Характеристика и особенности процесса ранней социализации в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности ранней социализации детей в семье.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность процесса социализации;
- рассмотреть семью как важнейший институт социализации;
- определить понятие, средства, агенты и результат ранней социализации;
- изучить и проанализировать работу центра.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Характеристика и особенности процесса ранней социализации в семье
Сущность понятия «социализация». Этапы социализации.
Семья как институт социализации.
Особенности ранней социализации.
Глава 2. Анализ опыта работы центра социальной помощи семье и детям в п.Загорск. г.Улан-Удэ
2.1. Предпосылки возникновения центра.
2.2. Цель и принципы работы центра социальной помощи семье и детям.
2.3. Содержание работы центра.
2.4. Значение работы центр социальной помощи семье и детям.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КурсСоциализация.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ опыта работы  центра социальной помощи семье и детям в п.Загорск. г.Улан-Удэ

2.1. Предпосылки возникновения центра.

Для любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда  он, отпустив мамину руку, входит в новый, неизведанный мир, населенный множеством пока еще чужих для него детей и взрослых — он поступает в ясли, детский сад или школу.

Практика показывает, что  ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к чужому для него взрослому или другому ребенку.

В целом, проблема психологической  готовности ребенка раннего возраста к «выходу» из семьи является ничуть не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению, о которой сегодня так много говорят. Часто дети не могут адаптироваться к детскому саду, а затем и к школе.

Первую в нашей стране попытку оказания подобного рода помощи детям и их родителям и сделал Центр социальной помощи семье и детям. Идея создания такого учреждения столь необычного профиля принадлежит Франсуазе Дольто, хорошо известной во Франции как педиатр и детский психоаналитик. Ею впервые была поставлена задача профилактики и практического преодоления так называемого «адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступивших в детское дошкольное учреждение и психологически к этому не готовых. 1977 году она — с группой других психоаналитиков — создала в Париже модель центра, которая сегодня распространилась по миру (сейчас насчитывается более 300 учреждений, работающих по модели Центра Франсуазы Дольто в разных странах), доказывая свою актуальность и эффективность и чаще всего существуя под «проясняющим» подзаголовком как центр ранней социализации детей [17, с. 25].

2.2. Цель и принципы  работы центра социальной помощи семье и детям.

Цель  центр - подготовка  ребенка к детскому саду, то есть развитие общительности, самостоятельности, а также интеллектуальная, душевная и психологическая готовность к детскому саду.

Специалисты, работающие в Центре, своей главной задачей считают попытку найти взаимопонимание, а не проводить консультативную или диагностическую деятельность - для этого есть поликлиники и психологические центры. Важно гарантировать детям и взрослым добрый прием, пространство и уверенность в том, что их услышат безо всяких анкет, ограничений или преимуществ.

Все основные принципы структуры  и деятельности Центра Ф. Дольто неукоснительно соблюдаются и в московском Центре ранней социализации. Они обусловлены, с одной стороны, практической задачей оказания психологической помощи ребенку, вступающему в мир социальных отношений, а с другой — психоаналитическим подходом к профилактике и преодолению возможных невротическим симптомов, образующих адаптационный синдром. В чем заключаются эти принципы?

Во-первых, Центр — это место, куда ребенок приходит вместе с близким ему взрослым для того, чтобы поиграть, пообщаться с ним и с другими детьми в наиболее комфортных условиях: как ни хорошо ребенку дома с мамой, а полноценного общения все равно не получается, потому что мама постоянно занята то стиркой, то готовкой, то уборкой, и все ее взаимодействие с ребенком идет параллельно этим бесконечным домашним делам. Здесь же взрослый может остановиться, отдохнуть, пообщаться с ребенком, с другими родителями, увидеть сходство переживаемых ими трудностей и проблем. Здесь можно все, кроме одного — нельзя уйти, оставив своего малыша под присмотром принимающего персонала, то есть чужих для ребенка людей. Сцена прощания с родителями здесь исключается. Первый опыт пребывания в детском учреждении ребенок приобретает под защитой близкого человека. У некоторых родителей это вызывает недоумение: трудно избавиться от мысли. что детское учреждение может и не быть камерой хранения.

Во-вторых, Центр является прежде всего местом слова. Даже если ребенок еще не может выразить свои мысли словами, он использует свое тело в качестве посредника, сообщающего взрослым об испытываемом им напряжении и угнетенности духа. В роли таких сообщений могут выступать крики, плач, капризы, психосоматические отклонения: нарушения сна, потеря аппетита, неврозы, длительные заболевания органов дыхания и кожи, кишечно-желудочные проблемы. Эти послания трудно расшифровать, и ребенок часто остается один на один со своими трудностями и страданиями. В этом гостеприимном доме есть возможность поговорить о переживаемых трудностях, услышать о проблемах других семей и обменяться опытом: ведь бывают случаи, когда кто-то находит выход из этого круга тоски, отчаяния и непонимания, расшифровывая послания малыша своим близким.

