Формирование социальной защиты населения в Оренбургской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Актуализация социальной защиты населения состоит в том, что понятие «социальная защита» ассоциируется с понятием «социальная забота» государства, когда индивидуальная помощь человеку, группам людей, организованная профессионально подготовленными людьми и выражаемая понятием «социальная работа», своей конечной целью будет иметь поддержку уверенности человека в своих силах, своих возможностях. Именно поэтому в последнее время большинство специалистов социальной защиты населения отказываются от такого широкого, но неконкретного понятия как «социальная защита населения», а все больше пользуются термином «социальная поддержка населения со стороны государства».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы социальной защиты населения в РФ…………....7
1.1 Содержание понятия «социальная защита»……………………………………7
1.2 Нормативно-правовые основы социальной защиты населения в РФ…….....12
Глава II. Формирование социальной защиты населения
в Оренбургской области…………………………………………………………..17
2.1 Структура и полномочия Министерства социального развития Оренбургской области ……………………………………………………………17
2.2 Деятельность Министерства социального развития Оренбургской области по осуществлении социальной защиты населения………….…...……………....26
2.3 Направления совершенствования деятельности Министерства социального развития Оренбургской области ………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников и литературы……………………………...44

Файлы: 1 файл

Курсовая СУ.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

Основным содержанием процессов развития в системе социальной защиты населения является усиление адресности социальной поддержки, развитие самопомощи, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание помощи социально уязвимым группам населения. В связи с этим необходимо принять меры по упорядочению системы действующих и не всегда достаточно обоснованных льгот, чтобы увеличить размеры помощи реально нуждающимся гражданам.

Остро стоит проблема подготовки в российских ВУЗах специалистов по социальной работе, которая не имеет сложившихся традиций, длительной истории. Подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности как социальная защита не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система, тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых находится сейчас Россия. Для социальной работы требуется новая полная развернутая структура процесса подготовки, начиная от изучения социального заказа до программ индивидуального продолжения обучения в процессе непрерывного образования.

Кроме того, следует сказать о необходимости реформировать сложившиеся структуры Центров социального обслуживания населения: минимальное число сотрудников за мизерную заработную плату пытаются оказать весь перечень предусмотренных законодательством услуг. Функции некоторых отделов подменяются при выполнении других отделений своих обязанностей. Все это говорит о необходимости увеличения вместе с перечнем предоставляемых услуг числа отделений, которые будут обеспечивать их предоставление.

Таким образом, данные предложения и рекомендации помогут решить многие проблемы незащищенных слоев населения.

 

Заключение

 

Преобразования в политической, экономической и социальной областях, осуществляемые в государстве, предусматривают проведение активной социальной политики, которая должна основываться на правильно выстроенной системе приоритетов, поэтапном решении круга социальных проблем, выработке механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласования обязательств государства и реальных возможностей для их финансирования. Важнейшим аспектом государственной социальной политики является социальная защита населения. В современных условиях принят ряд законов, декларирующих предоставление нуждающимся категориям населения равных с другими гражданами прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Однако из-за тяжелого финансового положения на федеральном и региональном уровнях их реализация часто ограничена.

В сложившихся экономических условиях предпринимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Создаются механизмы социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу и других категорий населения. Однако, многие льготы, компенсации, социальные выплаты и пособия вводятся нередко без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. В результате ограничивается возможность для оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждается.

Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств - нормативно-правовых, социально-психологических, экономических и т. д. - обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. В этом смысле социальная защита населения, включающая в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения и т. д. Что касается субъектов РФ, то они должны обеспечивать и решать производственно-экономические задачи, развивать плановую и финансово-экономическую деятельность, создавать различные фонды социальной помощи, решать экономические проблемы и т. д. Велика в субъектах РФ роль органов социальной защиты, так как именно они призваны проводить политику государства, направленную на формирование устойчивых связей между различными уровнями организационной системы, которая устанавливает социальные отношения в обществе, обеспечивает людей потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивает экономическую самостоятельность в управлении.

На современном этапе в социальной защите населения Российской Федерации выделяется четыре приоритетных направления, которые базируются на соответствующих нормативно-правовых актах. Во-первых, это социальная защита детей, детства и отрочества, во-вторых, это социальная защита трудоспособного населения, в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан, в-четвертых, это социальная защита семьи. Однако каждый субъект Российской Федерации, основываясь не только на социально-экономической обстановке в стране, но и на собственных социально-экономических проблемах, строит свою систему социальной защиты населения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или иной категории граждан, нуждающихся в помощи, своеобразными являются и нормативно-правовые и финансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленные спецификой того или иного региона или муниципального образования.

В основу модернизации системы социальной защиты граждан должны быть положены следующие принципы:

  1. Принцип государственной ответственности.
  2. Принцип равенства всех граждан.
  3. Принцип соединения правового и этического регулирования.
  4. Принцип социального участия.
  5. Принцип социального партнерства.
  6. Принцип преемственности мер государственной социальной политики в отношении нуждающихся категорий граждан.
  7. Принцип социальной эффективности.
  8. Принцип единства политики в отношении граждан нуждающихся в государственной поддержке на федеральном, региональном и местном уровне.

Кроме того, следует сказать о необходимости реформировать сложившиеся структуры Центров социального обслуживания населения: минимальное число сотрудников за мизерную заработную плату пытаются оказать весь перечень предусмотренных законодательством услуг. Функции некоторых отделов подменяются при выполнении других отделений своих обязанностей. Все это говорит о необходимости увеличения вместе с перечнем предоставляемых услуг числа отделений, которые будут обеспечивать их предоставление.

