Характеристика и особенности процесса ранней социализации в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности ранней социализации детей в семье.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность процесса социализации;
- рассмотреть семью как важнейший институт социализации;
- определить понятие, средства, агенты и результат ранней социализации;
- изучить и проанализировать работу центра.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Характеристика и особенности процесса ранней социализации в семье
Сущность понятия «социализация». Этапы социализации.
Семья как институт социализации.
Особенности ранней социализации.
Глава 2. Анализ опыта работы центра социальной помощи семье и детям в п.Загорск. г.Улан-Удэ
2.1. Предпосылки возникновения центра.
2.2. Цель и принципы работы центра социальной помощи семье и детям.
2.3. Содержание работы центра.
2.4. Значение работы центр социальной помощи семье и детям.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КурсСоциализация.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Характеристика и  особенности процесса ранней социализации в семье

    1. Сущность понятия «социализация». Этапы социализации.
    2. Семья как институт социализации.
    3. Особенности ранней социализации.

Глава 2. Анализ  опыта работы  центра социальной помощи семье и детям в п.Загорск. г.Улан-Удэ

2.1. Предпосылки  возникновения центра.

2.2. Цель и  принципы работы центра социальной  помощи семье и детям.

2.3. Содержание работы  центра.

2.4. Значение работы центр социальной помощи семье и детям.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

  

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

         Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов.

 Ранняя социализация  ребенка в семье имеет решающее  значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей

Существует  проблема детско-родительских отношений, которая определяется всем многообразием взаимоотношений  детей и родителей, теми нарушениями  в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи  укрепить или подорвать психическое  здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

Существует также проблема адаптации в детском саду и в школе.  К сожалению, столкновение ребенка с «социумом» — нормами и правилами — проходящее в достаточно резкой форме без учета психической и эмоциональной подготовленности ребенка и тотальной загруженности новыми обучающими программами — происходит в тот самый момент, когда закладывается сама психическая структура ребенка.

Таким образом, изучение особенностей процесса ранней социализации в семье  становится все более актуальным в настоящее время.

 Объект исследования – ранняя социализация детей в семье.

Предмет исследования – особенности работы центра социальной помощи семье и детям в п.Загорск г.Улан-Удэ.

Цель  курсовой работы – изучить особенности ранней социализации детей в семье.

 Задачи курсовой работы:

- раскрыть сущность процесса социализации;

- рассмотреть семью как важнейший институт социализации;

- определить понятие, средства, агенты и результат ранней социализации;

- изучить и проанализировать работу центра.

Методы исследования:  теоретический, сравнительный, изучение и анализ литературы, цитирование, систематизация и классификация. 

Проблему ранней социализации детей в семье занимались психологи, педагоги, социологи. З.Фрейд считал, что период раннего детства является самым важным и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. А.В.Петровский, Н.Смелзер,  А.В.Мудрик, Г.М.Андреева, Н.В.Андреенкова раскрывают  сущность процесса социализации, Л.М.Митина,  И.Н.Зарецкая акцентируют свое внимание на связи социализации с обучением и воспитанием.  Г.И.Соловников, А.В.Мудрик, Т.Парсокс В своих работах большое внимание уделяют семье, Т.Парсокс пишет, что семья – это «основной орган социализации». М.В.Фирсов рассматривает отношения родителей и детей, Е.М.Мастюкова занимается коррекционной работой, большое значение придает эмоциональной атмосфере в семье. Д.Мид  рассмотрел стадии процесса обучения детьми взрослых ролей, А.Халлер продолжил его в концепции «значимого другого», здесь процесс ранней социализации рассмотрен с точки зрения психологии. Раскрывают сущность процесса ранней социализации также А.В.Мудрик, И.Н.Зарецкая.  А.Д.Андреева описывает опыт работы центра социальной помощи семье и детям.

Несмотря  на актуальность, рассматриваемая тема  в литературе раскрыта не полностью и поэтому  должна стать предметом серьезного изучения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика и особенности процесса ранней социализации в семье

1.1. Сущность понятия  «социализация». Этапы социализации.

Изначально, проанализируем сущность процесса социализации, а затем рассмотрим этапы социализации. Отметим, что сам термин не имеет однозначного толкования и в настоящее время все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду. С другой – в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет вхождения в среду. Иными словами, не только обогащается опытом, но и реализует себя. «В идеале, - отмечает А.В. Мудрик, - социализированный человек должен быть способен противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам» [5. с. 33].

Также изучением процесса  социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в соответствии со своей концепцией давал различные определения понятия «социализация».

В психологическом словаре  дается следующее определение: «социализация - это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности» [16, с. 289].

В социологии существует другая интерпретация данного понятия. Так под социализацией понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Н.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 

- стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

- игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

- стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей [14, с. 125].

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности».  Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.

Воспитание и обучение (в узком смысле) - это специально организованная деятельность с целью  передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов  поведения, качеств и свойств личности [10, с. 54].

Процессы воспитания и  социализации протекают параллельно  и в то же время независимо друг от друга, хотя и направлены на становление  личности, обретение человеком своего места в жизни. Различие между  этими процессами заключается в том, что воспитание, которое осуществляется в семье, в детском саду, в школе, может прерываться, а вот социализация идет непрерывно [5, с. 33]. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.

Итак, для данной работы наиболее подходящим является следующее определение. Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сверстники, учителя, представители,. церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все данные факторы могут оказывать на ребенка большое влияние, но семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

Цель социализации, то есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать  свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность. Руководствуясь представлениями о значении социальной группы, японские родители нередко для контроля поведения ребенка пытаются его пристыдить; например, они могут спросить: «А что подумают другие люди?».

В любом обществе социализация человека имеет  особенности на различных этапах. Существуют различные периодизации, так А.В. Мудрик предлагает соотнести этапы социализации с возрастной периодизацией жизни человека. Он исходит из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 -3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет) [11, с. 10].

Социальные психологи Н. В. Андреенкова и Я.И. Гилинский делают акцент на  то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Они выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия делится на два периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления в школу, и стадия обучения, включающая весь период  времени обучения [2, с. 281].

Итак, к вопросу об этапах социализации существуют различные подходы. Как известно, с точки зрения психоанализа З. Фрейда, особое значение для развития личности имеет период раннего детства [19, c. 351].  Другие школы социальной психологии  делают сегодня особый акцент на изучение социализации именно в период юности. Можно сделать вывод  о том, что периоды детства и юности  оказывают большое влияние на следующие этапы социализации.

1.2. Семья как институт  социализации.

В данном параграфе мы рассмотрим определение понятия  «семья», обозначим основные функции  семьи как института социализации и подробнее раскроем эмоциональную функцию, в заключении дадим краткую характеристику состояния семейной сферы в России на современном этапе. 

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей; самый первый институт социализации ребёнка. “В семье… дети овладевают азбукой человеческого общения, через которую постигают алгебру взаимоотношений” [15, с. 28].

Семья - это основанная на браке или кровном родстве  малая группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и -что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т. е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни [11, с. 91].

          Рассмотрим основные функции  современной семьи.

Функции семьи  – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

  1. воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);
  2. воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;
  3. хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  4. экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
  5. сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;
  6. духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
  7. социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  8. досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  9. эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия [4, с. 405-406].

Информация о работе Характеристика и особенности процесса ранней социализации в семье