В-третьих, Центр служит местом отдыха и встречи малышей друг с другом. Уголки для детей в возрасте от первых недель жизни до четырех лет оборудованы соответствующими игрушками и приспособлениями. Для самых маленьких здесь есть несколько шезлонгов, которые можно поставить так, чтобы младенцы могли видеть друг друга и детей постарше. Для годовалых малышей построен специальный подиум с лесенкой и горкой, мягкими матами и яркими игрушками, на котором они чувствуют себя защищенными и с высоты которого им хорошо видно все, что происходит вокруг. Для детей 2—4 лет есть горки, лесенки, велосипеды, множество развивающих игрушек, конструкторов, кукол, машинок и пр. Встречи в таком детском клубе помогут малышам наработать свой первый опыт общения со сверстниками, который очень понадобится им в детском коллективе.

Не менее важно и  то, что ребенок, находясь здесь вместе с близким ему человеком, учится не бояться новых, незнакомых взрослых, вступать с ними в контакт, обращаться за помощью или с каким-то вопросом. Неумение общаться со взрослыми, страх  перед ними является одним из самых серьезных препятствий для адаптации ребенка к детскому учреждению.

В-четвертых, в Центре ребенок имеет возможность приобрести необходимый для жизни в обществе опыт соблюдения и уважения установленных норм поведения. Принимающий персонал сообщает ребенку и его маме, что в Центре существуют несложные и немногочисленные, но обязательные для исполнения правила. В частности, нельзя на велосипеде пересекать красную линию на полу (за ней находится «пешеходная зона»); играя с водой, необходимо надеть непромокаемый плащик; нельзя расхаживать с едой по игровой комнате — перекусить можно в отведенном для этого месте, за столиком. Мама помогает ребенку соблюдать их. Даже совсем маленькие дети демонстрируют способность освоить эти правила, хотя делают это совершенно по-разному.

И, наконец, пятая и, возможно, самая главная цель Центра: раннее предупреждение возможных нарушений в развитии ребенка. Здесь, кроме родителя и ребенка, есть еще и специалисты (психологи, педагоги и педиатры), готовые всегда прийти на помощь. Они не занимаются ни воспитанием детей, ни организацией игр и занятий с ними, не читают лекций родителям и не ведут консультаций в привычном для многих понимании, они именно принимают их в своем доме. Родители, если у них возникнет такое желание, могут проговорить здесь свои самые сложные и наболевшие проблемы, их внимательно и с пониманием выслушают, в мягкой и недирективной форме помогут разобраться и осознать самую суть трудной ситуации, найти выход из создавшегося положения.

 Соблюдению принципа анонимности способствует также и то обстоятельство, что каждая группа принимающих специалистов работает в Центре только один день в неделю, поэтому впечатление, которое оставил ребенок в какой-нибудь, возможно, не очень удачный для себя день, не имеет никакого значения для другой группы принимающих. Каждый родитель и каждый ребенок знают, что на следующий день он встретит другого члена команды и сможет выяснить разные точки зрения.

Существенное отличие  Центра от психологических консультаций и медицинских учреждений состоит в том, что здесь не проводится никакой диагностической или планомерной коррекционной работы. Даже в том случае, если принимающие специалисты заметят какие-либо отклонения в развитии и поведении ребенка, они не выскажут своих наблюдений до тех пор, пока родитель сам не захочет поговорить об этом. Ведь может случиться и так, что мама, прекрасно зная о проблеме своего ребенка, приходит с ним в «Зеленую дверцу» именно потому, что здесь она находит пути и средства помощи своему малышу в особенно трудном для него деле вступления в мир незнакомых людей и отношений [1, c. 12].

2.3. Содержание  работы центра.

Рассмотрим, что, собственно, представляет собой  центр социальной помощи семье и детям. Этот центр создан для детей (с рождения до четырех лет) и родителей.

Центр социальной помощи семье и детям — это не консультативный центр, это не прием психоаналитика, это работа с взаимодействием, где принимающий может предложить вместе с родителем понаблюдать за поведением ребенка, тем самым либо сняв его тревожность, либо поделившись своими наблюдениями и размышлениями, работа с коммуникацией — естественной и повседневной, которая является формо- и сущностно-образующей для отношений родитель-ребенок. Сотрудник данного центра — это психоаналитик, который слушает и не дает «прямых» советов, чаще он возвращает вопрос самой маме, тем самым стимулируя поиск ответа на него у нее самой, которая, найдя его, через неделю или две, а, может, через месяц — вновь придет, чтобы продолжить когда-то начавшийся с одним из принимающих разговор. Она может и не прийти. И это будет ее воля. Она может начать «внутренне» работать, но ее никто не будет подгонять или стимулировать, потому что время понимания — это, пожалуй, главное, что ценится в стенах Центра.