Важным направлением реформирования оказания социальной поддержки населения является изменение принципов социальной защиты различных категорий нуждающихся.

В целом изменения должны идти, прежде всего, а в направлении изменения взаимодействия органов государственного и муниципального управления с некоммерческими и общественными организациями, развитием такой формы социального партнерства как социальный заказ, использование опыта зарубежных стран в плане развития социального партнерства.

 Все вышеперечисленное  свидетельствует о  том, что бескомплексное, включающее в себя государственный, региональный, местный уровни и  коммерческий сектор программы  социальной защиты населения во всех ее проявлениях, ее реальная реализация  никогда не достигнет пропагандируемых целей предполагаемые нами по улучшению социальной защиты населения несмотря на общественный характер их положения, тем не менее, в условиях любого региона или местности при своевременном и полном выполнении способны на наш взгляд коренным образом изменить ситуацию.

 

Список использованных источников и литературы

 

Нормативно-правовые акты:

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993 - М.: Юристъ, 1993.
  2. Федеральный закон от 2.08.1995г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
  3. Федеральный закон от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ».
  4. Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  5. Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  6. Федеральный закон от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи в РФ».
  7. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Собрание Законодательства РФ, 2001, № 52, ст. 4920.
  8. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.  Собрание Законодательства РФ, 2001, № 51, ст. 4831.
  9. Указ Президента РФ от 2.10.1992г. №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов».
  10. Указ Президента РФ от 30.05.1994г. №1110 «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан».
  11. Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г. №473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».
  12. Постановление Правительства РФ от 8.06.1996г. №670 «Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий».
  13. Постановление Правительства РФ от 24.06.1996г. №739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания».
  14. Указ Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 № 183 "Об утверждении положения, структуры и предельной численности министерства социального развития Оренбургской области"

 

Литература:

 

  1. Батыгин К. С. Право социального обеспечения: учебное пособие/К.С.Батыгин. -  М.: Дело, 2005. – 312 с.
  2. Виленский А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт/А.Виленский, И.Домнина // Вопросы экономики. - 2002. - №12. - С.29-34.
  3. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебное пособие/К.Н.Гусов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 356 с.
  4. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы/И.Г.Зайнышев. - М.: ВЛАДОС, 2008. – 207 с.
  5. Захаров М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечение России: Учебник/ М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова. - М: издательство БЕК, 2009. – 347 с.
  6. Карелова.Г Социальная защита: вчера, сегодня и завтра/Г.Карелова //Человек и труд. - 2002. - №6. - С.24-28.
  7. Круть С. Рецепты повышения эффективности социальной защиты населения известны/С.Круть // Человек и труд. - 2003. - №11. – С. 56
  8. Курбатов В.И. Социальная работа/В.И. Курбатов. – СПб.: Феникс, 2009. – 344.
  9. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право)/М.И.Лепихов. - М: ИНФРА-М, 2008. – 357 с.
  10. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: учебное пособие для вузов/Е.Е.Мачульская, Ж.Б.Горбачева. -  М.: ИНФРА-М, 2006.  – 390 с.
  11. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник/ А.Н.Савинов. - М.: ИНФРА -М, 2008. – 297 с.
  12. Смирнов С., Исаев Н. Социальная политика: новый курс/С.Смирнов, Н.Исаев //Вопросы экономики. - 2003. - №2. – С. 78
  13. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. Ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 398 с.
  14. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов/Г.В.Сулейманов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 369 с.
  15. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения: учебно-методическое пособие/Э.Г.Тучкова. -  М.: Юристъ, 2007. – 387 с.
  16. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: учебное пособие/В.Ш.Шайхатдинов. – СПб.: Питер, 2005. – 431 с.
  17. Шарин В. Социальное обслуживание; проблемы, пути развития/В.Шарин // Социальное обеспечение. - 2003. - №1. – С. 67-70

 

1 Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: учебное пособие для вузов/Е.Е.Мачульская, Ж.Б.Горбачева. -  М.: ИНФРА-М, 2006.  – 390 с

2 Захаров М.Л.,Тучкова Э. Г. Право социального обеспечение России: Учебник/ М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова.-М: издательство БЕК, 2009. – 347 с.

3 Виленский А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт/А.Виленский, И.Домнина // Вопросы экономики. - 2002. - №12. - С.29-34.

4 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993 - М.: Юристъ, 1993

5 Федеральный закон от 2.08.1995г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

6 Федеральный закон от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ».

7 Указ Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 № 183 "Об утверждении положения, структуры и предельной численности министерства социального развития Оренбургской области"

8 Указ Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 № 183 "Об утверждении положения, структуры и предельной численности министерства социального развития Оренбургской области"

9 Указ Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 № 183 "Об утверждении положения, структуры и предельной численности министерства социального развития Оренбургской области"

10 Указ Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 № 183 "Об утверждении положения, структуры и предельной численности министерства социального развития Оренбургской области"

11 Портал федеральной службы государственной статистики - gks.ru

12  Портал Администрации Оренбургской области - orenburg-gov.ru

13 Портал Администрации Оренбургской области - orenburg-gov.ru

14 Портал Администрации Оренбургской области - orenburg-gov.ru

15 Портал Администрации Оренбургской области - orenburg-gov.ru


Информация о работе Формирование социальной защиты населения в Оренбургской области