы то ни стало сохранить семейный союз. Развод и размолвки между родителями – это трагедия для ребенка. причина тревожности, дискомфорта и чувства отчужденности. Е Селезнев в статье «Главная педагогия – родительский дом» приводит следующие данные. Подростки отвечали на анкету  об их будущей семье. На вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваша семья была похожа на семью ваших родителей?» _ большинство отвечало категорическим: «Нет». Большинство планировало для своей будущей семьи большее, чем в родительской, количество любви, уважния, взаимного внимания и помощи, иные отношения к детям [6, с. 18].

1.3. Особенности  ранней социализации.

Здесь мы определим  понятие, средства и агенты ранней социализации; рассмотрим влияние семьи на ребенка; охарактеризуем процесс принятия роли как один из важнейших составляющих социализации; выясним результат ранней социализации.

 Существуют различные подходы к обозначению социализации детей дошкольного возраста. Так, например, Н.В. Анддреенкова, Я.И. Гилинский, Г. М. Андреева вводят понятие «ранняя социализация», А. В. Мудрик, И. Н. Зарецкая употребляют термин «первичная социализация». Мы будем употреблять термин «ранняя социализация».

Ранняя социализация охватывает время от рождения ребенка до поступления  его в школу, то есть те периоды, которые  в возрастной психологии  именуются: младенчество, раннее детство. дошкольное детство [2, с. 281]

Средствами  ранней социализации являются способы вскармливания младенца и ухода за ним;  формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической деятельности.

К агентам ранней социализации относят – родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников.  Ранняя социализация  осуществляются в семье, где складываются первые представления о мире, о добре и зле, где ребенок и осознает себя [12, с. 19].

 У ребенка в данный  период происходит накопление  элементов системы ценностных  ориентации в сфере общественных отношений, характеризуемое выделением личных ценностей, их эмоциональным освоением, закреплением в деятельности, постепенно находящее адекватно мотивированное выражение.

С точки зрения Т. Парсонса, семья - основной орган социализации, мать и отец - главные творцы личности, ребенок - пустой сосуд, который надо наполнить культурой [3, с.279].

Таким образом, первичную  информацию об окружающем мире индивид получает в семье.

Ученые пришли к интересному  выводу, что даже способы ухода за младенцем, даже характер пеленания (предоставляется свобода движения или нет) влияют на развитие ребенка. Но это влияние не очень значительно, другое дело – эмоциональная сфера. Выработанные в раннем детстве механизмы психологической реакции на те или иные ситуации куда более устойчивы и могут закрепиться на всю жизнь. Поэтому для будущего развития малыша так важно в этот период, как удовлетворяется потребность в ласке, тепле, пище, Сне, испытывает ли он эмоциональный комфорт или ощущает себя одиноким в новом огромном мире, где добиваться самого необходимого приходиться с предельным напряжением сил. в крике, истерике. Маленькому ребенку нужна ласка, нужен телесный контакт с матерью, чтобы понимали и уважали желания.

Родителям свойственно  недооценивать важность этого периода  для дальнейшего психосексуального  развития ребенка. А именно первые три  года жизни особенно важны для  правильного самоопределения в  сфере межличностных, семейно-брачных, и в том числе сексуальных отношений. Родителям следует помнить, что процесс формирования полового самосознания ребенка проходит после рождения очень важные фазы, что недоласканность в детстве может стать причиной половых девиаций [8, с. 75 -76].

       Итак, взаимоотношения, складывающиеся между родителями и  детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие роли и исполнение роли.

 Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая – подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья – заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удачным примером или аналогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию «Я». Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности.

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» – это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого».

Обучение большинству  важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на определение роли и статуса. Большая часть этого этапа ролевого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Дети играют в игрушки, «разыгрывают» представления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни разных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассивно участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая роли своего отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен действовать и что должен думать мужчина в различных ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполняет свою собственную роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовским действием, и это понимание со временем растет. Его «притворные», ненастоящие роли таким образом помогают ему достойно принять на себя в будущем роль отца семейства. Человеку в более зрелом возрасте такие ненастоящие роли помогают понять реакцию других людей на его поведение.

Из вышесказанного видно, что результатом ранней социализации должна  быть готовность к школе. Школьная готовность предполагает готовность к большей, чем раньше, самостоятельности, к сотрудничеству с чужими взрослыми и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей. Трудно бывает детям, особенно мальчикам, которые до школы росли в сверхтесном  контакте с матерью при недостатке, а порой и полном отсутствии общения со сверстниками, вообще - с людьми, не входящими в круг семьи, Такие дети часто просто не могут оторваться от матери. остаться без нее. Иногда возникающий при этом страх настолько глубок и силен, что для его преодоления усилий родителей и учителя недостаточно и может потребоваться помощь врача-психотерапевта. Большинство детей, переживших страх, все же преодолевают его и мало-помалу привыкают к школе. Лучше предупреждать такую ситуацию заранее обеспечив ребенку возможность общения со сверстниками, даже если он не посещает детский сад [6, с. 21-25].   

Можно сделать  вывод, что ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает  модели поведения, обучается большинству  важнейших ролей. Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на  70% формируется человеческая личность.

Информация о работе Характеристика и особенности процесса ранней социализации в семье