Работа, осуществляемая в центре – это  действительная работа «здесь и сейчас», это возможность работы одновременно с двумя сторонами — матерью и ребенком, это обретение навыка очень бережного отношения к любой жизненной ситуации, к любому взаимодействию родителя и ребенка, это уважение возможности и желания «внутренне работать» каждого, это невозможность западания в установку «лечить», это перманентная новизна ситуаций и необходимость моментальных адекватных реакций, это навык работы со всеми — взрослыми и детьми наравне. Повторюсь, это не консультация, и не прием психоаналитика, это применение психоаналитического знания в жизни, в воспитании, в отношениях родители-дети. Это тонкая работа с проблемой в момент ее зарождения. И она не всегда удачна. Потому что правил и отработанных схем нет и быть не может. Но всегда необходимо пробовать, учиться и размышлять, для чего возможностей предостаточно.

"Так называемая терапевтическая среда возникает за счет специального оборудования, игрушек, профессиональной подготовки сотрудников (а это - педагоги, врачи, психологи) и что очень важно, за счет пребывания ребенка ВМЕСТЕ с тем взрослым, с которым он пришел (мамой, папой, бабушкой или няней). Это совместное пребывание дает ребенку чувство безопасности для свободного и полного проявления своей личности. Сотрудники центра даже в самом маленьком ребенке прежде всего видят именно личность. Франсуаза Дольто писала: "В конечном счете важно не то, что ребенок есть ребенок, а то, что к нему обращаются как к индивидууму, который пока что, временно, располагает лишь детскими средствами выражения себя". В Центре не говорят о детях в третьем лице, а обращаются непосредственно к ним, как бы малы они не были.

 Среди  интересных идей можно перечислить бассейн с водой, столь необходимой для детей этого возраста — для проекции страхов или тревог, связанных с пренатальным опытом; так называемая стена сепарации — с прорезанными на разных уровнях окнами и дверями — для спонтанных игр в «ку-ку»; подиум, где малыши могут созерцать мир с уровня взрослого, то есть в его более-менее нормальном масштабе, а не снизу вверх или сверху вниз; игрушки, специально подобранные для этого возраста в нескольких экземплярах — для того, чтобы проводить границу своего желания и желания другого, образа себя и объектных отношений, а также прибегать к первым формам социального поведения; зеркало и проч.

Среди правил, принципиальным является то, что родители не оставляют  своих чад одних, остальные правила  касаются поведения детей на площадке — для того, чтобы играть с  водой (а для этого есть специальный бассейн или низкие раковины) необходимо надеть фартучек, а кататься на велосипеде или машинах можно только в отведенном для этого месте, не переезжая красную линию, разделяющую активную и тихую зоны (обычно две комнаты).

      Ребенок может провести здесь столько времени, сколько пожелает он и его родители. В Центре есть все необходимые бытовые удобства: можно принести с собой еду и покормить малыша, перепеленать и даже при необходимости подмыть и умыть его. И, что весьма существенно, все это абсолютно бесплатно.  Все это свидетельствует о том, что, несмотря на все сложности, переживаемые нашим обществом сегодня, оно, тем не менее, заинтересовано в здоровье нового поколения граждан [1, c. 11].

 

Итак, Центр социальной помощи семье и детям предполагает свободное, естественное присутствие детей (в возрасте до 4-х лет) и их родителей в пространстве, отличающемся от всех прочих тем, что внутри него есть несколько непреложных правил для детей и родителей и оно специально было создано и продумано с учетом психических потребностей детей этого возраста.

 И, наконец, Центр - это просто место отдыха, место встреч. Здесь могут спокойно общаться и родители, и дети, а этого, порой, так не хватает маме с маленьким ребенком, запертой в четырех стенах. Сюда может прийти любой малыш с кем-то из взрослых. Здесь не заводятся карточки, не спрашиваются фамилии и адреса.

2.4. Значение работы центр социальной помощи семье и детям.

Сначала, приведем мнения родителей, посещающих центр ранней социализации. Вот что говорит по этому поводу Оксана  Самарина: « Понравилось почти все, особенно моей дочке Саше (1 год). Много игрушек, горки, бассейн. Приятный персонал и вообще отношение. Атмосфера очень спокойная. Можно играть с кем-нибудь, можно и самим по себе. Единственное, что не очень понравилось - теснота. Комнатка немного маловата, а народу приходит прилично. Но все равно ребятки хорошо проводят время». Мнение Елены Первушеной такое:  «Стоит идти примерно месяцев с 6-ти, когда ребенок уже ползает и, главное, активно стремится познавать окружающий мир.

Информация о работе Характеристика и особенности процесса ранней социализации в семье