Формирование социальной защиты населения в Оренбургской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Актуализация социальной защиты населения состоит в том, что понятие «социальная защита» ассоциируется с понятием «социальная забота» государства, когда индивидуальная помощь человеку, группам людей, организованная профессионально подготовленными людьми и выражаемая понятием «социальная работа», своей конечной целью будет иметь поддержку уверенности человека в своих силах, своих возможностях. Именно поэтому в последнее время большинство специалистов социальной защиты населения отказываются от такого широкого, но неконкретного понятия как «социальная защита населения», а все больше пользуются термином «социальная поддержка населения со стороны государства».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы социальной защиты населения в РФ…………....7
1.1 Содержание понятия «социальная защита»……………………………………7
1.2 Нормативно-правовые основы социальной защиты населения в РФ…….....12
Глава II. Формирование социальной защиты населения
в Оренбургской области…………………………………………………………..17
2.1 Структура и полномочия Министерства социального развития Оренбургской области ……………………………………………………………17
2.2 Деятельность Министерства социального развития Оренбургской области по осуществлении социальной защиты населения………….…...……………....26
2.3 Направления совершенствования деятельности Министерства социального развития Оренбургской области ………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников и литературы……………………………...44

Файлы: 1 файл

Курсовая СУ.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы социальной защиты населения в РФ…………....7

1.1 Содержание понятия  «социальная защита»……………………………………7

1.2 Нормативно-правовые основы  социальной защиты населения в РФ…….....12

 Глава II. Формирование социальной защиты населения

 в Оренбургской области…………………………………………………………..17

2.1 Структура и полномочия Министерства социального развития Оренбургской области ……………………………………………………………17

2.2 Деятельность Министерства  социального развития Оренбургской области по осуществлении социальной защиты населения………….…...……………....26

2.3 Направления совершенствования деятельности Министерства социального развития Оренбургской области ………………………………………………….35

Заключение………………………………………………………………………….40

Список использованных источников и литературы……………………………...44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ в. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.

В свою очередь обострились проблемы социальной помощи, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России, ставшей феноменом цивилизованного общества.

Все эти обстоятельства обусловили тот факт, что изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.

Таким образом, рост социальной напряженности, изменения во всей социальной структуре общества, потребовали резкого перехода от системы государственного обеспечения здравоохранения, культуры, образования, отдыха к платным услугам, к необходимости самому обеспечить себя, свою жизнь. Все это привело к необходимости создания в России новой системы социальной защиты населения, которая определяется как организация службы личностной помощи людям.

Сегодня социальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. Важной проблемой становится защита всего населения от прогрессирующего обнищания.

В сложившихся экономических и социально-политических условиях роль, значение системы социальной защиты населения существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его жизненных проблем.

Актуализация социальной защиты населения состоит в том, что понятие «социальная защита» ассоциируется с понятием «социальная забота» государства, когда индивидуальная помощь человеку, группам людей, организованная профессионально подготовленными людьми и выражаемая понятием «социальная работа», своей конечной целью будет иметь поддержку уверенности человека в своих силах, своих возможностях. Именно поэтому в последнее время большинство специалистов социальной защиты населения отказываются от такого широкого, но неконкретного понятия как «социальная защита населения», а все больше пользуются термином «социальная поддержка населения со стороны государства».

Одна из конечных целей всей социальной политики населения, связана с концепцией независимой жизни, которая рассматривает человека и его проблемы в свете его гражданских прав, а не с точки зрения его личностных и социальных трудностей, и в обществе необходима ориентация на преодоление физических и психологических барьеров в окружающей среде с помощью социальных служб, методов и средств.

Необходимость специализации форм, совершенствования методов социальной защиты, возникающие вопросы финансирования социальной сферы обусловили повышенный интерес к разрешению данных проблем многих специалистов.

Интерес к формированию и функционированию системы социальной защиты населения на современном этапе проявляют многие исследователи современного российского общества. Так основы организации социальной защиты населения рассматриваются в трудах таких авторов как М.И.Кукушкина,  М.И. Лепихов, С.П.Маврина, А.Ф.Ноздрачева, Н.Подшибякина, О.В.Смирнова, Э.Г.Тучкова, В. Шарин и др.

Цель курсового исследования – рассмотреть деятельность органов государственной власти в сфере социальной защиты населения на примере Оренбургской области.

В соответствии с целью курсового исследования автором поставлены и решены следующие задачи:

  1. Изучить научную литературу по теме курсового исследования.
  2. Раскрыть содержание понятия «социальная защита».
  3. Рассмотреть нормативно-правовые основы социальной защиты населения.
  4. Рассмотреть структуру и полномочия Министерства социального развития Оренбургской области.
  5. Проанализировать деятельность Министерства социального развития Оренбургской области  по осуществлению социальной защиты населения в Оренбургской области.
  6. Выявить направления совершенствования деятельности Министерства социального развития Оренбургской области.

Объект исследования – Министерство социального развития Оренбургской области.

Предмет исследования – деятельность Министерства социального развития Оренбургской области.

Эмпирической базой исследования являются статистические данные, предоставленные Министерством социального развития Оренбургской области.

Поставленные цель и задачи достигаются при помощи таких методов исследования как методы изучения документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа, наблюдения, обобщения.

Данная курсовая работа объемом 46 страниц состоит из введения, 2 глав, включающих 5 параграфов, заключения и списка использованной литературы из 31 источника.

 

Глава I. Теоретические основы социальной защиты населения в РФ

 

1.1 Содержание  понятия «социальная защита»

 

Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств1.

Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований.

Характерным для современного этапа является быстрое развитие методологии и методики социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое значение. Необходимо отметить, что под методологией социальной защиты понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие, а под методикой – совокупность приемов, методов исследования и операций практического и теоретического освоения социальной защиты населения как система.

Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

  • социальное обеспечение;
  • социальное страхование;
  • социальную поддержку (помощь).

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:

  • избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;
  • оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;
  • содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Итак, одним из элементов социальной защиты населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

  • денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
  • натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Социальная помощь выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.2

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:

  • пенсионное страхование;
  • социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;
  • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • медицинское страхование3.

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Формирование социальной защиты населения в Оренбургской области