Формирование социальной защиты населения в Оренбургской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Актуализация социальной защиты населения состоит в том, что понятие «социальная защита» ассоциируется с понятием «социальная забота» государства, когда индивидуальная помощь человеку, группам людей, организованная профессионально подготовленными людьми и выражаемая понятием «социальная работа», своей конечной целью будет иметь поддержку уверенности человека в своих силах, своих возможностях. Именно поэтому в последнее время большинство специалистов социальной защиты населения отказываются от такого широкого, но неконкретного понятия как «социальная защита населения», а все больше пользуются термином «социальная поддержка населения со стороны государства».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы социальной защиты населения в РФ…………....7
1.1 Содержание понятия «социальная защита»……………………………………7
1.2 Нормативно-правовые основы социальной защиты населения в РФ…….....12
Глава II. Формирование социальной защиты населения
в Оренбургской области…………………………………………………………..17
2.1 Структура и полномочия Министерства социального развития Оренбургской области ……………………………………………………………17
2.2 Деятельность Министерства социального развития Оренбургской области по осуществлении социальной защиты населения………….…...……………....26
2.3 Направления совершенствования деятельности Министерства социального развития Оренбургской области ………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников и литературы……………………………...44

Файлы: 1 файл

Курсовая СУ.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

1.2 Нормативно-правовые  основы социальной защиты населения

 

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе - Конституции.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека4.

В Российской Федерации охраняются также труд и здоровье людей. Устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В статье 38 Конституции Российской Федерации записано:

1. Каждому гражданину  гарантируется социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Устанавливаются  пенсии и пособия.

В ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом [1, с.10].

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это:

  • обязательное пенсионное страхование работающих;
  • создания других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения;
  • принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

В частности, 2 августа 1995г. был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». По степени концентрации законодательного материала данный закон можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения.

Он отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей), что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан5.

Этот закон, по существу, является базовым для института социального обслуживания, т.к. регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо социальных групп населения -граждан пожилого возраста и инвалидов.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность; конфиденциальность; профилактическая направленность6.

Кодификационным законом, нормы которого регулируют общественные отношения, являются Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г. Основы закрепляют понятия охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности отдельно предусматривает право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Кодификационным также стал федеральный закон от 19 мая 1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. Это пособие по беременности и родам женщине, единовременное пособие женщинам, вставшими на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет. В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, в части изменения размера выплат.

Другим кодификационным законом стал Федеральный закон от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования». Он закрепил основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

Социальными пособиями граждане обеспечиваются в соответствии с указанным выше Законом РФ «О государственных пособиях гражданам имеющих детей», а также законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996г., Федеральным законом от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральными законами от 17 сентября 1998г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и от 12 января 1996г. «О погребении и похоронном деле».

Ряд текущих законов регулирует пенсионное обеспечение различных категорий граждан, это, например, Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

Социальная защита предполагает оказание помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей. В РФ изданы и действуют соответствующие нормативно-правовые акты по регламентации оказания социальной поддержки той или иной категории нуждающихся.

Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты населения, его интересов не срабатывают. Вот почему дальнейшее развитие и совершенствование системы социальной защиты требует более серьезного подхода к решению правовых вопросов.

 

Глава  II. Особенности формирование социальной защиты населения в Оренбургской области

 

    1. Структура и полномочия Министерства социального развития Оренбургской области

 

Министерство социального развития Оренбургской области                   является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере социальной поддержки, социального обслуживания населения, координацию вопросов, направленных на укрепление института семьи, защиты интересов и прав детей, а также реализацию концепций демографической политики Российской Федерации и Оренбургской области и осуществляющим полномочия в сфере опеки и попечительства в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Оренбургской области7.

Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной и законодательной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство возглавляет министр социального развития Оренбургской области (далее – Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Оренбургской области.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в сфере социального развития.

Министр имеет первого заместителя министра, заместителей министра, которые назначаются и освобождаются от должности Губернатором Оренбургской области.

Во время отсутствия Министра его обязанности выполняет первый заместитель министра либо один из заместителей министра в соответствии с приказом.

Структурными подразделениями Министерства являются управления и отделы.

Полномочия Министра:

  • распределяет обязанности между своими заместителями;
  • решает в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области о государственной гражданской службе вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Министерстве;
  • является представителем нанимателя, в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;
  • утверждает штатное расписание Министерства, смету расходов на его содержание в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий период;
  • утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности Министерства, а также отчеты об их исполнении;
  • вносит предложения по формированию бюджета подведомственных Министерству учреждений социального обслуживания;
  • издает в установленном порядке правовые, в том числе нормативные правовые акты, касающиеся деятельности организаций социальной защиты и социального обслуживания;
  • назначает проверки деятельности организаций, подведомственных Министерству;
  • представляет предложения о создании, реорганизации и ликвидации государственных учреждений социального обслуживания;
  • назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных Министерству учреждений;
  • представляет в установленном порядке работников Министерства и других лиц, осуществляющих деятельность в сфере социального развития, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации и Оренбургской области;
  • действует без доверенности от имени Министерства, представляет его во всех организациях;
  • осуществляет координацию деятельности органов и учреждений системы социального развития по вопросам, касающимся предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания, а также по другим вопросам, отнесенным к его компетенции;
  • организует прием населения по вопросам, входящим в его компетенцию;
  • заключает договоры и соглашения с физическими и юридическими лицами по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
  • утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, должностные регламенты и должностные инструкции работников Министерства;
  • совершает действия, направленные на государственную регистрацию Министерства, и иные действия, предусмотренные Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством8.

Также в Министерстве в целях рассмотрения наиболее важных вопросов его деятельности образуется коллегия, являющаяся совещательным органом.

В состав коллегии входят Министр, заместители министра, работники Министерства, представители других ведомств и организаций Оренбургской области.

Состав коллегии утверждается Губернатором Оренбургской области.

Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности системы социальной защиты и социального обслуживания.

Структура Министерства:

  1. Министр социального развития Оренбургской области
  2. Помощник министра
  • Отдел ведомственного контроля и координации переданных полномочий
  • Управление экономики и финансов
  • Отдел бухгалтерского учета и отчетности
  • Отдел казначейского исполнения бюджета
  • Отдел планирования и экономического анализа расходов
  • Управление правовой работы и трудовых отношений
  • Юридический отдел
  • Отдел государственной службы и кадров
  • Спецчасть
  1. Первый заместитель министра
  • Отдел реализации механизмов социальных выплат
  • Отдел по работе с ветеранами
  • Отдел реабилитации инвалидов
  • Отдел автоматизированных систем управления
  • Отдел организации приема граждан и документационного обеспечения
  1. Заместитель министра
  • Отдел анализа и прогнозирования социальных процессов
  • Отдел реализации семейной политики
  • Отдел координации отдыха и оздоровления детей
  1. Заместитель министра

Информация о работе Формирование социальной защиты населения в Оренбургской области